Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов
материал
Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)»
Цифровые информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео), т.е. компьютерную и информационную технику.
Цели использования ИКТ в начальной школе. Основная цель использования ИКТ - стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность. Основной целью применения информационных технологий - повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Использование информационных технологий позволяет: -перейти от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися; - активизировать познавательную деятельность учащихся; - проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; - обеспечить высокую степень дифференциации обучения; - повысить объём выполняемой работы на уроке; - усовершенствовать контроль знаний; - рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; - формировать навыки исследовательской деятельности; - обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства: - компьютерные учебники (уроки); - программы-тренажеры (репетиторы); - контролирующие (тестовые оболочки); - информационно-справочные (энциклопедии); - имитационные; - моделирующие; - демонстрационные (слайд или видеофильмы); - учебно-игровые; - досуговые (компьютерные игры: ролевые, логические, спортивные и др. типы).
ИКТ технологии могут быть использованы: 1. Для обозначения темы урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 2. При объяснении нового материала. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию. 3. При отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, ребусы, компьютерные игры, печатный, раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, тесты), печатный иллюстративный материал. 4. Для самостоятельной работы учащихся словари интегрированные задания. 5. Для контроля знаний учащихся: тесты, кроссворды и пр.
Использование данной технологии позволяет: - Значительно сэкономить время на уроке. - Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений. - Повысить уровень наглядности в ходе обучения. - Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. - Повысить качество усвоения материала.
Применение ИКТ позволяет учителю: - Проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация и пр.). - Активизировать познавательную деятельность. - Организовывать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями. - Отойти от традиционной формы проведения урока. - Проводить дистанционное обучение.. - Создавать вариативные проверочные работы, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся.
Использование ИКТ позволяет ученику: - проводить исследования, закреплять полученные знания; - формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения; - работать в индивидуальном темпе; - осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, и т. д.
Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы 1.Урок с мультимедийной поддержкой. 2. Урок с компьютерной поддержкой. 3. Интегрированные уроки. 4. Внеурочная деятельность.
Психолого-педагогические исследования показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует: - повышению мотивации к учению, - повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, - активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, - развитие наглядно-образного, информационного мышления, - развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, - повышению уровня комфортности обучения. Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Информационные технологии, как средство развития внимания у учащихся младших классов с нарушением интеллекта"
Определяющими факторами успешности обучения младших школьников с нарушением интеллекта являются хорошо развитые свойства внимания и их организованность. В данной работе представлены разработки и приме...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появлени...
Средства развития познавательной деятельности обучающихся начальных классов.
Формирование познавательного интереса у младших школьников...

Мастер - класс "Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках".
Цель: освоение участниками встречи одного из приемов технологии ТРИЗ....

Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий как средства формирования познавательной деятельности учащихся начальной школы
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их...
Доклад «Информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов»
По словам академика Семенова А.П. «важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире». И это должно стать определяющим в работе каждого учителя. Быть ...

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира...