Программа ДО "Бисероплетение"
рабочая программа

Стрякина Екатерина Игоревна

Бисероплетение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biseropletenie.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

    Программа кружка «Бисероплетение» реализует социальное направление во внеурочной деятельности во 2-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.            

     Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных  ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

         Задачи курса

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности. 

5.Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Образовательные задачи программы – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

  Воспитательные задачи программы – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  

Коррекционно – развивающие задачи курса:

  1. Формирование у обучающихся творческого мышления:

- умение воплощать собственный творческий замысел;

- умение импровизировать в изделии.

  2. Коррекция и развитие аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы  со схемами.

  3. Формирование оперативного образа объекта труда. 

 Программа направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Программа предусматривает развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный  и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно.  

На занятиях кружка «Бисероплетение» учащиеся изучают народные традиции  в выполнении различных изделий, знакомятся с национальным колоритом и своеобразием.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.

 Программа предусматривает выполнение как индивидуальных, так и коллективных работ, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и ответственности личности. Творческие задания на каждом занятии позволяют осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся.

Общая характеристика курса «Бисероплетение»

          Программа «Бисероплетение» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер. Она направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками бисероплетения. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей  программе, учащиеся  приобретут углублённые знания по данному виду творчества.

Программа включает в себя основные разделы:

1.Общие сведения о бисере. Правила техники безопасности. Материалы и инструменты в бисероплетении.

2.Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция. Техники плетения.

3.Плетение на проволоке. Плоские фигурки насекомых, животных и птиц.

4.Плетение на проволоке плоских игрушек по мотивам сказок, игрушек-сувениров.

5. Ажурное плетение. Изготовление снежинок и оплетка пасхальных  яиц..

6.Плетение объемных фигурок животных и птиц.

7.Полуобъемное плетение. Цветы из бисера. Деревья из бисера.

8.Составление композиции. Коллективная работа.

9.Итоговое занятие. Выставка работ. Анализ детских работ.

Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками  бисероплетения  на  высоком качественном  уровне  с  учетом  возраста  детей.

На протяжении обучения дети получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Они учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести персонажей сказок, объёмные игрушки-сувениры, изготавливают цветы в полуобъемной технике плетения. Дети знакомятся с ажурным плетением, выполняют несложную работу по плетению снежинки в этой технике.

Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

По окончанию обучения учащиеся владеют основными техниками низания бисера, умеют эстетично оформить работу. В конце курса обучения бисероплетению дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с художественной и информационно-справочной литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы. Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре.

         Предлагаемый   учебный   курс  является  комплексным   и  интегрированным. Он   включает   как   рационально-логические,  так  эмоционально-художественные   компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами

- русский язык (развитие устной речи  па основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа  заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции  изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

-литературное чтение  (работа  с   текстовой информацией,  восприятие  и анализ  литературного  ряда  в  целостном  процессе  создания  образа изделия);

-математика (моделирование  -  преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация обьектов,  выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

-окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной  среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

-изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна).

-экономика  (в процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы).

Основные принципы программы:

  • Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
  • Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.
  • Изложение нового материала в доступной для детей форме.
  • Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
  • Постепенное усложнение при подаче нового материала.
  • Учёт региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.
  • Связь с другими областями декоративно-прикладного искусства: вышивка, лоскутная техника и др.
  • Инвариантность.

Ценность: возможность развития творческого потенциала обучающихся детей.

Формы реализации программы:

  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  • Фронтальная и индивидуальная беседа.
  • Цифровой, графический и терминологический диктанты.
  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
  • Решение кроссвордов.
  • Игровые формы контроля.
  • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Принципы:

  • единство обучения и воспитания
  • сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников
  • общедоступность
  • преемственность
  • дифференциации и индивидуализации
  • свобода выбора
  • успешность

Методы:

  • практический
  • наглядный
  • метод релаксации
  • практические занятия
  • занятия - исследования
  • работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий, работа с Интернет-ресурсами
  • рассказ, беседа, дискуссия

Система отслеживания результатов усвоения материала:

  • наблюдение за детьми
  • тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций
  • организация и участие в выставках
  • участие в творческих конкурсах
  • тестирование учащихся по эффективности данной программы.
  • индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Досуговая деятельность:

  • встречи с мастерами
  • посещение выставок
  • просмотр книг и журналов по рукоделию
  • изготовление подарков к праздникам (к Новому году, к 8 Марта, к Пасхе).

Место курса «Бисероплетение» в  учебном (образовательном) плане

    Программа кружка «Бисероплетение» реализует социальное направление во внеурочной деятельности во 2-4 классах в общем объеме 72 часа в год.  Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 45 минут.

Требования к результатам освоения курса

В результате изучения курса учащиеся

знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы;
  •  оценивать себестоимость работы,  экономно расходовать материалы.

Воспитательные задачи:

  • понимание роли и значения традиций в жизни своего народа;
  • бережное отношение к культурному наследию;
  • уважительное, толерантное отношение к мнению других людей в процессе коллективного взаимодействия.

Образовательные задачи:

  • получение знаний об истории, традициях, и видах народного  художественного творчества;
  • овладение различными техниками изготовления изделий декоративного прикладного искусства.  

Развивающие задачи:

  • развитие кругозора учащихся на основе полученных знаний, интереса к народному творчеству;
  • развитие творческих способностей учащихся, через различные виды  деятельности.  

Личностные результаты:

  • формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре других народов через декоративно – прикладное  искусство;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты:

  • овладение практическими умениями и навыками в декоративно-прикладной деятельности;
  • сформированность основ художественной культуры на основе народной  культуры России, в том числе культуры своего края.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; аргументировано излагать свою точку зрения.

Личностные результаты и универсальные учебные действия.

Личностные результаты:  формирование желания участвовать  в творческих конкурсах; формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные УУД:  формирование умения  работать по плану, проверка своих действий, при  необходимости исправление ошибок; использование основных и дополнительных средств; оценка результативности работы: успехов и допущенных ошибок.

 Познавательные УУД: умение использовать полученную из необходимых источников  информацию в ходе творческой самостоятельной работы.

Коммуникативные УУД: формирование умения корректировать свою точку зрения, учитывая  другие аргументации.

Планируемые результаты изучения курса.

  Результативность курса. В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает  первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

 Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, то готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

      Программа  курса дает  возможность достижения результатов первого  уровня и частично второго.            

Для оценки эффективности занятий  используются следующие показатели:

- Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

-  Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • анкетирование; тестирование
  • анализ детских работ

- участие в выставках, творческих конкурсах.      

     Контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы  ребёнком.

Содержание курса «Бисероплетение»

(72 часа)

п/п

Наименование раздела и темы

Всего часов

1.Вводное занятие. Давайте познакомимся

1

Техника плетения (5ч)

2

Плетение дугами цветка

2

3

Плетение методом вверх и вниз

1

4

Плетение методом параллельного плетения, игольчатого, петельного

2

Плоские фигурки животных (20 ч)

5

Стрекоза

1

6

Муха или оса

1

7

Божья коровка

1

8

Сова

2

9

Рыбка

2

10

Морская звезда

1

11

Морские водоросли

1

12

Морские обитатели

2

13

Морской конёк

1

14

Дельфин

1

15

Составление панно «Морское дно»

2

16

Бабочка

1

17

Колибри

1

18

Паук

1

19

Домик паука

2

Объёмные фигурки (12ч)

20

Крокодил

2

21

Мышь, крыса

3

22

Попугай

1

23

Акула

1

24

Обитатели моря

2

25

Дюймовочка

1

26

Крот

1

27

Мышка

1

Панно по мотивам сказок и сюжетам басен (6 ч)

28

Составление композиции к сказке «Дюймовочка»

3

29

Составление панно «Приключение Буратино»

3

Украшения (10ч)

30

Низание в одну нить

1

31

Цепочка «Капельки»

1

32

Цепочка «Фонарики»

1

33

Кольцо из ромбиков

1

34

Низание в две нити

1

35

Браслет «Звездочки-малютки»

1

36

Браслет «две тропинки»

1

37

Цепочка «Бугорки»

1

38

Ожерелье «Связка тарантулов»

1

39

Брошь «Ягодка»

1

Цветы из бисера (18 час)

40

Роза

2

41

Нарцисс

2

42

Вьюнок

2

43

Травка декоративная

2

44

Незабудка

2

45

Примула

2

46

Ромашка

2

47

Композиция «Хорошее настроение»

2

48

Итоговое занятие

2

72ч

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

1.Программно-нормативное обеспечение

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2.Методические пособия для учителя

 1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

3. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

4. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

6. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

3.Электронные образовательные ресурсы   “Бисероплетение”

1.    Техника параллельного плетения бисером на проволоке

http://www.rukodelie.by/content/?id=2558

2.    Петельная техника плетения бисером

http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

3.    Игольчатая техника плетения бисером

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera

4.    Инструменты и материалы для бисероплетения

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

5.    Бисерная цепочка «пупырышки»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

6.    Цепочка «зигзаг»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

7.    Цепочка «змейка».

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

8.    Цепочка с цветами из шести лепестков

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

9.    Низание бисера «в крестик»

http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html

10.   История бисера

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html

11.    Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html

12.    Использование бисера в народном костюме

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html

13.    Материалы и инструменты для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html

14.    Подготовка рабочего места для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html

15.    Полезные советы при работе с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html

4.Список литературы для учащихся

1. Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер» - Ярославль, «Академия развития», 1999

2. Э. Исакова, Т. Ткаченко «Подарки из бисера» - Ростов-на Дону, «Феникс», 2006

3. Т. Ткаченко, К. Стародуб «Плетём объёмные игрушки из бисера»-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

4. Исакова, Стародуб, Ткаченко «Сказочный мир бисера. Плетение на леске» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

5. Ткаченко, Стародуб «Бисер, драгоценные камни и фэн-шуй», «Феникс», 2005

6. Т.Н. Манкова «Бисерная миниатюра. Как создать объём» - «Феникс», 2005

7. Ткаченко, Стародуб «Плетём снежинки из бисера»- «Феникс», 2007

8. А.Р. Магина «Поделки из бисера для любимой мамочки» - Москва, «Сова», 2006

9. Н.И. Бондарева «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

10. Ткаченко, Стародуб «Плетём рыбок из бисера» - «Феникс», 2007

11. Ткаченко, Стародуб «Плетём насекомых из бисера» - «Феникс»,2006

12. Ткаченко, Стародуб «Плетём бабочек из бисера» - «Феникс», 2007

13. М. Федотова, Г. Валюх «Цветы из бисера»- Москва, «Культура и традиции», 2005

14. Донна ДеАнжелис Дикт «Цветы из бисера в вашем доме»- Москва, «Мартин», 2007

15. Л. Божко  «Изделия из бисера»- Москва, «Мартин»,2006

5.Техническое обеспечение

-компьютер

-проектор

- интерактивная доска

- принтер лазерный

- сканер

- ксерокс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...