Развитие навыков наставничества у младших школьников через реализацию дополнительной образовательной программы «Группа временного пребывания»
статья
В материале представлен опыт работы учителя по формированию навыков наставничества в начальной школе, через реализацию дополнительной общеобразовательной программы "Группа временного пребывания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_nastavnichestva.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков наставничества у младших школьников через реализацию дополнительной образовательной программы
«Группа временного пребывания»
Перепелицына С.В.
учитель начальных классов
I категории
В настоящее время вопросом организации внеурочной деятельности задается большинство родителей младших школьников. Это связано с высокой занятостью родителей, при которой у них отсутствует возможность уделить должное внимание выполнению домашних заданий с ребёнкоми объяснить материал, который он не смог понять на уроке.
Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся, в данной ситуации, может стать работа групп временного пребывания (ГВП), созданных в нашей школе.
С каждым годом спрос у родителей на данную образовательную услугу растёт.
Если говорить языком статистики, то организация ГВП в школе в 2020 – 2021 учебном году актуальна для 40% родителей нашей школы.
Не следует путать ГВП с группой продлённого дня (ГПД). В ГПД занятия направлены на реализацию большей степени воспитательных целей и задач. На самоподготовку отводится минимальное количество времени. В ГВП напротив, большая часть времени отводится на самоподготовку, у учителя есть возможность компенсировать пробелы в знаниях обучающихся.
На протяжении многих лет, по запросу родителей класса, мной организуется занятия ГВП. В этом учебном году занятия посещают 13 обучающихся. Вся моя работа строится на разработанной мною программе ГВП, с учетом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, на формирование универсальных учебных действий.
Цель данной программы: создание благоприятных условий для пребывания обучающихся в школе при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей;
Все это достигается при условии решения следующих задач:
- воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины;
- оказание помощи обучающимся в усвоении образовательных программ, выполнении домашних работ;
- развитие познавательных процессов и интересов личности.
Каков контингент детей, посещающих ГВП? Наряду с сильными, мотивированными детьми, занятия в группе посещают слабоуспевающие дети и дети с ОВЗ (ЗПР) таких детей в моём классе - 5. Организуя выполнение детьми самоподготовки, я могу выявить наличие пробелов у таких обучающихся, спланировать работу по устранению данных проблем. У меня есть возможность индивидуально объяснить материал, отработать его
с обучающимся.
На таких занятиях активно используется взаимопомощь детей: когда один ребенок чему-то научился, понял материал, а другой попросил объяснить. Каждому ребенку дается шанс стать для кого-то помогающим– наставником.
Конечно, в начальной школе можно говорить только о развитии навыков наставничества, применяя ролевые модели взаимодействия "успевающий – неуспевающий», «равный – равному».
На занятиях дети часто работают в малых группах, при отработке нового материала, который был на уроке. А также я подбираю тренировочные задания обязательного уровня; направленные на восполнение пробелов. Каждой группе я даю свое задание, кроме того сильные дети помогают более слабым. Эти группы временные, поэтому слабый ученик, после того как усвоит материал, может перейти в группу к средним, а потом и к сильным.
Нельзя не рассказать и о парном взаимодействии, в основе которого лежит идея обучения одним учеником другого. Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Данную форму взаимодействия применяю для составления алгоритмов и работы по ним, для отработки правил по русскому языку и математике, для работы с текстом, отработки знания таблицы умножения и деления.
Еще одной формой организациизанятий в ГВП (и учебной деятельности) направленной на развитие навыков наставничества – являются занятия –тренинги, которые я провожу для отработки определенных действий и закрепления учебного материала.
Что же даёт такая работа обучающимся, как тем кому помогают и самим помогающим? Надо сказать, что здесь не стоит ожидать быстрых результатов, так как всё-таки в начальной школе дети приобретают только навыки наставничества. Но конечно они есть.
Со стороны слабоуспевающих обучающихся, которым помогают наблюдается:
- положительная динамика в развитии познавательной активности, учебной деятельности.
- рост интереса и мотивации учащихся к предметам
- повышение самостоятельности выполнения работ;
Помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении материала своему однокласснику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фомирование коммуникативной компетенции младших школьников через реализацию музыкальных проектов
Выступление на конкурсе "Учитель года" с докладом о методической работе . В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы по созданию музыкальных проектов - мюзиклов....
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"
Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...
Духовно - нравственное воспитание школьников через реализацию основной образовательной программы Лицея №1
Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы....
Развитие познавательной деятельности младших школьников через реализацию приёмов и методов ТРИЗ
Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, ...
Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"
Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....
«Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Тема выступления: «Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»...
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов...