Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе на тему "Органы чувств"
материал по окружающему миру

Цыренова Жаргалма Дамбиевна

Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе на тему "Органы чувств"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Самоанализ урока

                Уважаемые члены аттестационной комиссии, вашему вниманию было предложено занятие по окружающему миру в 3 «а» классе по теме «Органы чувств». Данный урок является вторым в разделе в соответствии с программой «Окружающий мир» по учебнику Плешакова (2 ч в неделю) УМК «Школа России». 

             Цели урока: сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств, положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; расширить  знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

Развивающие: Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.

Развивать эмоциональную сферу, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.

Воспитательные: формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, воспитывать любознательность у учащихся; бережное отношение к охране своего здоровья.

        Планируемые результаты.

Предметные: получат возможность уточнить представления об органах чувств, узнают о специфике разных органов чувств человека, учащиеся научатся рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы; применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметные.

Познавательные УУД: научатся ориентироваться в учебном информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации, использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; строить монологическую речь в устной форме.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу урока; определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: научатся работать парами и группами, совместно договариваться об ответе ,  приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов; слушать и понимать речь других, принимать различные точки зрения..

Личностные УУД: положительное отношение к изучению предмета, формирование первичных умений к самооценке и оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности,  проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, понимание причины успеха в учебной деятельности.

           Данный урок соответствует требованиям ФГОС, т.к. ориентирован на новые образовательные результаты; нацелен на формирование УУД.

          Это урок освоения новых знаний. Выбранная структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.

          Педагогические технологии, применяемые на уроке: 1)проблемно-диалогическая технология; 2) технология формирования продуктивного чтения; 3) технология оценивания учебных успехов; 4) информационно-коммуникативные; 5) здоровьесберегающий подход; 6)  Педагогика сотрудничества.

         Формы работы:

  • индивидуальная
  • фронтальная
  • групповая.

       Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала соответствовали цели урока. На уроке применялись методы обучения: методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий  диалоги; мотивирующий  приём  «яркое пятно» -  человечек без лица.

объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа. Репродуктивный (по образу) – работа с книгой. Исследовательский – работа с книгой по поиску информации. Проблемно- поисковый – беседа с выводом. Наглядный (презентация, таблички, стаканчики). Практические (работа с карточками,  работа с дополнительной литературой).

        Средства обучения: учебник, таблички, схема на доске, ТСО, оборудование для опытов: стаканы, кубик, мех, индивидуальные карточки, дидактический материал.

        Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация - определение темы и цели урока самими учениками.

        Для развития мыслительного процесса, достижения поставленных целей эффективно применялись групповая формы работы. Работа в парах и группах способствовала развитию толерантности, коммуникативных умений учащихся, созданию ситуации успеха, снятию волнения.

        Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей, соответствовал принципам научности и доступности.

         Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Все задания были нацелены на достижение целей урока.

        Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным.

       Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Активизации учения способствовал насыщенный материал урока, смена видов деятельности, разнообразные средства обучения.

       На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, аргументировали, высказывали своё отношение, не боялись дать неправильный ответ.          

     Таким образом, работоспособность учащихся обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. На уроке, с целью активизации работы, была  использована самопроверка. На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

       Таким образом, в ходе занятия создавались условия для формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД.

        Время, отведённое на все этапы занятия, было рационально распределено. Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор.  Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье сберегающая технология была включена танцевальная физкультпауза.

      Все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать, насколько дети усвоили данную тему.

         Структура урока соответствует его типу, целевому назначению.

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу.

         Следующий этап урока - подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности (таблички) и словесный метод. Здесь совершенствуется умение определять тип и формулировать цель урока с помощью учителя.

         Следующий этап - постановка учебной задачи, задача этого этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается посмотреть слайд, раскрывающий тему данного урока. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование фигурки человека без лица. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Так же на данном этапе ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал, для чего они изучают данную тему. 

        На основном этапе при изучении новых знаний для восприятия, осмысления и запоминания знаний постаралась разнообразить виды деятельности. Раскрытие проблемы стимулировало самостоятельность учащихся. Работа с текстами была направлена на усвоение учащимися умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов. Была организована практическая  работа по и. На данном этапе основные формы работы - групповая. Своевременное проведение динамической паузы способствовало устранению утомляемости учащихся.

Оптимальный темп урока, доброжелательные отношения с учащимися создавали благоприятный психологический климат.

         Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: подготовить благодарственное письмо. При подготовке к домашнему заданию нацеливала учащихся использовать творческий подход.

Оценка учащимися своих результатов учебной деятельности, усвоение новой темы  было проведено  в ходе самостоятельной работы с самопроверкой, где учащиеся сразу узнавали свой результат.

      А рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке и какие проблемы будут решать они на последующих уроках окружающего мира, т.е., каждый учащиеся оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

      При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет грамотного использования форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим.

     Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания детей к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ, который корректировался их одноклассниками и педагогом.

     Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать. Урок целей достиг:1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные достижения;

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.

3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.

4)Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.

В заключении хочется сказать. Профессия учителя очень ответственна. Написано о почетной педагогической миссии и ответственности много строк: торжественных, официальных, возвышенных. Поэтому хочется просто пожелать вам учеников, которые превзойдут своих учителей. Ведь для настоящего наставника самая большая награда и признак педагогического таланта - успешные ученики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс "Твои помощники-органы чувств"

Урок по Образовательной  системе "Школа 2100"Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн...

Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"

Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний.          Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...

Урок окружающего мира 3 класс Тема: "Органы чувств"

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" имеет следующие цели:           1. Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с вне...

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс. Тема:"Органы чувств"

Презентация преследует  цель:Наглядно сформировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой....

Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)

Самоанализ урока  окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...

Урок окружающего мира 4 класс «Многогранный мир чувств»

Раздел учебника  «Как работает организм человека»Урок  11Тип урока – урок изучения нового материалаЦель урока. Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС "НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ"

Учитель: Левицкая Татьяна ФёдоровнаУМК ПерспективаПредмет: Окружающий мир (автор: А.А.Плешаков, Новицкая)Тема: «Наши органы чувств»Класс: 3 бТип урока: Урок «открытия» нового з...