Педагогическая статья «В ногу со временем: ИКТ-технологии в образовательно-воспитательном процессе»
статья

Процесс информатизации в образовательных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в образовании и воспитании.

Поскольку, у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, педагог должен стараться сделать ход образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. Тогда он будет вызывать интерес у школьников к учебному процессу. ИКТ-технологии, как нельзя лучше, помогают педагогу решить эту важную задачу, поскольку, по сравнению с традиционным обучением, обладают рядом преимуществ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая статья

«В ногу со временем: ИКТ-технологии в образовательно-воспитательном процессе»

Автор статьи:

Татьяна Владимировна Попова,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №210 г. Новосибирска

Процесс информатизации в образовательных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в образовании и воспитании.

Пандемия коронавируса явилась мощным стимулом внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

Мадрудин-Магомед-Эминов, заведующий кафедрой психологической помощи и ресоциализации МГУ сказал: «В этой критической ситуации (имея ввиду пандемию COVID-19) каждый человек обязан занять ответственную личностную и гражданскую позицию – осознать и принять новую, экстремальную логику жизни, бытия, как собственную реальность».

В образовательном учреждении таким человеком является прежде всего педагог. Мобильный, готовый к переменам, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственный и самостоятельный в принятии решений – всё это характеристики деятельности успешного профессионала, педагога.

Согласно профессиональному стандарту педагога для осуществления педагогической деятельности среди необходимых умений отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми. Компетентность рассматривается по трем составляющим:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность;
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность;
  • предметно-педагогическая компетентность.

К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а также навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.

Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.

Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.

Поскольку, у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, педагог должен стараться сделать ход образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. Тогда он будет вызывать интерес у школьников к учебному процессу. ИКТ-технологии, как нельзя лучше, помогают педагогу решить эту важную задачу, поскольку, по сравнению с традиционным обучением, обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране - несет в себе образный тип информации, понятный школьникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.

Понимая, что использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе позволит мне внедрить в педагогическую практику интерактивные методические разработки, будет способствовать целенаправленному развитию детей, позволит повысить уровень взаимодействия с родителями, мною было принято решение разработать личный сайт педагога: .

Сайт представляет собой многофункциональную площадку, включающую в себя информационный и образовательный контент.

Информационный представляет собой ресурс, которым должен быть наполнен любой сайт педагога, раскрывающий суть его образовательно-воспитательной деятельности, достижения в этом направлении, методические разработки, видео- и фотоматериалы.

Образовательный контент создан с целью поддержки интеллектуального и творческого развития младшего школьника в индивидуальном режиме. Он представляет собой страничку, наполненную интерактивными занятиями по разным образовательным областям.

Каждое занятие – это игра, созданная с использованием таких интерактивных ресурсов как презентации в PawerPoint, learningapps, гугл-диск.

На самом деле, интернет- ресурсов для создания подобных занятий множество: это и ресурс для создания видеопрезентаций – H5P, ресурс для создания тестов, опросов, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий – onlinetestpad, ресурс для создания веб-приложений – тренажеров – etreniki и т.д. Все они бесплатны, доступны, просты и понятны. Благодаря чему педагог, владеющий даже лишь общепользовательским уровнем ИКТ-компетентности, способен использовать их в своей работе с детьми.

Результативность такого формата взаимодействия

для педагога:

  • позволяет изменить роль педагога (поддержка образовательного процесса и его координация) и обучающегося в образовательном процессе (активная вовлеченность в процесс познания);
  • дает возможность реализовать принципиально новые формы и методы взаимодействия, в том числе самостоятельного индивидуализированного познания;
  • расширяет возможности повышения квалификации педагога, используя образовательные порталы;
  • дает возможность создания электронного порфолио педагога (в форме индивидуальной web – страницы, сайта педагога);

для детей:

  • переход от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
  • вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой;
  • активизирует познавательную и мыслительную деятельность школьников;
  • облегчает процесс усвоения материала;
  • способствует тренировке психических процессов школьника;

для родителей:

  • обеспечивает прозрачность информации о ходе и результатах образовательно-воспитательного процесса за счет доступа к информации через Интернет.

Понятно, что родители здесь должны активно включаться в образовательно-воспитательный процесс, адаптировать ребенка к жизни в информационном обществе. Для этого они должны быть готовы к сотрудничеству на новом современном уровне. Задача педагога – замотивировать родителей, а не попытаться заставить их! Необходимо выработать четкие директивы – что делать? и как? , а ещё лучше дать короткое видео, которое родитель должен только включить. И тогда мотивация будет расти. Скорее всего, не обойтись здесь без убеждений (для чего это нужно) и похвалы («семья стала расти во взаимодействии ребенок-родитель), тогда родители обязательно пойдут навстречу педагогу.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, нельзя забывать о возможных рисках для безопасности и здоровья детей при их использовании.

Действующие санитарные нормы и правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" содержат требования к организации образовательного процесса с использованием технических средств, поэтому при разработке заданий с использованием информационных технологий необходимо ориентироваться на следующие нормативно-правовые документы:

  1. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН
  2. СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

Ключевые моменты, на которые следует обращать внимание:

Продолжительность непрерывного применения технических средств

обучения на уроках

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

Этих нормативов следует придерживаться в том числе при разработке интерактивных заданий для детей. Исходя из этого, наиболее правильным будет использование ИКТ в совместной или индивидуальной работе, при которой будет иметь место чередование различных видов деятельности, наличие двигательной паузы, гимнастики для глаз.

Таким образом, мы можем говорить об использовании ИКТ-технологий только как элементе взаимодействия при конструировании и реализации образовательно-воспитательного процесса, а не в коем случае не замещении живого общения с педагогом.

Но, несмотря на все сложности важно помнить, что на сегодняшний день ИКТ-технологии – это наиболее эффективный инструмент, способный существенно обогатить и повысить качество образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии - основа построения образовательно-воспитательного процесса"

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятс...

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

В ногу со Временем!

Многие задаются вопросом: "Каким должен быть современный учитель?". Несколько лет назад, когда я впервые, окончив вуз, пришла работать в школу, я написала статью "В ногу со Временем!". Лозунг, который...

воспитательная программа " В ногу со временем"

Школьное воспитание представляет ту часть процесса социализации, которая организуется, целеполагается, планируется, осуществляется и отслеживается педагогами. В настоящее время для многих учащих...