Конспект урока по литературе: "Размазня" А.П. Чехова
план-конспект урока
Конспект урока по литературе: "Размазня" А.П. Чехова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_razmaznya_a.p._chehov.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Размазня»
Тема урока: «Размазня» А.П. Чехова. Легко ли быть сильным?
Задачи: познакомить с рассказом А.П. Чехова; сформулировать тему, идею произведения, выявить проблематику, развить умения анализа и интерпретации художественного текста, умения анализа отдельных эпизодов, образов героев, композиции, стиля.
Цель урока: раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения.
Формировать УУД:
Регулятивные УУД – уметь самостоятельно планировать свою работу, оценивать свою деятельность в ходе совместной работы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Коммуникативные УУД – уметь работать в парах, в группе, принимать участие в диалоге с учителем и одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД – развивать умение анализировать художественное произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя, извлекать нужную информацию из текста, читать и слушать.
Планируемый результат:
Предметный результат: знать литературные термины (эпический герой, тема, идея, сюжет, композиция, образ.); уметь анализировать прозаическое художественное произведение.
Личностный результат: воспитать уважение к себе, окружающим, учить сохранять собственное достоинство в любой ситуации; формировать ценностные понятия в ходе работы с понятиями «быть сильным», «быть размазней», «быть беззубым».
Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи в тексте формулировать выводы;
Оборудование: распечатанные тексты рассказа А. П. Чехова «Размазня».
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: чтение с остановками, работа в группах, составление кластера, использование в процессе анализа «тонких и толстых» вопросов.
Ход урока
Организационный момент (приветствие учащихся).
– Слово учителя, переходящее в формирование интереса к теме занятия.
Сегодня мы с вами будем знакомиться еще с одним рассказом А.П. Чехова. Давайте вспомним, что мы знаем о писателе и его творчестве? О какой отличительной черте его творчества писали в своих статьях критики-современники?
– Он являлся автор коротких рассказов. Считал, что «краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов)
–Чему будет посвящено сегодняшнее произведение? (ученики обсуждают, высказывают свои предположения).
– Рассказ, который мы будем сегодня читать, был опубликован в журнале «Осколки» в 1888 году. По словам автора, этим рассказом он из жанра юморески перешел в жанр «серьёза». Любите ли вы слушать рассказы? Тогда сегодня буду читать я. Начну с начала рассказа, затем вы выскажете свои версии относительно одного слова, на котором я остановлюсь. (Происходит чтение учителем начала рассказа до слов «нам надо посчитаться»)
– Как вы понимаете значение этого слова? (Предварительно было дано задание ученику – выяснить толкование слова)
–Ответ ученика: расквитаться, свести счеты, отомстить, отплатить.
– Мы продолжаем чтение 2 части рассказа до слов «Она взяла деньги дрожащими руками и замерсикала». Как вы думаете, почему гувернантка Юлия Васильевна слушает, но не произносит ни слова?
– Она испытывает страх, робость, безволие.
– Почему Юлия Васильевна наконец-то заговорила? И как именно?
– Она прошептала (зачитывание фрагмента из текста)
– Почему А.П. Чехов так подробно описывает все расчеты хозяина? Хотелось бы услышать ваши варианты.
– Он её проверяет, издевается и насмехается над девушкой.
– Продолжаем чтение 3 части рассказа. «Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман» – до фразы «я отдам вам все ваши 80 рублей». Рассказчик, он же герой рассказа, говорит, что пошутил, дал жестокий урок жизни. Почему? Чего он добивался? Разве такие шутки допустимы в нашем обществе?
–Наверное, герой хотел проверить гувернантку и разбудить в ней чувство протеста, собственного достоинства, и выявить в ней умение постоять за себя.
–Как вы понимаете финальную фразу рассказа? О чем это произведение? (Ответы учеников). Вы обратили внимание на то, что в распечатках рассказа нет названия. Я убрала не случайно, а даже специально. Давайте поразмышляем, как может называться этот рассказ?
– Варианты учащихся: гувернантка, расплата, расчет и др. Один из ответов был: гувернантка – размазня.
– Дочитываем рассказ, переходя к финалу – «Я отдам вам все ваши 80 рублей. Она замерсикала и вышла… Я подумал: легко на этом свете быть сильным… Как вы понимаете смысл финальной фразы? О чем этот рассказ?
Чтобы найти более точные ответы на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с героями рассказа и обратим наше внимание на то, с помощью каких художественных средств создавались А.П. Чеховым образы героев.
Работа в группах по сбору текстового материала с целью выявления характера героев.
1 группа - Образ героя-рассказчика.
Вопрос: Кто он? Какой он?
– Это отец, глава семейства, заботится о воспитании и образовании своих детей, хозяин, знающий цену копейке, умеющий считать каждый рубль. «У меня все записано» – 3 раза и 1 раз – «не записано». Он довольно внимателен. Обратил внимание на характер гувернантки, её скромность.
–Каковы художественные средства создания образа героя-рассказчика?
–Образ создается через реплики героя, их интонации, изменения в его настроении. В первой части рассказа он кажется злобным насмешником, которому доставляет удовольствие высчитывать из полагающегося жалования каждый рубль. Но в тот момент, когда гувернантка берет из 80 рублей оставшиеся 11 и благодарит его, он «вскочил, заходил. Меня охватила злость. Я вас обобрал, черт возьми, ограбил. Ведь я украл вас!» Эти глаголы совершенного вида описывают его эмоциональное состояние. Он возмущен, он недоумевает, он негодует по поводу поведения девушки.
– Что именно его злит в героине? Почему он позволяет себе применять такие оскорбления – «размазня, кислятина, беззубая»? Почему рассказчик поступил с Юлией Васильевной именно так – он отдал ей все 80 рублей, к её великому удивлению?
– Думаю, что рассказчик увидел в гувернантке, прежде всего, честного человека. Девушку в каком-то смысле сильную, ведь она стойко выдержала этот жестокий эксперимент, не унижалась, не умоляла о снисхождении. Поэтому он просит у нее прощения.
– В финале рассказа мы видим уже не злодея, насмехающегося над гувернанткой, а человека, который глубоко сочувствует нашей героине. Именно поэтому, он задает вопрос себе и читателю: легко ли быть сильным?
2 группа – образ гувернантки Юлии Васильевны.
Вопросы: Кто рассказывает о девушке? И что мы узнаем о ней?
– Гувернантка, обучающая французскому языку, в её обязанности входит: учить, гулять, следить, чтобы дети никуда не лазили и ничего не рвали. А также она должна смотреть, чтобы горничная ничего не украла
–Ей, наверное, нужны деньги, а вы «церемонные, сами не спросите».
Какое у неё жалование?
–«Договорились по сорока, но получает по тридцати».
–За что снимает хозяин с неё жалование?
–«9 воскресений - только гуляли,
-3 праздника,
-4 дня болезни Коли, но занимались только с Варей,
-3 дня у вас болели зубы - за всё это снимает 41 рубль
-Разбитая чашка
-порванный Колей сюртучок
-кража горничной ботинок Вари - вы должны были смотреть «ещё минус 27 рублей»
-10 января взяла 10 рублей («я не брала. Взяла у супруги вашей 3 рубля»)
Договорились по 40, но получает по 30
–С помощью каких средств автор описывает героиню? Какие виды описания он использует?
– Каково сюжетное своеобразие рассказа?
–Это рассказ в рассказе – воспоминание об эксперименте-проверке над человеком.
–Почему А. П. Чехов так подробно описывает каждую деталь, передающую настроение и чувства героев?
– Скорее всего, писателю важно показать не только состояние героев, но и найти ответ на вопрос: «Почему человек поступает именно так?»
–Как чувствуют себя участники разговора?
–Если Юлия Васильевна испытывает глубокое волнение и в конце рассказа «кислую радость» от того, что ей все-таки заплатили, потому что «в других местах не платили вообще», то рассказчик приходит в удивление, он не понимает безвольности, слабости, беззубости гувернантки.
–Какого результата вы ожидали от этого разговора? Как мог закончиться рассказ?
–Может быть, Юлия Васильевна расплакалась бы и ушла ни с чем. Возможно, ей тоже не заплатили бы, как и в других местах.
–Как бы вы завершили рассказ? Куда по вашему мнению вышла Юлия Васильевна?
– Заключительное слово учителя: А.П. Чехов своим произведением донес до нас очень важную мысль. Нужно быть более сильными, решительными, проявлять упорство и стремление. Не бояться отстаивать свои права и бороться за справедливость.
Рефлексия.
Какие чувства у вас вызвал рассказ? Обратите внимание на финальные строчки, над которыми действительно стоит задуматься.
Домашнее задание:
Базовый уровень: придумать и написать завершение рассказа.
Профильный уровень: написать сочинение – размышление «Изменится ли Юлия Васильевна после этого разговора?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по творчеству А.П.Чехова "Мальчики". Характеристика главных героев.
Урок посвящен творчеству А.П.Чехова. Это второй урок по произведению "Мальчики", на котором дается характеристика главных героев....
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто»
Конспект урока по литературному чтению на тему «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто» + презентация...
Самоанализ урока литературного чтения А.П. Чехова " Мальчики"
Презентация самоанализа урока литературного чтения А.П. Чехова " Мальчики"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___________________________________________________________________________ Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»
Технологическая карта урока по теме "Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П.Чехова "Мальчики"...
Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»
Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»...
Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»
Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»...