Доклад на педчтения (мастер-класс)
учебно-методический материал (1 класс)

Дина Викторовна

Тема: Дидактическая игра как средство формирования функциональной грамотности.

Цель мастер-класса: формирование представление у участников мастер-класса о дидактических играх, как о средстве формирования функциональной грамотности у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedchteniya.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дидактическая игра как средство формирования функциональной грамотности.

Цель мастер-класса: формирование представление у участников мастер-класса о дидактических играх, как о средстве формирования функциональной грамотности у младших школьников.

План:

  1. Что такое функциональная грамотность?
  2. Связь дидактических игр и функциональной грамотности
  3. Какие бывают дидактические игры?
  4. Проведение настольной игры с участниками.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Данное утверждение высказал Алексей Алексеевич Леонтьев и с ним впору согласиться, ведь в современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов.

Одна из важнейших задач современного образования – это формирование функционально грамотных людей для активного участия в социальной, экономической, культурной, политической деятельности.

Каждая образовательная область участвует в формировании всех видов функциональной грамотности. Грамотность в чтении и письме, естественно-научная грамотность, математическая, компьютерная, культурная, гражданская, грамотность в вопросах здоровья, юридическая и финансовая грамотность.

Мы знаем, что функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Важнейшей задачей школы является – формирование грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Наша задача: помочь детям с легкостью воспринимали окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях и идти к поставленной цели с желанием победить. Не секрет, что многие дети относятся к занятиям без энтузиазма. Причин тому много, но главная - отсутствие у детей интереса к учёбе. Один из вариантов использовать в своей работе на занятиях дидактические игры. Особенность этого подхода уход от чисто образовательной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Ведь через игру, дети часто не подозревают, что усваивают новые знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Дидактически игры – настоящая палочка-выручалочка для учителей начальных классов. До определенного возраста дети хорошо усваивают материал, поданный в игровой форме. Благодаря ей они получают новые знания и развивают свои умственные способности. Дидактические игры бывают разными. Согласно общей классификации, их делят на словесные, настольно-печатные и игры с предметами. Однако все они преследуют одну цель – чему-то научить и построены по одной и той же схеме: задача, действие и результат.

Дидактическая игра это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.

В своей работе я использую:

  1. Настольно-печатные игры. В эту группу входят обучающие занятия с использованием парных изображений, пазлов, кубиков или лото с картинками, звуками, слогами. На базе такого дидактического материала проводятся занятия на развитие внимательности, тренировку памяти, отрабатываются навыки систематизации предметов по различным признакам: по цвету, размеру, назначению, материалу, форме.
  2. Игры со словами. Направлены на речевое развитие воспитанников, расширение кругозора, отработку навыков правильного использования слов и коррекцию произношения. В основе таких дидактических игр лежит сочетание действий и слов. Дети учатся вести диалог с окружающими, грамотно формулировать свои высказывания, увеличивают словарный запас.

Всем известно, что хорошее усвоение учебного материала требует частого и многократного повторения. Использование игровых технологий позволяет разнообразить работу на уроке, что, в свою очередь, помогает удержать внимание учащихся на проблемах, изучаемых на уроке, и добиться наилучшего результата.

Кроме того, во время игры в малых группах учащиеся имеют возможность раскрыться как члены коллектива, нередко определяются и новые лидеры.

Использование игровых технологий позволяет сделать будничные шаги по изучению материала интересной и увлекательной дорожкой к знаниям.

А мы играем так.

На доске картинки с различными деревьями, а у ребят конверты с листьями. Класс делится на группы и каждой группе детей предлагается распределить данные листочки на деревьях на основе изученного материала ранее на уроке окружающего мира. Применение естественно-научной грамотности. Далее появляется дворник – дядя Вася. Он выполняет свою работу по расчистке двора от листьев и находит кошелек с деньгами, который потерял крокодил Гена. Решение математической задачи. В кошельке монеты 5 руб., 2 рубля, и 1 рубль. Сколько всего монет в кошельке? (Математическая грамотность)

Вопрос: оставит ли дядя Вася себе кошелек или вернет его Гене? Формирование правильной гражданской ответственности у детей.

А еще мы любим создавать игры сами. В просторах интернета можно найти множество различных заготовок, которые помогают детям применить свои знания на практике.

Например: 20 марта мы праздновали день Земли. Мною в интернете был найден шаблон для формирования представления у детей о круговороте воды в природе.

Сейчас я вам так же предлагаю расширить свой кругозор и выполнить данную работу.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....

Доклад на педчтения

«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь».Сократ...

Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."

Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....

Доклады, мастер-классы

Доклады, мастер-классы...

выступление на НПК,семинарах,педчтениях,проведение мастер- классов.итд

Выступая на различных педсобраниях учитель повышаетт свой профессиональный уровень....