внеурочная деятельность "Функциональная грамотность"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И.Ракутина
РАССМОТРЕНО
На заседании методического совета
___________________
Протокол №1 от «30» 08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И.Ракутина
___________________________ Ивановой Г.Н.
Приказ № 81-ОД от «31» 08.2023 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Функциональная грамотность
1 б класс
Пономаревой Галины Николаевны
Учителя начальных классов
г. Ельня,2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований:
1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009г.
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И.Ракутина
4. Положения о внеурочной деятельности МБОУ Ельнинская СШ № 2 им. К.И.Ракутина
5. Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И.Ракутина на 2023-2024 учебный год
6. Авторской программы «Функциональная грамотность», М.В.Буряк, С.А.Шейкина,М., Планета, 2023г
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Цели курса:
-создание условий для развития функциональной грамотности;
- формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно- научная грамотность»
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способностей учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно –научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно – научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Задачи курса:
- развитие познавательных способностей младших школьников;
-развитие творческих способностей младших школьников;
- расширение кругозора учащихся
Количество часов по программе: 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Содержание курса внеурочной деятельности
« Функциональная грамотность»
Название разделов и тем Количество
часов для изучения Содержание курса внеурочной деятельности Формы организации и виды деятельности
Раздел1 Читательская грамотность
8 часов Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Игры, учебные занятия, конкурсы
Раздел II
Математическая грамотность 8 часов Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Учебное занятие, игры,
проект
Раздел III
Финансовая грамотность
8 часов Деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Учебное занятие,
игровое занятие,
занятие-конкурс
Раздел IV
Естественно – научная грамотность 9часов Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
Игровые занятия,
конкурсы, викторины, экскурсии в музей, библиотеку
Тематическое планирование
№п/п
Название темы Воспитательные задачи Количество
часов Резерв
1. Читательская грамотность Воспитание уважительного отношения к вечным ценностям человека.
Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны. 8 часов
2. Финансовая грамотность Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.Формирование умения сопоставления доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов.
Осознание личной ответственности за свои поступки. 8 часов
3. Математическая грамотность Воспитание толерантного отношения к окружающим.
Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. 8 часов
4. Естественно-научная грамотность Воспитание культуры общения.
Формирование умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение,быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе. 9 часов
Итого: 33 часа
Календарно-тематическое планирование
«Функциональная грамотность»
№ за-нятия Тема занятия
Дата Корректировка КТП Дополнительная информация с учётом специфики курса
«Читательская грамотность» 8 часов
1. Виталий Бианки. Лис и мышонок. Качество: осторожность, предусмотрительность.
2 Русская народная сказка. Мороз и заяц. Качество: выносливость, упорство.
3 Владимир Сутеев. Живые грибы. Качество: трудолюбие.
4 Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки.
5 Михаил Пляцковский. Качество: дружба, жадность.
6 Грузинская сказка. Лев и заяц. Качество: смекалка, наход-чивость, хитрость, глупость
7 Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Качество: смекалка, наход-чивость, хитрость, глупость
8 Евгений Пермяк. Четыре брата. Качество: семейные ценности.
«Финансовая грамотность» 8 часов
9 За покупками. Цена, товар, спрос.
10 Находчивый Колобок. Деньги, цена, услуги, товар.
11 День рождения Мухи-Цокотухи. Цена, стоимость, сдача, сбережения.
12 Буратино и карманные деньги. Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.
13 Кот Василий продаёт молоко. Реклама.
14 Лесной банк.
Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.
15 Как мужик и медведь прибыль делили.
Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом.
16 Как мужик золото менял. Услуга, равноценный обмен, бартер
«Математическая грамотность» - 8 часов
17 Про курочку Рябу, золотые и простые яйца
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.
18 Про козу, козлят и капусту. Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.
19 Про петушка и жерновцы . Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.
20 Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки.. Разложение числа 10 на два и три слагаемых.
21 Про наливные яблочки. Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20.
22 Про Машу и трёх медведей. Состав чисел 9, 10, 11.Задачи на нахождение суммы.
23 Про старика, старуху, волка и лисичку. Зада-чи на нахождение части. Состав числа 12.
24 Про медведя, лису и мишкин мёд. Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка.
Естественно-научная грамотность 9 часов
25 Как Иванушка хотел попить водицы. Вода, свойства воды.
26 Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. Воздушный шарик, воздух
27 Про репку и другие корнеплоды. Корнеплоды
28 Плывёт, плывёт кораблик. Плавучесть предметов.
29 Про Снегурочку и превращения воды. Три состояния воды.
30 Как делили апельсин. Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина
31 Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду. Зеркало, отражение, калейдо-скоп.
32 Иванова соль. Соль, свойства соли.
33 Владимир Сутеев. Яблоко. Как с помощью яблочного сока можно рисовать
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...
Программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 4 класса
Программа предназначена для проведения занятий по факультативному курсу "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению". Основной задачей курса является формирование читательской само...
Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"
программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".
Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...
Программа внеурочной деятельности " Грамотный читатель"
Программа внеурочной деятельности...