Диагностика "Мотивация школьников"
материал (3 класс)
С помощью данного классного часа учитель сможет определить уровень мотивации школьника к учебному процессу, что поможет сориентироваться и определить какой метод необходимо применить для повышения уровня мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_diagnostika_shkolnoy_motivatsii.docx | 639.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Краснодарского
Диагностика «Мотивация школьников»
Форма: диагностика
Цель: Побудить учащихся к развитию кругозора, интеллектуальных способностей
Методы: поисковой, игровой
Оборудование: листики для проведения диагностики, карточки для проведения брейн-ринга
Ход (план) занятия:
I. Вступительное слово классного руководителя. Проведение диагностики школьной мотивации. Прием «кластер»
II. Основная часть:
1. Вопросы к детям «Отношение учащихся к школе и учебе»
2. Прием «Что если…?»
3. Брейн-ринг по трем командам
4. Практическое задание: изготовление плаката на тему «Ученье – свет»
III. Подведение итогов. Рефлексия. Прием «Незаконченного предложения»
Этапы классного часа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I. Вступительное слово классного руководителя. Проведение диагностики школьной мотивации. Прием «кластер» | - Здравствуйте, ребята! Зовут меня Татьяна Алексеевна, сегодня внеклассное занятие проведу у вас я. Присаживайтесь! - Прежде чем приступить к теме нашего классного часа ответьте на вопросы. (приложение 1) Приготовьте листочки. - Сейчас я буду читать вопросы, а вы ставьте на листик ту цифру, которая подходит под ваш ответ. Кому непонятно? - Итак, слушайте внимательно! 1. Тебе нравится в школе? А) Не очень Б) Нравится В) Не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? А) Чаще хочется остаться дома Б) Бывает по-разному В) Иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? А) Не знаю Б) Остался бы дома В) Пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? А) Не нравится Б) Бывает по-разному В) Нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? А) Хотел бы Б) Не хотел бы В) Не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? А) Не знаю Б) Не хотел бы В) Хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? А) Часто Б) Редко В) Не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? А) Точно не знаю Б) Хотел бы В) Не хотел бы 9. У тебя в классе много друзей? А) Мало Б) Много В) Нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? А) Нравятся Б) Не очень В) Не нравится - Ребята, сдаем листики! - Вы разделены на три команды. У каждой команды на столах в центре находится слово «школа» в виде круга. От этого круга по кругу расположены лучики. Ваша задача написать свою ассоциацию к этому слову. - Итак, у вас готовы солнышки с вашими ассоциациями. Сейчас повесим их на доску. - Молодцы, ребята! Вы хорошо справились! | - Здравствуйте! Присаживаются за свои места. Слушают учителя, приготовили листики Слушают вопросы и отвечают Сдают листики с ответами учителю Пишут свои ассоциации в лучики по кругу | |
II. Основная часть: 1. Вопросы к детям «Отношение учащихся к школе и учебе» | - Ребята, а что такое школа, как вы думаете? - Как вы считаете, должны ли вы ходить в школу? Почему? - А для чего мы получаем эти знания? - Вам нравится узнавать что-то новое? - Молодцы! | - Школа – это то место, где дают нам знания из разных областей - Да, мы должны ходить в школу, чтобы получать знания - Знания нам помогут выучиться на ту профессию, которую выберем - Да | |
2. Прием «Что если…?» | - Ребята, а что если бы вы не пошли бы в школу? Что бы тогда было? - Верно, значит, все-таки в школу мы ходить должны, чтобы получать знания! - А что если бы вы умели читать, писать и считать, то вы бы ходили в школу? Почему? - Какие вы любопытные! | - Если бы мы не ходили в школу, то мы не научились читать, писать, считать - Да, ходи ли бы, потому что мы каждый день на каждом уроке узнаем что-то новое и интересное | |
3. Брейн-ринг «Хочу все знать!» по трем командам | - Ребята, сейчас мы с вами проведем брейн-ринг (слайд 1) и проверим, как хорошо вы усваиваете то, чему вас учат в школе. Игра будет проходить в 4 этапа. За каждый правильный ответ вы будете получать значки, в конце игры посчитаем у какой команды значков больше. (приложение 2) - Итак, начинаем игру. 1 этап «Чтение – вот лучшее учение». (слайд 2) 1. Закончи пословицу. (слайд 3) а) Век живи... б) Терпенье и труд... в) Не имей сто рублей, а имей... г) Ум хорошо... д) Любишь кататься, ... е) Без труда... 2. Три пути ведут к знаниям: (слайд 4) 1) Путь размышления - самый... 2) Путь подражания - самый... 3) Путь опыта - самый... (Слова для справок: благородный, горький, легкий) 3. Составьте название сказок: (слайд 5) 1) Аисл и ражувьл 2) Ормзоко 3) Азошукл - Молодцы, ребята! Каждая команда получает свои значки. Переходим ко 2 этапу. 2 этап «Могучий и великий русский язык». (слайд 6) 1. Отгадайте ребусы. - У каждой команды на столах расположены конверты. В них есть ребусы. Каждая команда должна отгадать три ребуса. Приступайте! 1 команда 2 команда 3 команда - Молодцы, ребята! Вы получаете свои значки. 2. Назовите лишнюю строчку. (слайд 7) А) В лесу пели птицы Б) На улице идет дождь В) Трудолюбивые муравьи Г) Дети отвечают на уроке - Почему? - Молодцы, получите свои значки! 3. Составьте слова из разбросанных букв. - У каждой команды лежит на столе еще один конверт. В нем разбросаны буквы. Ваша задача составить из них слова, чтобы потом мы сложили из них предложение. Приступайте! 1 команда – кейливи 2 команда – сийусрк 3 команда – кызя - Составьте предложение! - Молодцы! Получайте свои значки! Переходим к 3 этапу. 3 этап «Царица наук». (слайд 8) 1. Решите задачу. (слайд 9) Сегодня Оле исполнилось 7 лет, а ее сестре Ире на 4 года больше. Сколько лет будет Ире, когда Оле исполнится 11 лет? - Правильно, получайте свои значки! 2. Найдите длину ломаной линии. (слайд 10) - Правильно! Вы получаете свои значки! 3. Сравните числа. (слайд 11) 15*32 45*12 9*7 12*10 15*14 36*66 - Правильно, ребята! Получите свои значки! Переходим к 4 этапу. 4 этап «Человек и природа». (слайд 12) 1. Ответьте на вопросы. (слайд 13) 1. Как называется место, по которому течет река? 2. Как называется самый большой материк? 3. Какая планета находится 3 по счету от Солнца? 4. Сколько всего материков на Земле? 5. Перечислите все океаны на Земле. - Правильно, ребята! Получайте свои значки! 2. Уберите лишнее. (слайд 14) - Это задание будет общее. На экране будут изображения животных. Ваша задача убрать всех, пресмыкающих. - Молодцы! Получите свои значки! - Итак, по итогу всего брейн-ринга победила дружба! | Слушают учителя а) Век учись б) Все перетру в) Сто друзей г) А два лучше д) Люби и саночки возить е) Не вытащишь и рыбку из пруда 1) Самый благородный 2) Самый легкий 3) Самый горький 1) Лиса и журавль 2) Морозко 3) Золушка Ответы первой команды 1) Гроза 2) Сорока 3) Точка Ответы второй команды 1) Семья 2) Русский 3) Столб Ответы третьей команды 1) Тигр 2) Народ 3) Предлог В) Трудолюбивые муравьи - Потому что это словосочетание, а в остальных предложениях есть грамматическая основа 1) Великий 2) Русский 3) Язык - Великий русский язык - 15 лет - Длина ломаной линии 12 см 15<32 45>12 9>7 12>10 15>14 36<66 1. Русло 2. Евразия 3. Земля 4. 6 материков 5. Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный Убирают всех лишних животных | |
4. Практическое задание: изготовление плаката на тему «Ученье – свет» | - Ребята, сейчас я предлагаю каждой группе изготовить плакат. После того, как вы сделаете плакат, мы приклеим его на большой плакат, который прикреплен к доске. | Самостоятельно изготавливают плакат | |
III. Подведение итогов. Рефлексия. Прием «Незаконченного предложения» | - Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня разговаривали на уроке? - Что такое школа? - Для чего мы получаем знания? - Верно! Мы сегодня провели брейн-ринг и проверили, как вы ориентируетесь в школьных предметах и даже сами сделали плакаты! Посмотрите, какие они яркие и красивые! - Ребята, посмотрите на экран и закончите предложения. (слайд 15) В школе мне нравится… Я хожу в школу для того, чтобы… В свободное от школы время я… После школы я хочу стать… - Наше занятие подошло к завершению. Вы сегодня хорошо поработали! - До свидания! | - О школе - Школа – то место, в котором мы получаем знания - Чтобы в дальнейшем мы смогли получить профессию - До свидания! |
Приложение 1
Диагностика на выявление учебной мотивации школьников
1. Тебе нравится в школе?
А) Не очень
Б) Нравится
В) Не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) Чаще хочется остаться дома
Б) Бывает по-разному
В) Иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
А) Не знаю
Б) Остался бы дома
В) Пошел бы в школу
4. Тебе нравится , когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А) Не нравится
Б) Бывает по-разному
В) Нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А) Хотел бы
Б) Не хотел бы
В) Не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А) Не знаю
Б) Не хотел бы
В) Хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А) Часто
Б) Редко
В) Не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А) Точно не знаю
Б) Хотел бы
В) Не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
А) Мало
Б) Много
В) Нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А) Нравятся
Б) Не очень
В) Не нравится
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | Оценка за первый ответ | Оценка за второй ответ | Оценка за третий ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Интерпретация полученных результатов
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Приложение 2
Значки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников
Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....
« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)
В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специал...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.
На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...