«Лэпбук» как инновационный подход в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
методическая разработка

Об использовании на уроках чтения в старших классах интересной формы работы - технологии создания «лэпбука», представленный в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Бурдаева Елена Ивановна,

учитель  русского языка и чтения,

Кировского областного государственного

общеобразовательного бюджетного учреждения

 «Школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

пгт Демьяново Подосиновского района»

(КОГОБУ ШИ ОВЗ

пгт Демьяново Подосиновского района)

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов направляет педагогов на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках?

В условиях модернизации системы образования у педагога в арсенале имеются доступные, надежные инструменты – технологии, методики, средства, позволяющие активизировать деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей, заинтересовать их, создать условия, способствующие интеллектуальному, личностному и творческому развитию. Среди них использование на уроках чтения в старших классах интересной формы работы - технологии создания «лэпбука», представленный в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства. Кроме того, работа с интерактивной папкой создает коррекционно - развивающий эффект: раскладывание иллюстративного материала по кармашкам, «по заданному образцу», вырезание и конструирование способствует развитию мелкой моторики. «Лэпбук» – это современное средство наглядности. Он способствует развитию воображения, яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемой теме, расширяет кругозор, способствует накоплению словаря и уточнению лексического значения слов.Применение «лэпбука» позволяет учитывать разные образовательные потребности обучающихся. Работа с интерактивной папкой отвечает основным требованиям ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по созданию условий для обеспечения таких особых образовательных потребностей, как: доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования, действенный характер содержания образования, использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и др. Применение «лэпбука» согласуется с требованиями стандарта по обеспечению деятельностного и дифференцированного подходов, разнообразия организационных форм образовательного процесса.«Лэпбук» позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников.

Что такое «лэпбук»?Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что чаще всего такие папки применяют в ДОО или в начальном образовании, но нужно отметить, что данную технологию с не меньшей эффективностью можно использовать и в обучении старшего школьного возраста. В этом случае у «лэпбуков» есть несколько явных достоинств: оригинальная форма организации учебного материала, отличающаяся от коллажей, конспектов; возможность задействовать сразу несколько органов чувств – зрение, тактильные ощущения; творческий результат индивидуальной или групповой работы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); узнать новую информация в ненавязчивой форме.«Лэпбук» можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Работа над «лэпбуком» достаточно разнообразна, кроме того, роль педагога в такой работе сводится к минимуму: он является не источником информации, а тем фактором, который подталкивает обучающихся к совершению открытий.

Зачем нужен лэпбук?

  1.  Это отличный способ для повторения пройденного.
  2.  Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию сообщений.
  3. «Лэпбук» хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • разнообразие игровых заданий;
  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
  • возможность структурировать сложную информацию;
  • возможность разнообразить самую скучную тему;
  • компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
  • вариативность использования заданий;
  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

При оформлении лэпбука нужно соблюдать ряд необходимых требований:

- Эстетичность –«лэпбук» должен быть оформлен красиво, аккуратно, поэтому нужно избегатьсмешения ярких цветов;

-Долговечность –«лэпбук» должен быть изготовлен достаточно крепким, нужно учитывать, что с нимбудут заниматься обучающиеся не один год;

-Минимум подписей - в«лэпбуке» все подписи должны быть напечатаны понятным для детейшрифтом;

-Информация, содержащаяся в «лэпбуке», должна быть понятна и соответствовать возрасту ребёнка.

Как сделать «лэпбук» своими руками?Для этого понадобятся следующие материалы:

  • картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
  • бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
  • принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей и/или скотч;
  • степлер.

С чего начать? Работа проходит в несколько этапов:

  1. выбор темы;
  2. обсуждение плана;
  3. создание макета;
  4. изготовление лэпбука;
  5. презентация и использование на уроке.

1 этап – выбор темы. Это самый главный этап, на котором ставим цель и определяем задачи. Можно выбрать одно литературное произведение. Это может быть обобщение по творчеству писателя или обобщение по разделу учебника и др. Когда определились с темой можно переходить к плану.

2 этап - план. Чем можно заполнить лэпбук по литературному чтению? Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Лэпбук позволяет каждому ребенку найти и выбрать что-то свое интересное и поделиться своими знаниями с другими. Вот только несколько примеров, как можно и чем можно заполнить лэпбук, как подать необходимую информацию.

«Биография писателя», «Информация о писателе или поэте» Обычно размещается на простом листе или в виде гармошки. «Вопросы викторины» Это карточки с вопросами по содержанию произведения.

«Литературное лото». Карточки с вопросами и ответами по произведению, или карточки с иллюстрацией и названием произведения, карточки с героями и др.

«Книжки-гармошки с текстами произведений, стихами, загадками». Подходит, если это небольшие по объему произведения.Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди начало или конец», «Троечки» или «Выбери правильный ответ», «Узнай по описанию», «Волшебный сундучок» («Черный ящик» и т.д.), «Мозаика»,  «Узнай сказку по иллюстрации», «Кроссворд», «Загадки», «Веселая раскраска»,  «Ребусы», «Переводчик»,  «Кто больше составит слов», «Потерянные или найденные вещи» и т.д. На данном этапе нужно отсечь все малозначительное, оставить существенное, самое интересное. На этом же этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени.

3 этап – макет. Теперь надо придумать, как в «лэпбуке» будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. Все это размещается на разных элементах папки: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А-4, сложенном в виде «лэпбука». Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.Элементы могут быть такими:кармашки (обычные), фигурные кармашки (корзинки, портфель, банка и т.д.), конвертики обычные и фигурные, вращающиеся круги,

книжки простые и книжка-гармошка, блокнотик разрезной (по горизонтали),блокнотик со страницами разной длины, лист, сложенный в несколько раз (2, 4), полоса, сложенная в несколько раз др.

4 этап – изготовление «лэпбука». Можно воспользоваться готовыми шаблонами конвертов. Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Готовые шаблоны кармашков для «лэпбуков» можно найти в Интернете. Заполняем все кармашки подобранным информационным материалом. «Лэпбук» готов!

5 этап – презентация «лэпбука».Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, формирует навыки сотрудничества. Данная интерактивная технология подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, и как раз создавая «лэпбук», им приходится детализировать информацию по теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И, как правило, одного урока или внеурочного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) осуществляется дома, после консультации с учителем.

Педагог оказывается в роли помощника в работе, одного из источников информации. Но обучающийся получает эту информацию не в виде готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Учитель не дает готовых знаний, но побуждает обучающихся к самостоятельному поиску. А само создание «лэпбука», необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями. 

Применяя интерактивное пособие «лэпбук» на уроках литературного чтения в старших классах можно выделить положительные стороны этой технологии:

- Использование разных форм организации деятельности обучающихся (индивидуальной, парной или групповой работы).В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.

- Ручная работа.Каждый «лэпбук» уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребята воспринимают заданную тему, какими средствами пользуются для достижения своих целей.

- Подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый). Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией «лэпбука» зависит от ученика, говорит о том, что при создании папки, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Хочу познакомить вас с«лэпбуком», изготовленным девятиклассниками по биографии Н. Рубцова. При создании интерактивного «лэпбука» был учтён принцип наглядности. Содержание каждой страницы соответствует возрасту и уровню речевого, интеллектуального развития обучающихся.

     Прежде была проведена предварительная работа: сотрудник городской библиотеки познакомила нас с понятием «лэпбук» и принципом его изготовления.

     1 этап. На первом уроке перед изучением темы, ребятам было предложено обобщающий урок по творчеству поэта провести с использованием технологии – изготовление передвижной папки. Новый вид деятельности заинтересовал школьников. Таким образом, тема «лэпбука» определена, задачи поставлены: организовать малые группы сотрудничества, изучить творческую биографию поэта, выявить интересные факты из жизни Н. Рубцова, обобщить информацию и оформить её, используя технологию «лэпбук».

    На 2 этапе составили план, т.еобсудили, что можно включить в «лэпбук». Обучающиеся распределились на группы, каждая выбрала творческое задание: найти информацию по биографии поэта, малоизвестные и интересные факты из жизни, подобрать фотографии в разные годы жизни его и связанных с ним людей, подобрать тексты стихотворений Н. Рубцова и др. Источником информации послужили документы из печатной периодики, сборники стихов, ресурсы Интернет.

На 3 этапе был сделан эскиз «лэпбука». Ребята из каждой творческой группы делали заготовки для своих сообщений: гармошки «Линия жизни», где дается краткая хронология жизни  Н. Рубцова по годам, «Темы произведений Н. Рубцова»; конверты «Н. М. Рубцов а разные годы жизни» -  фотографии, «Интересные факты из жизни Н. М. Рубцова»; кармашки «Сборники произведений Н. Рубцова, «Стихи Н. Рубцова», «Статьи из газет и журналов о Н. М. Рубцове»;  лист, сложенный в 4 раза «История одной песни», диск с песнями на стихи поэта; перелистывающиеся страницы «Биография Н. Рубцова» и подборка стихотворений о Н. Рубцове.

     На уроке обобщения каждая творческая группа выступила с подготовленными сообщениями в соответствии с заданием и поместила свой материал в папку.  В итоге была создана папка – «лэпбук» на тему «Я буду жить в своё народе» по биографии Н. Рубцова.

Результаты. По результатам опроса было выявлено, что работа по изготовлению и применению на уроках «лэпбука» очень нравится детям. Повысился читательский интерес, улучшились показатели по смысловому чтению. Наблюдается повышение познавательной активности обучающихся, проявление  интереса и желания делать своими руками. Развивается творческая инициатива, общая ручная умелость и мелкая моторика, пространственное мышление.

Заключение.

Использование инновационной технологии «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС.Создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая обучающимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Применяя в своей работе технику создания «лэпбука», у учителя появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

«Лэпбук» – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

Литература.

  1. Лэпбук как новейший способ систематизации знаний. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html (дата обращения 20.03.2016)
  2. Лэпбук как часть предметно-пространственной развивающей среды в детском саду. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetno-prostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html (дата обращения 03.04.2016)
  3. Консультация для педагогов: "Что такое лэпбук?". [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk(дата обращения 20.03.2016)
  4. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 161-164

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

Обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиямиФГОС НОО...

План воспитательной работы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Цель программы: разностороннее развитие ребенка, накопление им социального опыта для активного включения в жизнь общества.Задачи программы:развитие творческих способностей обучающихся;развитие интерес...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Тема выступления «Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

     Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) ...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...