Мастер-класс "Рабочий лист как средство организации учебной деятельности"
рабочие листы

Дина Викторовна

Цель; рассказать коллегам о технологии создания и применения рабочих листов учащихся в предметной деятельности учителя.

 

Задачи, решаемые на мастер-классе:

 

1) показать роль рабочих листов в процессе организации познавательной деятельности школьников на уроках по предметам школьной программы;

 

2) рассказать о технологии создания рабочих листов учащихся;

 

3) создать макет рабочего листа учащегося с использованием ИК-технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рабочий лист как средство организации учебной деятельности.

Цель мастер-класса: рассказать коллегам о технологии создания и применения рабочих листов учащихся в предметной деятельности учителя.

Задачи, решаемые на мастер-классе:

1) показать роль рабочих листов в процессе организации познавательной деятельности школьников на уроках по предметам школьной программы;

2) рассказать о технологии создания рабочих листов учащихся;

3) создать макет рабочего листа учащегося с использованием ИК-технологий.

Используемый материал: рабочие листы, онлайн генераторы.

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции учителей начальных классов, совершенствование их практических навыков по применению рабочих листов на уроках.

Структура мастер-класса:

1. Теоретическая часть

Вступительное слово по теме: «Рабочий лист как средство организации учебной деятельности».

2. Практическая часть

Создание рабочих листов.

3. Рефлексия

Сценарий мастер-класса

1. Теоретическая часть

Здравствуйте, участники мастер-класса. Хочу представить свою работу по теме «Рабочий лист как средство организации учебной деятельности». Все мы испытали на себе обновленные ФГОС, когда есть рабочая программа, но нет к ней ни учебников, ни дидактических материалов. И каждый учитель решает эту проблему сам.

В настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации. Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными способностями.

Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся на различных этапах урока.

Рабочий лист помогает активизировать учеников на любом этапе урока, позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом, является замечательным средством получения обратной связи.

Что такое рабочий лист?

Рабочий лист - это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.

Главная задача рабочего листа – обучать ученика, учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным, если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов.

Организуя работу на уроке с рабочим листом, учитель решает несколько педагогических задач:

Обучения

Психологической поддержки

Организации учебного процесса

Контроля

Оценки

Организации дистанционного обучения

Формирования предметных знаний и общеучебных умений

Развития внимания, мышления

Можно использовать рабочий лист как на урок, так и на определенный промежуток времени- долгосрочный (Н. изучение темы-составление памяток или алгоритма)

Какие задачи решает РЛ?

Соответствие требованиям ФГОС.

Вариативность обучения (более глубокое изучение темы), формирование метапредметных УУД.

Индивидуальный подход.

Рабочий лист не привязан к учебнику, что актуально на сегодняшний день при работе с конструктором. Можно использовать любимых персонажей, разнообразные задания в зависимости от возраста.

Разнообразие форм учебной деятельности.

Рабочий лист предполагают различные варианты заданий с включением занимательных и игровых моментов.

Возможность многоразового использования.

Можно создать шаблон и редактировать для использования в разных классах. Можно заламинировать.

Лучший способ запоминания.

За счет возможности визуализации информация лучше запоминается. Кроме того, рабочий лист можно использовать как кластер.

Наполнение портфолио

Можно оформить рабочий лист как срезы по темам, читательский дневник, анкеты, листа достижений.

2 Практическая часть

Сейчас мы с вами создадим макет рабочего листа.

Знакомство с требованиями оформления рабочего листа.

Требования к оформлению рабочего листа

Выбрать тему

Прописать сценарий РЛ

Продумать наполнение.

Содержание РЛ не должно быть объемным, перегруженным информацией.

- Рабочий лист конкретного урока следует рассматривать как «дорожную карту», приближающую ученика к цели — достижению определенных предметных и метапредметных результатов.

Выбрать удобную программу.

Способы оформления заданий, стили и вариации рабочих листов могут быть различны. К формулировкам заданий предъявляются традиционные для них требования: грамотность, лаконичность, однозначность понимания и др.

Структура рабочего листа выглядит следующим образом:

- Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);

- Инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);

- Целеполагание (используем опорные слова для детей младшего школьного возраста);

- Задания (очень простое – простое –сложное – твое собственное задание.

Рядом с заданием вся теоретическая информация, которая необходима ребенку, для того, чтобы успешно справиться с ним, образцы, зона самопроверки в виде QR-кода или «перевернутого» правильного ответа);

- Рефлексия на каждом этапе урока.

Весь рабочий лист должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело№1, улика 1 и тд). Всё это способствует повышению мотивации к обучению.

Создание рабочего листа слушателями (одно задание).

Демонстрация работ.

3 Заключение

Стоит помнить, что рабочие листы не являются доминирующим (основным) инструментом для организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, а применение их на большинстве уроков неоправданное и даже вредное. Познавательная деятельность человека многогранна, следовательно, и методическое обеспечение формирования познавательных умений учащихся не должно замыкаться на относительно узком круге методических средств.

4. Рефлексия

Уважаемые коллеги, мой мастер-класс подошел к концу, я попрошу вас ответить на несколько рефлексионных вопросов для меня. И с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Лист рефлексии

1. Актуальность данной темы

2. Доступность объяснения в практической части

3. Возможность применения данного инструмента на вашем уроке

4. Какие вопросы у вас остались без внимания

Список интернет – ресурсов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка"

обобщение  опыта  по внедрению игровых технологий в учебный процесс на уроках русского языка, показать эффективность метода....

Проблемное обучение как средство организации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизироват...

Игра - эффективное средство организации учебной деятельности на уроке английского языка в начальной школе.

В статье рассматриваются игровые приемы на уроках английского языка в начальных классах....

Применение рабочих листов для организации учебной деятельности на занятии.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Имена собственные и нарицательные». Цели деятельности учителя: формирование представления об основной функции имен собственных, орфографического...

Использование рабочих листов как средство организации учебной деятельности

Обучение в рамках федерального государственного образовательного стандарта предполагает, что в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки ...