Всё помню! или Зачем нужна мнемотехника в начальной школе?
статья (1 класс)

В данной статье раскрывается понятие такого метода запоминания информации, как "Мнемотехника". Что такое мнемотехника, зачем её необходимо применять и как мнемоника помогает запоминать конкретный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mnemotehnika.docx7.06 КБ

Предварительный просмотр:

Всё помню! Или зачем нужна мнемотехника в начальной школе?

Память у маленьких детей до 3 лет можно сравнить с губкой – она впитывает все без разбора. Постепенно она становится избирательной и подверженной интересу. К 7 годам память формируется, но остается непроизвольной. Для обучения в начальной школе детям требуется помощь в запоминании большого объема информации – стихов, правил и программ. А также для дополнительных занятий, где память играет важную роль. И по мере роста объема изучаемого материала, необходимо научиться эффективно запоминать информацию. Вот почему использование мнемотехники сразу дает несколько преимуществ.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. Она помогает быстро и весело запоминать, сохранять информацию на долгое время, развивать память и контролировать процесс запоминания. Кроме того, она тренирует внимание и мышление.
Память у маленьких детей в начальной школе только развивается, и воля играет важную роль в этом процессе. Поскольку волевое запоминание еще только формируется, стоит использовать веселые и смешные методы.

Например, рифмы и ритмы. Внесение ритма в запоминаемую информацию помогает ее запоминать. Похожий на этот метод способ используют музыканты.

При помощи этого метода можно выучить таблицу умножения:

Дважды два — четыре.

Шестью шесть — тридцать шесть.

Пятью пять — двадцать пять.

Шестью восемь — сорок восемь.

Шестью четыре двадцать четыре.
Для запоминания
цифр и дат самым эффективным способом является их оживление и придумывание историй с ними. Можно представлять каждую цифру в дате как определенный образ.

Акронимы – это особая форма аббревиатур, которые образуются из начальных букв слов и прочитываются слитно. Такие слова придают запоминаемым словам другой смысл и облегчают процесс запоминания.

Например, нужно запомнить название компонентов действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Берем несколько первых букв от каждого слова и получаем неожиданное оригинальное слово: УМВЫЧРАЗ.
Также можно составлять рассказики из начальных букв слов. Этот метод можно использовать, чтобы запомнить последовательность цветов в радуге. Каждая буква представляет определенный цвет.
Можно использовать
фонетические ассоциации. Этот метод основан на звуковых сходствах слов. Их ассоциируют с запоминаемым материалом.

Например:

Ребята — ребята решают ребус.

Платок — заплатка на платке.

Снегирь и снег – какой-то смех

Совсем ведь не похожи,

Но буква «е» есть в слове снег,

И в снегире ведь тоже!
Метод
«Места» подходит для запоминания стихов и правил. Представьте, что вы читаете строчку стихотворения в одной комнате и связываете ее с объектами в ней. Потом переходите в другую комнату и так далее. Каждую строчку можно запоминать в определенной комнате. Этот метод можно применять не только физически, но и в воображении, передвигаясь мысленно из комнаты в комнату.
Конечно не все приемы мнемотехники подходят всем детям. Каждый ребенок уникален, поэтому необходимо выбирать подходящий прием для конкретного запоминания. Важно, чтобы прием привлекал внимание, содержал простую ассоциацию, был легко запоминаемым и интересным. Мнемонические приемы должны быть забавными, абсурдными и соответствовать тому, что нужно запомнить.
Использование мнемотехники на уроках начальной школы не только помогает развивать произвольное запоминание, но также затрагивает высшие психические функции, работа которых в отдельности невозможна. С помощью мнемотехники обучающимся будет легче осваивать новый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония" "Зачем нужны переводчики"

 Цели урока.- Углубить знания учащихся о родном и иностранном языках, познакомить с работой и ролью переводчиков.- Повторить сведения о группах слов, об именах собственных.- Совершенствовать умение пи...

Зачем нужны автомобили и поезда

Работа предназначена для учащихся первых классов по предмету «Окружающий мир», способствующая расширению кругозора  и общему развитию детей младшего возраста.   При создании презентации...

Презентация "Зачем нужна гигиена"

Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова (4 класс)...

Зачем нужно мыть руки и чистить зубы (окружающий мир 1 класс)

Разработка урока с презентацией (шаблоны для работы)...

Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?

Материал для родителей, заинтересованных в развитии потенциала ребенка, включает тест для определения темперамента ребенка, его описание и рекомендации....

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...

Родительское собрание по теме "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе или зачем нужны логопедические занятия"

Представлен план - конспект родительского собрания, в ходе которого логопед знакомит родителей с возможными трудностями при обучении письму и чтению, определяет перспективы совместной работы учителя и...