внеурочная деятельность "Функциональная грамотность"
рабочая программа

Пономарева Галина Николаевна

Функциональная грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_f.docx9.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И.Ракутина

              РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета

___________________  

Протокол  №1  от «30» 08.2023 г.

                                        УТВЕРЖДЕНО

Директор  МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И.Ракутина

___________________________ Ивановой Г.Н.

Приказ  № 81-ОД   от «31» 08.2023 г.

        

Рабочая программа

внеурочной деятельности

Функциональная грамотность

1 б класс

Пономаревой Галины Николаевны

Учителя начальных классов

                                               г. Ельня,2023г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  требований:

1. Федерального  закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009г.

3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И.Ракутина

4. Положения о внеурочной деятельности МБОУ Ельнинская СШ № 2 им. К.И.Ракутина

5. Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И.Ракутина  на 2023-2024 учебный год

6. Авторской программы «Функциональная грамотность», М.В.Буряк, С.А.Шейкина,М., Планета, 2023г

Срок реализации рабочей программы 1 год.

Цели  курса:

-создание условий для развития функциональной грамотности;

- формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно- научная грамотность»

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способностей учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни  общества.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока  «Естественно –научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно – научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.  Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Задачи курса:

- развитие познавательных способностей младших школьников;

-развитие творческих способностей младших школьников;

- расширение кругозора учащихся

Количество часов по программе: 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу

Содержание курса внеурочной деятельности

« Функциональная грамотность»

Название разделов и тем        Количество

часов для изучения        Содержание курса внеурочной деятельности        Формы организации и виды деятельности

Раздел1 Читательская грамотность        

8 часов        Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

        Игры, учебные занятия, конкурсы

Раздел II

Математическая грамотность        8 часов        Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.        Учебное занятие, игры,

проект

Раздел III

Финансовая грамотность

        8 часов        Деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

        Учебное занятие,

игровое занятие,

занятие-конкурс

Раздел IV

Естественно – научная грамотность        9часов        Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение

        Игровые занятия,

конкурсы, викторины, экскурсии в музей, библиотеку

Тематическое планирование

№п/п

                          Название темы        Воспитательные задачи        Количество

часов        Резерв

1.        Читательская грамотность         Воспитание  уважительного отношения к вечным ценностям человека.

Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны.        8 часов        

2.        Финансовая грамотность         Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.Формирование умения сопоставления доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов.

Осознание личной ответственности за свои поступки.         8 часов        

3.        Математическая грамотность        Воспитание толерантного отношения к окружающим.

Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.         8 часов        

4.        Естественно-научная грамотность         Воспитание культуры общения.

Формирование умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение,быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе.        9 часов        

Итого:                33 часа        

Календарно-тематическое планирование

«Функциональная грамотность»

№ за-нятия                   Тема занятия

        Дата         Корректировка КТП        Дополнительная информация с учётом специфики курса

«Читательская грамотность» 8 часов

1.        Виталий Бианки. Лис и мышонок.                        Качество: осторожность, предусмотрительность.

2        Русская народная сказка. Мороз и заяц.                         Качество: выносливость, упорство.

3        Владимир Сутеев. Живые грибы.                         Качество: трудолюбие.

4        Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко.                         Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки.

5        Михаил Пляцковский.                         Качество: дружба, жадность.

6        Грузинская сказка. Лев и заяц.                         Качество: смекалка, наход-чивость, хитрость, глупость

7        Русская народная сказка. Как лиса   училась летать.                         Качество: смекалка, наход-чивость, хитрость, глупость

8        Евгений Пермяк. Четыре брата.                        Качество: семейные ценности.

«Финансовая грамотность» 8 часов

9        За покупками.                         Цена, товар, спрос.

10        Находчивый Колобок.                         Деньги, цена, услуги, товар.

11        День рождения Мухи-Цокотухи.                         Цена, стоимость, сдача, сбережения.

12        Буратино и карманные деньги.                         Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

13        Кот Василий продаёт молоко.                         Реклама.

14        Лесной банк.  

                        Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.

15        Как мужик и медведь прибыль делили.

                        Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом.        

16        Как мужик золото менял.                        Услуга, равноценный обмен, бартер        

«Математическая грамотность» - 8 часов         

17        Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

                        Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.

18        Про козу, козлят и капусту.                         Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.

19        Про петушка и жерновцы .                        Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

20        Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки..                        Разложение числа 10 на два и три слагаемых.

21        Про наливные яблочки.                         Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20.

22        Про Машу и трёх медведей.                        Состав чисел 9, 10, 11.Задачи на нахождение суммы.

23        Про старика, старуху, волка и лисичку.                        Зада-чи на нахождение части. Состав числа 12.

24        Про медведя, лису и мишкин мёд.                        Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка.

Естественно-научная грамотность 9 часов

25        Как Иванушка хотел попить водицы.                        Вода, свойства воды.

26        Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.                          Воздушный шарик, воздух

27        Про репку и другие корнеплоды.                         Корнеплоды

28        Плывёт, плывёт кораблик.                         Плавучесть предметов.

29        Про Снегурочку и превращения воды.                        Три состояния воды.

30        Как делили апельсин.                         Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина

31        Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду.                        Зеркало, отражение, калейдо-скоп.        

32        Иванова соль.                         Соль, свойства соли.

33        Владимир Сутеев. Яблоко.                        Как с помощью яблочного сока можно рисовать

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

–  овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

–  осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о роли денег в семье и обществе;

– умение характеризовать виды и функции денег;

– знание источников доходов и направлений расходов семьи;

– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

– проведение элементарных финансовых расчётов

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.

Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...

Программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 4 класса

Программа предназначена для проведения занятий по  факультативному курсу "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению". Основной задачей курса является формирование читательской само...

Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"

программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".

Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...