Развитие навыков наставничества у младших школьников через реализацию дополнительной образовательной программы «Группа временного пребывания»
статья

Перепелицына Светлана Владимировна

В материале представлен опыт работы учителя по формированию навыков наставничества в начальной школе, через реализацию дополнительной общеобразовательной программы "Группа временного пребывания" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_nastavnichestva.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков наставничества у младших школьников через реализацию дополнительной образовательной программы

«Группа временного пребывания»

Перепелицына С.В.

учитель начальных классов

I категории

     В настоящее время вопросом организации внеурочной деятельности задается большинство родителей младших школьников. Это связано с высокой занятостью родителей, при которой у них отсутствует возможность уделить должное внимание выполнению домашних заданий с ребёнкоми объяснить материал, который он не смог понять  на уроке.

   Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся, в данной ситуации, может стать работа групп временного пребывания (ГВП), созданных в нашей школе.

 С каждым годом спрос у родителей на данную образовательную услугу растёт.

Если говорить языком статистики, то организация ГВП  в школе в 2020 – 2021 учебном году актуальна для 40% родителей нашей школы.

    Не следует путать ГВП с группой продлённого дня (ГПД). В ГПД занятия направлены на реализацию большей степени воспитательных целей и задач. На самоподготовку отводится  минимальное количество времени.       В ГВП напротив, большая часть времени отводится на самоподготовку, у учителя есть возможность компенсировать пробелы в знаниях обучающихся.

     На протяжении многих лет, по запросу родителей  класса,  мной организуется занятия ГВП. В этом учебном году занятия посещают 13 обучающихся. Вся моя работа строится на разработанной мною программе ГВП, с учетом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, на формирование универсальных учебных действий.

  Цель  данной программы: создание благоприятных  условий для пребывания обучающихся в школе при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей;

Все это достигается при условии решения следующих задач:

  • воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины;
  • оказание помощи обучающимся в усвоении образовательных программ, выполнении домашних работ;
  • развитие  познавательных процессов и интересов личности.

     Каков контингент детей, посещающих ГВП? Наряду с сильными, мотивированными детьми, занятия в группе посещают слабоуспевающие дети и дети с ОВЗ (ЗПР) таких детей в моём классе - 5. Организуя выполнение детьми самоподготовки, я могу выявить наличие пробелов у таких обучающихся, спланировать работу по устранению данных проблем. У меня есть возможность индивидуально объяснить материал, отработать его

с обучающимся.

      На таких занятиях активно используется взаимопомощь детей: когда один ребенок чему-то научился, понял материал, а другой попросил объяснить. Каждому ребенку дается шанс стать для кого-то помогающим– наставником.

      Конечно, в начальной школе можно говорить только о развитии навыков наставничества, применяя ролевые модели  взаимодействия "успевающий – неуспевающий», «равный – равному».

      На занятиях дети часто работают в малых группах, при отработке нового материала, который был на уроке. А также я подбираю тренировочные задания обязательного уровня; направленные на восполнение пробелов. Каждой группе я даю свое задание, кроме того сильные дети помогают более слабым. Эти группы временные, поэтому слабый ученик, после того как усвоит материал, может перейти в группу к средним, а потом и к сильным.

      Нельзя не рассказать и о парном взаимодействии, в основе которого лежит идея обучения одним учеником другого.  Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Данную форму взаимодействия применяю для составления алгоритмов и работы по ним, для отработки правил по русскому языку и математике, для работы с текстом, отработки знания таблицы умножения и деления.

    Еще одной формой организациизанятий в ГВП (и учебной деятельности) направленной на развитие навыков наставничества – являются занятия –тренинги, которые я провожу для отработки определенных действий и закрепления учебного материала.

     Что же даёт такая работа обучающимся, как тем кому помогают и самим помогающим? Надо сказать, что здесь не стоит ожидать быстрых результатов, так как всё-таки в начальной школе дети приобретают только навыки наставничества. Но конечно они есть.

 Со стороны слабоуспевающих обучающихся, которым помогают наблюдается:

- положительная динамика в развитии познавательной активности, учебной деятельности.

- рост интереса и мотивации учащихся к предметам

- повышение самостоятельности выполнения работ;

Помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении материала своему однокласснику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фомирование коммуникативной компетенции младших школьников через реализацию музыкальных проектов

Выступление на конкурсе "Учитель года"  с докладом о методической работе .  В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы по созданию музыкальных проектов - мюзиклов....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

Духовно - нравственное воспитание школьников через реализацию основной образовательной программы Лицея №1

Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы....

Развитие познавательной деятельности младших школьников через реализацию приёмов и методов ТРИЗ

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, ...

Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"

Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....

«Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Тема выступления: «Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»...