Мотивация учебной деятельности младших школьников.
статья на тему

Байдарико Ирина Константиновна

 

                   Мотивация учебной деятельности  младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Учитель  начальных  классов

                                                                                     МОУ «СОШ№2»

                                                                                    Байдарико И.К.

Доклад  на городском семинаре- практикуме для учителей начальных классов школ города и района «Формирование учебной деятельности.»

                   Мотивация учебной деятельности  младших школьников.

             Проблема  формирования  мотивации  учения  лежит  на  стыке  обучения   и  воспитания,  является  важным  аспектом  современного  обучения.  Это  означает,  что  в  поле  зрения  учителя   не  только  осуществляемое  школьником  учение,  но  происходящее  в  ходе  учения  развитие  личности  учащегося.

           На  современном  уровне  психологической  науки  мы  не  в  праве  просто  констатировать,  что  ученик   не  хочет  учиться.   Надо  постараться  выяснить  почему  именно  он  не  хочет  учиться,  что  влияет  

формирование  школьной  мотивации.  От  силы  мотива  зависит  интенсивность  деятельности.  Деятельность  без  мотива  не  осуществляется  или  оказывается  крайне  не  устойчивой.

           Мотивация-  процесс  побуждения   себя  и  других  к  деятельности  для  достижения  личных  целей.   Управлять  развитием  детей  в  процессе  обучения-  это  значит  приводить  их  к  постановке  и  достижению  личных  целей.

            Познавательная  мотивация  возникает  как  реакция  на  противоречия  в  материале.  Эти  противоречия  приводят  к  потребности  их  разрешения.  Опытный  учитель, умеющий  целостно  воспринимать  ученика,  всегда  мысленно  сопоставляет  мотивацию  учения  с  тем,  как   умеет  этот  ученик  учиться.  

Если  проследить  общую  динамику  мотивов  учения  от  1  к  4  классу.  То  выявляется  следующее.   В  начале  у  школьников  преобладает  интерес  к  внешней  стороне    пребывания  в  школе,  затем  возникает  интерес  к  первым  результатам  учебного  труда  и  лишь  после  этого  к  процессу,  содержания  учения,  а  ещё  позднее  к  способам  добывания  знаний.                                                                       Структура  мотивации

    1.   Мотивы  заложенные  в  учебной  деятельности связанные  с  прямым  продуктом.  Это мотивы  связанные  с  содержанием  учения  и  мотивы связанные  с  самим  процессом  учения.

    2.Мотивы  связанные  с  косвенным  процессом  учения  и  с тем, что  лежит  вне  самой  учебной  деятельности.

           Познавательные  мотивы  изменяются  следующим  образом:  младшие  школьники  переходят  от  интереса  к  отдельным  фактам  к  интересу  закономерностям,  принципам.  В  младшем  школьном  возрасте  возникают  мотивы  самообразования,  но  они  представлены  самой  простой  формой- интересом  к  дополнительным  источникам  знаний,  чтению  дополнительных  книг.

            Социальные  мотивы  в  этом  возрасте представлены  желанием  ребёнка  получить  одобрение  учителя.  Появляется   стремление  занять  

определённое  место  в  коллективе  сверстников,  ориентировка  на  мнение  товарищей.

           К  концу  младшего  школьного  возраста  у  учащихся  необходимо  сформировать  учебно - познавательный  мотив  не  только  к  новым  знаниям  и  общим  закономерностям, а  именно  к  способам  добывания  новых  знаний.  Воспитание  этого  мотива  необходимо  для  подготовки  перехода  ученика  в  среднюю  школу.  Формирование  новых  уровней  мотивации  составляет  резерв  воспитания положительного  отношения  к  учению.

Как  известно  мотивы  могут  делиться  на  внутренние  или  внешние  мотивы.  

        Мотив  является  внешним,  если  главной,  основной  причиной  поведения  является  получения  чего  либо  за  пределами  самого  этого  поведения.

Надо  сказать,  что  поведение  человека   довольно  часто  определяется  преимущественно  внешними  причинами.  Наилучший  путь  выявления  характера  мотивации-  это  искренний  ответ  на  такой  вопрос:  «Будете  ли  вы  заниматься  этим  делом (самообразованием,  танцами  и  т.д.), если  в  будущем  вас  не  будет  ждать  ни  какое-либо  поощрение  за  его  выполнение,  ни  наказание  за  его  невыполнение?»  если  вы  честно  признаетесь  себе,   условиях ,  то  ваша  мотивация  является  внешней.  Если   же,  напротив,  ваш  ответ  будет  положительный,  то  ваша  мотивация  внутренняя. Мотив  следует  считать  внутренним,  если  человек  получает  удовлетворение  непосредственно  от  самого  поведения,  от  самой  деятельности.

          Внутренний  мотив-  это  всегда  в  принципе  неотчуждаемое  от  человека  состояние  радости,  удовольствия  и  удовлетворения  от  своего  дела.  Внутренний  мотив  в  отличие  от  внешнего  никогда  не  существует  до  и  вне  самой  деятельности.

        К  факторам,  оказывающим  обычно  положительное  воздействие  на  внутреннюю  мотивацию  учащихся,  следует  отнести  ситуацию  свободного  выбора.  Выбор  совершаемый   самими  учащимися,   даёт  им  возможность  почувствовать  свободу  и  успешность  в  учёбе.  Психологические  исследования  показывают,  что  представление  учащимися  возможности  свободного  выбора  в  процессе  обучения  не  только  стимулирует  их  внутреннюю  мотивацию,  но  и  существенно  сказывается  на  улучшении  качества  обучения.

             Содержание  обучения  выступает  для  учащихся  в  первую  очередь  в  виде  той  информации,  которую  они  получают  от  учителя  и  из  учебной  литературы.  Толька  та  информация,  которая  как-то  созвучна  с  потребностями  ученика,  подвергается  эмоциональной  и  умственной  переработке. В  результате  ребёнок  получает  импульс  к  последующей  деятельности.  Для  этого  содержание  учебного  материала  должно  быть  вполне  доступно  учащимся, должно  исходить  из  имеющихся  у  них  знаний  и  опираться   на  жизненный  опыт  детей,  и  в  то  же  время  материал  должен  быть  достаточно  сложным   и  трудным. Очень  важно  чтобы  каждый  ученик  ,  в  том  числе и  неуспевающий  сегодня,  ощутил счастье  в  преодолении  трудностей,  радость  победы,  совершения  сложной  работы.

            Учителю  необходимо  проводить  диагностику  мотивации  учащихся  раз  в год.  Для  этого  существуют  разные  методики.

Например  по Лускановой  «Методика  изучения  мотивов» ,  Марковой «Формирование  мотивации  учения»

             Психологические  исследования  учебной  деятельности  показали : для  того  чтобы  у  учащихся  выработалось  правильное  отношение  к  ней,  нужно  учебную  деятельность  строить  таким  образом.  Изучение  каждого  самостоятельного  раздела  или  темы  должно  состоять  из  трёх  основных  этапов:  мотивационного,  операционально- познавательного  и  рефлексивно- оценочного.

Журнал  «Начальная  школа»  99г  №7              

 Статьи  В.В. Давыдова ,  А.Б. Воронцова.

 Т.И. Щукина «Активизация  познавательной  деятельности  в  учебном  процессе».

 Мотивационный  этап.

          На  этом  этапе  ученики  должны  осознать,  почему  и  для  чего  им  нужно  изучить  данный  раздел  программы,  что  именно  им  придётся  освоить  и  изучить,  какова  основная  задача.

Мотивационный  этап  состоит  из  следующих  учебных  действий:

1. Создание  учебно-проблемной  ситуации,  вводящей  учащихся  в  предмет  изучения  предстоящей  темы.

Используйте  в  практике  новые  образовательные  технологии,  а  именно  проблемный  урок  или  проблемную  ситуацию  на  уроке. Необходимо  уделять  внимание  организации  работы  через  использование  учебного  диалога.  Сначала  посредством  диалога  сформулировать  тему  или  вопрос  для  исследования,  тем  самым  вызвать  у  учащихся  интерес,  а  затем  в  диалоге  организовать  открытие  учениками  нового  знания,  добиваясь  понимания  материала,  т.к.  нельзя  не  понять  то,  что открыл  сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться.             В. А.  Сухомлинский...

Развитие и поддержка высокой мотивации учебной деятельности школьников как результат инд. - диф. подхода к обучению.

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...

"Мотивация учебной деятельности школьников"

Мотив – источник деятельности любого человека. Мотив -  «энергетическая батарейка» личности. От его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей ...

Структура учебной деятельностимладшего школьника.

Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения....

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...