Статья "Мотивация учебной деятельности младших школьников"
статья (3 класс)

Лепешкина Мария Владимировна

Статья посвящена такой проблеме как мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста. Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также даётся характеристика познавательным и социальным мотивам. Делается вывод о том, что у большинства детей младшего школьного возраста мотив учения ещё не сформирован, однако ведущими мотивами учения несомненно являются социальный и познавательный, а второстепенными похвала родителей и учителя, а так же хорошая оценка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_uchebnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности младших школьников.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Беседуя с родителями, я не раз слышала такие высказывания: «Не хочет идти в школу», «Не хочет делать уроки», «Пока не скажу, не сделает», «Не проконтролирую, не выполнит», и т.д. и т. п.  Это неудивительно. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

В то время как может он просто влюбиться

И в мыслях в другие миры улететь?

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

А главное – просто ребёнка любить».

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

Социальный заказ общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания. Актуальность обусловлена следующим: мотивация выполняет важные функции в обучении, побуждает поведение, направляет и организует его, придаёт ему личностный смысл и значимость. Актуальность заключается ещё и в том, что организация учебной деятельности, сопровождаясь развитием познавательного интереса, помогает формированию таких качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что обеспечивает развитие личности. Она создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

Для того, чтобы мотивировать людей, детей, нужно понять, что такое мотивация?

Что такое мотивация?

Мотив-это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребностей.

Мотивация- психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Что она объясняет?

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Составляющие мотивации:

Потребность-  это состояние нужды в чём-либо.

Мотив-это то, что побуждает человека к действию, это предмет,  который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев)

Источники мотивации:

  1. Внутренняя мотивация – внутреннее побуждение индивида совершить определенное действие (интересы, потребности и т.д.).
  2. Внешняя мотивация — внешнее воздействие на поведение индивида, путем склонения или принуждения совершить определенный поступок (или наоборот не совершать определенное действие) направленное на достижение желаемой цели.

Три типа отношения к учению:

положительное, безразличное и отрицательное.

  • Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.(стремимся к чему-либо)
  • Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.  (уход от чего-либо. ( я заболел, у меня болит голова))

Потребность-это причина мотивации., т.е. сначала у нас появляется потребность, а потом уже цель. Значит потребность первична.

Перед Вами пирамида Маслоу, он выделил семь видов потребностей:

Физиологический

Объединяет то, что естественным образом связано с жизнедеятельностью человека и его социальностью.

  • мы дышим, для этого важен свежий и чистый воздух;
  • спим не менее 7 часов в сутки на удобной постели;
  • едим, поэтому постоянно пополняем запасы пищи;
  • нам нужна одежда, чтобы защититься от погодных изменений и выйти в свет;
  • мы бережем здоровье.

Безопасность

Необходимость чувствовать защищенность и комфорт для себя и своих близких.

  • ребенок плачет, когда уходит мама, потому что теряет защиту;
  • мы живем в теплых домах;
  • закрываем двери на замок;
  • получаем социальные гарантии на работе;
  • страхуем имущество и здоровье.

Социальный

Включает общение, привязанности, создание семьи, совместную деятельность.

  • любим похвалу;
  • ищем друзей;
  • вступаем в сообщества;
  • выходим замуж и женимся;
  • участвуем в мероприятиях;
  • ходим в гости.

Престиж и репутация

Напоминает о желании быть нужным и важным, уважать себя и получить признание от общества.

  • мечтаем выиграть конкурс;
  • получить звание;
  • написать книгу;
  • вести свой блог;
  • войти в профессиональный рейтинг.

Познавательный (творческий)

Выражает стремление к новым знаниям, расширению эрудиции и развитию интеллекта.

  • путешествуем;
  • получаем второе образование;
  • проходим курсы;
  • участвуем в тренингах и семинарах;
  • изучаем методики познания.

Эстетический

Помогает прийти к гармонии и радости через красоту и искусство.

  • посещаем выставки и музеи;
  • коллекционируем предметы искусства;
  • ходим на концерты, спектакли;
  • украшаем свой дом, лепим, рисуем, творим

Духовный

Высший уровень потребностей в гармоничном развитии личности.

  • ищем свой путь;
  • пересматриваем систему ценностей;
  • обращаемся к наставникам;
  • реализуем планы и мечты.

Как я уже сказала, сначала идут потребности-цель-мотивы.

Отношение школьника к учению выражается в следующей активности:

-   готовность выполнять учебные задания

-   стремление к самостоятельной деятельности

-   сознательность выполнения задания

-   систематичность обучения

-   стремление повысить свой личный уровень, самостоятельность: осуществление деятельности самим учащимся без помощи учителя, взрослых.

 Что такое внешняя и внутренняя мотивация и почему у ребёнка низкий уровень мотивации?

Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).

Для  развития  личности ученика наиболее благоприятным   является    преобладание  внутренней мотивации учебной  деятельности.

          Обучение   будет  успешным, если  внутренне  принято  ребенком, если  опирается  на  него потребности, мотивы, интересы, т. е.  имеет  для  него  личностный  смысл.

Истинный источник мотивации человека находится  в нём самом.  

        Вот почему значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения -  внутренним побудительным силам.

Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.

Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована.

Структура мотиваций:

  1.  Познавательная мотивация.

Ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился.

  1. Мотивация достижения успеха.

Ребёнок проявляет желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.

    В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей.

Мотивация успеха:

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника.

    Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.            

  1. Престижная мотивация

Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

  1. Мотивация избегания неудачи.

Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.

5.   Компенсаторная мотивация

Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п.

  В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.

Преобладающая мотивация:

Среди разнообразных социальных мотивов учения ведущими в начальной школе являются мотивы :

-    «доставить радость родителям»,

  • «хочу больше знать»,
  • «на уроке интересно».

Мотивационная роль отметки:

В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей.

Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку.

Учащиеся 1-2 классов воспринимают отметку  как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

-Давайте посмотрим на отношение родителей к школьной отметке:

  • Что ты получил сегодня?
  • Ничего, не расстраивайся, у нас еще есть время все исправить.
  • Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
  • Марш в свою комнату! И не показывайся мне на глаза!
  • Ты ведь умница! В следующий раз учительница в этом убедится.
  • Сколько можно тебе это объяснять!
  • Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?
  • Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
  • Садись и учи еще раз, а я потом проверю!
  • Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
  • Знаешь, когда я была маленькой, этот материал тоже давался мне с трудом.
  • Давай еще раз заглянем в учебник, я думаю это нам поможет.
  • Вот так и будешь на тройках и двойках ехать?
  • Вот придет отец, он тебе покажет за двойку!
  • Посмотри, как я учился, а ты?            

Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок, объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда.

Не заставляйте ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

Никогда не выражайте сомнений по поводу объективностивыставленной вашему ребенку оценки вслух.

Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

Поддерживайте ребенкав его, пусть не очень значительных, но победах над собой.

Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Как поддерживать школьную мотивацию?

  1. Поддерживать и формировать интерес к информации

                «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Роль взрослых поощрять этот интерес. Младших школьников волнует, как все вокруг устроено, как все работает, собирается и разбирается.

  1. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия.

                 Дойти до эффективного способа решения самому - это удовольствие исследователя творца. Необходимо развивать самостоятельность мышления детей.

  1. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения

                Возможность общаться  и выстраивать ценные для детей  отношения с родителями и педагогом - для многих огромный стимул.

  1. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации.

                   Некоторым детям присуща такая черта, как демонстративность.  Если  дети лишены возможности проявлять эту особенность «законным путем», то они вынуждены устраивать представления, кривляться.    

                   Всем детям нужны ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они стимулируют к учебе.

  1. Создавать ситуацию успеха и социального признания.

            Многие  детей готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые.

  1. Использование мотивов избегания наказания, получение материальных выгод и преимуществ.

                   Для многих школьников практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись.

                 Такие стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения габаритов как наказания, так и поощрения. Если это  единственный источник, то вряд ли мы стоит  ожидать хороших  учебных результатов.

Заинтересованность взрослых:

Как формировать отношение к учёбе младшего школьника.

  1. Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.)
  2. Развивайте его познавательные интересы.
  3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.
  4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не отметка играет решающую роль, а то, за что он получил её.
  5. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.
  6. Учите ребёнка планировать свою деятельность.
  7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.        

Как установить контакт с ребенком?

  • устранить все, что порождает конфликт;
  • перестать читать нотации;
  • не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
  • нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
  • относиться сдержанно к школьным неудачам
  • интересоваться, чем живет ваш ребенок;
  • постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
  • выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;        

Я бы хотела закончить высказыванием К. Д Ушинского: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Мотивация учебной деятельности младших школьников.

Мотивация учебной деятельности  младших школьников....

Презентация " Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"

Презентация к выступлению на ШМО "Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"...