Доклад на городском "Фестивале педагогических идей" по теме "Формирование исследовательских навыков учащихся 1 класса через реализацию курса "Я-исследователь"
статья (1 класс) по теме
В докладе раскрывается актуальность использования метода исследований.Приводится пример работы учащихс с использованием указанного метода на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_issl_deyatelnosti_1_klass.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся 1 класса
через реализацию курса
«Я - исследователь»
Аношина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9 г. Вилючинск
Камчатский край
2012
Слайд 1 .
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует им мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.» (Ян Амос Каменский, основоположник дидактики, XVII век.)
Невольно обратила внимание на интересную мысль, высказанную в своем видео-выступлении руководителем департамента государственной политики в сфере образования: «Важнейшим приоритетом является желание детей и родителей учиться в нормальной школе, у нормальных учителей, в нормальных условиях».
Странная, на первый взгляд, мысль.
Разве мы раньше не воспитывали человека, не учили ученика?
Да, учили. Да, воспитывали.
Но, почему же тогда, в нашей стране в последние полстолетия 20 века было уничтожено 75% культурных ценностей, почему стало процветать бездушие и хамство? Почему так трудно порой найти искорки доброты и милосердия в наших детях, почему они равнодушны к старикам, а родители отказываются от детей?
Что мы делали не так? Что потеряли? Что упустили, если рушится основной институт нашего общества.
Современная эпоха – это время информационной цивилизации, а она требует формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни.
Вот почему сегодня в образовании необходимо изменить его философско-методологическую основу.
Являясь приоритетным направлением общественного развития, оно должно стать ориентированным на интересы государства, социума, на интересы личности.
В проекте стандартов второго поколения цели современного образования выглядят не глаголами в повелительном наклонении: «Научить, развить, внедрить, воспитать», а некими ориентирами, к которым хочется стремиться.
Чему же надо учить?
Прежде всего – социальным и метадпредметным компетентностям, позволяющим реализовать себя в любых обстоятельствах наилучшим образом. Но ведь и о развитии личности забывать нельзя. Это выходит сегодня на первый план.
И, все- таки, школа – это, прежде всего, урок.
Учителю необходимо создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно сможет раскрыться поисковый потенциал ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.
Слайд 2.
Цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни.
Одна из прогрессивных форм обучения в современной школе - исследовательская деятельность. В процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Слайд 3
Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Слайд 4
Цель исследовательской деятельности:
- стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения;
- создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Задачи исследовательской деятельности:
Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
Обучить основам оформления работ.
Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Этапы исследовательской деятельности:
Сформулировать проблему исследования;
Выбор темы;
Актуальность;
Постановка цели и задач;
Гипотеза исследования;
Организация исследования;
Подготовка к защите и защита работы.
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.
Не стоит требовать сразу выполнения исследовательских проектов без специальной подготовки школьников. Исследовательские умения являются сложными по структуре, их развитие и формирование требует целенаправленной деятельности педагога и обучающихся.
Технология формирования исследовательских умений:
Развитие учебно-логических умений детей;
Включение заданий проблемного характера;
Проведение уроков-исследований.
Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
Учитель становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.
Слайд 5
Условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Целенаправленность и систематичность;
Мотивированность;
Творческая среда;
Психологический комфорт;
Личность педагога;
Учет возрастных особенностей.
Группы исследовательских умений младших школьников
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ПОИСКОВЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ
ОЦЕНОЧНЫЕ
Виды исследований в начальной школе:
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
По месту проведения: урочные и внеурочные;
По времени: кратковременные и долговременные;
По теме: образовательные и социальные.
Я работаю по УМК « Школа России» 1 класс.
Работу по формированию исследовательских умений начинаю уже в начале учебного года. На тренировочных занятиях учащиеся в игровой форме осваивают методы исследования: учатся задавать вопросы самому себе, собеседнику; находить нужный материал в книгах; наблюдать и обобщать; проводить элементарные опыты (эксперименты). Для активизации познавательной деятельности учащихся используются загадки, ребусы, шарады, логические задачи, игры-исследования, ролевые игры, игры-путешествия во времени, игры-путешествия на другие планеты. Активную помощь оказывают родители.
Два часа обучения предмету «Окружающий мир» интегрируются с курсом «Я - исследователь» . В самом комплекте разработано большое количество заданий и упражнений, направленных на формирование исследовательских умений младших школьников.
Достаточно много тем, предложенных А.А.Плешаковым, раскрывающих проблемы экологии, природопользования, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.
Хочу привести пример фрагментов некоторых уроков по окружающему миру.
Слайд 6
Урок по теме: «Что это за листья?»
Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного города, научить распознавать их по листьям.
Планируемый результат: научиться различать деревья по листьям.
Проблема: Я собрала листья с земли , но не могу определить , с каких они деревьев. Как вы думаете, эти листья с одного дерева или нет? По каким признакам листа можно определить названия деревьев?
Дети высказываются.
Мнения разошлись. Как быть? Что нужно знать, чтобы решить проблему?
Цвет форму край листа Размер Расположение прожилок
Итак, у нас возникла ГИПОТЕЗА, что по этим признакам мы сможем определить название деревьев?
Каждой группе (5-6 человек) предлагается набор листьев , Атлас – определитель.
На доске Мы изучили…..и выяснили…..
Этот лист с …..Это подтверждается тем, что…
Обмен информацией
Подведение итогов.
Урок по теме: «Кто такие насекомые?»
Цель: дать общее представление о насекомых, строении тела, способах предвижения, питании.
Введение в проблему: Муравьишка-Вопросик встретил Мудрую черепаху, которая сказа ему, что он – насекомое…»А что такое насекомые? А что вы знаете о насекомых?
Какие вопросы надо рассмотреть на уроке….
Строение тела Питание Передвижение Окраска Разнообразие
Работа в малых группах (детям раздаются тексты)
Обмен информацией
Выводы…
- данного вида работы….
+ В заключении хочется сказать, что такая исследовательская работа содействует повышению мотивации к учению, развитию интеллекта и творческого мышления, позитивному восприятию мира, формированию навыков исследовательской деятельности, развитию речи.
Источники информации.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с.
Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 128 с.
Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 1. – С. 93-99.
Плигин А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.47-56.
Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 .
http://festival.1september.ru/articles/565054/
http://nsportal.ru/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)
«Плохой учитель преподносит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской фестиваль "Снежная королева"
Домашнее задание "Старая добрая сказка"...
Городской фестиваль юных сказочников "Золотой ключик"
Домашнее задание к сказке "Золотой ключик"...
Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"
В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...
Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».
Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...
Доклад на педагогическим совете: Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность.
Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность....
Итоги городского фестиваля "Дружба народов". Итоги городской викторины "Мой край. Моя Югра".
Итоги городского фестиваля "Дружба народов"...
Приказ об итогах проведения городского фестиваля "Дружба народов" для учащихся 4 классов
в 2021-2022 уч.году...