Фестиваль педагогических идей. Читательская грамотность.
презентация к уроку (3 класс)

Надежда Владимировна Кузьмина

Приемы формированние читательской грамотности ученика начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon festival_pedagogicheskih_idey_2022.ppt859 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» «Читательская грамотность как уровень образованности современного школьника». Подготовила: учитель начальных классов Кузьмина Н.В.

Слайд 2

Кто постигает новое, лелея старое, может быть учителем Конфуций

Слайд 3

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: - С чего ты так набросилось на меня? Я знать тебя не знаю. Ты меня, видимо, путаешь с кем то. Оставь. Пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. - Не сердись попусту сосед, - с улыбкой промолвило огниво в ответ. - Если ты наберешься терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары. И наконец, из него был высечен огонь, способный творить чудеса. Так терпение кремня было вознаграждено. Притча сказана для тех, кто в своей работе опасается использовать что- то новое, инновационное, но, если запастись терпением, то посеянные семена знаний дадут добрые всходы!

Слайд 4

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике : это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой.

Слайд 5

Такие изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Какими же умениями и качествами должен обладать человек 21 века ? Человек должен быть функционально грамотным!

Слайд 8

Данная модель показывает, что как без полива дерево зачахнет так и и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Слайд 9

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности.

Слайд 11

Читательская грамотность — способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-­практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность включает: -понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания); -использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества).

Слайд 12

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90% Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения…

Слайд 13

Наиболее эффективными для развития читательской грамотности являются следующие активные методы и формы: · технология педагогической мастерской; · учебные исследования; · проектная деятельность; · деловая игра; · театрализация; · кейсы, ролевые и деловые игры; · дискуссия; · моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта успешных позитивных действий; · комплексные задания (содержащие мотивационную часть, использующие разные форматы представления информации, охватывающие все оцениваемые компетентности); · викторина.

Слайд 14

Прием «живые буквы» Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова. Приём мозаика Использую при работе с текстом. Дети работают в группе, им достается текст в разрезанном варианте, им необходимо восстановить текст и презентовать его. Это может быть чтение цепочкой, хоровая декламация, чтение по ролям и т.д. Прием «Верные - неверные утверждения» Прием « Ложная альтернатива (прием триз) Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ? Что растет не березе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"? Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок? Столица России - Париж или Минск? Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

Слайд 15

Одним из аспектов читательской грамотности является смысловое чтение. Классические методы работы постепенно теряют свою привлекательность. Быстро развивающееся информационное пространство заставляет по – новому взглянуть на само определение значения слова «чтение». Одним из средств развития навыков смыслового чтения являются читательские дневники. свои читательские дневники первоклассники оформляют видеоблогами, где они рассказывают о той или иной книге.

Слайд 16

Во всероссийских проверочных работах включены задания, которое требует от ребенка формулировки своих мыслей, высказываний, мнений. Практика показывает, что задания именно такого типа: объясни, расскажи, приведи свои примеры и т.д. вызывают большие затруднения. В своей работе, помимо тех приемов, о которых говорилось выше, можно использовать и прием « Топ 5 причин». Например, пять причин, почему нельзя одному уходить из дома на основе русской народной сказки «Колобок».

Слайд 17

Читательская грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет Вы преподаете — встроить задачи по развитию читательской грамотности можно практически в любой урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"

Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"...

Доклад на городском "Фестивале педагогических идей" по теме "Формирование исследовательских навыков учащихся 1 класса через реализацию курса "Я-исследователь"

В докладе раскрывается  актуальность  использования метода исследований.Приводится пример работы учащихс  с использованием  указанного метода на уроках окружающего мира....

фестиваль педагогических идей

фестиваль педагогических идей...

Фестиваль педагогических идей "1 сентября ". Методические разработки

Страница педагога на сайте "Фестиваль педагогических идей"...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...