Рабочая программа кружка "Азбука общения"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа для 3 классов "Азбука общения" (социальное направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_obshcheniya_filippova_m.v.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета школы Директор школы
Зам. директора по УВР __________Е. В. Галкин
_________М. М. Милицкая Приказ № ____________
Протокол №_____ от «____» ________2022 г.
От «____» ________2022 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для 3 классов
основного (общего) образования
«Азбука общения»
(социальное направление)
Составитель: Филиппова Мария Вячеславовна
Учитель начальных классов
Пояснительная записка
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Цель программы:
развитие социально адаптированного человека с эмоционально-ценностным отношением к жизни, понимающего необходимость беречь здоровье, имеющего активную гражданскую позицию согласно возрасту.
Задачи:
• развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;
• формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;
• развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
• воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
• научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей и соблюдая обязанности;
• сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Общая характеристика социального направления внеурочной деятельности «Азбука общения»
Программа рассчитана для реализации в3 классах и включает в себя следующие направления:
Гражданско-патриотическое воспитание
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Интеллектуальное воспитание
Здоровьесберегающее воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Программа воспитательной работы «Азбука общения» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как компетентности:
• отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;
• представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;
• характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;
• дают минимальный опыт предметной деятельности;
• многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;
• формируются средствами содержания образования;
• позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;
• обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям
Принципы воспитательной работы:
• Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
• Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.
• Принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
• Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
• Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
• Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
• Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.
Основные формы воспитательной работы:
• Социальные проекты.
• Коллективные творческие дела.
• Групповые дискуссии.
• Тренинги общения.
• Групповая проблемная работа.
• Интеллектуальные игры.
• Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, видео-экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.
Личностные и метапредметные результаты к концу 3 класса
В результате освоения данной программы в течение 34 занятий (1 раз в неделю) является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
умение извлекать информацию из различных источников.
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Конечная цель работы вижу в становлении личности ребёнка, обладающей следующими качествами:
• умею взаимодействовать с другими людьми
• способен к познанию мира
• умею управлять своими эмоциями
• веду здоровый образ жизни
• обладаю гражданской позицией согласно возрасту
• чувствую сопричастность с судьбой страны
• испытываю гордость за свою страну
• понимаю необходимость самостоятельно строить свою жизнь.
Содержание тем курса 3 класса (34 часа)
Тема 1: Моя малая Родина
Час беседы о Родине. Выполняют творческое задание, участвуют в анкетировании «Знаю ли я свою малую родину?»
Тема 2: Улица полна неожиданностей
Мы знаем правила дорожного движения. Мы – пешеходы. Мы – велосипедисты. Мы – юные инспектора дорожного движения.
Тема 3: Быть воспитанным – что это значит?
Готовят и представляют сценки о различных ситуациях, связанных с этикетом в гостях, транспорте, в театре, на работе. Анализируют поведение участников сценок, высказывают и объясняют собственное мнение. Составляют памятку о правилах этикета в различных ситуациях.
Тема 4: Дорогие мои старики
День пожилого человека. Уважаем и почитаем старших. Мой дедушка самый лучший. Моя бабушка самая лучшая. Рассказы ко дню Пожилого человека.
Тема 5: Мои таланты и увлечения
Выставка поделок, коллекций, фотографий домашних питомцев. Мини-сочинение на тему: «Какой я? Кто я?»
Тема 6: Символика в истории России
Что такое Конституция? История герба, флага и гимна Российского государства. Викторина: «Символика России».
Тема 7: Эстафета здоровья.
Нужно ли соблюдать режим дня? Азбука правильного питания. Профилактика простудных заболеваний. Составляем правила здорового образа жизни.
Тема 8: Быстрая реакция
Причины возникновения пожаров. Памятка: «Чтобы не было пожара».
Тема 9: Единством славится Россия
История праздника. Почему возникла необходимость возродить этот праздник? В чем и с кем мы должны объединяться?
Тема 10: Наши права — счастливое детство
Изучаем Конвенцию о правах ребенка. От кого надо защищать детей?
Тема 11: Учимся быть культурными.
Что такое этикет? Правила поведения за столом, в театре, на работе, в гостях. Представление, разбор и оценка ситуаций из жизни.
Тема 12: Пусть всегда будет мама
День Матери в России. Образ Матери в стихах, рассказах, произведениях искусства. «Загляните в мамины глаза» - правильно ли я поступаю в той или иной ситуации. Мое отношение к маме (пишем маме письмо).
.Тема 13: Экология человека в городской среде
Место человека в системе живой природы. Свалка по имени «Земля». Вторая жизнь мусора.
Тема 14: Доброта — прекраснейшее из человеческих чувств
Размышления о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия. Поступки добрые и злые. Доброе слово и кошке приятно (об отношении к животным).
. Тема 15: Книга или компьютер?
Социологический опрос среди одноклассников, друзей, родителей: «Какое место в жизни человека занимает книга? Каково значение компьютера в жизни человека?». Интеллектуальная дискуссия на тему: «Читая хорошую книгу, человек становится добрее, отзывчивее, внимательнее».
Тема 16: Новый год у ворот
Традиции и обычаи нового года на Руси. Традиции и обычаи встречи нового года в других странах. Новогодние стихи и песни. Фотовыставка: «Как встречают новый год в моей семье». Загадываем желания под новый год.
Тема 17: О дружбе и друзьях
Стихи, песни, литературные произведения о дружбе. Дискуссия на тему: в чем ценность дружбы?» Составляем словесный портрет: «Вот такой у меня друг».
Тема 18: «Нет» вредным привычкам.
Беседа о вредных привычках. Работают в командах, рисуют стенгазету.
Тема 19: Беседа «5 минут искусства» – зимняя тематика в живописи и поэзии.
Выставка рисунков, фотографий на зимнюю тематику. Песни и стихи о зиме, о зимних традициях, праздниках, приметах
Тема 20: Волонтерство.
Беседа том, что такое волонтерство. Кто такие волонтеры и чем они занимаются.
Тема 21: Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу!
История возникновения праздника, традиции, обряды празднования Масленицы. Названия дней на масленичной неделе. Делимся рецептами блинов.
Тема 22: Сыны Отечества!
Подготовка поздравлений для пап, дедушек, мальчиков.
Тема 23: О чем рассказывают улицы моего города
Исторические сведения, достопримечательности улиц нашего города.
Чьи имена носят улицы города.
Тема 24: Жизнь прекрасна, потому что….
Составляем веер добра
Тема 25: Международный женский день 8 марта
Поздравление мам, бабушек, девочек.
Тема 26: Роскошь и нищета общения
В чем ценность общения? Виды общения. Культура общения и общая культура человека. Составляем правила эффективного общения.
Тема 27: Удивительный мир птиц (1 апреля – День птиц)
Роль птиц в природе и жизни человека. Рассказы о птицах. Выставка рисунков на тему: «Птицы – наши друзья»
Тема 28: Наш космос (познавательная игра)
Викторина, посвященная Дню космонавтики
Тема 29: Моя семья – мое богатство.
Классный час, посвященный Дню семьи.
Тема 30: Экологическая игра, посвященная дню Земли (22 апреля): «Загадки природы»
Тема 31: Строки, опаленные войной.
Готовят сообщения о ВОВ, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Читают стихи о войне, приводят примеры фильмов и художественных произведений. Поздравляют ветеранов ВОВ.
Тема 32:Военно – историческая викторина
.Тема 33: Год прошел, мы повзрослели
Подводят итоги прошедшего учебного года, анализируют успехи и неудачи. Принимают поздравления и похвальные листы за свои достижения в учебном году.
Тема 34: Защита проектов
Тематическое планирование для 3 классов
№ | Тема | Количество часов |
1 | Моя малая Родина | 1 час |
2 | Улица полна неожиданностей | 1 час |
3 | Быть воспитанным, что это значит! | 1 час |
4 | Дорогие мои старики. Ко дню пожилого человека. | 1 час |
5 | Мои таланты и увлечения | 1 час |
6 | Символика в истории России | 1 час |
7 | Эстафета здоровья | 1 час |
8 | Быстрая реакция. Пожарная безопасность | 1 час |
9 | Единством славится Россия | 1 час |
10 | Наши права – счастливое детство | 1 час |
11 | Учимся быть культурными | 1 час |
12 | Пусть всегда будет мама. | 1 час |
13 | Экология человека в городской среде | 1 час |
14 | Доброта – прекраснейшее из человеческих чувств | 1 час |
15 | Книга или компьютер? | 1 час |
16 | Новый год у ворот | 1 час |
17 | О дружбе и друзьях | 1 час |
18 | «Нет» вредным привычкам | 1 час |
19 | Беседа «5 минут искусства» - зимняя тематика в живописи и поэзии. | 1 час |
20 | Волонтерство | 1 час |
21 | Встречаем Масленицу | 1 час |
22 | Сыны Отечества! | 1 час |
23 | О чем рассказывают улицы моего города. | 1 час |
24 | Международный женский день 8 марта! | 1 час |
25 | Жизнь прекрасна, потому что…. | 1 час |
26 | Роскошь и нищета общения | 1 час |
27 | Удивительный мир птиц (1 апреля) | 1 час |
28 | Наш космос (познавательная игра) | 1 час |
29 | Моя семья – мое богатство | 1 час |
30 | Экологическая игра, посвященная дню Земли (22 апреля) | 1 час |
31 | Строки, опаленные войной. | 1 час |
32 | Военно –историческая викторина . | 1 час |
33 | Год прошел, мы повзрослели! | 1 час |
34 | Защита проектов | 1 час |
Итого: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мастерская общения» 1 класс
Речевое развитие учащихся начальных классов - одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитан...
Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».
Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество». Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....
Рабочая программа часов общения "Этические беседы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Азбука общения"
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа "Гармония общения"
Программа предназначена для проведения часов общения с воспитанниками 13-14 лет в системе педагогической помощи детям с трудностями в общении. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении ...
Рабочая программа " Час общения"
Рабочая программа " Час общения"...