учительский проект "Эффективное взаимодействие учителя и родителей начальных классов"
проект
В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, по существу, являются задачами поиска оптимальных решений. В таких случаях требуется определить тот путь, выбор которого связан с определением результата педагогического воздействия, с его исходом. Эффективность педагогической деятельности может быть выявлена, если получено знание о механизме данной деятельности, о её преобразовании, ведущей к заданной цели, к её результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelskiy_proekt.docx | 71.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 УКМО
Проект
Эффективное взаимодействие учителя и родителей начальной школы.
Разработала:
учитель начальных классов
МОУ СОШ №5 УКМО
Судакова Татьяна Александровна
Усть-Кут, 2021 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Планирование работы……………………………………………………..6
2. Сущность, структура, специфика, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе…………………………………………………………………………7
3. Организация процесса взаимодействия учителя и родителей……………8
4. Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе…………………………………10
5. Оценка результативности программы взаимодействия семьи и школы……………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 6……………………………………………………………..47
ВВЕДЕНИЕ
Современный школьник стремится к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Задача педагогов и родителей заключается в поддержке его на этом пути, в оказании ему помощи в этом становлении. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешна только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью.
В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, по существу, являются задачами поиска оптимальных решений. В таких случаях требуется определить тот путь, выбор которого связан с определением результата педагогического воздействия, с его исходом. Эффективность педагогической деятельности может быть выявлена, если получено знание о механизме данной деятельности, о её преобразовании, ведущей к заданной цели, к её результатам.
Актуальность
Закономерными становятся вопросы: каковы признаки эффективного и неэффективного взаимодействия учителя и родителей? Каковы причины (факторы) неэффективного взаимодействия учителя и родителей? При каких психолого-педагогических условиях возможно эффективное взаимодействие учителя и родителей? Эти вопросы составляют проблемное поле исследования, основная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы сущность, структура, специфика, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе?
Цель проекта – создание условий для эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность, структуру, специфику, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.
2. Выявить интересы, потребности участников взаимодействия и определить необходимые условия для организации успешной совместной деятельности.
3. Разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы.
4. Оценить результативность реализации программы эффективного взаимодействия учителе и родителей в начальной школе
Гипотеза
Если включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:
∙ гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
∙ уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
∙ систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
∙ умение конструктивно подходить к разрешению конфликтов,
то эффективная реализация указанных психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей в начальной школе будет состоять в:
- повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников;
- формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.
Критерии эффективности проекта:
1.Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество;
2.Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.
Ожидаемые результаты:
1. Повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников.
2. Формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.
Проект долгосрочный.
Сроки реализации проекта 4 года (2021-2024г.г.)
1. Планирование работы
Таблица 1
№ п\п | Этапы работы | Содержание работы | Сроки |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организационно -подготовительный | Раскрыть сущность, структуру, специфику, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе. | Август |
2 | Организационно – практический | Выявить интересы, потребности участников взаимодействия и определить необходимые условия для организации успешной совместной деятельности. Разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы. | Сентябрь Сентябрь (2021 г.) -- май (2025 г.) |
3 | Обобщающе-аналитический | Проанализировать результативность реализации программы эффективного взаимодействия учителе и родителей в начальной школе | Май (2025 г.) |
2. Сущность, структура, специфика, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе
Взаимодействие учителя и родителей может быть эффективным и неэффективным. Эффективное взаимодействие учителя и родителей в начальной школе — устойчивый, действенный, результативный процесс общения, отношений, связи между субъектами воспитательного процесса.
Эффективное взаимодействие учителя с родителями обладает следующими признаками.
Общение: знание учителем законов и структуры педагогического общения; знания об особенностях педагогического общения в деятельности учителя начальных классов; знание способов и приемов педагогического общения; наличие сформированных коммуникативных умений; постоянный двусторонний обмен информацией между учителем и родителями; конструктивное разрешение конфликтов.
Отношение: признание ценности семьи как педагогической системы; опора на положительный опыт родителей; повышение авторитета семьи и семейных традиций; демократический стиль взаимодействия; гуманизация межличностных отношений.
Связь: постоянный двусторонний контакт; умение анализировать (рефлексировать) педагогическое взаимодействие с семьей.
Специфика процессуальной стороны взаимодействия учителя и родителей в начальных классах состоит в отборе содержания, методов, форм взаимодействия, способов и характера осуществляемых воздействий.
Психолого-педагогическими условиями эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе являются:
- осознание учителем необходимости формирования эффективного взаимодействия с родителями младших школьников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса;
- реализация личностно-деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов к взаимодействию с родителями;
- высокий уровень коммуникативных умений учителя;
- способность учителя к эмпатии и рефлексии.
Структурно-содержательная модель эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе включает в себя взаимозависимые и взаимосвязанные элементы: общение, отношение, связь.
3. Организация взаимодействия учителя и родителей
Взаимодействие учителя начальных классов и родителей в школе осуществляется по следующим направлениям:
• Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
• Педагогическое просвещение родителей;
• Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
• Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
• Индивидуальная работа с родителями;
• Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Методы изучения семей.
Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
1. Наблюдение.
1. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, соц. педагога).
1. Индивидуальные беседы.
1. Тестирование.
1. Анкетирование
1. Диагностика.
1. Деловые игры.
1. Анализ детских рассказов и рисунков.
Механизмы реализации взаимодействия учителя и родителей
Отбор содержания, методов, форм взаимодействия, способов и характера осуществляемых воздействий
Формы взаимодействия педагога и родителей:
∙ тематические родительские собрания;
∙ праздники семьи и класса, семейные гостиные;
∙ Читай-город
∙ дни открытых дверей в ОУ;
∙ выставки семейного творчества;
∙ фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Один день моей мамы";
∙ индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
∙ тематические беседы;
∙ лектории для родителей;
∙ проектная деятельность;
∙ родительская конференция.
Технология формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе включает в себя содержательный, процессуальный и диагностический компоненты.
Содержательный компонент технологии предполагает описание целей и содержания взаимодействия.
Процессуальный компонент технологии представлен через конструирование методов, форм, принципов взаимодействия.
Диагностический компонент технологии понимается как обязательная подструктура целостного процесса формирования взаимодействия учителя и родителей, представляющая собой способ и процесс получения стратегической и оперативно-тактической информации о том, каковы результаты взаимодействия учителя и родителей.
4. Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.
Обоснование программы эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы
В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей. Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и стремлений работать в одном направлении школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Задачи: в сфере общения - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;
в сфере отношения - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
в сфере связи - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, делиться своими наблюдениями, проводить рефлексию деятельности.
Основной принцип программы – это диалогичность, который рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между учителем и родителями. При этом принцип предполагает активность всех участников взаимодействия, и эта активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.
Условия:
∙ родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
∙ переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
∙ осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
∙ систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
∙ установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,
∙ обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Таблица 2
Структура программы эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы
Компоненты взаимодействия | Содержание компонента взаимодействия | Адекватные методы и формы взаимодействия | Механизм реализации программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Общение | Педагогическое просвещение родителей; Проектная деятельность. | Тематические родительские собрания; Праздники семьи и класса, семейные гостиные; «Читай город»; Проектная деятельность; Родительская конференция. | Технология формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе: 1. Описание целей и содержания взаимодействия. 2.Конструирование методов, форм, принципов. 3. Получение информации о том, каковы результаты взаимодействия учителя и родителей. |
Отношение | Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; | Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей; Тематические беседы. | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Связь | Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания; Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. | Наблюдение. Индивидуальные беседы. Тестирование. Анкетирование. Диагностика. Деловые игры. Анализ детских рассказов и рисунков. |
Разработанная программа эффективного взаимодействия семьи и школы (Приложение 1) реализовывалась на базе МОУ СОШ № 5 города Усть-Кута 2021/25 учебного года и была рассчитана на период обучения класса в начальной школе.
В начале каждого учебного года необходимо было проводить исследование семей с целью выявления проблем, которые определяли содержание взаимодействия учителя и родителей класса. Совместно с родителями мы пытались использовать наиболее эффективные способы решения проблем, определить содержание и формы педагогического просвещения, составлять план взаимодействия на год.
В 2021 – 2022 учебном году основным направлением для анализа и исследования являлась адаптация учащихся 1 класса их психологическая и физиологическая готовность к школе, поэтому взаимодействие учителя и родителей основывалось на способах сопровождения учеников в процессе обучения и воспитания. Целью такого взаимодействия было: просвещение родителей в сфере психологических особенностей детей данного возраста и специфики адаптации их в начальной школе; подробный анализ особенностей адаптации каждого ученика и класса в целом; проблемы в адаптации, причины и способы решения.
В процессе анализа результатов адаптации первоклассников выявили основную проблему: 2 % учащихся класса имели повышенный уровень тревожности. Способом решения этой проблемы стало систематическое взаимодействие ребенок – родитель – учитель посредствам индивидуальных занятий, игр, специальных упражнений дома и в школе в трех направлениях:
1) повышение самооценки учащихся через поощрение похвалу, беседы с классным коллективом;
2) обучение умению снимать мышечное напряжение посредством игры;
3) отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях через игры.
В результате анализа выявили понижение уровня тревожности у учащихся. Что позволило нам сделать вывод о результативности взаимодействия между участниками процесса обучения и воспитания.
На втором году обучения ученикам и родителям нашего класса впервые предлагается участвовать в проектной, что в свою очередь определило для нас ряд задач: создать условия для получения практического опыта участия в проектной деятельности всех участников процесса обучения и воспитания; просвещения родителей и учащихся в специфике данной работы.
Адекватным решением поставленных задач стало участие в совместном проекте учеников и родителей 2А класса по разработке и проведению экскурсии по памятным местам города Усть-Кута (Приложение 2), работа над которым планировалась на период с сентября по апрель 2022-2023 учебного года. Определены были группы: организаторы, экскурсоводы, корреспонденты, в состав которых входили и ученики, и их родители. Работа велась по составленному плану проектной деятельности с четкими временными рамками, и требовала взаимодействия всех участников проекта. Продуктом этой деятельности стала экскурсия, которую мы провели в апреле. Анализируя результаты, пришли выводу, что опыт в проектной деятельности не только позволил понять специфику разработки и реализации проекта, но доставил участникам удовлетворение результатами и процессом взаимодействия.
В третьем классе по программе «Школа России» поток информации, с которым сталкиваются учащиеся достаточно внушительный, и залог качества успеваемости ребенка состоит в умении эту информацию накапливать обрабатывать, систематизировать. Иными словами создавать «копилку знаний», которая всегда была бы «под рукой». Мы еще в первом классе имели опыт в создании опорных таблиц и схем для представления информации, и родителям это было большой поддержкой, поскольку знание фонетики не у многих осталось на уровне необходимом, при изучении успешности ребенка в процессе его обучения. Поэтому этот опыт мы решили продолжить в рамках содержания взаимодействия, целью которого было изучение способов работы с информацией.
Формы работы были определены по различным направлениям: проектная деятельность «Моя родословная», индивидуальное взаимодействие при создании «копилок знаний», просвещение родителей о способах систематизации информации, презентация домашних библиотек и др. В начале года планируя предстоящую деятельность, мы хотели избежать понижения качества успеваемости учащихся. При анализе успеваемости детей в конце года, определили, что качество успеваемости учащихся повысилось, значит, наше взаимодействие было успешным.
2024-2025 учебный год для нас является заключительным этапом, здесь на первый план выступает рефлексия всей деятельности, готовности к переходу в пятый класс. Поэтому содержание взаимодействия родителей и учителя будет заключаться в анализе и обобщении результатов деятельности, способах обеспечения преемственности начальной и средней школы.
В рамках поставленных целей мы начали с формирования умения обобщать и представлять свою жизненную историю в виде фото отчетов: «Как я провел каникулы», «Осень года, осень жизни» - рассказ о дедушках и бабушках, «Какими мы были». Продолжением этого взаимодействия должна быть рефлексия всего этапа обучения в начальной школе: «Каким я был, и каким я стал» глазами самого ребенка и «Мой ребенок растет и меняется» глазами родителя; «Выпускник четвертого класса – каким он должен быть» совместный анализ ребенка – родителя – учителя.
5. Оценка результативности реализации программы эффективного взаимодействия учителе и родителей в начальной школе
Критерии оценки эффективности проекта позволяют оценить результативность реализации программы взаимодействия семьи и школы по двум аспектам:
1)Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество изучалась посредствам анкетирования (Приложение 3)
2) Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе изучалась на основе анкетирования. (Приложение 4)
Подробный анализ диагностик представлен в таблицах (Приложение 5)
Анализируя полученные результаты, мы определяли удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе в его качественном выражении используя шкалу 1, при совпадении с ключом ставили 1 балл, средний балл по шкале – 3, если показатель ребенка ниже, значит у него есть проблемы в данной области. Соответственно уровень – низкий.
При анкетировании родителей использовали 7 критериев, одни оценивали удовлетворенность родителей, а другие готовность к сотрудничеству, анализировали каждый критерий исходя из результата положительно, отрицательно, средне, что позволило дать не только общую оценку, но и увидеть динамику по каждому критерию в отдельности.
Данные, полученные при выявлении актуального уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (первичная диагностика) и данные полученных при оценке уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (контрольная диагностика) помогут проанализировать динамику.
Динамика уровня
удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе
(сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного диагностического обследования), n= 21 чел.
Уровни удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество | Уровни удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе | |||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |
Первичная диагностика | 3% | 27% | 70% | 9% | 37% | 54% |
Контрольная диагностика | 3% | 13% | 84% | 5% | 29% | 67% |
Динамика развития уровня удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью в школе отражена в диаграммах (Приложение 6).
При анализе результатов видим положительную динамику уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе, что позволяет нам сделать вывод: программа эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе результативна, и способствует эффективному взаимодействию участников процессе обучения и воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.
Таким образом, результат взаимодействия учителя и родителей в начальной школе будет состоять в:
- повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников;
- формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бедерханова В.В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Материалы методологического семинара памяти профессора B.С. Ильина. – выпуск № 5. – Волгоград, 2001.– с. 95-100.
2. Данилъчук в.и. гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. – Ростов н/д, 1998.
3. Мостовая С.В. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-vzaimodeistviya-uchitelya-i-roditelei-v-nac#ixzz2E09ZfOIj
4. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977
5. Сухомлинский В.А Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. М., 1981 г.т.3
6. Фридман И.Ребенок между семьей и обществом//Семья и школа.-2002.-№11-12.-С.2-4.
7. Фридман Л.М. Школа и родители//Классный руководитель.-1998.-№5.-С.39-44.
8. Хорошая школа: желаемая и реальная: Аналитический отчет по материалам опроса родителей//Директор школы: Экспресс-опыт.-2000.-№8.-С.38-46.
9. Школа и родители //Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№3.
10. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
Приложение 1
Программа эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей. Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и стремлений работать в одном направлении школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Задачи: в сфере общения - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;
в сфере отношения - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
в сфере связи - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, делиться своими наблюдениями, проводить рефлексию деятельности.
Основной принцип программы – это диалогичность, который рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между учителем и родителями. При этом принцип предполагает активность всех участников взаимодействия, и эта активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.
Условия:
∙ родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
∙ переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
∙ осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
∙ систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
∙ установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,
∙ обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Взаимодействия учителя начальных классов и родителей в школе осуществляется по следующим направлениям:
В сфере общения:
• Педагогическое просвещение родителей;
• Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе.
В сфере отношения:
• Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
• Индивидуальная работа с родителями;
В сфере связи:
∙ Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся;
∙ Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания.
Формы взаимодействия педагога и родителей:
В сфере общение:
∙ тематические родительские собрания;
∙ праздники семьи и класса, семейные гостиные;
∙ Читай-город
∙ дни открытых дверей в ОУ;
∙ лектории для родителей;
∙ проектная деятельность;
∙ родительская конференция.
В сфере отношение:
∙ выставки семейного творчества;
∙ фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Один день моей мамы";
∙ индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
∙ тематические беседы.
В сфере связи:
∙ изучение семей;
∙ диагностика;
∙ рефлексия деятельности.
Методы изучения семей.
1. Наблюдение.
2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, соц. педагога).
3. Индивидуальные беседы.
4. Тестирование.
5. Анкетирование
6. Диагностика.
7. Деловые игры.
8. Анализ детских рассказов и рисунков.
План взаимодействия учителя с родителями на 2021-2022 уч. год
1 класс
Действия | Предполагаемый результат |
Сентябрь | |
1. Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. 2. Беседа на тему «Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка» | Формирование единых педагогических требований.
|
Октябрь | |
1. Первое родительское собрание. «Трудности в адаптации первоклассников к школе». 2. Лекторий для родителей «Режим дня в жизни школьника». 3. Анкетирование родителей с целью изучения семей учащихся. 4. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Составление социального паспорта семей.
Вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения детей. Связь с родителями, рефлексия деятельности Формирование отношения к процессу воспитания ребенка.
|
Ноябрь | |
1. Встреча родителей с психологом. 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.
Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Декабрь | |
1. Открытые родительские дни для посещения уроков и внеклассных мероприятий. Совместное проведение новогоднего Бал-маскарада. 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
Расширение культурно-воспитательного пространства.
Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Январь | |
1. Родительское собрание. Вечер вопросов и ответов 2. Участие родителей в организации досуга школьников. 3. Индивидуальные беседы с родителями для решения вопросов по работе с тревожными детьми. | Создание единого воспитательного пространства «родители-дети-учителя».
Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе |
Февраль | |
1. Круглый стол с привлечением специалистов различных образовательных, административных учреждений по проблеме воспитания 2. Посещение родителей – отцов, старших братьев внеклассного мероприятия, приуроченного ко Дню защитников Отечества. 3. Индивидуальные беседы с родителями для решения вопросов по работе с тревожными детьми. |
Расширение культурно-воспитательного пространства.
Пропаганда здорового образа жизни среди родителей и детей. Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Март | |
1. Посещение родителей – мам, сестер внеклассного мероприятия, приуроченного к женскому дню- 8 марта.. 2. Посещение мероприятия «Прощание с азбукой» 3. Индивидуальные беседы с родителями для решения вопросов по работе с тревожными детьми.
| Расширение культурно-воспитательного пространства Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Апрель | |
1. Лекторий «Взаимоотношения в семье и их влияние на поведенческие реакции первоклассников». 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.
|
Май | |
1. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. 2. Родительское собрание по теме «Анализ результатов работы и коррекция плана на новый учебный год»
| Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу в целях предупреждения неуспеваемости школьников.
Анализ недостатков учебно-воспитательного процесса школы. Рефлексия деятельности |
План взаимодействия учителя с родителями на 2022-2023 уч. год
(2 класс)
Действия | Предполагаемый результат |
Сентябрь | |
1. Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. 2. Беседа «Проектная деятельность и ее значение в развитии учащихся»». | Формирование единых педагогических требований.
|
Октябрь | |
1. Родительское собрание «Организация взаимодействия в работе над проектом класса» 2.Анкетирование родителей с целью изучения семей учащихся. 3.Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения детей. Связь с родителями, рефлексия деятельности Формирование отношения к процессу воспитания ребенка.
|
Ноябрь | |
1. Работа в группах для согласования взаимодействия при работе над проектом. 2.Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.
Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Декабрь | |
1. Открытые родительские дни для посещения уроков и внеклассных мероприятий. Совместное проведение новогоднего Бал-маскарада. 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
Расширение культурно-воспитательного пространства.
Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Январь | |
1. Родительское собрание. Вечер вопросов и ответов 2. Участие родителей в организации досуга школьников. 3.Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Создание единого воспитательного пространства «родители-дети-учителя».
Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе |
Февраль | |
1. Посещение родителей – отцов, старших братьев внеклассного мероприятия, приуроченного ко Дню защитников Отечества. 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
Расширение культурно-воспитательного пространства.
Пропаганда здорового образа жизни среди родителей и детей. Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Март | |
1. Посещение родителей – мам, сестер внеклассного мероприятия, приуроченного к женскому дню- 8 марта.. 2. Подготовка и проведение общешкольного мероприятия «Читай город» 3. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
Расширение культурно-воспитательного пространства Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Апрель | |
1. Организация экскурсии в рамках реализации проекта класса 3. Конференция для детей и родителей по итогам исследовательской деятельности. 4. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.
Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Май | |
1. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. 2. Родительское собрание по теме «Анализ результатов работы и коррекция плана на новый учебный год»
| Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу в целях предупреждения неуспеваемости школьников.
Анализ недостатков учебно-воспитательного процесса школы. Рефлексия деятельности |
План взаимодействия учителя с родителями на 2023-2024 уч. год
(3 класс)
Действия | Предполагаемый результат |
Сентябрь | |
1. Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. 2. Беседа на тему «Информационное пространство ученика» | Формирование единых педагогических требований.
|
Октябрь | |
1. Первое родительское собрание «Организация процесса обучения на 2023-2024 уч. год». 2. Лекторий для родителей «Книга в жизни семьи и ребенка». 3. Анкетирование родителей с целью изучения семей учащихся. 4. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения детей. Связь с родителями, рефлексия деятельности Формирование отношения к процессу воспитания ребенка.
|
Ноябрь | |
1. Встреча родителей с психологом. 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.
Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Декабрь | |
1. Открытые родительские дни для посещения уроков и внеклассных мероприятий. Совместное проведение новогоднего Бал-маскарада. 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
Расширение культурно-воспитательного пространства.
Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Январь | |
1. Родительское собрание. Вечер вопросов и ответов 2. Презентация домашней библиотеки 3. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Создание единого воспитательного пространства «родители-дети-учителя».
Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе |
Февраль | |
1. Беседа «Школьный учебник. Как с ним работать дома?» 2. Посещение родителей – отцов, старших братьев внеклассного мероприятия, приуроченного ко Дню защитников Отечества. 3. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
Расширение культурно-воспитательного пространства.
Пропаганда здорового образа жизни среди родителей и детей. Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Март | |
1. Посещение родителей – мам, сестер внеклассного мероприятия, приуроченного к женскому дню- 8 марта.. 2.Подготовка и проведение общешкольного мероприятия «Читай город» 3.Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников.
|
Расширение культурно-воспитательного пространства Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Апрель | |
1. Конференция для детей и родителей по итогам исследовательской деятельности. 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.
|
Май | |
1. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. 2. Родительское собрание по теме «Анализ результатов работы и коррекция плана на новый учебный год»
| Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу в целях предупреждения неуспеваемости школьников.
Анализ недостатков учебно-воспитательного процесса школы. Рефлексия деятельности |
План взаимодействия учителя с родителями на 2024-2025 уч. год
4 класс
Действия | Предполагаемый результат |
Сентябрь | |
1. Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. 2. Беседа на тему «Выпускник начальных классов, какой он?» | Формирование единых педагогических требований.
|
Октябрь | |
1. Первое родительское собрание «Организация взаимодействия на 2024-2025 уч. год»». 2. Лекторий для родителей «Страхи ребенка. Что за этим стоит?» 3. Анкетирование родителей с целью изучения семей учащихся. 4. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения детей. Связь с родителями, рефлексия деятельности Формирование отношения к процессу воспитания ребенка.
|
Ноябрь | |
1. Встреча родителей с психологом. 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.
Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Декабрь | |
1. Открытые родительские дни для посещения уроков и внеклассных мероприятий. Совместное проведение новогоднего Бал-маскарада. 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
Расширение культурно-воспитательного пространства.
Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Январь | |
1. Родительское собрание. Вечер вопросов и ответов 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Создание единого воспитательного пространства «родители-дети-учителя». Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе |
Февраль | |
1. Совместная деятельность детей и взрослых по подготовке к итоговой аттестации. 2. Посещение родителей – отцов, старших братьев внеклассного мероприятия, приуроченного ко Дню защитников Отечества. 3. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. |
Расширение культурно-воспитательного пространства.
Пропаганда здорового образа жизни среди родителей и детей. Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Март | |
1. Посещение родителей – мам, сестер внеклассного мероприятия, приуроченного к женскому дню- 8 марта.. 2.Подготовка и проведение общешкольного мероприятия «Читай город» 3.Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников.
|
Расширение культурно-воспитательного пространства Формирование отношения к процессу воспитания ребенка. |
Апрель | |
1. Конференция для детей и родителей по итогам исследовательской деятельности. 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. | Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.
|
Май | |
1. Организация выпускного вечера. 2. Индивидуальные беседы с родителями для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. 3. Родительское собрание по теме «Анализ результатов работы особенности адаптации учеников в 5 классе»
| Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу в целях предупреждения неуспеваемости школьников.
Анализ недостатков учебно-воспитательного процесса школы. Рефлексия деятельности |
Ожидаемые результаты:
1. Повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников.
2. Формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.
Приложение 2
Проект учащихся и родителей 2 А класса МОУ СОШ № 5 г.Усть-Кута
Тема проекта: «Памятные места города Усть-Кута».
Цель проекта: подготовка и организация экскурсии по памятным местам города Усть-Кута.
Цель экскурсии: стимулирование и развитие интереса к истории родного города
Задачи проекта:
∙ учиться отбирать информацию по заданной теме, оформлять в виде сообщения, рассказывать; подбирать фотоматериалы, составлять вопросы по имеющейся информации;
∙ прогнозировать свою деятельность, анализировать и обобщать свою работу;
∙ развивать коммуникативные умения.
Творческие группы:
1.Экскурсоводы
2.Организаторы
3.Корреспонденты
Совместные виды деятельности творческих групп:
1.Изучение и отбор экскурсионных объектов.
2.Проведение экскурсии.
3.Выполнение проверочной работы по теме проекта.
4.Обобщение и анализ работы над проектом.
Виды деятельности экскурсовода:
1.Изучение литературных источников по теме экскурсии, написание контрольного текста экскурсии.
2.Комплектование «портфеля экскурсовода» (подбор необходимой наглядности).
3.Рассказ о выбранном объекте в ходе экскурсии.
Виды деятельности организаторов:
1.Составление маршрута экскурсии.
2.Составление технологической карты экскурсии.
3.Организация экскурсии (транспорт, расчет расходов, дата, время проведения).
Виды деятельности корреспондентов:
1.Разработка буклета.
2.Составление вопросов по теме проекта на основе текстов экскурсоводов.
3.Фоторепортаж с места событий.
4.Обобщение в виде рассказа о проведении экскурсии.
5. Разработка презентации.
Этапы работы
Приложение 3
Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями, готовность к сотрудничеству"
Уважаемые родители!
Прошу вас ответить на следующие вопросы. Надеюсь, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания учеников - ваших детей.
1. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?
∙ Доброжелательные
∙ Доверительные
∙ Равнодушные
∙ Неприязненные
∙ Конфликтные
2. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к вашему ребенку?
Да Не совсем Нет
3. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?
Регулярно Иногда Нет
Если не посещаете, то почему? __________________________________-
4. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?
Да Не совсем Нет
5. Получаете ли вы достаточную информацию при индивидуальных беседах с классным руководителем, для решении проблем в воспитании вашего ребенка?
Да Не совсем Нет
6. Часто ли вы участвуете в воспитательном процессе? (Посещаете мероприятия, участвуете в проектной деятельности, конкурсах, выставках и др.)
Регулярно Иногда Нет
7. Готовы ли вы продолжить сотрудничество с классным руководителем в процессе воспитания вашего ребенка?
Да Не совсем Нет
Примечание: Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-то причинам вы не хотите передавать анкету через своего ребенка, вы можете передать ее лично учителю.
Приложение 4
Анкета
«Хорошо ли ребёнку в школе?»
Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.
Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да),
если думает также. Если его ответ нет. Т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).
1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.
2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.
3. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.
4. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.
5. Очень хочется отдохнуть.
6. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.
7. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.
8. Я всегда боюсь отвечать у доски.
9. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,
10. Часто па уроках я чувствую, что устал,
11. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, У меня плохое настроение.
12. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,
13. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.
'14. Я точно знаю, что мои родители любят меня.
15. Мне часто кажется, что я болен.
16. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.
17. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.
18. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.
19. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.
20. Я думаю, что плохо вижу.
21. Мне интересно в школе.
22. Мне очень нравятся ребята в моем классе.
23. Я стараюсь 'как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня
ничего не получается.
24. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.
25. Обычно я спокоен и полон сил.
Приложение 5
Анализ первичного диагностического обследования на основе анкетирования уровня
удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество
уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Общий |
низкий | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 21% | 0% | 3% |
средний | 0% | 0% | 42% | 14% | 21% | 68% | 43% | 27% |
высокий | 100% | 100% | 58% | 86% | 79% | 21% | 57% | 70% |
Анализ контрольного диагностического обследования на основе анкетирования уровня
удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество
уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Общий |
низкий | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 19% | 0% | 2,7% |
средний | 0% | 0% | 27% | 9% | 0% | 54% | 0% | 13,3% |
высокий | 100% | 100% | 73% | 91% | 100% | 27% | 100% | 84% |
Анализ первичного диагностического обследования на основе анкетирования уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе
Ключ к анкете
Шкала] | 1.+ | б.- | 11.- | lб.- | 21.+ |
Шкала 2 | 2.- | 7.- | 12.- | 17.- | 22.+ |
Шка аЗ | 3.- | 8.- | 13.- | 18.- | 23.- |
Шкала4 | 4.+ | 9.+ | 14.+ | 19.- | 24.- |
Шкала5 | 5.- | 10.- | 15.- | 20.- | 25.+ |
За каждое совпадение с КЛЮЧОМ ставится 1 балл Средний балл ПО каждой шкале - З.
Если показатель ребенка ниже данного значения,. значит, у него есть проблемы в этой
области и ему необходимы помощь и поддержка.
Значение шкал
1 шкала- удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.
2 шкала - дружеские отношения в классе,
3 шкала- тревожность, связанная с учебным процессом.
4 шкала- самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах
5 шкала - самочувствие, состояние здоровья.
Баллы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
% | 0% | 9% | 37% | 37% | 17% |
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Анализ контрольного диагностического обследования на основе анкетирования уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе
Баллы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
% | 0% | 5 % | 29 % | 33% | 33% |
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Приложение 6
Динамика уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество
Динамика уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия учителя с родителями.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся....
Формы взаимодействия учителя с родителями
В презентации представлены формы взаимодействия учителя с родителями учеников. ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ• Создание благоприятных условий для обучения и развития детей.• Повышение педагогической ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ, КОЛЛЕГАМИ, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ СФЕР.
В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ДЕТЬМИ, ФОРМЫ ДОСУГА, АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОБРАЗЕЦ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ....
Взаимодействие учителя с родителями учащихся
Выступление на педсовете. Затрагивается пробема взаимоотношения родителей с учителями ...
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
Выступление на заседании школьного методического объединения классных руководителей...
Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе
Данная статья поможет учителям начальных классов при работе с родителями...
Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы, поэтому, сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....