Индивидуальная работа с обучающимися
материал

Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего обучающегося 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_dlya_slabouspevayushchih.odt67.53 КБ
Файл iom_dlya_odaryonnyh_detey.odt22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

для слабоуспевающих учащихся МБОУ «СШ №44 с УИОП им. К.Д. Ушинского»  2022-2023 год.

Пояснительная записка.

   Цели:

  1.Обеспечить выполнение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Устава учреждения.

2.Повысить  уровень  обученности  и  качество  обучения  отдельных учащихся и  учреждения в целом.

  Одной из актуальных проблем в начальной школе остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

  Происходящие социально – экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведённое время и в необходимом объёме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создаёт трудности для нормального развития ребёнка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объёмом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.

  При работе со слабоуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребёнка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих обучающихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечёт за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Для организации процесса обучения с таким детьми разработаны рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала. Особое внимание нужно уделять: индивидуализации обучения, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Практика показала, что реализация вышеизложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

Цели и задачи ИОМ

Цель – формировать у учащегося приёмов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предметам. Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащегося.

Задачи:

  • Развитие индивидуальных форм внеурочной деятельности (ИОМ).
  • Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
  • Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
  • Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
  • Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
  • Активизация слабых учащихся.
  • Обогащение словаря и развитие речи.
  • Повышение уровня учебной мотивации; создание ситуации успеха.
  • Организация сотрудничества с родителями.
  • Индивидуализация процесса обучения;
  • Личностный подход.

Планируемые результаты программы

1.Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

2. Внедрение новых образовательных технологий.

Карта слабоуспевающего учащегося

Ф.И. учащегося  -

Класс

предмет- Литературное чтение, русский язык, математика.

Учитель: Жорина Кристина Игорьевна

1. Характеристика познавательной деятельности учащегося

1.1 мотивация к учебной деятельности :

  1. сформирована
  2. сформирована недостаточно
  3. не сформирована

1.2 устойчивость внимания:

  1. высокая
  2. средняя
  3. низкая

1.3 процесс запоминания и сохранения учебного материала

  1. быстро запоминает
  2. медленно запоминает
  3. быстро забывает
  4. медленно забывает

1.4 успешность в освоении различных форм обучения

  1. более успешен при письменных работах
  2. более успешен при устных опросах
  3. успешен в обеих формах
  4. не успешен в обеих формах

2.  Особенности внимания

  1. часто «отсутствует» на уроках
  2. не слышит вопроса
  3. внимание кратковременное
  4. периодически включается в урок
  5. стабильно удерживает внимание

3. Учебная активность

  1. пассивен
  2. отвечает, если спрашивают
  3. активно участвует в работе
  4. чрезмерно активен, переключает внимание на себя
  5. часто дает неправильные ответы

4. Заинтересованность в учебной деятельности

  1. большую часть времени занят своими делами (рисует, разбирает ручки и т.д)
  2. общается с другими учениками, отвлекает их
  3. переключает внимание учителя на себя
  4. включается в обучение на отдельных этапах

5. Степень усвоения материала

  1. усваивает с трудом
  2. понимает сразу, но для закрепления нужны усилия

с) быстро усваивает материал, легко формирует компетенции

6. Темп деятельности

  1. медленный
  2. средний
  3. быстрый
  4. неравномерный

Задачи индивидуально-ориентированного маршрута:

1.Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.

2.Психолого-педагогическая поддержка учащихся.

3.Повышение уровня учебной мотивации

4.Организация сотрудничества с родителями.

Способы работы с учеником:

-индивидуальные задания,

-организация парной и групповой работы,

-работа с консультантами,

-выбор «своего» домашнего задания.

 Формы контроля усвоения знаний выбираются в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

 В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика выставляется отметка о выполнении, родители ребёнка информируются учителем и подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

Индивидуально – образовательный маршрут

Ученика  3 класса

за 1 четверть

Цель: ликвидация пробелов по предмету русский язык, оказание помощи в усвоении программного материала.

Тема

Задания,

Способы

работы

Дата

Форма занятий по коррекции знаний

отметка

Письмо букв

Упражнения по коррекции дисграфии

индивидуальная

Письмо слогов

Письмо в прописях

Карточка- тренажер .

индивидуальная

Письмо слов, предложений под диктовку

Работа со словарными словами.

индивидуальная

Списывание текста

списывание.

индивидуальная

Письмо под диктовку, повторение изученных орфограмм

Карточки. Безударные гласные в корне слова. Тренажер.

индивидуальная

Контрольный диктант

Контрольная работа

индивидуальная

Звукобуквенный разбор слов

Работа в тренажере

индивидуальная

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Работа в тренажере

индивидуальная

Орфограмма «Безударная гласная в корне слова»

Письмо под диктовку, работа в тренажере

индивидуальная

Орфограмма «Безударная гласная в корне слова»

Письмо под диктовку, работа в тренажере

индивидуальная

Цель: ликвидация пробелов по предмету математика, оказание помощи в усвоении программного материала.

Тема

Задания,

Способы

работы

Дата

Форма занятий по коррекции знаний

отметка

Сложение и  вычитание чисел первого десятка

Карточки-тренажеры. Таблица сложения

индивидуальная

Сложение и  вычитание чисел первого десятка

Карточки-тренажеры. Таблица сложения.  

индивидуальная

Решение задач,  задачи на нахождение периметра

Самостоятельная работа. Таблица сложения. Решение задач

индивидуальная

Приемы устного сложения и вычитания Числа от 20-100. Решение задач

Карточки- тренажеры.

индивидуальная

Решение уравнений, решение задач

\тренажеры

индивидуальная

Письменные приемы сложения

тренажер

индивидуальная

Контрольная работа

индивидуальная

 Письменные приемы сложения и вычитания

карточки

индивидуальная

Цель: ликвидация пробелов по предмету чтение, оказание помощи в усвоении программного материала.

Тема

Задания,

Способы

работы

Дата

Форма занятий по коррекции знаний

отметка

Чтение слогов

Работа с «Азбукой»

индивидуальная

Чтение целыми словами

Работа с «Азбукой»

индивидуальная

Чтение целыми словами

Упражнения по мнемотехнике

Выразительное чтение

Чтение произведений К.И Чуковского

индивидуальная

Выразительное чтение

Чтение произведений Л.Н. Тостогово

индивидуальная

Пересказывание текста

индивидуальная

Чтение

индивидуальная

Определение главной мысли текста

индивидуальная

Упражнения в чтении текста

индивидуальная

Упражнения в чтении стихотворных тестов

индивидуальная

Ожидаемые  результаты

Целевая аудитория

Планируемый результат

Слабоуспевающие учащиеся

- повышение уровня учебной мотивации

- повышение интереса к предмету

Родители

 - дополнительная возможность контролировать успеваемость своего ребёнка по предметам гуманитарного цикла

-улучшение результатов учащегося

Педагог - предметник

Профессиональный рост:

-обобщение опыта на муниципальном уровне

- повышение квалификации

-участие в конкурсах педагогического мастерства

-повышение педагогическая компетентность.

Повышение качества знаний учащихся

Увеличение количества учащихся, победителей предметных олимпиад и творческих конкурсов.

Итоги работы по ИОМ

В результате работы по индивидуальному образовательному маршруту у обучающегося сформируются  основы учебно-познавательной компетенции:

  • научится самостоятельно самоорганизовываться на занятие;
  • сумеет планировать свою работу;
  • сможет оценить и проанализировать свою работу;
  • уменьшится количество ошибок в письменных самостоятельных работах по русскому языку и математике;

Родители (ознакомлены): _____________

Классный руководитель: _______________



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут для  одаренных обучающихся

4 класса МБОУ «СШ №44 с УИОП им. К.Д. Ушинского»

2022-2023 учебный год

                                         Пояснительная записка

Фамилия, имя ребенка

 Возраст

Вид одарённости – предметная

Склонности - математика

Форма работы – индивидуальная работа

Сопровождающий педагог – учитель начальных классов   Жорина К.И.

Актуальность: ИОМ обусловлена намерением обучающегося получить углубленные знания по предмету, научиться применять их в нестандартных ситуациях, в том числе для создания проектов. В дальнейшем для успешного прохождения итоговой аттестации в 4 классе и успешного обучения в 5 классе

   Данная рабочая программа рассчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор.

 Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из  цели,  решаются следующие задачи:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего образования.

Работа с одарёнными учащимися  по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме.

Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности.

Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии .

Место курса в учебном плане.

      Необходимость построения индивидуальных образовательных программ продиктована следующими фактами:

* Появились педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.

* Невозможно организовать индивидуальное обучение в классах с высокой наполненностью.

* Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования

Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать правильный выбор. Выбор того или иного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

1.Особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

2.Профессионализмом педагога;

3.Возможностями ОУ удовлетворять потребности обучающихся;

4.Возможностями материально- технической базы ОУ.

Ожидаемые результаты реализации ИОМ

    1.Углубленное изучение выбранной дисциплины в объеме, необходимом для успешного прохождения итоговой аттестации в форме ВПР

2.Овладение навыками самостоятельной работы

3.Развитие самоконтроля, самооценки, ответственности за правильность выбранного решения.

Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

- освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

- осуществления педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;

- активное включение обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению методам выбора маршрута обучающимися. В ходе этих занятий необходимо довести до обучающихся следующую информацию:

- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

- учебный план ОУ: выбор учебных предметов, составляющих инвариативную часть, предметы регионального и школьного компонентов; - особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ; - возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

    Такие занятия проводятся как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.

   В ходе учебной деятельности по мере необходимости от успешности можно корректировать количество часов, в зависимости от успешности прохождения той или иной темы. В процессе обучения педагог применяет различные формы учебной деятельности, такие как лекция, дискуссия, консультация. Используемые технологии: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения, поиск информации и работа с полученной информацией, представление результатов выполнения учебных задач.

Описание организационно-педагогических условий реализации ИОМ обучающегося.

Развертывание содержания по математике осуществляется в соответствии со следующими ориентирами:

– исключается дублирование учебного материала;

– осуществляется возврат к отдельным вопросам с целью их углубленного изучения на более высоком уровне.

Формы работы с обучающимся:

- индивидуальный подход к обучающемуся на уроках;

- использованием учителем элементов дифференцированного обучения;

- дополнительные занятия

- подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм;

- участие в олимпиадах школьного, муниципального, районного уровня.

Методы:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

Поисковый метод;

Проектный метод;

Метод проблемного обучения;

Метод эвристической беседы;

Формы контроля и отчета.

      Индивидуальное домашнее задание, мини – олимпиады, тесты, собеседование с учителем; выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов; консультирование одноклассников

 Содержание курса

Раздел 1. Из истории математики (5 часов)

Как люди учились считать? Римские цифры и как с ними работать. История математических открытий. Древние ученые Архимед, Евклид и Пифагор, их вклад в развитие математики как науки. Первые учебники.

Раздел 2. Математика в играх (5 часов)

Математические ребусы, кроссворды, загадки, фокусы. Конкурс на лучшую математическую загадку.

Раздел 3. Геометрия вокруг нас (10 часов)

Точки, углы, отрезки, лучи. Ломаная. Простые задачи на построение. Треугольники. Виды треугольников. Многоугольники. Проектная работа.

Раздел 4. Ах, этот мир задач… (8 часов)

Задачи в стихах. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи с многовариантными решениями. Олимпиадные задачи и их решение.

Раздел 5. Очень важную науку постигаем мы без скуки! (6 часов)

 Экспромт – задачки на смекалку и математические головоломки. Логические познавательные задачки-шутки. Час математики «Необыкновенные приключения в стране «Внималки - Сосчиталки». Конкурс-игра «Юный эрудит». Заключительное занятие «В гостях у царицы всех наук – Математики».

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Планируемая дата провед.

Примечание

Раздел 1. Из истории математики (5 часов)

 

1

Как люди учились считать?

 

 

2

Римские цифры и как с ними работать

 

 

3

Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки

 

 

4

Пифагор и его школа

 

 

5

Первые учебники

 

 

Раздел 2. Математика в играх (5 часов)

 

6

Математические ребусы, их составление и разгадывание

 

 

7

Математические кроссворды

 

 

8

Математические загадки. Конкурс на лучшую математическую загадку

 

 

9

Математические фокусы

 

 

10

Урок-игра «Кто быстрее разгадает?»

 

 

Раздел 3. Геометрия вокруг нас (10 часов)

 

11

Точки. Углы, виды углов

 

 

12

Отрезок. Обозначение отрезков, их сравнение

 

 

13

Лучи. Ломаная, виды ломаных

 

 

14

Простые задачи на построение

 

 

15

Треугольники. Виды треугольников

 

 

16

Треугольники. Проект «Ёлочка»

 

 

17

Многоугольники. Витраж. Мозаика

 

 

18

Многоугольники. Проект «Рыцарский замок»

 

 

19

Треугольники. Групповая работа на выбор: Колосок. Бабочки. Собачка.

 

 

20

Многоугольники. Проект «Дворец царицы математики»

 

 

Раздел 4. Ах, этот мир задач… (8 часов)

 

21

Задачи в стихах

 

 

22

Старинные задачи. Как решать?

 

 

23

Решение логических задач

 

 

24

Решение логических задач

 

 

25

Задачи с многовариантными решениями

 

 

26

Задачи с многовариантными решениями

 

 

27

Решение заданий международной игры «Кенгуру»

 

 

28

Решение олимпиадных задач

 

 

Раздел 5. Очень важную науку постигаем мы без скуки! (6 часов)

 

29

Экспромт – задачки на смекалку и математические головоломки

 

 

30

Логические познавательные задачки-шутки

 

 

31

Час математики «Необыкновенные приключения в стране « Внималки-Сосчиталки»

 

 

32

Конкурс-игра «Юный эрудит»

 

 

33

Волшебная игра Танграм

 

 

34

Заключительное занятие «В гостях у царицы всех наук – Математики»

 

 

 

Материально-техническое обеспечение:

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

1.     Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. - Волгоград: «Учитель», 2008. – 125 с.

2.     Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. - М.: Айрис – пресс, 2008. – 128 с.

3.     Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. - М.: «ВАКО», 2011. – 144 с.

4.     Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. - М.: АСТ, 2008. – 208 с.

Технические средства обучения:

- ноутбук;

- проектор;

- экран проекционный.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам для индивидуальной работы с обучающимся.

Материал предназначен для работы по индивидуальной программе (2 класс, коррекционное обучение, 8 вид)...

Дневник индивидуальной работы с обучающимися, которые состоят на ВШК

Дневник индивидуальной работы с обучающимися, которые состоят на ВШК...

Индивидуальная работа с обучающимися

Формы работы:v Индивидуальные и коллективные беседы с детьми о возникающих трудностях и проблемах.v Индивидуальные консультации по предметам.v Вовлечение в классные, школьные и внеклассные мероприятия...

Индивидуальная работа с обучающимися

Индивидуальная работа с учащимися и семьями, требующими особого внимания....

Перспективное планирование учителя –логопеда индивидуальной работы с обучающимся

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового вниманияРазвитие подвижности артикуляционного аппаратаОсновной комплекс артикуляционной гимнастикиРазвитие подвижности артикуляционного аппаратаКомплекс...

План профилактической индивидуальной работы с обучающимися

План профилактической индивидуальной работы с обучающимися "группы риска" на 2019/2020 учебный год...

Программа индивидуальной работы с обучающимися

Цели:- обеспечивать выполнение всеобуча;- повышать уровень обученности и качества обучения отдельных учеников и учащихся школы в целом....