Рабочая программа курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности НОО.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Наименование номинации: «Обучение детей с особыми возможностями здоровья с учетом ФГОС ОО»
Наименование рабочей программы: Рабочая программа курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности НОО.
Срок реализации: 4 года
Характеристика контингента обучающихся: Дети с особыми возможностями здоровья (вариант 7.1) обучающиеся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. У некоторых детей могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Рабочая программа разработана:
1.Станскова Екатерина Алексеевна, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4» , заместитель директора по УВР., Брединский район.
2. Ивченко Александр Александрович, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4» , педагог психолог, Брединский район.
3. Перерва Оксана Николаевна, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4» , руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, Брединский район.
п.Маяк, 2023год
1.Аннотация к рабочей программе курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности НОО
Программа курса коррекционно-развивающей деятельности направлена на формирование функциональной деятельности, предусматривает создание специальных условий обучения детей с учетом их особых образовательных потребностей, а также обеспечивать им дифференцированную многопрофильную помощь в получении качественного начального общего образования. Один из основных механизмов реализации коррекционной деятельности – оптимально выстроенное взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ должны получать комплексную психолого-педагогическую помощь профессиональной команды специалистов (учитель начальных классов, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор). Коррекционно – развивающаяся деятельность осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуальных/подгрупповых занятиях. Основными механизмами реализации программы курса коррекционно-развивающей деятельности направленной на формирование функциональной деятельности являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами.
2.Актуальность рабочей программы курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности НОО
Актуальность программы курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях современности, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Обучить необходимости планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО)
актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Данная Программа, будет востребована и в нашей образовательной организации. Программа курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности: предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Приоритетным направлением деятельности по реализации данной Программы - сформировать у обучающихся с ОВЗ первичные представления, знания, умения, навыки по функциональной грамотности.
3.Пояснительная записка
Программа курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности обучающихся с ОВЗ к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся с ОВЗ способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» обучающихся с ОВЗ является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Глобальная компетентность» обучающихся с ОВЗ изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Целью изучения блока «Креативное мышление»- умение обучающихся с ОВЗ использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми они не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся с ОВЗ способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
4.Общая характеристика курса
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Ценность программы курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности заключается в том, что обучающиеся с ОВЗ получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
5.Место курса в учебном плане
Программа курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МКОУ «Брединская СОШ № 4» на программу в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю (по 35 мин.). Программа рассчитана на 135 учебных часов: 1 класс —33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели).
6. Результаты освоения курса коррекционно-развивающей деятельности, направленные на формирование функциональной деятельности
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами исследованиями; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире;
-способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
7.Содержание программы курса коррекционно-развивающей деятельности, направленные на формирование функциональной деятельности
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Глобальная компетентность: способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения, способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения, способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола, способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.
Креативное мышление: Читать, разговаривать и придумывать, связано с умением создавать новые идеи на основе существующей информации.
Решать головоломки , ребусы, занимательные задачи
8. Тематическое планирование
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | |
Раздел № 1. Читательская грамотность | ||||
1 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди» | 1 | – Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке. занятия; – отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; – давать характеристику героям сказки; – наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия); – делить текст на части в соответствии с предложенным планом; | |
2 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 1 | Определять жанр произведения; – называть героев сказки; дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; давать характеристику героям; определять последовательность событий и рассказывать сказку. | |
3 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | – Определять вид сказки; – называть героев сказки, находить среди них главного героя; – определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст); | |
4 | Л. Толстой «Три медведя» | 1 | – Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке. занятия; – отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; – давать характеристику героям сказки; – наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия); – делить текст на части в соответствии с предложенным планом; | |
5 | М.Зощенко «Золотые слова» | 1 | – Определять лексическое значение слова; – анализировать содержание текста и составлять план; – определять по рисунку содержание. | |
6 | М. Пришвин «Ёж» | 1 | – Определять вид сказки; – называть героев сказки, находить среди них главного героя; – определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст); | |
7 | М.Зощенко «Ёлка» | 1 | Определять жанр произведения; – называть героев сказки; – выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; | |
ИТОГО | 7 | |||
Раздел № 2. Математическая грамотность | ||||
1 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | 1 | – Определять количество предметов при счёте; – составлять и решать выражения с ответом 5; – решать задачу . | |
2 | Про козу, козлят и капусту. | 1 | – Определять количество предметов при счёте; – образовывать число 8; – составлять и решать выражения. | |
3 | Про петушка и жерновцы. | 1 | – Раскладывать число 9 на два слагаемых; – отвечать на вопросы на основе условия задачи; | |
4 | Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | 1 | – Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; – раскладывать число 10 на два слагаемых, | |
5 | Про наливные яблочки. | 1 | – Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; – находить недостающие данные при решении задач. | |
6 | Про Машу и трех медведей. | 1 | – Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; – решать задачи на нахождение суммы; – овладевать практическими навыками деления числа. | |
7 | Про медведя, лису и мишкин мед. | 1 | – Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; – читать таблицы. | |
ИТОГО | 7 | |||
Раздел № 3. Креативное мышление | ||||
1 | История со словом «мама». | 1 | Составить рассказ со словом «мама» | |
2 | Рассказы по картинкам. | 1 | Составлять рассказ по картинкам. | |
ИТОГО | 2 | |||
Раздел № 4. Финансовая грамотность | ||||
1 | За покупками. | 1 | – Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; – анализировать информацию. | |
2 | Находчивый колобок. | 1 | – Наблюдать над понятиями: товар и услуга; – определять необходимые продукты и их цены; | |
3 | День рождения мухи-цокотухи. | 1 | Наблюдать над различием цены и стоимости; – определять, какой товар можно купить за деньги. | |
4 | Буратино и карманные деньги. | 1 | Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; – выбирать подарки для друзей. | |
5 | Кот Василий продает молоко. | 1 | Наблюдать над понятием «реклама»; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | |
6 | Лесной банк. | 1 | – Наблюдать над понятием «банк»; – объяснять значение понятий на доступном для первоклассника языке. | |
7 | Как мужик золото менял. | 1 | Наблюдать над понятием «сделка»; – объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; – понимать, почему оптом можно купить больше товара. | |
ИТОГО | 7 | |||
Раздел № 5. Естественно-научная грамотность | ||||
1 | Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 | – Наблюдать над свойством воды – прозрачность; – определять с помощью вкусовых анализаторов. | |
2 | Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | 1 | – Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды, объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; | |
3 | Про репку и другие корнеплоды. | 1 | – Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; – осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; | |
4 | Плывет, плывет кораблик. | 1 | Определять плавучесть металлических предметов; – объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; – понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; | |
5 | Про Снегурочку и превращения воды. | 1 | Объяснять, что такое снег и лёд; – объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; – наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; | |
6 | Как делили апельсин. | 1 | Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; – объяснять, почему не тонет кожура апельсина; – объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; | |
7 | Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. | 1 | Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; – определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, – наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; – наблюдать многократность отражений; | |
8 | В. Сутеев. Яблоко. | 1 | Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; – доказывать, что существует сила притяжения; – пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; | |
ИТОГО | 8 | |||
Раздел № 6. Глобальная компетентность | ||||
1 | Комплексное задание «Найденыш» | 1 | Выполнить комплексную работу, используя инструкцию. | |
2 | Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» | 1 | Выполнить комплексную работу, используя инструкцию. | |
ИТОГО | 2 | |||
ВСЕГО | 33 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Раздел № 1. Читательская грамотность | |||
1 | К.Паустовский «Дремучий медведь» | 1 | – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; – давать характеристику герою произведения; – различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия. |
2 | В.Драгунский «Девочка и шар» | 1 | – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – давать характеристику герою произведения; |
3 | М.Пришвин «Берестяная трубочка» | 1 | – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; |
4 | В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» | 1 | – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; – давать характеристику герою произведения; |
5 | Л. Толстой «Лев и собачка» | 1 | – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; – давать характеристику герою произведения; |
6 | П.Бажов «Голубая змейка» | 1 | – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; – давать характеристику герою произведения; |
7 | Б. Житков «Храбрый утенок» | 1 | – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; – давать характеристику герою произведения; |
ИТОГО | 7 | ||
Раздел № 2. Математическая грамотность | |||
1 | Про беличьи запасы. | 1 | – Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные; – выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100; – объяснять графические модели при решении задач; – анализировать представленные данные, устанавливать закономерности; – строить ломаную линию. |
2 | Медвежье, потомство. | 1 | – Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде; – дополнять недостающие на диаграмме данные; – отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме; – анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность; – выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; – решать логические задачи на практическое деление; – находить периметр треугольника; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. |
3 | Про зайчат и зайчиху. | 1 | – Определять количество часов в сутках; – находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; – подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел; – решать логические задачи по данному условию; – составлять элементарную диаграмму. |
4 | Лисьи забавы. | 1 | – Определять дату по календарю; – находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; – записывать краткую запись и решение задач; – решать логические задачи с помощью таблицы; – анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные; – составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы; – читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи. |
5 | Про крота. | 1 | – Решать задачи логического характера; – решать задачи с использованием данных таблицы; – решать задачи на основе данных диаграммы; – решать примеры на основе предложенной цепочки примеров; – определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний. |
6 | Про ежа. | 1 | – Решать задачи логического характера; – решать задачи с использованием данных таблицы; – решать задачи на основе данных диаграммы; – решать примеры на основе предложенной цепочки примеров; – определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний. |
7 | Про полевого хомяка | 1 | – Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного; – строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных; – отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; – находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; – записывать именованные числа в порядке возрастания; – строить четырёхугольники по заданному условию. |
8 | Бобры строители. | 1 | – Иметь представление о диаметре окружности; – анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения; – находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности; – заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; – выбирать нужные для проведения измерений инструменты; – работать с чертежом; – решать логические задачи. |
ИТОГО | 8 | ||
Раздел № 3. Креативное мышление | |||
1 | История со словом «электричество». | 1 | Составить все возможные слова от слова «Электричество» |
2 | Рассказы по картинкам | 1 | Составлять рассказы по картинкам. |
ИТОГО | 2 | ||
Раздел № 4. Финансовая грамотность | |||
1 | Беличьи деньги. | 1 | – Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»; – понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»; – находить у монеты аверс и реверс; – выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение; – готовить небольшое сообщение на заданную тему. |
2 | Поврежденные и фальшивые деньги. | 1 | – Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги; – знать правила использования поврежденных денег; – находить и показывать средства защиты на российских банкнотах; – находить необходимую информацию в тексте; – отвечать на вопросы на основе полученной информации. |
3 | Банковская карта. | 1 | – Давать характеристику наличным деньгам; – рассказывать о дебетовой банковской карте; – объяснять, что обозначают надписи на карте; – объяснять, как производить покупку в магазине; – объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты; – рассказывать о кредитной банковской карте. |
4 | Безопасность денег на банковской карте. | 1 | – Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение; – находить необходимую информацию в тексте задания; – формулировать правила безопасности при использовании банковских карт. |
5 | Про кредиты. | 1 | – Объяснять, что такое «кредит»; – определять виды кредитов; – понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов; – определять сумму переплаты по кредиту; – определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты; – определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты. |
6 | Про вклады. | 1 | – Давать определение вклада; – называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования; – объяснять, что такое банковский процент по вкладам; – объяснять, как считают банковский процент по вкладам; – объяснять, почему банки выплачивают проценты. |
7 | Ловушки для денег. | 1 | – Определять доходы, расходы и прибыль; – отличать желаемые покупки от необходимых; – рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара; – объяснять, что такое дефицит и профицит; – рассуждать, как не тратить напрасно деньги. |
ИТОГО | 7 | ||
Раздел № 5. Естественно-научная грамотность | |||
1 | Про белочку и погоду. | 1 | – Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»; – объяснять, что такое «оттепель», «наст»; – работать с таблицами наблюдений за погодой; – высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений; – работать в парах. |
2 | Лесные сладкоежки. | 1 | – Проводить несложные опыты с мёдом; – определять последовательность действий при проведении опытов; – делать выводы по результатам опытов; – различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда; – анализировать данные таблицы; – строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи; – иметь представление о лечебных свойствах мёда. |
3 | Про зайчишку и овощи. | 1 | – Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи; – выделять среди овощей корнеплоды; – проводить опыт по проращиванию моркови; – определять цвет сока овощей опытным путём; – сравнивать свойства сырой и варёной моркови. |
4 | Лисьи норы. | 1 | – Иметь представление об устройстве лисьих нор; – проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы; – делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; – понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы. |
5 | Корень часть растения. | 1 | – Называть части цветочных растений; – объяснять, для чего растению корень; – доказывать, что рост растения начинается с корня; – называть виды корневых систем; – называть видоизменённые корни. |
6 | Занимательные особенности яблока. | 1 | – Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет; – объяснять, почему яблоко плавает; – объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита; – объяснять, почему неспелое яблоко кислое; – находить на срезе яблока рисунок звезды. |
7 | Про хомяка и его запасы. | 1 | – Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного; – строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных; – отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; – находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; – записывать именованные числа в порядке возрастания; – строить четырёхугольники по заданному условию. |
8 | Обыкновенные кроты | 1 | – разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации; – соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте; – объяснять значение слова; – составлять вопросы по предложенным предложениям; – находить синонимы к предложенному слову; – писать сочинение-рассуждение по заданной теме; – определять название раздела, в котором может быть размещён текст. |
ИТОГО | 8 | ||
Раздел № 6. Глобальная компетентность | |||
1 | Комплексное задание «Футбол и дружба» | 1 | Выполнить комплексное задание, используя инструкцию. |
2 | Комплексное задание «Случай в гостях» | 1 | Выполнить комплексное задание, используя инструкцию. |
ИТОГО | 2 | ||
ВСЕГО | 34 |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Раздел № 1. Читательская грамотность | |||
1 | А. Чехов «Каштанка» | 1 | – Определять тип текста; – дополнять предложение словами из текста; – определять периоды развития дождевого червя на основе теста; – объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй; – определять на основе теста способ питания дождевых червей; – находить предложение, соответствующее рисунку; – выбирать утверждения, соответствующие тексту; – составлять вопрос по содержанию текста; – называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. |
2 | К. Паустовский «Стальное колечко» | 1 | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. |
3 | М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – записывать пословицы о хлебе; – записывать предложение, которое соответствует рисунку; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – работать с толкованием слова; – определять порядок следования предложений; – называть хлебобулочные изделия. |
4 | А.Гайдар «Горячий камень» | 1 | – Заполнять кластер – составлять вопрос по готовому ответу; – давать определение слова; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – соединять части предложений и определять их порядок; – составлять план текста в виде вопросов; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. |
5 | М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | 1 | – Дополнять предложение; – давать определение слова; – работать с толковым словарём; – соединять части предложений и определять их порядок; – находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; – находить в тексте предложение по заданному условию; – дополнять текст по заданному условию; – определять даты принятия гербов. |
6 | В.Бианки «Мышонок Пик» | 1 | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. |
7 | Г.Х.Андерсен «Огниво» | 1 | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. |
ИТОГО | 7 | ||
Раздел № 2. Математическая грамотность | |||
1 | Расходы и доходы бюджета. | 1 | – Определять дефицитный и профицитный бюджет; – анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; – выполнять вычисления по таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – составлять задачу по предложенному решению; – формулировать вопрос задачи. |
2 | Планируем семейный бюджет. | 1 | – анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; – анализировать данные столбчатой диаграммы; – выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; – выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. |
3 | Подсчитываем семейный доход. | 1 | – Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; – выполнять сложение круглых многозначных чисел; – находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; – сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; – анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; – самостоятельно составлять круговую диаграмму. |
4 | Пенсии и пособия. | 1 | – Анализировать данные, представленные в таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – анализировать данные, представленные в виде гистограммы; – вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; – заполнять таблицу на основе текстового материала; – подсчитывать доход семьи от детских пособий. |
5 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. | 1 | – Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; – подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; – под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. |
6 | Подсчитываем расходы. | 1 | – Анализировать данные инфографики; – находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; – подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; – подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. |
7 | Расходы на обязательные платежи. | 1 | – Определять, какие налоги должна платить семья; – анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; – подсчитывать ежемесячные обязательные расходы; – пользоваться калькулятором; – объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел. |
ИТОГО | |||
Раздел № 3. Креативное мышление | |||
1 | История со словом «телеграмма». | 1 | Составить рассказ со словом «телеграмма» |
2 | Рассказы по картинкам. | 1 | Составить рассказ по картинки. Нарисовать рисунок. |
ИТОГО | 2 | ||
Раздел № 4. Финансовая грамотность | |||
1 | Что такое «бюджет»? | 1 | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»; – понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; – объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; – выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; – уметь слушать и слышать собеседника. |
2 | Семейный бюджет. | 1 | – Объяснять значение понятия «семейный бюджет»; – понимать, как в семье появляются доходы; – делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; – заполнять кластер; – формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. |
3 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | 1 | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; – анализировать данные, представленные в виде графика; – приводить примеры различных профессий; – объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. |
4 | Пенсия. | 1 | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», – на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; – называть пособия, которые получают граждане нашей страны; – определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим. |
5 | Социальные пособия | 1 | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пособие»; – на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; – называть пособия, которые получают граждане нашей страны; – определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим. |
6 | Наследство, вклад, выигрыш. | 1 | –– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; – понимать, что выигрыш облагается налогом; – иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; – понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; – называть предметы, которые человек может получить в наследство. |
7 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | 1 | –– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы», – определять, к какой группе относятся те или иные расходы. |
8 | Как сэкономить семейные деньги? | 1 | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; – формулировать простые правила экономии семейного бюджета; – на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет. |
ИТОГО | 8 | ||
Раздел № 5. Естественно-научная грамотность | |||
1 | Дождевые черви. | 1 | – Называть части тела дождевого червя; – объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; – рассказывать, чем питается дождевой червь; – объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; – наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву; – заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя. |
2 | Полезный кальций. | 1 | – Заполнять таблицу; – дополнять предложение; – определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; – составлять суточное меню с молочными продуктами; – дописывать вывод о необходимости кальция для организма. |
3 | Про облака. | 1 | – С помощью опыта показывать образование облаков; – объяснять, почему облака увеличиваются в размере; – называть явления природы; – называть виды облаков; – определять погоду по облакам. |
4 | Про хлеб и дрожжи. | 1 | – Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; – описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; – определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях; – давать определение слову «дрожжи»; – проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; – проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; – проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; – проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. |
5 | Интересное вещество мел. | 1 | – Определять внешние признаки мела; – доказывать, что мел не растворяется в воде; – называть, из чего состоит мел; – доказывать, что мел содержит карбонат кальция; – определять состав мела; – называть области применения мела. |
6 | Чем интересно мыло и как оно «работает»? | 1 | – Называть виды мыла; – исследовать мыло в сухом виде; – показывать, что при намокании мыла появляется пена; – проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла; – проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; – исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; – доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла. |
7 | Про свечи. | 1 | – Рассказывать о строении свечи; – рассказывать о зонах пламени свечи; – объяснять, почему гаснет свеча; – объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; – объяснять, почему происходит возгорание дыма. |
8 | Волшебный Магнит. | 1 | – Называть виды магнитов; – определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; – доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; – показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы; – рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; – показывать с помощью опыта, как можно создать компас. |
ИТОГО | 8 | ||
Раздел № 6. Глобальная компетентность | |||
1 | Комплексное задание «Говорим на одном языке». | 1 | Выполнить комплексное задание, используя инструкцию. |
2 | Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» | 1 | Выполнить комплексное задание, используя инструкцию. |
ИТОГО | 2 | ||
ВСЕГО | 34 |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Раздел № 1. Читательская грамотность | |||
1 | В. Гаршин «О жабе и розе» | 1 | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. |
2 | Б. Жидков «Про обезьянку» | 1 | – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; – давать характеристику герою произведения; – различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия. |
3 | В.Драгунский «Друг детства» | 1 | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. |
4 | Садко «Былина» | 1 | – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; – давать характеристику герою произведения; – различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия. |
5 | П. Бажов «Голубая змейка» | 1 | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. |
6 | Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» | 1 | – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; – давать характеристику герою произведения; – различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия. |
7 | Л. Понтелеев «Честное слово» | 1 | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. |
ИТОГО | 7 | ||
Раздел № 2. Математическая грамотность | |||
1 | В бассейне. | 1 | – Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; – решать задачи на определение стоимости покупки; – определять, какая из двух покупок является более выгодной; – решать задачи на определение скорости плавания; – решать логические задачи. |
2 | Делаем ремонт. | 1 | – Понимать, что такое «смета»; – решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; – решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; – читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. |
3 | Праздничный торт. | 1 | – Работать с таблицами; – подсчитывать стоимость продуктов для торта; – определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; – сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
4 | Обустраиваем участок. | 1 | – Читать простой чертеж и определять его масштаб; – находить площадь и периметр участка и построек на нём; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
5 | Поход в кино. | 1 | – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
6 | Организуем экскурсию | 1 | – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
7 | Отправляемся в путешествие | 1 | – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
ИТОГО | 7 | ||
Раздел № 3. Креативное мышление | |||
1 | История со словом «железобетонный». | 1 | Составит все возможные слова со словом «железобетонный» |
2 | Рассказы по картинкам. | 1 | Составить рассказ по картинке, нарисовать рисунок. |
ИТОГО | 2 | ||
Раздел № 4. Финансовая грамотность | |||
1 | Потребительская корзина. | 1 | – Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»; – понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; – объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; – объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина. |
2 | Прожиточный минимум. | 1 | – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»; – объяснять, на что влияет прожиточный минимум; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. |
3 | Инфляция. | 1 | – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; – анализировать данные, представленные в виде гистограммы; – называть уровни инфляции; – понимать значение инфляции для экономики. |
4 | Акции, распродажи. | 1 | – Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «Акции». – понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; – понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; – формировать навыки грамотного покупателя. |
5 | Скидки, бонусы. | 1 | – Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности». – понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; – понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; – формировать навыки грамотного покупателя. |
6 | Бонусы, кешбэк | 1 | – Понимать значение и правильно использовать термины: «бонусы», «кешбэк»; – понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; – понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; – формировать навыки грамотного покупателя. |
7 | Благотворительность. | 1 | – Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»; – называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; – объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. |
8 | Страхование. | 1 | – Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; – называть виды страхования; – называть различные страховые риски. |
ИТОГО | 8 | ||
Раздел № 5. Естественно-научная грамотность | |||
1 | Томат. | 1 | – Называть части растения; – объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; – определять горизонтальный и вертикальный срез; – указывать количество гнёзд; – объяснять, почему плоды у помидора – это ягода; – называть части плода помидора; – объяснять, что такое пасынок у помидора; – работать с таблицей. |
2 | Болгарский перец. | 1 | – Объяснять, что такое паприка; – называть части растения; – рассказывать о строении плода перца; – определять форму плода перца; – рассказывать о строении семени перца; – делать выводы на основе полученной информации. |
3 | Картофель. | 1 | – Называть части растения; – объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; – объяснять, какой вывод сделали и почему; – объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; – объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; – объяснять, что такое крахмалистость; – определять срок созревания картофеля; – объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; – называть способы размножения картофеля. |
4 | Баклажан. Семейство Паслёновые. | 1 | – Называть представителей семейства Паслёновые; – объяснять, что такое соланин; – называть благоприятные условия для прорастания семян; – определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; – определять глубину посева семян; – заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. |
5 | Лук. | 1 | – Называть части лука; – называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; – называть этапы выращивания лука; – наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. |
6 | Капуста. | 1 | – Называть виды капусты; – отвечать на вопросы по содержанию текста; – называть части капусты; – исследовать капусту в разрезе; – рассказывать о размножении капусты; – проводить опыты с цветной капустой. |
7 | Горох. | 1 | – Рассказывать о строении гороха; – рассказывать о строении семени гороха; – объяснять, почему горох обладает взрывной силой; – определять, что горох является холодостойким растением; – проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. |
8 | Грибы. | 1 | – Называть части гриба; – называть виды грибов; – рассказывать о плесневых грибах; – называть грибы-невидимки; – проводить опыт по выращиванию плесени; – называть грибы-паразиты. |
ИТОГО | 8 | ||
Раздел № 6. Глобальная компетентность | |||
1 | Комплексное задание «Экологичная обувь». | 1 | Выполнить комплексное задание, используя инструкцию. |
2 | Комплексное задание «Этичная одежда». | 1 | Выполнить комплексное задание, используя инструкцию. |
ИТОГО | 2 | ||
ВСЕГО | 34 |
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:
- https://ikp-rao.ru/ - Институт коррекционной педагогики.
- https://fgosreestr.ru/ - Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
- https://edsoo.ru/ - Единое содержание общего образования.
- https://ipk74.ru/ - Челябинский институт по переподготовки и повышения квалификации работников (раздел: Методическая работа).
- https://fg.resh.edu.ru/ - Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно – развивающейся области «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства дет...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов
Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы
Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Формирование и развитие пространственных представлений у школьников с ОВЗ»
Цель данной программы – развитие пространственных представлений гнозиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как с...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Школа, вот и Я» для учащихся 1-2 классов
Цель: Формирование и развитие механизмов адаптацииЗадачи программы:-Формирование позитивного взаимодействия с психологом;-Снятие эмоционального и мышечного напряжения;-Снижение уровня тревожности;- Ко...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Произношение"
В этом материале есть подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование материала с формируемыми УУД...
Рабочая программа курса "Коррекционно-развивающие занятия" для 3 класса (индивидуальное обучение по СИПР)
Программно-методический материал включает 6 разделов: «Эмоциональное общение со взрослыми и выполнение элементарной инструкции», «Развитие внимания», «Развитие тактильно ...