Развитие речи младших школьников
статья
Предварительный просмотр:
Развитие речи младших школьников
Развитая речь у младших школьников способствует их быстрой адаптации в учебной среде, позволяет легче усваивать учебный материал, активно участвовать в общении с учителями и одноклассниками, способствует развитию мышления, памяти, является залогом успешного обучения и развития.
Для успешной речевой деятельности и речевого развития ребенка необходимы следующие условия:
Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности в общении, в передаче чего-то другим людям.
Второе условие любого речевого высказывания - это наличие информации, того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, речевых оборотов речи. Третье условие успешного речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.
В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное "чувство языка", на которое и опирается методика обучения.
Методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: восприятие хороших образцов речи, разнообразных и содержащих необходимый языковый материал, создание условий для собственный речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.
В развитии речи выделяются основные направления:
- Расширение словарного запаса и усвоение новых слов;
- Усвоение норм литературного языка и развитие речевой культуры;
- Развитие техники устной речи и дикции;
- Развитие умения слушать и понимать речь других людей;
- Развитие грамматических навыков и умений строить правильные предложения.
Словарная работа – на каждом уроке обогащает словарь учащихся, развивает их речь. Тщательно анализируем новые слова: рассматриваем их значение, состав, произношение, написание. Использую картинки, загадки, потешки, крылатые фразы и выражения, сказки, стихи, кроссворды, подбор к заданному слову синонимов и антонимов, поиск их в тексте; наблюдение за словами в контексте и толкование новых значений уже известных слов (многозначность слова), подбор однокоренных слов. «Пословицы и поговорки». Самое главное здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи.
При изучении данной темы провожу такие игры:
«Подскажи словечко»
«Закончи пословицу»
«Отгадай пословицу по данному слову»
«Составь пословицу из рассыпанных слов».
Упражнения по речевому этикету, учат общаться в нужной тональности, формируют такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывают внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации, культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах. Владение речевым этикетом – условие правильных взаимоотношений со сверстниками.
Провожу занимательные упражнения:
«Договори фразу»
-Ученик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… (здравствуйте).
-Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).
-Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).
-Когда нас бранят за шалости, говори…(простите, пожалуйста).
В работе часто использую чтение вслух «по ролям» различных текстов для развития техники устной речи и дикции, предлагаю выражать голосом определённые эмоции, среди которых радость, печаль, удивление, гнев и тому подобные, инсценируем прочитанный текст. Не забываю и о развитии гибкости речевого аппарата, достаточной громкости речи, учу детей владеть её ритмом и темпом, силой голоса, эмоциональными окрасками речи. Это делаю в специальных упражнениях по артикулированию звуков, путём чтения скороговорок и чистоговорок, хорового чтения стихов, показа образцов.
Использую упражнения:
- учу детей хорошо открывать рот (это достигается, в частности, правильной артикуляцией звука а) и плотно смыкать губы (этому способствует чёткое произношение звуков м, п, б);
- уточнение произношения звуков: у-у-у - сигналит паровоз, ф-ф-ф – фыркает ёж и т.п.;
- звукоподрожания: мышата – пи-пи-пи, колокольчики – динь-дон и т.д.
- произношу слово, предложение громко, а дети – тихо и наоборот;
- произнесение предложения в разных темпах: с ускорением к концу, затем с замедлением;
- произнесение слова, предложения с разной громкостью: очень громко, громко, тихо, очень тихо, шёпотом и наоборот;
- внятное и отчётливое произнесение слов и словосочетаний (сначала хором, потом самостоятельно, вслушиваясь в свою речь);
- вдох – выдох (сдуваем шар или задуваем свечу);
- вдох – выдох (считаем до 10);
- порционный вдох – выдох (нюхаем цветы);
- упражнения для языка: «Иголочка», «Качели», «Достань нос», «Тянись к подбородку», «Лошадка», «Слизываю варенье» и т.п.
При выполнении этих упражнений даю детям следующие рекомендации: дыхание свободное, горло не сжато, для этого голову нельзя опускать на грудь, поднять её выше, сидеть прямо.
Развивать навыки слушания и понимания можно с помощью упражнения на слушание и понимание текстов, аудирование и ответы на вопросы, а также обсуждение прослушанного материала, прослушивание аудиозаписей. Часто рассказываю учащимся интересные рассказы о различных явлениях и событиях из собственной жизни. Опыт показывает, что дети с интересом слушают мои рассказы, задают вопросы, охотно дают свои советы, просят всегда ещё что-нибудь рассказать. Любой яркий рассказ – это «погружение» ребёнка в речь взрослого, заимствование из неё речевых образцов. Дети «лепят» себя, наблюдая манеру говорить, копируя жесты. Рассказ учителя носит ещё и познавательный характер.
На развитие грамматических и орфографических навыков провожу упражнения на правильное построение предложений, использование правильных грамматических форм и правописание слов. Также использую игры и задания на закрепление этих навыков.
- От существительных с предлогом образуйте прилагательные, составьте с ними словосочетания.
- Разберите слова по составу.
- Вставь пропущенные буквы.
- Замените, одним словом.
- Игра «Третий лишний» Исключите из каждого ряда «лишнее слово». Объясните устно, по какому признаку вы его обнаружили.
- Игра «Из чего сок и варенье?». Запиши, какое варенье можно получить из плодов этого сока.
Клюквенный – клюквенное, брусничный – брусничное, черничный – черничное.
- Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.
- Найди и исправь ошибки и т.п.
Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, раскрепощение, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".
Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...
Развитие речи младших школьников
Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....
"Развитие речи младших школьников"
Отчёт по теме самообразования....
Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"
Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...
"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"
Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...
Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".
Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....