Программа внеурочной деятельности "Краеведение"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» разработана для 3-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепцией духовно-нравственного развития личности.
Курс внеурочной деятельности «Краеведение» имеет национально-региональную направленность, которая определена особой актуальностью образования в современных условиях. У обучающихся формируются любовь к своему краю, чувства гордости за него; общие представления о литературном наследии Красноярского края; воспитание интереса к творчеству писателей и поэтов Красноярского края; развитие нравственных чувств, уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края.
Цель:
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина российского общества, обладающего необходимыми знаниями, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества;
Основными задачами реализации содержания курса являются:
В области образования:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем Красноярского края, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители края в историко-культурное наследие региона;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить обучающихся наблюдать и описывать факты из истории Красноярского края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере – в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» разработана на основе Примерной программы национально регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае, автор Г.В.Раицкая; комплексной программы духовно-нравственного воспитания младших школьников «Я – гражданин своего города, своей страны», Терещенко Н.В., Волгоград: Учитель, 2015
Программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» состоит из двух блоков:
- «Я – гражданин своего города, своей страны» (на основе комплексной программы духовно-нравственного воспитания младших школьников «Я – гражданин своего города, своей страны», Терещенко Н.В.)
- «Наш край» (на основе Примерной программы национально регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае «Природа и экология Красноярского края» автор Г.В. Раицкая.
Основные технологии, методы и формы обучения
Курс направлен на формирование у обучающихся экологической культуры, осознание себя как личности и гражданина России. Занятия носят развивающий и познавательный характер, направлены на расширение кругозора обучающихся в области краеведения и права.
Формы обучения: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые. По методам занятия: теоритические и практические
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, мини - конференция, консультация, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, коллективно - творческие дела.
Методы контроля: консультация, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно - исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии обучения: применяются на уроках элементы здоровьесберегающей технологии, технологии интегрированного обучения, проблемно-диалогического обучения, проектно- исследовательские, ИКТ – технологии.
Курс внеурочной деятельности «Краеведение» реализуется во второй половине дня, согласно расписания занятий, продолжительность занятий 45 минут.
Курс внеурочной деятельности «Краеведение» реализуется по духовно- нравственному направлению развития личности. На изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности «Краеведение»
Освоение курса «Краеведение» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов:
Учащийся:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Учащийся получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», как гражданин Красноярского края, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Красноярского края;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Изучение курса «Краеведение» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком- муникативными и познавательными задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
При изучении курса «Краеведение» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли Красноярского края в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества Красноярского края;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание курса внеурочной деятельности «Краеведение»
3 класс
I блок «Я – гражданин своего города, своей страны» состоит из двух разделов «Ученик – патриот и гражданин» и «Ученик и его нравственность»
Раздел «Ученик – патриот и гражданин» направлен на формирование элементарных представлений о политическом устройстве российского государства, о важнейших законах и символах государства, элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России.
Раздел «Ученик и его нравственность» направлен на формирование первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях, о правилах поведения в школе, дома, на улице и в общественных местах и воспитание уважительного отношения к родителям, к старшим и способствует установлению в коллективе дружеских взаимоотношений, учит различать хорошие и плохие поступки.
Тематическое содержание
блок «Я - гражданин своего города, своей страны» - 11 часов.
Ученик-патриот и гражданин – 5 часов
- «Моя школа – мой дом». Знакомство с безопасным маршрутом «Дом - Школа – дом».
- «Я - ученик». Права и обязанности ученика, как гражданина. Право на образование, отдых, досуг, развитие.
- Моя улица, мой город, мой дом. Знакомство с улицами города, знать достопримечательности своей улицы. Проект «Наш дом».
- Достопримечательности нашей улицы. Практическая работа: «Знаешь ли ты свою улицу?». Составление индивидуального маршрута безопасного движения «Дом – школа – дом».
- Я – гражданин России. Главный город Москва. Герб. Флаг. Гимн.
Ученик и его нравственность 6 часов
- Правила поведения в школе. Знакомство с правилами обучающихся в школе.
- Урок доброты «Если добрый ты…». Понятия «доброта», «милосердие», «волшебные слова»
- Культурно – просветительные учреждения нашего города. Обзор учреждений культуры города Ачинска и Красноярского края.
- Экскурсия в музей.
- Экскурсия в городскую библиотеку
блок Наш край 22 часов
Наш край – 18 часов
Мой край – Красноярский. Наш край на карте России. История возникновения Красноярского края. Жители нашего края. Традиции народов края (ненцы, нганасаны, поляки)
Занятие «Коляда, коляда, отворяй ворота!».
Растительность нашего края. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений. Разнообразие растений.
Животный мир Красноярского края. Разнообразие животного мира. Конкурс рисунков.
Водоемы нашего края. Реки и озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах.
Полезные ископаемые нашего края.
Сельское хозяйство в Красноярском крае. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров культурных растений.
Занятие «Худо жить тому, у кого пусто в дому». Проект о животных и растениях края.
Люди нашего края 4 часа
Труд людей нашего края. Люди, прославившие Красноярский край. Экскурсии на предприятия города. Проект «Моя мама (папа) работает - …».
Итоговое занятие 1 час
Содержание курса внеурочной деятельности «Краеведение»
4 класс
Тематическое содержание
блок «Я - гражданин своего города, своей страны» - 9 часов.
Ученик-патриот и гражданин – 3 часов
- Урок мужества «Моя малая Родина». Красноярский край – моя малая родина.
- Я – ученик. Традиции школы. Знакомство со школьными традициями.
- Выставка «Учились наши мамы, учились наши папы..». Посещение стационарной выставки в музейно-выставочном зале по истории образования города.
Ученик и его нравственность /6 часов
- Правила поведения в школе. Кодекс чести ученика.
- Урок доброты и милосердия
- Конкурс чтецов «Мама милая моя»
- Правила поведения в общественных местах». Инсценировка стихотворенийI
- «Здравствуйте все или Как жить в ладу с собой и миром»
- Праздник «Еже ли вы вежливы»
блок «Наш край» - 23 часа
Наш край – 19 часов
Красноярск – столица края. Виртуальная экскурсия. Заочное путешествие по Красноярску. Достопримечательности .
Город Железногорск. Из истории города. Достопримечательности г. Железногорска. Экскурсия по городу. Проект «Наш город».
Народы живущие в Красноярском крае. Занятие «Тряпичная акулька». Растительность нашего края. Разнообразие растений. Практическая работа.
Животный мир Красноярского края. Разнообразие животного мира. Конкурс рисунков
«Животные и растения Красноярского края».
Водоемы нашего края. Река Енисей. Реки и озера. Практическая работа «Исследование названия рек, протекающих в Красноярском крае».
Полезные ископаемые нашего края. Почвы. Охрана почв. Природные места отдыха. Заповедники Красноярского края. Столбы
Люди нашего края 4 часа
Труд людей нашего края. Поэты и писатели города. Художники нашего города. Экскурсия в музей.
Итоговые занятия (2 часа)
Это было интересно. Викторина «Почемучек».
Выпускной праздник «Мир народной культуры»
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
«Краеведение», 3 класс
№ | Тема | Виды деятельности обучающихся | Дата | ||||||
Ученик-патриот и гражданин (5ч) | |||||||||
1 | Моя школа – мой дом | Уметь ориентироваться в здании школы. Вступать в учебный диалог о школе, истории школы. | |||||||
2 | Я - ученик | Иметь представление о правах и обязанностях ученика школы. Принимать правила поведения, бережного отношения к учебным принадлежностям; Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии | |||||||
3 | Моя улица, мой город, мой дом. Проект «Наш дом» | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее значимые досто- примечательности; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своего двора, улицы; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда. | |||||||
4 | Достопримечательности нашей улицы. Практическая работа: «Знаешь ли ты свою улицу?» | Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой | |||||||
5 | Я – гражданин России | Работа с картой России. Сравнение, описание гербов и флагов России и Красноярского края, умение слушать гимн России. Рассказывать о Москве, как столице России. | |||||||
Ученик и его нравственность (6ч) | |||||||||
6 | Правила поведения в школе | Закреплять знание правил вежливого поведения, культуры речи. Уметь пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным. | |||||||
7 | Урок доброты «Если добрый ты…» | Иметь представление об уважительном отношении к родителям, старшим, доброжелательном отношении к сверстникам и младшим. | |||||||
8 | Культурно – просветительные учреждения нашего города. | Называть города. | культурные | учреждения | нашего | ||||
9 | Экскурсия в музей | Иметь представление о музее, ознакомиться с различными экспозициями. | |||||||
10 | Экскурсия в городскую библиотеку | Иметь представление о библиотеке. | |||||||
Наш край (18 ч) | |||||||||
11 | Наш край на карте России. | Иметь представление о географическом расположении Красноярского края. Учиться находить | |||||||
12-13 | История возникновения Красноярского края. | Иметь представление об истории возникновения Красноярского края. Учиться работать в парах. | |||||||
14 | Жители нашего края. | Ознакомление с национальным населения края | составом | ||||||
15 | Традиции народов края | Иметь представление о национальных обычаях и традициях народов, проживающих на территории Красноярского края. | |||||||
16 | Занятие «Коляда, коляда, отворяй ворота!». | Иметь представление о русских праздничных обычаях: Рождество, Святки. | |||||||
17 | Растительность нашего края. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений. | Иметь представление о флоре и фауне Красноярского края. | |||||||
18 | Разнообразие растений | Учиться различать лиственные деревья; сравнивать ель и сосну; дерево по плану. | и хвойные описывать | ||||||
19 | Животный мир Красноярского края: | Рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию о животных края. Работать в паре: узнавать животных на рисунке, осуществлять самопроверку, приводить примеры. | |||||||
20-21 | Разнообразие животного мира. Конкурс рисунков. | Иметь представление о живых организмах, занесённых в Красную Книгу, обитающих на территории края. Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам | |||||||
22 | Виртуальная экскурсия в зоосад | Называть животных – обитателей нашего края. | |||||||
23 | Водоемы нашего края. | Рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию. Работать в паре: узнавать рыб на рисунке. Приводить примеры растений и животных водоемов. | |||||||
24 | Реки и Практическая составление поведения водоемах. | озера. работа: правил на | Учиться находить на физической карте реки и озёра. Составлять правила поведения на водоемах. | ||||||
25 | Полезные ископаемые нашего края. | Учиться группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; различать полезные ископаемые нашего края | |||||||
26 | Сельское хозяйство в Красноярском крае. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров культурных растений. | Разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. Учиться отличать культурные растения края. | |||||||
27 | Занятие «Худо жить тому, у кого пусто в дому». | Иметь представление о праздничном и повседневном убранстве дома. | |||||||
28 | Труд людей нашего края | ||||||||
29 | Люди, прославившие Красноярский край | ||||||||
30-31 | Экскурсии на предприятия города | ||||||||
32-33 | Проект «Моя мама (Мой папа) работает - …» | ||||||||
34 | Итоговое занятие |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности Тематическое планирование с определением основных видов деятельности 4 класс
№ урока | Тема | Виды деятельности обучающихся | Дата |
Я – гражданин своего города, своей страны (9 часов) | |||
Ученик – патриот и гражданин (3ч) | |||
1 | Урок мужества «Моя малая Родина» | Иметь представление о понятии «малая родина», называть правильно название населенного пункта (города Ачинска) в котором живет, о достопримечательностях своей малой Родины. | |
2 | Я – ученик. Традиции школы. | Иметь представление и школьных традициях, важности соблюдать и преумножать традиции | |
3 | Выставка «Учились наши мамы, учились наши папы…» | Рассматривание музейных школьных экспонатов как исторических источниках, иметь представление об истории образования. | |
Ученик и нравственность (6 часов) | |||
4 | Правила поведения в школе. Кодекс чести ученика | Понимание важности соблюдения правил поведения, коллективная работа составление памятки «Как вести себя в школе» | |
5 | Урок доброты и милосердия | Понимание понятий «доброта», «милосердие», «отзывчивость», «сострадание» | |
6 | Конкурс чтецов «Мама милая моя» | Через художественное чтение выражать отношение к теме, маме, передавать эмоции и чувства | |
7 | Правила поведения в общественных местах». Инсценировка стихотворений | Иметь представление о понятии «общественное место», через разыгрывание литературных этюдов выразить отношение к правильному и неправильному поведению. | |
8 | «Здравствуйте все или Как жить в ладу с собой и миром» | Вести диалогическую беседу, отстаивать свою точку зрения, выражать свое мнение | |
9 | Праздник «Ежели вы вежливы» | Применение полученных знаний в ходе изучения раздела во время праздника: инсценировать, декламировать, работать в группах. | |
Наш край (22 часа) | |||
10 | Красноярск – столица края. Виртуальная экскурсия | Иметь представление о столице страны – г. Москва, столице Красноярского края – Красноярске, работа по карте, нахождение объектов на карте. | |
11 | Заочное путешествие по Красноярску. Достопримечательности | Иметь представление о достопримечательностях города, узнавать объекты. | |
12 | Достопримечательности г. Ачинска. Экскурсия по городу. | Узнавать достопримечательности нашего города; умение соблюдать правила поведения на улице во время передвижения, слушать экскурсовода | |
13 | Проект «Наш город». | Умение презентовать итоги работы, работать с различными источниками информации | |
14 | Народы живущие в Красноярском крае. | Иметь представление о жителях нашего края. Работа с различными источниками информации: сказки, пословицы, энциклопедии. | |
15 | Занятие «Тряпичная акулька». | Изготовление куклы, расширение знаний о народных традициях | |
16 | Растительность нашего края | Работа с разными источниками информации | |
17 | Разнообразие растений. Практическая работа | рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. | |
18 | Лекарственные растения края и их использование | Работа с разными источниками информации, составление сообщения по теме, работа в группах. | |
19 | Животный мир Красноярского края | Работа с разными источниками информации | |
20 | Разнообразие животного мира. | Рассматривание атласа –определителя, энциклопедии, составление рассказа – описания «мой любимый зверь» | |
21 | Редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенных в Красную книгу края. | Работа с разными источниками информации, составление сообщения по теме, работа в группах. | |
22 | Конкурс рисунков «Животные и растения Красноярского края». | Умение выражать изобразительными средствами знания по изученной теме. | |
23 | Водоемы нашего края. Река Енисей | Умение «читать» карту, составление рассказа по плану. | |
24 | Практическая работа «Исследование названия рек Красноярского края» | Иметь представление о водоемах края. Составление правил поведения на водоемах. Умение работать с картой, как источником информации | |
25 | Почвы. Практическая работа | Проведение опытов, обобщение результатов, формулирование выводов по теме «Свойства почв» | |
26 | Охрана почв | Умение систематизировать знания, полученные из разных источников информации. | |
27 | Природные места отдыха | Иметь представление о местах отдыха в Красноярском крае. Составление рассказов о летнем отдыхе моей семьи. | |
28 | Заповедники Красноярского края. Столбы | ||
Люди нашего края (4 часа) | |||
29 | Труд людей нашего края. | Иметь представление о градообразующих предприятиях, профессиях своих родителей. | |
30 | Экскурсия | Получение информации о «космических» профессия через экспонаты выставки, умение соблюдать правила поведения в музее. | |
31 | Поэты и писатели города. Художники нашего города. | Знакомство с людьми творческих профессий (художниками, поэтами, музыкантами) | |
32 | Экскурсия в музей | Получение информации о профессии «атомщик», умение работать в группах, соблюдение правил безопасного поведения. | |
Итоговые занятия (2 часа) | |||
33 | Это было интересно. Викторина «Почемучек» | Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, участие в обсуждении выступлений учащихся; Умение оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
34 | Выпускной праздник в МВЦ «Мир народной культуры» | Участие в празднике, демонстрация знаний народных традиций | |
По программе | 34ч. | ||
Фактически проведено |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебная и справочная литература
- Раицкая Г.В. Программа Краевого (национально-регионального) компонента по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края», 2006.
- Раицкая Г.В. Методическое пособие «Природа и экология Красноярского края», Красноярск, 2007.
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов.
– М.: Просвещение, 2011г.
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011г.
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2011г.
- Терещенко Н.В. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Я – гражданин своего города, своей страны»,., Волгоград: Учитель, 2015
Учебно – лабораторное оборудование:
- Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
- Лупа.
- Компас.
- Часы с синхронизированными стрелками.
- Микроскоп.
- Карта России
- Карта Красноярского края
Натуральные объекты
- Коллекции полезных ископаемых.
- Гербарии культурных и дикорастущих растений
Печатные пособия
- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения:
- Плакаты по основным темам (природные сообщества леса, луга, сада, озера; природные зоны). М.: Издательство «Экзамен», 2012г.
- Географические настенные карты: «Карта полушарий», «Природные зоны России». М.: Роскартография, 1998г.
Презентации к курсу:
«Виртуальная экскурсия по Красноярску», «Достопримечательности Красноярска»,
«Заповедник Столбы», «Животные и растения Красноярского края», «Красная книга Красноярского края».
Технические средства обучения:
- Классная доска.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- Компьютер.
- Принтер, сканер, ксерокс.
Оборудование класса:
- Ученические двухместные столы с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...