Развитие речи младших школьников
статья

Шевцова Марина Николаевна

Статья по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи младших школьников

     Развитая речь у младших школьников способствует их быстрой адаптации в учебной среде, позволяет  легче усваивать учебный материал, активно участвовать в общении с учителями и одноклассниками, способствует развитию мышления, памяти, является залогом успешного обучения и развития.

Для успешной речевой деятельности и речевого развития ребенка необходимы следующие условия:

        Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности в общении, в передаче чего-то другим людям.  

Второе условие любого речевого высказывания - это наличие информации, того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной. 
         Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, речевых оборотов речи.
Третье условие успешного речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. 
       В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное "чувство языка", на которое и опирается методика обучения.

      Методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: восприятие хороших образцов речи, разнообразных и содержащих необходимый языковый материал, создание условий для собственный речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть. 

В развитии речи выделяются основные направления: 

  • Расширение словарного запаса и усвоение новых слов;
  • Усвоение норм литературного языка и развитие речевой культуры;
  • Развитие техники устной речи и дикции;
  • Развитие умения слушать и понимать речь других людей;
  • Развитие грамматических навыков и умений строить правильные предложения.

Словарная работа – на каждом уроке обогащает словарь учащихся, развивает их речь. Тщательно анализируем новые слова: рассматриваем их значение, состав, произношение, написание. Использую картинки, загадки, потешки, крылатые фразы и выражения, сказки, стихи, кроссворды, подбор к заданному слову синонимов и антонимов, поиск их в тексте; наблюдение за словами в контексте и толкование новых значений уже известных слов (многозначность слова), подбор однокоренных слов. «Пословицы и поговорки». Самое главное здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи.  

При изучении данной темы провожу такие игры:

«Подскажи словечко»

«Закончи пословицу»

«Отгадай пословицу по данному слову»

«Составь пословицу из рассыпанных слов». 

Упражнения по речевому этикету, учат общаться в нужной тональности, формируют такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывают внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации, культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах. Владение речевым этикетом – условие правильных взаимоотношений со сверстниками.

Провожу занимательные упражнения: 

«Договори фразу» 

-Ученик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… (здравствуйте).

-Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

-Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).

-Когда нас бранят за шалости, говори…(простите, пожалуйста).

 

            В работе часто использую чтение вслух «по ролям» различных текстов для развития техники устной речи и дикции, предлагаю выражать голосом определённые эмоции, среди которых радость, печаль, удивление, гнев и тому подобные, инсценируем прочитанный текст. Не забываю и о развитии гибкости речевого аппарата, достаточной громкости речи, учу детей владеть её ритмом и темпом, силой голоса, эмоциональными окрасками речи. Это делаю в специальных упражнениях по артикулированию звуков, путём чтения скороговорок и чистоговорок, хорового чтения стихов, показа образцов.

Использую упражнения:

- учу детей хорошо открывать рот (это достигается, в частности, правильной артикуляцией звука а) и плотно смыкать губы (этому способствует чёткое произношение звуков м,  п,  б);

- уточнение произношения звуков: у-у-у - сигналит паровоз, ф-ф-ф – фыркает ёж и т.п.;

- звукоподрожания: мышата – пи-пи-пи, колокольчики – динь-дон и т.д.

- произношу слово, предложение громко, а дети – тихо и наоборот;

- произнесение предложения в разных темпах: с ускорением к концу, затем с замедлением;

- произнесение слова, предложения с разной громкостью: очень громко, громко, тихо, очень тихо, шёпотом и наоборот;

- внятное и отчётливое произнесение слов и словосочетаний (сначала хором, потом самостоятельно, вслушиваясь в свою речь);

- вдох – выдох (сдуваем шар или задуваем свечу);

- вдох – выдох (считаем до 10);

- порционный вдох – выдох (нюхаем цветы);

- упражнения для языка: «Иголочка», «Качели», «Достань нос», «Тянись к подбородку», «Лошадка», «Слизываю варенье»  и т.п.

При выполнении этих упражнений даю детям следующие рекомендации: дыхание свободное, горло не сжато, для этого голову нельзя опускать на грудь, поднять её выше, сидеть прямо.

Развивать навыки слушания и понимания можно с помощью упражнения на слушание и понимание текстов, аудирование и ответы на вопросы, а также обсуждение прослушанного материала, прослушивание аудиозаписей. Часто рассказываю учащимся интересные рассказы о различных явлениях и событиях из собственной жизни. Опыт показывает, что дети с интересом слушают мои рассказы, задают вопросы, охотно дают свои советы, просят всегда ещё что-нибудь рассказать. Любой  яркий рассказ – это  «погружение» ребёнка в речь взрослого, заимствование из неё речевых образцов. Дети «лепят» себя, наблюдая манеру говорить, копируя жесты. Рассказ учителя носит ещё и  познавательный характер.

На развитие грамматических и орфографических навыков  провожу упражнения на правильное построение предложений, использование правильных грамматических форм и правописание слов. Также  использую игры и задания на закрепление этих навыков.

- От существительных с предлогом образуйте прилагательные, составьте с ними словосочетания.

- Разберите слова по составу.

- Вставь пропущенные буквы.

- Замените, одним словом.

- Игра «Третий лишний» Исключите из каждого ряда «лишнее слово». Объясните устно, по какому признаку вы его обнаружили.

- Игра «Из чего сок и варенье?». Запиши, какое варенье можно получить из плодов этого сока.

Клюквенный – клюквенное, брусничный – брусничное, черничный – черничное.

- Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

- Найди и исправь ошибки и т.п.

Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, раскрепощение, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Развитие речи младших школьников

Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

"Развитие речи младших школьников"

Отчёт по теме самообразования....

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....