Техники работы с текстом при скоростном чтении
материал (3 класс)

Деева Татьяна Васильевна

Упражнения на развитие и совершенствования различных показателей, необходимых для увеличения скорости чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техники работы с текстами при скоростном чтении.

Упражнения на развитие и совершенствования различных показателей, необходимых для увеличения скорости чтения, помогают вывести и запомнить некоторые правила при скоростном чтении:

1. Читать без возвратных движений глаз (регрессии).

2. Всегда выделять основной смысл прочитанного.

3. Читать без артикуляции.

4. Развивать и тренировать внимание и память.

5. Тренироваться ежедневно.

Помимо упражнений на развитие различных показателей, ведется работа с текстами, которые бывают разных видов. Важно понимать, что текст-это большая смысловая единица и при потере некоторых букв, слов, перестановки слов и т.п. его основной смысл не теряется.  Ученые выяснили, что не важен порядок букв в слове. Главное, чтобы на месте были первая и последняя буквы. Иногда кажется, что такие тексты невозможно прочитать. Но это только вначале. Мозг очень быстро находит закономерность и дальше чтение дается очень легко.

 Рассмотрим некоторые примеры необычных текстов, которые помогут ускорить процесс освоения техники скоростного чтения. Примеры всех перечисленных ниже текстов предложены в папке «Литература» к данному модулю.

1. Тексты с пропущенными буквами. К примеру, без гласных. Учащимся предлагается текст, в котором отсутствуют гласные буквы. Задача: прочитать и понять содержание. Подобный текст можно вполне «сделать» самостоятельно, взяв любой отрывок из произведения, небольшой рассказ, или придумать.

2. Тексты с перепутанными буквами. Задание такое же, как и в   предыдущем варианте. Отличный показатель целостности текста. Даже при непривычной расстановке букв, смысл и понимание не искажаются. Но чем сложнее задание, тем проще потом осознать «классический» текст и быстрее прочитать его.

3. Тексты с пропущенными словами. Важно внимательно читать все предлагаемые варианты текстов и развивать мышление, чтобы было проще работать с подобными заданиями.  Заменой некоторым словам может быть синоним слова-оригинала. Такие тексты также можно разработать самостоятельно. По мере освоения техники сложность текстов повышается, что совершенствует навык скоростного чтения. Помимо этого, подобные виды текстов повышают воображение, обогащают словарный запас.

4. Можно использовать слитные тексты, в которых все слова написаны без пробелов. Любой текст можно сделать слитным.  Учащиеся сами могут сделать такой текст. Задание отлично тренирует мышление и внимание.

         5. Текст с цифрами вместо букв. Это достаточно непростой вариант. Здесь нужно особое внимание. Но учащиеся могут справиться с таким заданием, если подключат воображение и мышление.  В таком задании надо посмотреть на весь текст и увидеть сходство цифр с некоторыми буквами. К примеру, цифра 4-похожа на А, 6-на строчную Б (б), 0-на букву О, 8-на букву Е, 7-повторяет букву Т и т.п.

         6.  Тексты могут быть со смещенным центром.

         7. Тексты перевернутые или со словами, написанными наоборот справа налево.

         8. Тексты с усеченными словами (т.е. видим и читаем только верхнюю часть букв) или с разделенными словами в середине.

Помимо текстов с необычными расстановками слов, букв и другими измененными параметрам, при скоростном чтении используют шаблоны. Это необходимо для того, чтобы читать текст не целиком, а воспринимать его по выделенным фрагментам, сокращая время на прочтение.

Шаблоны бывают разные, они усложняются по мере освоения техник. Такие шаблоны учащийся может сделать самостоятельно, используя достаточно простые и доступные материалы. Шаблоны служат для освоения новой техники чтения.

Рассмотрим подробнее эту тему:

1. Первый шаблон поделит наш текст на 3 равные части. Мы можем назвать его «Трио». В некоторых методиках он назван «Вальс». Как и в танце, этот шаблон имеет три шага. Схема проста: шаблон имеет две полоски, которые делят текст на три равные части. Наша задача-глядя в центр строки каждой части (т.е. три части на строке) мы читаем не каждое слово, а видим сразу всю отделенную часть.   Получается, что мы делаем три фиксации на строке. Можно взять обычный белый лист и разделить его на три части, проводя в середине на равном расстоянии две вертикальные полосы. Далее переводим на прозрачный файл свой рисунок и шаблон готов. Накладываем прозрачный файл на текст, отмечаем центр на каждой части и, делая по одной фиксации на часть, читаем строку, спускаясь на следующую и так далее.

2. Второй шаблон одиночный. Некоторые методики называют его «Яблоко». Шаблон имеет одну вертикальную рассечку, т.е. текст разделен пополам.  Изготовить шаблон можно также с помощью прозрачного файла. Задача: читать текст таким образом, чтобы 1 единица информации равнялась ½ строки. Фокус внимания в центре каждой половины.

3. Третий шаблон похож на яблоко, но за 1 единицу мы принимаем ½ от 2-х строк, т.е. делим текст пополам и фиксируем центр на ½ двух строк. Внимание фиксируется блочно.

4. Четвертый шаблон иногда называют «Джайв»-энергичный танец. Он почти повторяет 3-й шаблон, т.е. читаем ½ строки сразу двух строк, но не поочередно, а по диагонали, как бы перескакивая строчки.

5. Пятый шаблон предполагает построчное чтение по горизонтали. Он не имеет вертикальной рассечки, но имеет рассечки горизонтальные и центр внимания в середине каждой строки. При этом мы фиксируем всю строку в центре и стараемся увидеть и прочитать её сразу.  Движемся вниз по вертикали.

6. Шестой шаблон повторяет пятый, т.е. фиксация –центр строки, но при этом мы стараемся охватить взглядом и прочитать сразу две строки. Читаем блочно, смотря в центр видим сразу весь блок. Далее опускаемся вертикально вниз еще на две строки и т.д.

 Любой из предложенных шаблонов можно изготовить самостоятельно с помощью прозрачного файла и маркера.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Б_л_ дв_н_дц_ть ч_с_в н_ч_.            Было двенадцать часов ночи.

М_т_ К_лд_р_в, в_зб_жд_нн_й, взъ_р_ш_нн_й, вл_т_л в кв_рт_р_ св__х

р_д_т_л_й _ б_стр_ з_х_д_л п_ вс_м к_мн_т_м. Р_д_т_л_ _ж_ л_ж_л_сь сп_ть.

С_стр_ л_ж_л_ в п_ст_л_ _ д_ч_т_в_л_ п_сл_днюю стр_н_чк_ р_м_н_. Бр_ть_-

г_мн_з_ст_ сп_л_.

— _тк_д_ т_? — _д_в_л_сь р_д_т_л_. — Чт_ с т_б_й? — _х, н_

спр_ш_в_йт_! _ н_к_к н_ _ж_д_л! Н_т, _ н_к_к н_ _ж_д_л! _т_… _т_ д_ж_

н_в_р__тн_!

М_т_ з_х_х_т_л _ с_л в кр_сл_, б_д_ч_ н_ в с_л_х д_рж_тьс_ н_ н_г_х _т

сч_сть_.

— _т_ н_в_р__тн_! В_ н_ м_ж_т_ с_б_ пр_дст_в_ть! В_ п_гл_д_т_!



Предварительный просмотр:

 Тексты с цифрами вместо букв.

Пример:

8 02ИН Л37НИЙ 23НЬ Я Н46ЛЮ24Л Н4 ПЛЯЖ3, К4К 283 2380ЧКИ ИГ94ЛИ Н4 П3СК3, 0НИ 20ЛГ0 79У2ИЛИСЬ, С790Я П3СЧ4НЫЙ 34М0К С 64ШНЯМИ, СК9Ы7ЫМИ П90Х024МИ И М0С74МИ.

Оригинал:

В один летний день я наблюдал на пляже, как две девочки играли на песке, они долго трудились, строя песчаный замок с башнями, скрытыми проходами и мостами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы над текстом на уроке чтени я в начальной школе

В данном материале перечислены виды заданий для работы с текстом на уроках чтения в начальной школе  до начала чтения, которые можно предложить учащимся на уроке....

Работа с текстом. Памятки по чтению.

памятки -раздатки детям при работе с текстом...

Виды работ над текстом на уроках чтения.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является:        Многократное обращение к тексту, перечитывание его каж­дый раз с новым заданием.Цель учител...

Презентация "Работа с текстом в режиме "Чтение с остановками"

Прием работы с текстом « Чтение с остановками»  помогает  проработать материал детально, учащиеся имеют возможность  строить предположения,  оценивать   факты, давать...

Виды работы над текстом на уроке чтения.

    Не секрет, что первоклассники, научившись читать,  тут же теряют интерес к чтению. Поэтому учитель должен быть мастером на уроке, чтобы не только на уроке поддержать интерес ...

Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценн...