Доклад на педчтения
статья (4 класс) на тему
«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь».
Сократ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedchteniya.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь».
Сократ
Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации. Для него открывается мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений.
Ключевой психологический фактор для развития самостоятельности ребенка семи-одиннадцати лет – развитие познавательной активности.
Перед школой стоит задача целенаправленного формирования у детей способности и потребности действовать самостоятельно. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Первое участвует в формировании второго. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Необходимым условием самостоятельности является активность, выступающая как средство реализации потенциала учащегося в достижении цели учения
Исходя из вышеизложенного, я определила цель своей работы: СЛАЙД 2
«Создание психолого-педагогических условий для успешного развития самостоятельности ребёнка через развитие познавательной активности».
Что я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором уверенной самостоятельности каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у первоклассника интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?
Принципиально значимым в работе с детьми считаю расширение традиционных видов деятельности учащихся и обогащение их новым содержанием. В своей работе с целью развития познавательной активности младшего школьника я постоянно использую перечень средств, представленных в схеме:
СЛАЙД 3
Поподробнее остановлюсь на каждом из них.
1. Информационно - коммуникационные технологии. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием ИКТ – на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. С использованием информационных технологий возможно осуществить задуманное, сделать урок современным. Следовательно, ИКТ должно выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, но ни в коем случае не подорвать здоровье. Информационно-компьютерные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Мой кабинет оснащен полным комплектом компьютерного оборудования, что дало мне возможность более тщательно изучить вопрос использования ИКТ на уроках. В результате на уроках я использую разные формы применения ИКТ:
- презентации;
- тренажёры;
- физминутки;
- тесты;
- развивающие игры;
- использование ЦОРов;
- проецирование работ учащихся для анализа или поиска по заданой теме или вопросу;
- музыкальное сопровождение уроков;
- урок информатики: от теории – к практике;
- использование возможностей Интернет сообществ;
- проектная деятельность.
Наиболее удачной и распространенной формой использования ИКТ являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. В ней могут быть показаны разнообразные моменты урока. Так как ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала и вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
КСО
Я на своих уроках стараюсь применять эту методику, детям она понятна и приемлема. Выполняя работу в парах, каждый проявляет себя, показывая глубину изучаемого вопроса. Например, мои ученики очень любят составлять словарные диктанты для друга, потом проверять их и оценивать работу. Очень эффективна работа в парах по разучиванию стихотворений или таблицы умножения, что помогает вторичному закреплению материала. С удовольствием ребята проверяют и оценивают работу другого, причём каждую поставленную отметку они должны обосновать, зная критерии оценивания, что помогает ребёнку реально оценить и свою деятельность.
Эта методика применима и при подготовке к внеклассным мероприятиям, при проведении классных часов. Например, классный час по теме «Охранять природу – значит охранять Родину» прошёл в форме групповой работы, где каждая группа решала свою задачу. (Задания для групп были определены заранее: 1-ая группа – выяснить всевозможные причины нарушения экологии и возникновения экологических катастроф; 2-ая группа – проанализировать (собрать подтверждающий материал) экологическое состояние нашей местности; 3-я группа – подготовить (разработать) предложения по устранению и предотвращению экологической катастрофы). Ребята поняли, что состояние окружающей среды зависит от каждого из нас.
Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Виды групповой работы. Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие.
Снежный ком. Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. 7 В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Пазлы. Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.
Прием «Зигзаг». Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил. В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
ИГРА Большое значение для развития познавательной активности младшего школьника имеет игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Стараюсь не приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.
Особенно широко использую игры на уроках при обучении первоклассников, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Стараюсь практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.) и способствуют активной социализации личности участника игры.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.
. Для развития познавательной активности у учащихся я также использую дифференцированные задания для самостоятельного изучения, которые составляю по трем уровням:
СЛАЙД 4
Дифференцированные задания | ||
Нормативный уровень | Компетентный уровень | Творческий уровень |
Задания должны обеспечить обязательное, т. е. установленное усвоение учебного материала и соответствует оценке «удовлетворительно». Как правило, это задание на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимания. | Задания соответствуют оценке «хорошо» и должны быть направлены на развитие у учащихся умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять. Типовыми для данного уровня являются вопросы: почему, зачем, как, в чем суть, как использовать и задания типа «приведите пример», «составьте опорный конспект». | Задания, соответствующие оценке «отлично», направлены на развитие самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала. Это задания по типу: сравнить, систематизировать, найти логическую ошибку, перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить или провести беседу или лекцию. |
Важнейшая составляющая таких заданий – выбор учеником оценки, на которую он претендует по той или иной теме.
Главный же результат – учебная деятельность перестает быть источником негативных форм психической напряженности и действительно превращается в ведущий тип деятельности учащихся.
Приведу пример дифференциации домашнего задания по окружающему миру из своего опыта работы.
СЛАЙД 5
Уровни дифференцированных заданий | По заданию учителя | По выбору ученика |
Установка: Оцените полученные знания и выберите себе задание на дом, которое вы бы хотели выполнить (возможные варианты выполнения задания выдаются каждому ученику) | ||
Нормативный | Для всех стр. 87, № 9. | Поработай на страницах учебника, расскажи родителям, о старинных предметах. Нарисуй рисунок. |
Компетентный | Стр. 86, № 4. для Захаровой Т, Игнатовой, | Поработай на страницах учебника, подготовь к следующему уроку сообщение о предмете, с которым познакомились сегодня на уроке. |
Творческого характера | Стр. 86, № 3 для ИвановаД, Петровй И.. | Используя дополнительную литературу, приготовь сообщение о старинном предмете, которого нет на страницах учебника. |
Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод.
Исследовательской работой занимались как коллективно, так и были индивидуальные проекты. Субботин Дмитрий защищал исследовательский проект по теме: «Почему в море легче научиться плавать, чем в реке или бассейне?». Коллективные исследования проведены на уроках Литературного чтения по темам «Устное народное творчество», дети распределяли сказки по заданным закономерностям и были распределены в группы (волшебные, бытовые, сказки о животных). По Окружающему миру учащиеся стараются проводить небольшие, несложные опыты. Как показала практика, после маленького открытия, сделанного самостоятельно, у детей появляется интерес, желание еще больше узнать.
Таким образом, развивая познавательную активность учащихся на каждом уроке, на внеклассных мероприятиях, я постепенно создаю условия для того, чтобы каждый ученик почувствовал себя винтиком единого школьного механизма, а впоследствии – гражданином единого российского общества.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.
Кто-то из великих сказал, что знания, даваемые детям насильно, душат разум.
Цель своей будущей профессиональной деятельности вижу в том, чтобы находить новые методы и формы работы с детьми, развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывать творчески мыслящую личность, способную адаптироваться в условиях быстро меняющейся жизни. И как сказал Дуглас Мэллох:
Если ты не можешь быть широкой дорогой,
Будь узенькой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе.
Только найди свое дело и старайся стать
самым лучшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для педчтений " Использование ИКТ в обучении младших школьников "
Презентация создана для доклада на Межрегиональных чтениях по теме " Использование ИКТ в обучении младших школьников "...
доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»
В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....
Педчтение на тему: "Сочинение - миниатюра"
Краткий доклад о разработке и апробации программы обучения сочинению детей младшего школьного возраста на уроках русского языка через развитие у них творческого воображения....
Росинские педчтения. "Воспитание в семье"
Воспитание ребенка в большей части происходит в семье....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....
выступление на педчтениях
Вытуление на педчтениях на тему: "Формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования...
Доклад на педчтения (мастер-класс)
Тема: Дидактическая игра как средство формирования функциональной грамотности.Цель мастер-класса: формирование представление у участников мастер-класса о дидактических играх, как о средстве формирован...