Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас».
рабочая программа (2 класс)
«Геометрия вокруг нас» реализует новый подход к изучению геометрического материала в начальной школе. Она направлена на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности учащихся, расширение их творческого кругозора. Помогает развивать логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение детей, умение соотносить изученные геометрические фигуры с объектами окружающей действительности и, наоборот, узнавать в окружающих объектах изученные геометрические фигуры и их сочетания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". | 56.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А. АМАТУНИ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № 2 от 28 августа 2023г. | ПРОВЕРЕНО Заместитель директора по ВР ____________ Москаленко Н.В. | УТВЕРЖДЕНО приказом №____ от___________2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС
направление- общеинтеллектуальное
2-Б класс
срок реализации программы 1 год
Кочегура Татьяны Александровны
(учителя начальных классов, первой квалификационной категории)
г. Симферополь
2023 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» составлена с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа специального курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования на основе нормативной базы:
- Закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта НОО (приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №30 им. А.А Аматуни» для обучающихся 1 – 4 классов
- Плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №30 им. А.А.Аматуни» на 2023 – 2024 учебный год.
Программа «Геометрия вокруг нас» разработана на основе действующих учебных программ с использованием литературы «Наглядная геометрия в 1-4 классах» авторы Т. Жильцова, Л.Обухова; «Путешествие по стране геометрии» авторы В.Житомирский, Л. Шеврин.
«Геометрия вокруг нас» реализует новый подход к изучению геометрического материала в начальной школе. Она направлена на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности учащихся, расширение их творческого кругозора.
Цели: • расширять и углублять знания и способы действий по геометрическому материалу, формировать умения моделировать геометрические фигуры, геометрические тела, выявлять их свойства, моделировать несложные объекты окружающего мира;
• развивать логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение детей, умение соотносить изученные геометрические фигуры с объектами окружающей действительности и, наоборот, узнавать в окружающих объектах изученные геометрические фигуры и их сочетания;
• расширять геометрический кругозор детей, усиливать мотивацию к практическому использованию полученных геометрических знаний;
• развивать навыки творческой самостоятельной работы, формировать умения планировать последовательность действий при решении прикладных задач геометрического содержания;
• способствовать личностному развитию и росту каждого ребёнка через вовлечение его в индивидуальную и коллективную познавательную деятельность на занятиях курса «Геометрия вокруг нас».
Задачи:
• развивать познавательный интерес к нестандартным способам решения задач, содержание которых выходит за рамки образовательных программ начального обучения: выявление и применение свойств диагоналей прямоугольника (квадрата), свойств осевой симметрии, построение моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (куба), решение логических и занимательных задач геометрического содержания, разгадывание и составление геометрических ребусов, использование геометрических игр и др.;
• формировать геометрические навыки и развивать пространственное воображение детей через создание, построение и преобразование моделей различных геометрических фигур (тел): деление и разрезание фигур на заданные части, составление из полученных частей новых фигур и объектов с заданными свойствами, изготовление различных объектов по заданным условиям; формировать умения соотносить геометрические фигуры и объекты действительности;
• использовать практические способы действий для изучения свойств линейных и плоскостных фигур (сгибание бумаги, использование счётных палочек - отрезков одинаковой длины в задачах на преобразования многоугольников, использование геометрии листа клетчатой бумаги и др.);
• развивать логическое мышление, формировать умения выполнять сравнение, анализ, устанавливать закономерность следования фигур в заданном ряду (узоре), выполнять классификацию фигур по заданным или самостоятельно установленным свойствам, делать выводы и проводить обобщение;
• формировать личностные качества детей: внимание, наблюдательность, память, мышление, самостоятельность.
Место курса внеурочной деятельности
«Геометрия вокруг нас» в учебном плане
В соответствии с планом, программа курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» реализуется в классном коллективе обучающихся во 2 классе. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).
2. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы курса внеурочной деятельности:
Личностными результаты
У обучающегося:
• будут сформированы расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах действий в познании окружающего мира средствами математики;
• будут сформированы начальные представления о целостности окружающего мира, об органичном единстве его количественных и пространственных отношений;
• будут сформированы начальные представления о связи геометрических понятий с объектами и явлениями действительности;
• более развитыми станут интерес и мотивация к самостоятельному поиску способов решения задач, к применению исследовательских методов познания;
• повысится интерес к изучению математики и развитию своих способностей. Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
• понимать смысл поставленной учебной задачи, предложенной в словесной, табличной или графической форме, в прямом или косвенном её представлении, а также при представлении задания в занимательной форме;
• составлять план выполнения заданий, выполнять последовательно намеченные действия и проводить контроль на этапах выполнения составленного плана;
• оценивать результаты выполнения конкретных заданий и своей деятельности в работе кружка;
• проявлять больше самостоятельности при выполнении заданий, как в индивидуальной работе, так и в работе в паре, в группе.
Познавательные универсальные учебные результаты:
Обучающийся научится:
• воспроизводить изученные понятия, свойства, отношения;
• анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать делать выводы, проводить классификацию различных объектов по разным признакам;
• находить несколько способов решения учебной задачи; отражать их в графической форме;
• использовать полученные знания в изменённых условиях, в том числе, при решении задач практического и прикладного содержания;
• искать и находить способы решения нестандартных задач;
• применять способы выполнения заданий занимательного содержания (лабиринты, кроссворды, ребусы).
Коммуникативные универсальные учебные результаты:
Обучающийся научится:
• работать в коллективе;
• уметь выслушивать и оценивать различные предложения по способу решения поставленной задачи;
• аргументированно формулировать и отстаивать своё предложение, свой способ выполнения задания, приводить примеры и контрпримеры.
Предметные результаты:
Используя циркуль и линейку обучающийся научится:
• чертить отрезок, равный данному;
• делить пополам заданный отрезок,
• строить треугольник по трём сторонам;
• изготавливать модель правильной треугольной пирамиды.
На нелинованной бумаге:
• чертить прямоугольник, используя чертёжный треугольник;
• чертить прямоугольник (квадрат), используя свойства его диагоналей;
• чертить прямоугольник (квадрат), вписанный в окружность;
• делить окружность (круг) на 6 и 12 равных частей;
• чертить правильный шестиугольник, вписанный в окружность; на клетчатой бумаге:
• чертить развёртку прямоугольного параллелепипеда, куба;
• чертить фигуру, симметричную заданной фигуре, предмету;
• восстанавливать чертёж (рисунок) всего объекта по чертежу его половины;
• изготавливать модели: прямого угла, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба, правильной треугольной пирамиды;
• изготавливать модели предметов быта, имеющих форму: прямоугольника, круга, прямоугольного параллелепипеда;
•чертить оси симметрии геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, правильного треугольника, правильного шестиугольника);
•чертить оси симметрии на рисунках симметричных фигур, знаков, букв, цифр;
Решать нестандартные задачи на:
•преобразование фигуры по заданным условиям;
•деление фигуры на заданные части;
• составление фигуры из заданных частей, а также с выбором нужных частей из нескольких заданных.
3. Содержание разделов внеурочной деятельности
«Геометрия вокруг нас»
Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
Раздел 2. Мир занимательных задач.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
Раздел 3. Геометрическая мозаика.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Тематический план курса внеурочной деятельности
«Геометрия вокруг нас»
№ п/п | Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение | Содержание программы | Основные виды деятельности обучающихся при изучении тем |
Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины. | |||
Математические игры | Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». | игра | |
Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | игра | |
Секреты задач | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | Практика | |
Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Игра-соревнование | |
Математический марафон | Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. | Интеллектуальный марафон | |
Раздел 2. Мир занимательных задач. | |||
«Спичечный» конструктор | Выбор наиболее эффективных способов решения. | Практика | |
Математические фокусы | Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. | Демонстрация | |
Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | Урок-игра. | |
Геометрия вокруг нас | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | Построение фигур | |
Тайны окружности | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | Интеллектуальный марафон. | |
Секреты задач | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. | Решение задач | |
Путешествие точки | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | Практика | |
«Часы нас будят по утрам…» | Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. | Определение времени по часам | |
Геометрический калейдоскоп | Задания на разрезание и составление фигур | Разрезание и составление фигур | |
Раздел 3. Геометрическая мозаика. | |||
Геометрические фигуры вокруг нас | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки | Практика | |
Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | Игра-соревнование | |
«Математический праздник» | Математический праздник, викторины, конкурсы. | КВН |
5. Форма проведения занятий
- Беседа, рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
- экскурсия;
- практическое занятие, викторина;
- защита проектов;
- выставки;
- соревнования;
- конкурсы;
- проектная деятельность.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» разработана с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, создания условий для развития воспитательной среды.
6. Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы для ученика
1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,
С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.
2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.
3. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
4. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
5. Набор «Геометрические тела».
6. Математические настольные игры: математические пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.
7. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.
Методические материалы для учителя
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —
2009. — № 7.
6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
Цифровые образовательные ресурсы и интернет ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.
7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Учебное оборудование
Ноутбук, музыкальная аппаратура, микрофон.
7. Календарно – тематический планирование курса
«Геометрия вокруг нас»
4 класс (17 часов, 0,5 час в неделю)
№ занятия | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Ресурс | ЦОР | Плани-руемые сроки | Факти ческие сроки |
Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины. | 5 | |||||
Математические игры | 1 | http://konkurs-kenguru.ru | http://school-collection.edu.ru/catalog/?class[]=42&subject[]=16 | 11.09 | ||
Прятки с фигурами | 1 | 25.09 | ||||
Секреты задач | 1 | http://4stupeni.ru/stady | 09.10 | |||
Числовые головоломки | 1 | 23.10 | ||||
Математический марафон | 1 | 13.11 | ||||
Раздел 2. Мир занимательных задач. | 9 | |||||
«Спичечный» конструктор | 1 | http://www.develop-kinder.com | 27.11 | |||
Математические фокусы | 1 | https://education.yandex.ru | 11.12 | |||
Геометрический калейдоскоп | 1 | http://puzzle-ru.blogspot.com | 25.12 | |||
Геометрия вокруг нас | 1 | 22.01 | ||||
Тайны окружности | 1 | 05.02 | ||||
Секреты задач | 1 | http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 | 19.02 | |||
Путешествие точки | 1 | http://school-collection.edu.ru/catalog/?class[]=42&subject[]=16 | 04.03 | |||
«Часы нас будят по утрам…» | 1 | 25.03 | ||||
Геометрический калейдоскоп | 1 | |||||
Раздел 3. Геометрическая мозаика. | 3 | |||||
Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | http://ru.wikipedia.org/w/index | 08.04 | |||
Интеллектуальная разминка | 1 | https://education.yandex.ru | 22.04 | |||
«Математический праздник»- КВН | 1 | 13.05 | ||||
Итого | 17 |
Даты в КТП проставлены с учетом региональных и федеральных праздников.
Форма промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в рамках освоения рабочих программ внеурочной деятельности с учетом специфики направления развития личности- КВН «Математический праздник»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.
Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас", 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии", 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» (2 класс)
Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Вол...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" 3 класс.
Программа содержит учебно-методический материал по внеурочной деятельности по математике для 3 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". 1 класс. Школа России. 2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". 1 класс. Школа России. ( на основе программы С.И. Волковой)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас"
Курс внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 136 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Цели организации внеурочной деят...