Программа внеурочной деятельности "Чистописание" 1 - 4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа для внеурочной деятельности для учащихся 1- 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistopisanie.docx | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Управление образования Администрации города Усть-Илимска
МАОУ "СОШ № 5"
Утверждена
приказом МАОУ «СОШ № 5»
от «01» сентября 2023г. №321
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Чистописание»
для 1-4 классов начального общего образования на 2023-202 учебный год
Составитель: Никитина Галина Евгеньевна
учитель начальных классов
Усть-Илимск 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Чистописание» разработана на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 5» и на основе программы Н. А. Агарковой «Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк (1-4)»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ»
Программа ориентирована на развитие навыков письма и выработку каллиграфического почерка. В процессе изучения курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о каллиграфии, познакомиться с её историей и областями применения. Курс - межпредметный: наряду со сведениями из области русского языка в его содержание входят знания по технологии, искусству, истории.
Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ»
Научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.
Образовательные задачи курса:
Познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приемами работы с ними.
Научить проявлять творческий подход к работе.
Научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Развивающие задачи:
Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев. Развивать глазомер.
Воспитательные задачи:
Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧИСТОПИСАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего 135 часов: 1 класс 33 часа (1 час в неделю), 2 - 4 классы по 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- класс
№ п/п | Наименование раздела программы | Формы организации | Виды деятельности | Количество часов |
1. | Введение | Групповая, индивидуальная | Игровая | 2 |
2. | Развитие мелкой моторики | Фронтальная | Игровая | 2 |
3. | Упражнение для работы над высотой букв | Групповая, индивидуальная | Игровая | 4 |
4. | Упражнения для работы над формой отдельных букв | Фронтальная, групповая | Игровая | 7 |
5. | Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв | Фронтальная | Творческая, проектная | 9 |
6. | Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв | Групповая | Учебно- познавательная | 6 |
7. | Практические и творческие | Групповая | Творческая, | 3 |
работы | проектная | |||
Итого | 33ч |
- класс
№ п/п | Наименование раздела программы | Формы организации | Виды деятельности | Количество часов |
1. | Элементы букв. | Групповая, индивидуальная | Игровая | 17 |
2. | Написание схожих групп букв | Фронтальная | Игровая | 15 |
7. | Практические и творческие работы | Групповая | Творческая, проектная | 2 |
Итого | 34ч |
- класс
№ п/п | Наименование раздела программы | Формы организации | Виды деятельности | Количество часов |
1 | История письменности на Руси | Индивидуальная фронтальная | учебно- познавательная | 17 |
2 | Написание художественных соединений | групповая | игровая | 15 |
3 | Практические и творческие работы | Групповая | Творческая, проектная | 2 |
Итого | 34ч |
- класс
№ п/п | Наименование раздела программы | Формы работы | Виды деятельности | Количество часов |
1. | Повторение | Групповая, индивидуальная | Игровая | 13 |
2. | Узоры в письме | Фронтальная | Игровая, учебно- познавательная | 5 |
3. | Шрифты | Групповая, индивидуальная | Игровая | 12 |
4. | Творческий проект | Фронтальная, групповая | Творческая, проектная | 4 |
Итого | 34ч |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧИСТОПИСАНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты | Метапредметные результаты |
- формирование чувства гордости | - принимать и сохранять цели и задачи |
за свою Родину;
| учебной деятельности;
|
Предметные результаты
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
- использование разных видов чтения;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.
- формирование гигиенических навыков письма;
- формирование умения писать графически правильно и четко;
- формирование скорописи;
- формирование правильного соединения букв;
- знать происхождение русских слов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема занятия | количество часов |
1 | Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. | 1 |
2 | Упражнения для осанки. | 1 |
3 | Упражнения для развития свободных движений руки. | 1 |
4 | Штриховка геометрических фигур. | 1 |
5 | Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка | 1 |
6 | Написание заглавных букв с использованием модульной сети. | 1 |
7 | Буквица | 1 |
8 | Вензель (применение каллиграфии в вышивке и искусстве) | 1 |
9 | Письмо с проговариванием | 1 |
10 | Упражнения для работы над формой отдельных букв. Прием работы с калькой | 1 |
11 | Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д | 1 |
12 | Упражнения для работы над формой отдельных букв. Последовательность написания букв Ф, ф | 1 |
13 | Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты написания элемента буквы «ы». | 1 |
14 | Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы Г,П,Т,Р | 1 |
15 | Упражнения для работы над формой отдельных букв. Особенности написания элемента «шапочка». | 1 |
16 | Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л | 1 |
17 | Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м. | 1 |
18 | Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о, ю. | 1 |
19 | Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л, я. | 1 |
20 | Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х, Ж. | 1 |
21 | Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч, у | 1 |
22 | Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з. | 1 |
23 | Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е. | 1 |
24 | Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с, э. | 1 |
25 | Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. | 1 |
26 | Выполнение заданий по образцу. | 1 |
27 | Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение. | 1 |
28 | Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение. | 1 |
29 | Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: верхнее соединение | 1 |
30 | Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для работы над соединением букв. | 1 |
31 | Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для | 1 |
работы над соединением букв. | ||
32 | Написание текстов поздравления, приглашения на открытке | 1 |
33 | Написание текста объявления, визитной карточки ученика. | 1 |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Что такое каллиграфия? | 1 |
2. | Что такое каллиграфия? | 1 |
3. | Большие и малые прямые наклонные линии | 1 |
4. | Большие и малые прямые наклонные линии | 1 |
5. | Прямая линия с закруглением внизу | 1 |
6. | Прямая линия с закруглением внизу | 1 |
7. | Прямая наклонная линия с закруглением вверху | 1 |
8. | Прямая наклонная линия с закруглением вверху | 1 |
9. | Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями вверху и внизу | 1 |
10. | Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями вверху и внизу | 1 |
11. | Большие и малые полуовалы | 1 |
12. | Большие и малые полуовалы | 1 |
13. | Линия с петлей вверху и внизу | 1 |
14. | Линия с петлей вверху и внизу | 1 |
15. | Малая и большая пламевидные прямые | 1 |
16. | Малая и большая пламевидные прямые | 1 |
17. | Петля на линии строки. | 1 |
18. | Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г | 1 |
19. | Группа букв: и, ш, И,Ш,п,р,т,г | 1 |
20. | Группа букв: л,м,Л,М,я,Я | 1 |
21. | Группа букв: л,м,Л,М,я,Я | 1 |
22. | Группа букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч | 1 |
23. | Группа букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч | 1 |
24. | Группа букв с,С,е,о,О,а,.д,б | 1 |
25. | Группа букв с,С,е,о,О,а,.д,б | 1 |
26. | Группа букв: ь,ъ,ы,в | 1 |
27. | Группа букв: ь,ъ,ы,в | 1 |
28. | Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К | 1 |
29. | Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К | 1 |
30. | Группа букв: В,З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф | 1 |
31. | Группа букв: В, З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф | 1 |
32. | Группа букв:Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д | 1 |
33. | Работа по устранению графических недочетов. Конкурс по чистописанию | 1 |
34. | Работа по устранению графических недочетов. Конкурс по чистописанию | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте. | 1 |
2. | Пергамент и тростниковая палочка. | 1 |
3. | Как писали гусиными перьями. | 1 |
4. | Заточка и письмо | 1 |
5. | Металлические перья. | 1 |
6. | Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. | 1 |
7. | Русская вязь. Где мы с ней встречаемся. | 1 |
8. | Рукописные книги Древней Руси. | 1 |
9. | Древнерусский шрифт — устав. | 1 |
10. | Буквица заглавная. | 1 |
11. | Розетка как элемент оформления древнерусских книг. | 1 |
12. | Написание художественных соединений ол,ом,оя,об,од,оф | 1 |
13. | Написание художественных соединений ол,ом,оя,об,од,оф | 1 |
14. | Написание художественных соединений ок,он,оп,ог,ож,оз,ос | 1 |
15. | Написание художественных соединений ое,ой,оц,ош,ощ | 1 |
16. | Написание художественных соединений аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае | 1 |
17. | Написание художественных соединений аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае | 1 |
18. | Написание художественных соединений ие,ий,иц,ищ | 1 |
19. | Написание художественных соединений ие,ий,иц,ищ | 1 |
20. | Безотрывное написание художественных соединений ел,ем,ег,еж,ез | 1 |
21. | Безотрывное написание художественных соединений ел,ем,ег,еж,ез | 1 |
22. | Безотрывное написание художественных соединений ел,ем,ег,еж,ез | 1 |
23. | Рациональные способы соединений в словах | 1 |
24. | Рациональные способы соединений в словах | 1 |
25. | Написание художественных соединений яб,яр,яв,ят | 1 |
26. | Написание художественных соединений яб,яр,яв,ят | 1 |
27. | Письмо трудных художественных соединений юз,юг,юж,ют,юн | 1 |
28. | Письмо трудных художественных соединений юз,юг,юж,ют,юн | 1 |
29. | Безотрывное написание художественных соединений ль,мь,ья,ье | 1 |
30. | Безотрывное написание художественных соединений ль,мь,ья,ье | 1 |
31. | Написание художественных соединений Оо,Сс,Ээ | 1 |
32. | Написание художественных соединений Оо,Сс,Ээ | 1 |
33. | Конкурс по чистописанию | 1 |
34. | Творческая работа. | 1 |
4 класс
№ п/п | Наименование раздела. Тема занятия | Количество часов |
1 | Алфавит. Свой вариант шрифта | 1 |
2 | Свой вариант шрифта | 1 |
3 | Повторение соединений букв | 1 |
4 | Повторение соединений букв | 1 |
5 | Повторение соединений букв | 1 |
6 | Повторение соединений букв | 1 |
7 | Повторение художественного соединения букв | 1 |
8 | Повторение художественного соединения букв | 1 |
9 | Повторение художественного соединения букв | 1 |
10 | Повторение художественного соединения букв | 1 |
11 | Оформление заглавной буквы | 1 |
12 | Оформление заглавной буквы | 1 |
13 | Оформление заглавной буквы | 1 |
14 | Свои узоры при оформлении заглавной буквы | 1 |
15 | Свои узоры при оформлении заглавной буквы | 1 |
16 | Безотрывное написание различных соединений | 1 |
17 | Безотрывное написание различных соединений | 1 |
18 | Безотрывное написание различных соединений | 1 |
19 | Шрифты. Создание своего шрифта | 1 |
20 | Шрифты. Создание своего шрифта | 1 |
21 | Шрифты. Создание текста при помощи своего шрифта | 1 |
22 | Запись фразы выбранным шрифтом | 1 |
23 | Запись фразы выбранным шрифтом | 1 |
24 | Запись фразы выбранным шрифтом пером | 1 |
25 | Запись фразы выбранным шрифтом пером | 1 |
26 | Урок-конкурс «Пишу пером» | 1 |
27 | Тренировка в использовании различных видов шрифта | 1 |
28 | Тренировка в использовании различных видов шрифта | 1 |
29 | Тренировка в использовании различных видов шрифта | 1 |
30 | Тренировка в использовании различных видов шрифта | 1 |
31 | Творческий проект «Пишу красиво» | 1 |
32 | Творческий проект «Пишу красиво» | 1 |
33 | Творческий проект «Пишу красиво» | 1 |
34 | Защита творческого проекта | 1 |
Методическое и материально-техническое обеспечение курса список литературы для педагога:
- Агаркова Н.А.«Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк (1-4)»
- Богдеско И.Т. Каллиграфия — Спб.:Агат, 2005
- Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента — Москва, Издательство Московской Патриархии, 2012.
- Горячева И.А, Тренинг по русскому языку — Москва, Издательство «Дрофа», 2010.
- Клеминксон Р. Каллиграфия. Рукописные шрифты запада и востока. 45 проектов с пошаговыми объяснениями. - М. Контент., 2006
- Нечволодов А.Д. Сказание о Русской земле в 4-х книгах — Москва, Издательство Белый Город, 2009.
- Федосова Н.А. Как исправлять почерк детей // Нач. шк. – 1990. - №4.
- Чобитько П.П. Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав, скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008.
- Церковнославянская грамота. Учебные очерки //Спб - 1998
Список литературы для учащихся:
- Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента — Москва, Издательство Московской Патриархии, 2012.
- Горячева И.А, Тренинг по русскому языку — Москва, Издательство «Дрофа», 2010.
- Нечволодов А.Д. Сказание о Русской земле в 4-х книгах — Москва, Издательство Белый Город, 2009.
- Чобитько П.П. Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав, скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008.
- альбомы или листы для рисования;
- линейки-трафареты с геометрическими фигурами;
- материал для словарной работы (иллюстрации, тексты);
- цветные мелки для учителя;
- цветные карандаши для учащихся
- рабочие тетради «Чистописание» 1,2,3,4 класс, авторы Игнатьева Т. В., Горецкий В.Г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...