литература? проект. «Сочиняем сказку.» 3 кл
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_lit_chit_3_klass.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

                                                 План-конспект

урока по литературному чтению,

проведённого в 3 «А» классе

обучающейся 23-шк группы

Малевской Виолетты Сергеевны

13.10.21 г.

Консультация методиста:__________

Консультация учителя:__________

                                    План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Школа России» 3 класс

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 13.10.21

Время: 11:35-12:20

Место: школа №4. Каб. № 9

Класс: 3

Целевой компонент урока:

Тема урока: проект. «Сочиняем сказку.»

Цель: организация деятельности обучающихся для совершенствования умения составлять и рассказывать сказку.

Задачи:

Дидактические: формирование умения сочинять сказки, способствовать закреплению умения анализировать сказки, определять жанровые особенности сказок, понимать смысл и определять вид сказок.

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, словесно-логического мышления, фантазии; совершенствованию навыков рассказывания; развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, умения выделять жанровые особенности сказок.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: честность, доброта, человеколюбие, отзывчивость, сочувствие; воспитанию читательского интереса к литературному творчеству и сочинительству сказок.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;

      Метапредметные:
      Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, рассказывают, строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.
      Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
      Предметные: правильно, сознательно, выразительно рассказывают, анализируют сказки, выделяют жанровые особенности, отвечают на вопросы и оцениваю друг друга, понимают смысл рассказанной и услышанной сказки.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Основные образовательные ресурсы урока: проектор, презентация.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виолетта Сергеевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку

У.: Проверьте, всё ли готово у вас к уроку? Сохраняйте порядок на рабочем столе.

- Молодцы! Вижу, что вы готовы. Теперь садитесь.

3) Мотивация

У.: Наш урок я хочу начать с одного замечательного выражения: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодца урок!» Объясните её смысл.

О.: Сказка- это вымысел, небылица, но в каждой сказке есть поучение, совет, намёк на то, чего делать не стоит, а что нужно запомнить.

У.: Верно, сказки практически всегда носят поучительный характер. Скажите, все ли любят сказки?

О.: Да.

У.: Почему вы так думаете?

О.: Сказки любят все, потому что в них есть магия, в них есть то, о чём в реальной жизни можно только мечтать.

У.: Верно. Легко ли быть сказочником?

О.: (ответы).

У.: Так это или нет, проверим сегодня на уроке.

- Начнём.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Беседа

У.: Ребята, какое у вас было домашнее задание?

О.: Составление собственной сказки и её рассказ.

У.: Верно. Вспомним, что же такое сказка?

О.: Сказка- это занимательный рассказа о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

У.: Правильно, какие сказки бывают?

О.: Сказки бывают народные и авторские.

У.: Верно. Чем они отличаются друг от друга?

О.: У народных сказок нет автора, их придумывал народ. У авторских сказок есть автор.

У.: Верно. Какие виды сказок вы знаете?

О.: О животных, бытовые и волшебные.

У.: Чтобы проверить, правильно ли вы ответили, предлагаю вам собрать из букв названия жанров.

О.: (собирают).

У.: Проверьте, у всех ли получились три вида?

О.: Да.

У.: Молодцы. Теперь вспомним, какие особенности у каждого из жанров. Какие жанровые особенности у волшебных сказок вы знаете?

О.: В волшебных сказках есть волшебные предметы (скатерть-самобранка, шапка-невидимка, зеркальце, клубок и т.д.); присутствуют троекратные повторы (три дня и три ночи, три сына, три желания); употребляются эпитеты (добрый молодец, красная девица, дремучие леса, буйна головушка и т.д.); используются устойчивые выражения (пир на весь мир, идти куда глаза глядят, хорошо, что сам жив остался и т.д.).

У.: Молодцы. Какие жанровые особенности у сказок о животных?

О.: В сказках о животных чаще всего под видом недостатков животных высмеиваются пороки людей; в них отражены представления человека о природе; в образах животных воплощены различные человеческие качества (лиса – хитрая, заяц – трусливый, медведь – сильный, волк – глупый и злой, мышь – трудолюбивая); все изображаемые события из жизни животных имеют прямое отношение к жизни человека; часто сказки построены на диалогах между животными, а сюжет отличается ясностью, чёткостью и простотой; многие сказки нравоучительные, а не комические.

У.: Верно. Какие жанровые особенности бытовых сказок?

О.: В бытовых сказках нет чудес и фантастических образов, в них действуют реальные герои (муж, жена, барин, поп и т.д.); в сказках говорится о женитьбе героев, о неумелых и ленивых хозяйках, о ловких ворах; бытовые сказки обычно краткие; в них часто отражаются отношения между богатыми и бедными; в финале всегда восстанавливается справедливость.

У.: Молодцы, вы вспомнили все жанровые особенности сказок. Теперь, чтобы вспомнить композицию сказки, предлагаю вам собрать сказку и каждой из её частей дать название. Для этого поделитесь на команды по четыре человека и приступайте к выполнению задания.

О.: (выполняют).

У.: Проверим, как вы справились. Команда №…, какое название вы дали каждой из частей.

О.: Присказка, зачин, завязка, основная часть, кульминация, развязка, концовка

У.: Посмотрите на слайд и сравните ответы. Молодцы, все справились с этим заданием.

- Давайте немного отдохнём.

III. Физкультминутка.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Проверка домашнего задания.

У.: Сейчас мы будем слушать написанные вами сказки, но перед тем, как приступить к рассказыванию и слушанию, скажите, как правильно нужно рассказывать сказки?

О.: Нужно сказать название, учитывать жанровые особенности и т.д.

У.: Молодцы. Для того, чтобы мы смогли правильно оценить друг друга, посмотрите на слайд, на котором есть алгоритм рассказа сказки.

Алгоритм рассказа:

  1. Название.
  2. Соблюдение композиции.
  3. Жанровые особенности.
  4. Использование жестов, мимики, движений.

- Начнём с (…) парты.

Критерии оценивания рассказа:

Оценка "5" – рассказывает сказку последовательно, осознанно, соблюдая композицию и жанровые особенности, использует жесты, мимику.
Оценка "4" – рассказывает сказку последовательно, осознанно, соблюдая композицию и жанровые особенности, не использует жесты и мимику.
Оценка "3" – рассказывает сказку не последовательно, нарушая композицию и жанровые особенности, не использует жесты и мимику.
Оценка "2" - не может рассказать.

О.: (1 рассказал).

У.: Какая тема твоей сказки?

О.: (ответ).

У.: К какому виду она относится?

О.: (ответ).

У.: Почему именно этот жанр, какие его отличительные особенности?

О.: (ответ).

У.: Молодец. (оценка), садись.

- Как (другой обучающийся) ты думаешь, его сказка авторская или народная? Почему ты так думаешь?

О.: Его сказка авторская, потому что он написал её сам.

У.: Верно, молодец.

- (опрос всех обучающихся по очереди).

V. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

У.: Подведём итоги урока. У меня есть волшебный клубок, а волшебный он потому, что дарит хорошее настроение. Сейчас я дам вам его в руки, и каждый из вас, передавая его дальше, должен сказать: «-У меня сегодня (какое настроение). – Я на уроке ….».

-На этом наш урок подошёл к концу, спасибо, до свидания.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сочиняем казачьи сказки"

Проект позволяет решать одновременно несколько образовательных задач: учить писать сочинения, знакомит с особенностями казачьих сказок, расширяет словарь литературоведческих понятий....

Проект: "Сочиняем сказки"

Литературное чтение. Проект "Сочиняем сказки". Сказка "Котенок Барсик" Боровиков Александр 3"А" класс...

Проект: "Сочиняем сказки"

Сказка о смелом огурчике. Лосев Даниил 3"а" класс...

Проект "Сочиняем волшебную сказку"

Сказка "Волшебная лампа"...

Проект по литературному чтению "Сочиняем сказки"

Задачи проекта: закрепить и расширить знания детей о сказках; развивать творческие навыки, способствовать поддержанию традиции семейного чтения; вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по...

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Цель проекта: обучать учащихся сочинению волшебных сказок....

Презентация проекта "Сочиняем сказки сами". Сценарий сказки «Муха-Цокотуха на новый лад».

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие во­ображения, наблюдательности, сообразительности и восп...