АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для обучающихся с ЗПР (индивидуально на дому 2 часа в неделю) для 8 класса
рабочая программа
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература»
для обучающихся с ЗПР
(индивидуально на дому 2 часа в неделю)
для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_rp_aoop_dlya_obuchayushchihsya_s_zpr_literatura_8_klass.docx | 83.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Амурской области
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Новобурейская средняя общеобразовательная школа № 3
МОБУ Новобурейская СОШ № 3
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Полицарнова Е.Г Приказ № от "" августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Д.Н.Туманов Приказ № от "" августа 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература»
для обучающихся с ЗПР
(индивидуально на дому 2 часа в неделю)
для 8 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Рогудеева Лилия Анатольевна
учитель начальных классов
п.Новобурейский 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе основного общего образования обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) в соответствие с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных образовательных условий на уровне основного общего образования.
Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Рабочая программа по реализации адаптированной общей общеобразовательной программы образования направлена на обеспечение коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ЗПР, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Особенностью реализации рабочей программы учебного предмета для обучающихся с ЗПР является:
- коррекционно-развивающий характер обучения, что выражается в выделении существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале); опоре на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов); соблюдении в определении объема изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности; учете индивидуальных особенностей ребенка, то есть обеспечение личностно-ориентированного обучения; практико-ориентированной направленности учебного процесса; связи предметного содержания с жизнью; проектировании жизненных компетенций обучающегося; включении всего класса в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу; привлечении дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства); увеличение времени, планируемого на повторение и пропедевтическую работу с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР;
- проектирование наряду с основными образовательными задачами индивидуальных образовательных задач для детей с ЗПР;
- использование приемов коррекционной педагогики на уроках: наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны; поэтапное формирование умственных действий; опережающее консультирование по трудным темам; безусловное принятие обучающегося; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности;
- определение характерных для учебного курса форм организации деятельности учащихся с учетом организации взаимодействия детей:
групповая, парная, индивидуальная; проектная, игровая деятельность; самостоятельная, совместная деятельность.
Для обучающихся с ОВЗ упрощена система оценивания знаний и предъявляется меньшее количество требований. Планы уроков разрабатываются таким образом, чтобы тема стала понятной абсолютно для всех учащихся в классе.
Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ следует придерживаться следующих методов:
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
- выполнение заданий в индивидуальном режиме;
- близость к обучающимся во время объяснения задания;
- максимальная опора на чувственный опыт ребенка;
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ребенка;
- опора на более развитые способности ребенка;
- словесные методы: рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.;
- практические методы (упражнения, продуктивная деятельность опытно – экспериментальная деятельность);
- объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
- метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь ее решения);
- частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют);
- создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. Большое значение имеет сочетание разных методов на различных этапах урока.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане
Согласно действующему в МОБУ Новобурейской СОШ № 3 учебному плану в 2023 – 2024 учебном году календарно тематический план предусматривает в 8 классе индивидуальное обучение (на дому) изучение литературы в объёме 68 часов, 2 часа в неделю.
Срок реализации программы - 1 год.
Методические аспекты индивидуального обучения на дому: индивидуальное обучение детей на дому ведётся с учётом данных о состоянии здоровья, психических и физических возможностей обучающихся, в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями.
Индивидуальное обучение детей на дому осуществляется по индивидуальным учебным планам по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ЗПР, скорректированными для каждого ученика, предусматривающими полный объём содержания среднего общеобразовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне.
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Развитие речи (далее – P.P.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Древнерусская литература
Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII века. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII века и их нравственная оценка.
Русская литература XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.
Русская литература XIX века
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении). P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).
Кондратий Федорович Рылеев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). К.Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.
P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор). А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Русская литература XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко, «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (обзор). Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор). И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Зарубежная литература
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан-Батист Мольер. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» – сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятия).
Р.Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX – XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Обучающийся научится:
- понимать образную природу словесного искусства;
будет знать: авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия: былина, предание (развитие представлений); житие, поучение как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, понятие о классицизме, жанре оды, историзм художественной литературы (начальное представление); эпос, поэма, роман, баллада, повесть, различие образов рассказчика и автора-повествователя, литературный герой, лирический герой (начальное представление), романтическая поэма, стихотворение в прозе, публицистика, мемуары, рождественский рассказ, хокку (развитие понятия), развитие понятия о трехсложных размерах стиха, ирония, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений); художественно-изобразительные средства языка
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
- выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- определять род и жанр произведения;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- выявлять авторскую позицию;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
- писать развернутый ответ на вопрос;
- письменно составлять план сочинения;
- писать рассказ-характеристику;
- свободно владеть письменной речью.
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания
Гражданское:
- формировать российскую гражданскую идентичность в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.
- развивать уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России.
- развивать ценностное отношение к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности.
- формировать готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод.
- ориентировать на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).
- инициировать и поддерживать участие в жизни класса, школы (в том числе самоуправлении), местного сообщества, родного края.
- формировать неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Патриотическое:
- формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его традициям, культуре.
- развивать уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
- побуждать осознавать себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.
- побуждать проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России.
- развивать ценностное отношение к боевым подвигам, трудовым достижениям своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
- развивать ценностное отношение к достижениям нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.
Духовно-нравственное:
- развивать ценностное отношение к основам духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России.
- развивать готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
- ориентировать на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.
- развивать неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и нормам.
- формировать ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
- развивать понимание ценности межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умение общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
- развивать уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
- развивать уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
- развивать нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества, устойчивый интерес к чтению.
Эстетическое:
- развивать восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.
- развивать ценностное отношение к художественному творчеству своего и других народов, его значение в культуре.
- развивать понимание значения художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
- развивать понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.
- ориентировать на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве.
Физическое:
- развивать ценностное отношение к жизни, здоровью и безопасности человека в обществе, к сохранению здоровья своего и других людей.
- формировать здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
- формировать неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.
- формировать знание о правилах безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде.
- развивать умение адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт.
- развивать умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, стремление управлять собственным эмоциональным состоянием.
- развивать первоначальные навыки рефлексии физического состояния своего и других людей, готовность оказывать первую помощь себе и другим людям.
Трудовое:
- развивать ценностное отношение к труду, результатам трудовой деятельности своей и других людей.
- формировать готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
- развивать интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
- формировать понимание важности обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.
- формировать умение понимать необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, готовность к адаптации.
- формировать понимание необходимости осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое:
- ориентировать на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
- формировать понимание глобального характера экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире.
- формировать неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.
- развивать ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
- Инициировать и поддерживать готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Познавательное:
- развивать познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.
- ориентировать на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
- развивать личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
- развивать умение демонстрировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, навыки исследовательской деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование по литературе в объёме 68 часов, 2 часа в неделю
№ п/п | Название темы урока | Дата план | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
1. ВВЕДЕНИЕ (1ч.) | ||||
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | 06.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч) | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | |||
Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метёт». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачев казнен». Частушки | 07.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Предания как исторический жанр русской народной прозы «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | 13.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
3. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч) | ||||
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Защита русских земель от нашествия врагов. | 14.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд» | 20.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (5 ч) | ||||
Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Понятие о классицизме. | 21.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении. | 27.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Проблема воспитания и образования в комедии «Недоросль». Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | 28.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Понятие о драматургическом конфликте и его развитии. Традиции и новаторство комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль». | 04.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
РР Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 05.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (30 ч) | ||||
Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов. Басня как жанр эпического произведения. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | 11.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз» | 12.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Дума «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева и ее связь с русской историей. | 18.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Темы любви и дружбы в стихотворениях «К***» и «19 октября» | 19.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка»). | 25.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельевич. | 26.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Пугачев и народное восстание в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 08.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Маша Миронова. Нравственная красота героини романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 09.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Эпиграфы в раскрытии образа Гринева, Пугачева | 15.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина | 16.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Воплощение исторической темы в творчестве. «Мцыри» как романтическая поэма | 22.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
«Мцыри». Образ романтического героя. Смысл человеческой жизни. | 23.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 29.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы. Роль описания природы в поэме. | 30.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. | 06.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
РР Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова | 07.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Н.В.Гоголь – великий сатирик. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. | 13.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе «Ревизор». Приёмы сатирического изображения чиновников. | 14.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | 20.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Особенности композиционной структуры комедии «Ревизор» | 21.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Образ маленького человека в произведении. Мечта и действительность в повести. Образ Петербурга в повести. | 27.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя | 10.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | 11.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
РР. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | 17.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина | 18.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» | 24.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Л.Н.Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои, идея разделенности двух Россий, мечта о воссоединении дворянства и народа | 25.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала» | 31.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Поэзия родной природы. А.С. Пушкин «Цветы последние милей...», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | 01.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 07.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (22 ч) | ||||
Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» | 08.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле. | 14.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
РР. Сочинение по рассказам Н.С. Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна: «Что значит быть счастливым?» | 15.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл. | 21.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме. | 22.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.Пушкина и С.Есенина | 28.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем» | 29.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
М.А. Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. | 06.03.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. | 07.03.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе. | 13.03.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе. | 14.03.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Контрольная работа по творчеству Тэффи, Зощенко, Осоргина | 20.03.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин» | 21.03.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского | 03.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Мастерство Твардовского в создании поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления в поэме. | 04.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне | 10.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Мечты и реальность военного детства в рассказе | 11.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
А.П.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | 17.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Контрольная работа для промежуточной аттестации | 18.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Образы Родины и родной природы в стихах XX века. Богатство и разнообразие чувств и настроений. И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча». «Привет, Россия...» | 24.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Образы Родины и родной природы в стихах XX века. Богатство и разнообразие чувств и настроений. И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча». «Привет, Россия...» | 25.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Мотивы воспоминаний, грусти, надежды в стихах поэтов. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...»; З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо». | 02.05.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
7. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 ч) | ||||
Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» | 08.05.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
У. Шекспир. Сонеты. Строгость формы сонетов в сочетании с живой мыслью и подлинными чувствами. «Кто хвалится родством своим…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. | 15.05.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа. | 16.05.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. | 22.05.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго». | 23.05.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 | ||
Художественная литература и история. Подведение итогов года. Рекомендательный список для летнего чтения. | 23.05.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник, издательство, год издания | Литература для учителя | Образовательные электронные ресурсы |
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях – М: Просвещение, 2020.
|
Москва, «ВАКО», 2020
Просвещение, 2017.
(Мультимедийные пособия).
(Мультимедийные пособия). | 1. Библиотека классической русской литературы: http://www.klassika.ru 2. Фонохрестоматия: online.ru/podborki/raznoe/fonokhre stomatiya-8-klass Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 часа в неделю) 3 класс
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; с Положением ...
Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся 1 дополнительного класса
Рабочая программа (пояснительная записка, КТП)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» обучающихся 2-х классов 2015 - 2016 учебный год
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:− математическое развитие младшего школьника - развитие логического и знакового мышления, пр...
АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету чтение и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ре...
АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету письмо и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ред...
Рабочая программа учебного предмета Иностранный язык для обучающихся индивидуально на дому по состоянию здоровья 2 класс на 2018-2019 учебный год
Данная рабочая программа разработана к учебнику "Английский в фокусе. 2 класс." Программа рассчитана на обучающихся индивидуально на дому по медицинским показаниям при условии, что учебный п...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивном обучении КЛАСС: 2 Количество часов в неделю: 4 ч
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо математикедля обучающегося с ограниченными возможностями здоровьяна инклюзивном обученииКЛАСС: 2Количество часов в неделю: 4 ч...