Главные вкладки
Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
рабочая программа (4 класс)
Приобщать обучающихся к базовым национальным ценностям, которые определены нашим государством как базовые. Они универсальны и традиционны, из них состоит моральная, нравственная и духовная основа любого здорового общества в современном понимании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_4klass.docx | 64.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 имени А.В. ВОЙНАЛОВИЧА»
Принято на заседании педагогического совета протокол № 7 от 31.08.2024 года | Утверждаю Директор школы: ____________А.Р. Нургалеева Приказ от 31.08.2024 года № 766 |
Программа внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
Разработала: Нефедова Майя Михайловна, учитель начальных классов | Программа предназначена: для учеников _ 4__класса Количество часов в год - _34_ Срок реализации программы – 1 год |
Нижневартовск, 2024-2025 г.
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………………………………………. 3
- Содержание курса ………………………………………………………………………………. 4
- Тематическое планирование ……………………………………………………………………. 7
- Материально-техническое обеспечение ………………………………….……………………. 8
- Литература ………………………………………………………………………………………. 10
Пояснительная записка
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей.
Особенно важен в воспитательном отношении первый этап – начальная школа. От того, насколько осознанно и заинтересованно ребенок будет участвовать в учебном процессе, зависит глубина и прочность знаний, желание и способность их благоразумного употребления. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
Сегодня школе отводится особенная роль: школа должна не только учить предметам, но и приобщать учащихся к базовым национальным ценностям. Какие ценности сегодня определены нашим государством как базовые? Они универсальны и традиционны; из них состоит моральная, нравственная и духовная основа любого здорового общества в современном понимании:
- патриотизм –любовь к России, к своему народу, малой Родине, Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность –правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
- семья – любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения, толерантности;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека.
В целях духовно-нравственного воспитания школьников с сентября 2011 года первоклассники города приступили к изучению учебного курса «Истоки»; в одних школах курс изучается как предмет, в других – в рамках внеурочной деятельности.
Курс «Истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Истоки» в рамках начальной школы.
В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Содержание курса
Учебный курс «Истоки» в 4 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.
Главными целями этого курса в 3 классе являются:
- дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
- продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте.
«Вера. Надежда. Любовь. София» (34 ч).
Ра | здел «Вера»(9 ч.) | |||
1. | Вводный урок. | Четыре основные категории третьего класса : Вера, Надежда, Любовь, София. | Вера –полное признание, убеждение. Надежда- твердая уверенность. Любовь- сердечная привязанность. София- высшая мудрость. | Р.К. «Какие знания дает предмет «Истоки». |
2. | Вера. | Вера. Доверие. | Вера лежит в основе всего. Нет | Работа в парах |
Уверенность. Признание. Православная вера. Заповеди. Нравственность | человека без веры. Вера Разума знаниям. Вера Сердца добрым нравам. Вера Души Богу, идеалам. Вера без дел мертва. | « Что соединяет вера?»
| |||
3. | Вера. | Работа в парах «Правила нравственности». | |||
4. | Верность. | Верность. Присяга. Клятва. Чувство долга. | Верность-знак веры. Верность Отечеству, Слову, Делу. Знаки верности присяга, клятва, выполнение обещания, долг памяти. Вера живет в верности. | Р.К. «Верность Родине». | |
5. | Верность . | Работа в парах «Что помогает нам хранить верность?» (оценивающий) | |||
6. | Правда. | Правда. Жить по правде. Праведный труд. Правдивое слово. Путеводный образ. Справедливость. Правосудие. | Правда в деле, образе, слове. Правда-путь веры, верный путь. Жить по Правде трудно, но к этом у всегда стремились самые достойные из наших предков. | Работа в парах «Пословицы о правде» | |
7. | Правда. | Р.К. «Какой образ является путеводным для тебя?» | |||
8. | Честь. | Честь. Репутация. Честность. Почести. Береги честь смолоду. | Признание и благодарность людей. Честь- награда за веру и верность, следование правде. Достойные награды на земле. | Работа в парах «Честь». Р.К. «Береги честь смолоду». | |
9. | Обобщающ ий урок. | Вера- убеждение, полное признание. Иметь Веру- значит доверять, вполне верить, твердо веровать. Верность- знак веры. Правда-путь Веры. Честь – награда за веру. | Работа в парах «Честь по заслугам». (оценивающий.) | ||
Раздел «Надежда» (8 ч) | |||||
10 . | Надежда | Надежда на опыт предыдущих поколений. Надежда на свои силы. | Надежда – непреклонное стремление к доброму исходу дела, которому доверяем и в которое верим. Доверие к опыту предков становилось правилом жизни. | Р.К. Как в жизни человеку помогает надежда? (развивающий) | |
11 . | Надежда | Надежда на правду. Надежда на Бога. | Надежда устремлена к доброму исходу дела. Стоящее на правде дело обязательно завершится добрыми плодами. | Работа в четверке. Что укрепляет надежду? (развивающий) | |
12. | Согласие | Согласие в слове (единомыслие) Согласие в чувствах (единодушие). Согласие в деле (внешнее согласие). | Согласие – главное условие доброй надежды. Следование добрым советам старших. | Р.К. Строительство моста (развивающий)
| |
13. | Согласие | Согласие разума, воли, чувств (внутреннее согласие) | Духовная красота рождается из согласия разума, воли, чувств. Это согласие строится на вере, надежде, любви и Софии. | Работа в четверке. Согласие в деле. (развивающий) | |
14. | Терпение | Терпение. Без терпения нет умения | Терпение – умение надеяться и ждать, стойкое перенесение испытаний и трудностей. Терпение – ключ к успеху в любом деле. | Работа в четверке. В каких делах необходимо терпение. (оценивающий) | |
15. | Терпение | Терпение и надежда рядом идут. Сострадание. | Терпение – высший подвиг человека, ежедневное внутреннее движение от зла к добру, великий труд души. Терпение делает человека сильным, выносливым. | Р.К. Самый терпеливый человек (развивающий) |
16, | Послуша ние | Послушание совести. Послушание людям. Родительское наставление. Послушание власти и закону. | Послушание – опора терпения и надежды, опыту предков. Послушание в качестве твердости характера, силы воли. | Работа в четверке.
Послушание (развивающий) | |
17. | Обобща ющий урок | Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Законопослушание. | Общая надежда достигается при общем согласии, терпении, послушании. | Работа в четверке. Надежда – устремление к доброму исходу дела (оценивающий) | |
Раздел «Любовь» (9 ч) | |||||
18. | Любовь | Любовь к ближнему . Дружба. | Любовь – доброе отношение и забота, созидательный труд души и тела. | Работа в четверке В чем проявляется любовь к ближнему? (развивающий) | |
19. | Любовь | Любовь – сердечная привязанность. Святая любовь. | Мир семейной любви. Супружеское, родительское, братское единение. Отеческая любовь Бога к человеку. | Р.К. Почему любовь – это труд души? (развивающий) | |
20. | Милосер дие | Милосердие в деле. Благотворительность. Сострадательность. | Милосердие – дела любви. Милость сердца. Милость – желание добра кому-либо, щедрость | Р.К. Милосердие (развивающий) | |
21. | Милосер дие | Милосердие в слове. Сердечное утешение. | Искреннее и доброе слово утешения. Сестры милосердия. | Работа в четверке. Слово о милосердном человеке (развивающий) Р.К. В чем проявляется твое милосердие? | |
22. | Доброта | Доброта истинная. Добрые слова. | Доброта – образ любви, Природная склонность человека к добру и благу, добросердечию. | Работа в четверке. Доброта истинная и ложная (развивающий) | |
23. | Доброта | Доброжелательность и добрые дела | Добрый человек в добре проживает век. Жизнь дана на добрые дела. | Работа в четверке. Добрые дела (оценивающий) | |
24. | Покаяние | Покаяние. Чувство вины. Стыд. Раскаяние. | Покаяние – вершина любви, подвиг очищения и отречения от зла. | Работа в четверке. Покаяние (развивающий) | |
25. | Покаяние | Покаяние и любовь. Притча (рассказ со скрытым смыслом) | Путь Покаяния .Ступени Покаяния. Прощеное воскресение. | Работа в четверке. На пути покаяния (развивающий) | |
26. | Обобща ющий урок по теме | Вера. Надежда. Любовь. | Взращивание сада добродетелей в душе человека – нелегкий, но благородный труд и подвиг. | Работа в четверке. Сад добродетелей. (оценивающий) | |
Раздел «София» (8ч) | |||||
27. | Ум да разум | Ум. Разум. | Ум хранит, наблюдает, постигает. Разум смысл постигает. Ум без разума беда. | Работа в четверке. Ум да разум (развивающий) | |
28. | Ум да разум | Ум да разум. Святые Кирилл и Мефодий. | Ум в ладу с сердцем – большая радость. Ум сердечный слышит голос совести. | Р.К. Святые Кирилл и Мефодий. | |
(развивающий) | |||||
29. | Истина | Истина. Истина в слове. | Истина – подлинное, неложное знание. Истина живет в мудром ученом, священном слове. | Работа в четверке. Истина в деле (развивающий) | |
30. | Истина | Истина. Истина в образе. Истина в деле. | Истина в художественном образе, символе, условном рисунке, цвете, жесте, святом образе. Истовое дело. | Работа в четверке. Истина в слове (развивающий) | |
31. | Знание и мудрость | Знания. Верные знания. Мудрость, знание в слове. | Знание – плод учения. Грамотность – второе рождение человека. Мудрость – плод любви и сердца | Р.К. Как предмет “Истоки” помогает постигать истину (развивающий) | |
32. | Знание и мудрость | Знание в образе, символе. Знание в деле. Мудрость. | Отрасли в науке. Предназначение их в общем деле обустройства земли и человеческом сообществе. София – высшая мудрость. | Работа в четверке. Мудрые советы Владимира Мономаха (оценивающий) | |
33. | Почему Вера, надежда и любовь – родные сестры | Истоки веры, надежды, любви. | Вечное устремление человека к доброму исходу своих дел. Доверие к опыту предыдущих поколений. | Работа в четверке. Истоки победителя (развивающий) Работа в четверке. Что помогает идти тебе по дороге веры, надежды, любви? (оценивающий) | |
34. | Обобщающ ий урок за год | Вера, Надежда, Любовь – истоки Мудрости. | Никакие соблазны не в силах сокрушить Веру. Никакие угрозы не устрашают Надежду. Все испытания преодолеет любовь. Их никогда не оставит сердце. Премудрость Божия. | Р.К. Чему ты научился на уроках по предмету Истоки? (Итоговый ) |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во всего часов | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
1 | Раздел «Вера» | 9ч | |||
| 1.Водный урок. | 1 | |||
| 2. Вера | 1 | |||
| 3. Вера | 1 | |||
| 4. Верность | 1 | |||
| 5. Верность | 1 | |||
| 6. Правда | 1 | |||
| 7. Правда | 1 | |||
| 8. Честь | 1 | |||
| 9.Обобщающий урок | 1 | |||
2 | Раздел «Надежда» | 8ч | |||
| 1.Надежда | 1 | |||
| 2.Надежда | 1 | |||
| 3.Согласие | 1 | |||
| 4.Согласие | 1 | |||
| 5.Терпение | 1 | |||
| 6.Терпение | 1 | |||
| 7.Послушание | 1 | |||
| 8.Обобщающий урок. | 1 | |||
3 | Тема «Любовь» | 9ч | |||
| 1.Любовь | 1 | |||
| 2.Любовь | 1 | |||
| 3.Милосердие | 1 | |||
| 4.Милосердие | 1 | |||
| 5.Доброта | 1 | |||
| 6.Доброта | 1 | |||
| 7.Раскаяние | 1 | |||
| 8.Раскаяние | 1 | |||
| 9. Обобщающий урок | 1 | |||
4 | Раздел «София» | 8ч | |||
| 1.Ум да разум | 1 | |||
| 2. Ум да разум | 1 | |||
| 3.Размышлять и вразумлять | 1 | |||
| 4. Размышлять и вразумлять | 1 | |||
| 5.Истина | 1 | |||
| 6.Истина | 1 | |||
| 7.Знания и мудрость | 1 | |||
| 8. Обобщающий урок | 1 | |||
| Итого: | 34ч |
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
Методическое обеспечение занятий:
Программа включает:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению практических работ обучаемых;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы.
Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование:
- Репродукции картин, фотографии скульптур, CD-диски с изображением картин великих мастеров;
- Литература по искусству;
- Аудиозаписи музыкальных произведений;
- Натурный фонд;
- Материалы для художественного творчества;
- Компьютер;
- Магнитофон;
- Проектор или телевизор;
- Парты, стулья.
Художественные произведения мировой культуры:
- Слайды и книги с изображением (Чарушин, Бианки );
- Схемы и рисунки орнаментов;
- иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок;
- слайды известных архитектурных построек;
- дизайнерские проекты;
- произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова;
- репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля,
И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлѐниса, В.Борисова-Мусатова,
С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова;
- фотографии произведений известных народных художественных промыслов;
- фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев;
- деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи;
- видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;
- слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.
Музыкальные произведения:
- «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева,
- «Песня жаворонка» П.И.Чайковского,
- прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена,
- «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси;
- «К Элизе» Л. Ван Бетховена;
- произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.
Поэтические литературные произведения:
Произведения А.А.Фета, И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева, Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.
Художественные материалы:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок; карандаши цветные и графические, пастель или восковые мелки; пластические материалы (глина, пластилин, тесто); природные материалы; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, цветная тушь, фломастеры. Оборудование кабинета:
Столы и стулья, баночки для воды ,раковина и наличие водопровода, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов, фильмов и слайдов.
Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым, и соответствовать нормам кабинета дополнительного образования по художественно – эстетическому профилю.
Система контроля за знаниями и умениями: предусмотрена с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
- класс
№ | Автор, издание |
1 | И.А. Кузьмин «Истоки» 3 класс. Учебное пособие. Учебное пособие |
2 | Н.В.Котельникова, Н.Ю.Твардовская Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях3 класс. Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина |
Литература
- Давыдова Е. Ю., Кузьмин И. А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. 1 кл.- М., 2004.
Гриф «Рекомендовано департаментом образования»
- Камкин А. В., Истоки. – М.: TBS, 2000. Гриф «Допущено Министерством образования РФ» (2-6 класс), «Рекомендовано департаментом образования»(7-8 класс).
- Бандяк О. А., Котельникова Н. В. Истоки: Дидактический материал: В 2-х частях. – М.: TBS, 2001.
- Твардовская Н. Ю., Котельникова Н. В. Истоки. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М.: TBS, 2001.
- Смирнова Т. Н., Ергина В. Д. Истоки: рабочая тетрадь. – М.: Изд. Дом «Истоки», 2003 Бандяк О. А. Методика преподавания предмета «Истоки» // Истоковедение. – Т.1. – М.: TBS, 2001
- Бандяк О. А. Истоки. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. – Т.1. – М.: TBS, 2001
- Твардовская Н. Ю. Истоки. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М.: TBS, 2000
- Смирнова Т. Н., Ергина В. Д. Истоки. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М.: Изд. дом «Истоки», 2003
- Истоковедение / Под ред. И. А. Кузьмина, Л. П. Сильвестровой: В 8 томах. – М.: TBS, 2001
- Бандяк О. А. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы обучения
(системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. – Т.1. – М.: TBS, 2001
- Паина Т. Д. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы обучения
(системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. – Т. 2, 3. - М.: TBS, 2001
- Давыдова Е. Ю.Азбука Истоков. Прописи. Тетрадь по чтению. Методическое пособие. –
М.: Изд. дом «Истоки», 2005
- Дудкина М. Ю. Педагогический опыт реализации программы «Воспитание на социокультурном уровне. 1-4 кл.». – М.: Изд. дом «Истоки», 2005
- Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Дошкольное образование / Под ред. И. А. Кузьмина // Истоковедение. – Т.5. – М.: Изд. дом «Истоки», 2005. Гриф «Допущено департаментом образования (по согласованию с родителями)»
- Сказочное слово. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) / Под ред И. А. Кузьмина. – М.: Изд. дом «Истоки», 2006
- Напутственное слово. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) / Под ред И. А. Кузьмина. – М.: Изд. дом «Истоки», 2006
- Светлый образ. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) / Под ред И. А. Кузьмина. – М.: Изд. дом «Истоки», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс 32 часа
духовно-нравственное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса
Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КТП по курсу внеурочной деятельности "Истоки"...
Рабочая программа внеурочного курса "Истоки"
Рабочая программа внеурочного курса духовно-нравственной направленности "Истоки" для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки". 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки". Духовно-нравственное направление....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки нравственности» 4 класс 2018 – 2019 учебный год
Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников. З...