ОРКСЭ
методическая разработка (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок ОРКСЭ
Класс : 4
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.
Тема урока: Россия – наша Родина.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урок:
- формирование представления о Родине;
- создание условий для изучения курса
Задачи урока:
- обобщить и актуализировать знания о Родине;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
- способствовать уважительного отношения к своей большой и малой Родине, толерантности;
- формировать понятийный аппарат.
Оборудование:
мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи (гимн, песни о Родине), выставка книг о Родине.
Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- задавать вопросы;
- пользоваться условными обозначениями учебника.
- умение выделять существенную информацию из различных источников;
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока;
- понимать цель выполняемых действий;
Предметные УУД:
- различать способы и средства познания окружающего мира;
- работать с учебником;
- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров.
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебный диалог;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;
- выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД:
- умение выделять нравственный аспект поведения
Планируемые результаты урока:
Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Метапредметные: получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении вопросов урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Поговорим?
- Поговорим. О чём?
- О разном и о прочем.
О том, что знаешь ты,
А что-то мне известно.
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
II. Сообщение темы урока.
- Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.
Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)
- О чём пойдёт речь на уроке?
III. Изучение нового материала.
1. - Составьте ряд родственных слов со словом родина , … (род, родной, родимый, родичи,…)
- Откуда же произошло слово «родина»?
Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.
- Подберите синонимы к слову Родина.
Родина … (Отчизна, Отечество…).
- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия) Главный город – Москва. У каждой страны есть свои символы. Угадайте из загадок.
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный … (Флаг)
Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава. (Гимн)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб)
Звучит гимн России.
-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.
Наше Отечество
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.
- Так почему же Родину называют Отечеством?
- Как ещё называет Ушинский нашу Родину? (матушка)
2 .- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)
«Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.
- Послушайте стихотворение Татьяны Коти о Родине.
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля –
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Работа с учебником (с.4-6)
- С чем связывали люди в глубокой древности образ мира, планеты, Вселенной?
- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.
(Показ иллюстраций картин известных художников: И. Левитан «Тихая обитель», А. Саврасов «Грачи прилетели», В. Полёнов «Московский дворик»
Вывод: родина у каждого своя.
3.- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?
Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень. Богата наша Родина природными богатствами: лес, нефть, газ, каменный уголь. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ. Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах.
- А как называется наша малая родина? (Республика Коми) Её столица Сыктывкар. Какие национальности проживают в нашей Республике? Люди разных национальностей, проживающих у нас, живут дружно и сплочённо.
4. - Какие русские военачальники вам известны?
- Что вам известно о защитниках нашей Родины?
(А.В.Суворов, П.И.Багратион, Г.К.Жуков)
- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?
- Как вы понимаете значение этого слова?
Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.
- Все ли из перечисленных людей русские?
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие, свободное, независимое существование страны, в которой живёт.
IV. Закрепление.
Самостоятельная работа.
1. Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.
В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.
-Какова главная мысль текста? (Самое ценное, что есть в России – это её люди.)
2. Работа с учебником (с.6-7). Ответьте на вопросы к тексту, данные в учебнике.
V. Подведение итогов урока.
Закончите пословицу:
- Нет земли краше, чем родина… наша!
- Береги землю любимую, как мать… Родимую.
- Кто за родину горой – тот истинный… герой.
- Нет в мире краше Родины… нашей.
- Человек без Родины, что соловей без… песни.
- Одна у человека мать, одна у него и… Родина.
- Народы нашей страны дружбой… сильны.
- Народное братство дороже всякого… богатства.
- Если дружба велика, будет Родина… крепка.
Объясните смысл двух последних пословиц.
Что поучительного в этих пословицах, какие нравственные ценности они нам передают?
- Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
-Чем богата наша страна? (природа, люди…)
6. Задание на дом.
В тетради изобразить родословное древо вашей семьи.
Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т. ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):
- К. Д. Ушинский . Наше Отечество
- Репродукции картин художников – пейзажистов: И.Левитана «Тихая обитель», А.Саврасова «Грачи прилетели», В.Д.Полёнова «Московский дворик»
- Учебник «Основы светской этики». 4 кл. (4-5 кл.), под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М. :Дрофа, 2018.
- Музыкальная запись гимна России.
- Презентация «Россия – наша родина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе
Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....
Урок дружбы по курсу ОРКСЭ
Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе. модуль «Основы светской этики»...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...