Рабочая программа дополнительного образования "Волшебный карандаш"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа "Волшебный карандаш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_volshebnyy_karandash.docx | 356.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебная рабочая программа «Волшебный карандаш» для 4 класса разработана на основе программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш», 1-4 классы. Авторы Н.А.Лимова,Т.М.Шиловская, М.В. Хлопова. Внеурочная деятельность направлена на выполнение миссии школы: «Способствовать становлению личности, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстро меняющимся условиям» по направлению «Духовно – нравственное воспитание школьников».
Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познать действительность.
Актуальность программы «Волшебный карандаш» связана с тем, что в Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.
Новизна программы прослеживается в формировании эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления, воображения и эмоционального восприятия действительности.
Особенность программы заключена в способе введения детей в «большое искусство»: от простого к сложному, от конкретного к общему. Дети постепенно усваивают язык художника.
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности младшего школьника посредством приобщения к изобразительной деятельности.
Задачи:
- Развивать нравственно-эстетические чувства, которые проявляются у детей сначала в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности;
- Развивать творческие качества личности, которые помогут ребёнку создавать новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения;
- Воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству;
- Учить работать с цветом при выполнении живописных работ;
- Закладывать первоначальную основу формирования у детей ценностных ориентаций (умение высказывать личностное отношение к картине, к изображённым на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отражённому на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни).
Авторская программа рассчитана на 34 часа , базисный учебный план школы - на 34 учебных недели. .
На 1 час увеличены разделы «Творение рук человеческих», «Лицо времени».
Планируемые результаты изучения курса
Изучение курса «Волшебный карандаш» направлено на получение следующих результатов:
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни):
- приобретение школьниками знаний о значении изобразительного искусства в жизни человека, о роли архитектуры в жизни человека, о видах художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство), о русских народных промыслах, о жанрах изобразительного искусства, о русских народных промыслах, о жанрах изобразительного искусства, о шедеврах русского искусства, о русских художниках, о ведущих художественных музеях России, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе, к русской художественной культуре, к народному художественному творчеству, к произведениям русских художников, скульпторов, архитекторов, русских мастеров.
3. Результаты третьего уровня (приобретения школьниками опыта самостоятельного социального действия):
- школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт участия в художественно - творческой деятельности, опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими людьми, опыт охраны памятников культуры.
Содержание программы. Четвертый год.
Раздел 1. Искусство древней Руси (8ч.)
Искусство в первых государственных образованиях русских племен. Роль христианства в зодчестве и живописи этого времени. Византийские образцы, оказавшие влияние на русскую культуру. Народное декоративное и изобразительное творчество – источник русского искусства на этапе его становления. Возникновение самобытного и величественного стиля в зодчистве, фреске, декоративном искусстве Руси. Начало русской иконописи. Деревянные христианские церкви. Каменные храмы 11 века (показ слайдов). Собор Святой Софии в Новгороде. Юрьев монастырь в Новгороде 12 век. Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский.успенский собор. Владимир. Храм покрова на Нерли. Владимир. Дмитриевский собор во Владимире. Историческая справка строительства храмов, особенности зодчества, резных изображений, фресковой росписи храмов. Первые иконы Византии 5-6 веков. Виды икон: портретные, сюжетные, житейские. Техника иконописи. Показ слайдов. Иконы с изображением Богоматери. Иконы Андрея Рублева. Библейские и евангельские сюжеты росписи православных храмов. Византийский мастер Феофан Грек. Фрески и росписи храмов. Феофановская школа.
Иконопись – господствующее искусство 25 века. Самобытный характер русской иконописи. Новгородская школа живописи. Иконы XV века. Стремление передать облик новгородцев в иконописи. сочетание в облике святых черт христианских мучеников с качествами древнерусских божеств. Псковская школа. Летописные сведения о росписи московских храмов XIV века. Появление московской школы живописи. Расцвет московского искусства в 80-е годы XIV века. Москва – столица могучей державы. Лучшие зодчие на строительстве Москвы. Аристотель Фиорафанти «успенский собор в Москве». Грановитая палата московского кремля. Интерьер Благовещенского собора. Покровский собор (Василия Блаженного) в Москве. Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосий. Работы мастерской Феодосия.
Основная задача искусства – православие Руси. Интерес к изображению бытовых сцен и деталей, к подробному повествованию жанре миниатюры в XVI веке. Памятники миниатюры – «Лицевое Евангелие» Феодосия. Появление картин быта, природы, людей в современном обличии, светских мотивов и обрядов.
Раздел 2. Искусство XVII века (2ч.)
Основной художественный центр – Оружейная палата. Мастера Оружейной палаты: Cимон Ушаков, Гурий Никитин, Сила Савин. Живоподобность и пышно-декоративность русской иконописи конца XVII века. Парсуна – иконный портрет (посмертный или пожизненный) той или иной персоны. Переход от религиозного искусства к летскому. Показ слайдов.
Задача живописи – отражение реальной действительности. Расширение кругов сюжетов. Включение в религиозные композиции наряду с бытовыми сценами пейзажа. Попытки передать индивидуальность человека. Основная тема росписи – деяния апостолов. События русской истории в росписи Грановитой палаты. Роспись церкви Ильи пророка в Ярославле; светские моменты преобладают над религиозным содержанием. ярославская живопись. Изображение фигур святых на фоне пейзажа.
Раздел 3. Искусство XVIII века (9ч.)
Переход от религиозных форм к светским. Грандиозные масштабы строительства в новой столице – Санкт-Петербурге. Монументальные постройки по образцу античных времен и эпохи барокко. Мастера – строители, архитекторы и инженеры: Г. Киавери, Д. Тризини. Показ слайдов. Русские архитекторы М.Г. Земцов, И К. Коробков. Информация о них и их работах. Показ слайдов. Появление интереса к круглой скульптуре. декоративная скульптура на стенах летнего дворца в Петербурге. Деятельности Растрелли в России. видные представитель русской скульптуры: А.С. Хрентиков, М.П. Павлов. Приход в Россию искусства масляной живописи. Крупные портретисты начала XVIII века - историческая информация о художниках и картинах.
Особенности стиля барокко. Тип усадьбы. Пейзажные натуральные парки. Дворцовые и церковные сооружения. Информация о зодчих XVII века и их строениях. Показ слайдов. Петр I и идея создания Академии художеств. Основа художественного воспитания молодого художника – освоении творческого опыта великих мастеров прошлого. Организация обучения в Академии художеств. Архитектурный класс в Академии художеств. Широкое развитие статуи и портретного бюста в XVII веке. Скульптор-портретист Ф.И. Шубин. Информация о скульптуре Ф.И. Шубине «Портрет А.М. Голицина», «Портрет М.В. Ломоносова». Цикл исторических портретов: это 58 мраморных рельефных портретов. Создатель памятника Петру I («Медный всадник») Э.М. Фальконе. Черты классицизма в творчестве скульпторов. Исторический жанр в Академии художеств – исторические события, легенды, христианская и античная мифология. XVIII век в русской живописи –расцвет исторической картины. Основоположник исторической живописи в Академии художеств – А.П. Лосенко. Информация о художнике А.П. Лосенко и его картинах «Зевс и Фемида», «Прощание Гектора с Андромахой». Видный мастер И.А. Акимов. Художник П.И. Соколов. Историческая справка о творчестве художников и показ слайдов. гражданский пафос, служение Отечеству, поклонение красоте, любовь в античных сюжетах русских художников. Раскрытие внутреннего мира героя в камерном портрете художников XVIII века. Информация о художниках : Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, Л.С. Миропольский, И.И. Фирсов, В.Л. Боровиковский. Показ слайдов. Мифологизированные, аллегорические и костюмированные портреты художников. Показ слайдов.
Раздел 4. Искусство XIX века (10ч)
Идеи героизма и патриотизма доблести в величественных архитектурных образах. Усиление гражданственного содержания, мощь и простота форм в решении градостроительных задач. Мастера-архитекторы. Информация об архитекторах и их проектах. А.П. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов.
Тематика героики и национального торжества в монументальной скульптуре по случаю победы в Отечественной войне 1812 года. Союз ведущих мастеров скульптуры с выдающимися зодчими России. Скульптурное убранство знаменитых зданий Главного штаба, Горного института, Адмиралтейства и др. историческая справка. Показ слайдов.
Начало XIXвека – эпоха романтического портрета и исторического жанра. творчество художников А.И. Иванова, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева на исторические и библейские сюжеты. Портретные работы О.А. Кипринского. Историческая справка и показ слайдов. Творчество В.А. Тропинина. Исторический очерк и показ слайдов. Изображение реального мира русскими пейзажистами. Ландшафт и виды городов в творчестве А.Е. Мартынова. Пейзажи С.Ф. Щедрина. Развитие бытового жанра в творчестве художников XIX века. А.Г. Веницианов «Гумно», «Жницы», «Крестьянка с васильками». К.П. Брюллов «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи». А.А. Иванов «Явление Христа народу» - исторический очерк о художнике и картине. Интерьер и натюрморт в творчестве И.Т. Хруцкого. Бытовой жанр русской живописи в творчестве художников. Исторический жанр в творчестве художников XIX века. Тема русского эпоса в творчестве В.М. Васнецова «Витязь на распутье», «Аленушка». Распростронение сатиры. Авторы карикатур : И.А. Иванов, Н.А. Степанов. Пейзажная гравюра в творчестве С.Ф. Галактионова (пейзажи Петербурга и его окресностей). Иллюстрации к литературным произведениям. Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя. А.И. Лебедев. Иллюстрации к произведениям А.Н. Некрасова.
Создание товарищества передвижных выставок в 1870 году. Идеологические вожди передвижников И.И. Крамской и критик Стасов. Метод критического реализма в правдивом изображении жизни и истории народа, родной природы. Художники – реалисты, вошедшие в товариществ: Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов, Н.А. Ярошенко, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.М. Прянишников, И.Е. Репин, В.Д.Поленов, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Левитан. Информация о художниках и показ слайдов картин.
Раздел 5. Искусство XX века (5 ч)
Возникновение новой эстетической пластической концепции – импрессионизма. Взгляд на мир художника К.А. Коровина «Парижские огни» (французские пейзажи). Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая историческая картина в творчестве В.А. Серова «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Похищение Европы», «Петр I».
Популяризация русского и западноевропейского искусства художниками объединения «Мир искусства» (1898-1924) и объединения «Союз русских художников» (1903-1923). Новый тип исторической картины, пейзажа, портрета художников «Мира искусства». Национальный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской России – один из основных жанров «Союза русских художников». Остроагитационная направленность плаката. Лаконизм линии, силуэта, цвета, надписи для быстрой доходчивости того, что изображено на плакате. Художники-плакатисты. Д.С. Моор, В.Н. Дени, В.В. Лебедев. плакаты Кукрыниксов.
Предполагаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о значении изобразительного искусства в жизни человека, о роли архитектуры в жизни человека, о видах художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, ДПИ), о русских народных промыслах, о жанрах изобразительного искусства, о шедеврах русского искусства, о художниках, о ведущих художественных музеях, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе, к русской художественной культуре, к народному художественному творчеству, к произведениям русских художников, скульпторов, архитекторов, русских мастеров.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опята самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт участия в художественно-творческой деятельности, опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими людьми, опыт охраны памятников культуры.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | ДАТА | Примечание | |
план | факт | ||||
Раздел 1. Искусство древней Руси 8ч. | |||||
1 | Зарождение и становление искусства Древней Руси в 9- 13 веках. | 1 | 01.09 | ||
2 | Архитектурные памятники Древней Руси. | 1 | 08.09 | ||
3 | Иконопись. | 1 | 15.09 | ||
4 | Величайший живописец 14 века –Феофан Грек. | 1 | 22.09 | ||
5 | Рассвет древнерусской живописи в 15 веке. | 29.09 | |||
6 | Московская школа живописи. Андрей Рублёв. | 1 | 06.10 | ||
7 | Московское зодчество 15-16 веков. | 1 | 13.10 | ||
8 | Прославление Руси в живописи 16 века. | 1 | 20.10 | ||
Раздел 2. Искусство 17 века | 2ч. | ||||
9 | Зарождение реализма в изобразительном искусстве 17 века. | 1 | 10.11 | ||
10 | Отражение реальной действительности в изобразительном искусстве 17 века. | 1 | 17.11 | ||
Раздел 3. Искусство 18 века 9 ч | |||||
11 | Классицизм в архитектуре 18 века. | 1 | 24.11 | ||
12 | Расцвет скульптуры в18 веке. | 1 | 01.12 | ||
13 | Портретная живопись начала 18 века. | 1 | 08.12 | ||
14 | Батальные сюжеты и городской пейзаж в гравюрах начала 18 века. | 1 | 15.12 | ||
15 | Стиль барокко в архитектуре второй половины 18 века. | 1 | 22.12 | ||
16 | Создание Императорской академии художеств. | 1 | 29.12 | ||
17 | Статуя и портретный бюст как самостоятельные виды искусства. | 1 | 12.01 | ||
18 | Историческая живопись 18 века. | 1 | 19.01 | ||
19 | Русские художники- портретисты 18 века. | 1 | 26.01 | ||
Раздел 4. Искусство 19 века 10ч | |||||
20 | Влияние социально-исторических процессов на развитие искусства первой половины 19 века. | 1 | 02.02 | ||
21 | Синтез скульптуры и архитектуры. | 1 | 09.02 | ||
22 | Романтические тенденции в живописи первой половины 19 века. | 1 | 16.02 | ||
23 | Живописцы первой половины 19 века. | 1 | 23.02 | ||
24 | Живописцы 19 века. | 1 | 02.03 | ||
25 | Живописцы 19 века. | 1 | 09.03 | ||
26 | Живописцы 19 века. | 1 | 16.03 | ||
27 | Реалистическая направленность графики 19 века. | 1 | 06.04 | ||
28 | Реалистическая направленность графики 19 века. | 1 | 13.04 | ||
29 | Товарищество передвижных художественных выставок. | 1 | 20.04 | ||
Раздел 5. Искусство 20 века. | 5ч | ||||
30 | Реалистические традиции в творчестве художников конца 19-начала 20 века. | 1 | 27.04 | ||
31 | Объединения художников «Мир искусства» и «Союз русских художников» | 1 | 04.05 | ||
32 | Плакат как особый вид графики. | 1 | 11.05 | ||
33 | Плакат как особый вид графики. | 1 | 18.05 | ||
34 | Повествовательно- натуралистические произведения 20 века. | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
Программа дополнительного образования "Волшебные бисеринки""
Дополнительная образовательная программа «Волшебные бисеринки» имеет художественно-эстетическую направленность. Кружковые занятия п...
Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная изонить"
Рабочая программа и тематическое планирование курса дополнительного образования, внеурочной деятельности "Волшебная изонить", область "Декоративно-прикладное творчество"...
Рабочая программа по курсу "Волшебный карандаш" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")
В ней есть все разделы, которые должны быть в рабочей программе....
Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами"
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 2-4 кл
Программа «Волшебный карандаш» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельностии направлена на обеспеч...