Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
рабочая программа (4 класс)

Нефедова Майя Михайловна

Приобщать обучающихся к базовым национальным ценностям, которые определены нашим государством как базовые. Они универсальны и  традиционны, из них состоит  моральная, нравственная и духовная основа любого здорового общества в современном понимании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_4klass.docx64.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 имени А.В. ВОЙНАЛОВИЧА»

Принято

на заседании педагогического совета

протокол № 7 от 31.08.2024 года

Утверждаю

Директор школы:

____________А.Р. Нургалеева

Приказ от 31.08.2024 года № 766

Программа внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

Разработала:

Нефедова Майя Михайловна,

учитель начальных классов

Программа предназначена:

для учеников _ 4__класса

Количество часов в год - _34_

Срок реализации программы – 1 год

Нижневартовск, 2024-2025 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………. 3
  2. Содержание  курса ………………………………………………………………………………. 4
  3. Тематическое планирование ……………………………………………………………………. 7
  4. Материально-техническое обеспечение ………………………………….……………………. 8
  5. Литература ………………………………………………………………………………………. 10

  1. Пояснительная записка

Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей.  

Особенно важен в воспитательном отношении первый этап – начальная школа. От того, насколько осознанно и заинтересованно ребенок будет участвовать в учебном процессе, зависит глубина и прочность знаний, желание и способность их благоразумного употребления. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.

Сегодня школе отводится особенная роль: школа должна не только учить предметам, но и приобщать учащихся к базовым национальным ценностям. Какие ценности сегодня определены нашим государством как базовые? Они универсальны и  традиционны; из них состоит  моральная, нравственная и духовная основа любого здорового общества в современном понимании:  

  • патриотизм –любовь к России, к своему народу, малой Родине, Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность –правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения, толерантности;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека.  

В целях  духовно-нравственного воспитания школьников с сентября 2011 года первоклассники города приступили к  изучению  учебного курса «Истоки»; в одних школах курс изучается как предмет, в других – в рамках внеурочной деятельности.  

Курс «Истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Истоки» в рамках начальной школы.

В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных  ценностей российской цивилизации.  

 

 

  1. Содержание курса

Учебный курс «Истоки» в 4 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.

 

Главными целями этого курса в 3 классе являются:

  • дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
  • посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
  • продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.

Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном   опыте.

 

«Вера. Надежда. Любовь. София» (34 ч). 

 

Ра

здел «Вера»(9 ч.) 

1.

Вводный урок.

Четыре основные категории третьего

класса : Вера, Надежда, Любовь, София.

Вера –полное признание, убеждение.

Надежда- твердая уверенность.

Любовь- сердечная привязанность.

София- высшая мудрость.

Р.К. «Какие знания дает предмет «Истоки».

2.

Вера.

Вера. Доверие.

Вера лежит в основе всего.  Нет

Работа в парах

Уверенность.

Признание.

Православная вера.

Заповеди.

Нравственность  

человека без веры. Вера Разума знаниям. Вера Сердца добрым нравам. Вера Души Богу, идеалам.

Вера без дел мертва.

 « Что соединяет вера?»

 

3.

Вера.

Работа в парах «Правила нравственности».

4.

Верность.

Верность. Присяга.

Клятва. Чувство долга.  

Верность-знак веры. Верность Отечеству, Слову, Делу. Знаки верности  присяга, клятва, выполнение обещания, долг памяти. Вера живет в верности.

Р.К. «Верность Родине».

5.

Верность .

Работа в парах «Что помогает нам хранить верность?»  (оценивающий)

6.

Правда.

Правда. Жить по правде. Праведный труд. Правдивое слово.

Путеводный образ.

Справедливость.

Правосудие.

Правда в деле, образе, слове.

Правда-путь веры, верный путь. Жить по Правде трудно, но к этом у всегда стремились самые достойные из наших предков.

Работа в парах «Пословицы о правде»

7.

Правда.

Р.К. «Какой образ является путеводным для тебя?»

8.

Честь.  

Честь. Репутация.

Честность. Почести.

Береги честь смолоду.

Признание и благодарность людей. Честь- награда за веру и верность, следование правде. Достойные награды на земле.  

Работа в парах «Честь».

Р.К. «Береги честь смолоду».

9.

Обобщающ ий урок.

Вера- убеждение, полное признание. Иметь Веру- значит доверять, вполне верить, твердо веровать. Верность- знак веры. Правда-путь Веры. Честь – награда за веру.

Работа в парах

«Честь по заслугам». (оценивающий.)

Раздел «Надежда» (8 ч) 

10 .

Надежда  

Надежда на опыт предыдущих поколений. Надежда на свои силы.

Надежда – непреклонное стремление к доброму исходу дела, которому доверяем и в которое верим. Доверие к опыту предков становилось правилом жизни.

Р.К. Как в жизни человеку помогает надежда? (развивающий) 

11 .

Надежда  

Надежда на правду. Надежда на Бога.

Надежда устремлена к доброму исходу дела. Стоящее на правде дело обязательно завершится добрыми плодами.

Работа в четверке. Что укрепляет надежду? (развивающий) 

12.

Согласие

Согласие в слове

(единомыслие)

Согласие в чувствах (единодушие).

Согласие в деле

(внешнее согласие).

Согласие – главное условие доброй надежды. Следование добрым советам старших.

Р.К. Строительство моста

(развивающий)

 

13.

Согласие  

Согласие разума, воли, чувств

(внутреннее согласие)

Духовная красота рождается из согласия разума, воли, чувств. Это согласие строится на вере, надежде, любви и Софии.

Работа в четверке. Согласие в деле.

(развивающий)

14.

Терпение  

Терпение. Без терпения нет умения

Терпение – умение надеяться и ждать, стойкое перенесение испытаний и трудностей. Терпение – ключ к успеху в любом деле.

Работа в четверке. В каких делах необходимо терпение. (оценивающий) 

15.

Терпение

Терпение и надежда рядом идут.

Сострадание.

Терпение – высший подвиг человека, ежедневное внутреннее движение от зла к добру, великий труд души. Терпение делает человека сильным, выносливым.

Р.К. Самый

терпеливый человек

(развивающий) 

16,

Послуша

ние

Послушание совести.

Послушание людям. Родительское наставление.

Послушание власти и закону.

Послушание – опора терпения и надежды, опыту предков.

Послушание в качестве твердости характера, силы воли.

Работа в четверке.

 

Послушание

(развивающий)

17.

Обобща ющий

урок

Надежда. Согласие.

Терпение.

Послушание.

Законопослушание.

Общая надежда достигается при общем согласии, терпении, послушании.

Работа в четверке.

Надежда – устремление к доброму исходу дела

(оценивающий) 

Раздел «Любовь» (9 ч) 

18.

Любовь

Любовь к  ближнему .  Дружба.

Любовь – доброе отношение и забота, созидательный труд души и тела.

Работа в четверке В чем проявляется любовь к ближнему? (развивающий) 

19.

Любовь

Любовь – сердечная привязанность.

Святая любовь.

Мир семейной любви. Супружеское, родительское, братское единение. Отеческая любовь Бога к человеку.

Р.К. Почему любовь – это труд души?

(развивающий) 

20.

Милосер

дие

Милосердие в деле.

Благотворительность.

Сострадательность.

Милосердие – дела любви. Милость сердца. Милость – желание добра кому-либо, щедрость

Р.К.

Милосердие

(развивающий) 

21.

Милосер

дие

Милосердие в слове.

Сердечное утешение.

Искреннее и доброе слово утешения. Сестры милосердия.

Работа в четверке.

Слово о милосердном человеке (развивающий)

Р.К.

В чем проявляется твое милосердие?

22.

Доброта

Доброта истинная. Добрые слова.

Доброта – образ любви,

Природная склонность человека к добру и благу, добросердечию.

Работа в четверке. Доброта истинная и ложная (развивающий)

23.

Доброта

Доброжелательность и добрые дела

Добрый человек в добре проживает век.

Жизнь дана на добрые дела.

Работа в четверке.

Добрые дела

(оценивающий)

24.

Покаяние

Покаяние. Чувство вины. Стыд.

Раскаяние.

Покаяние – вершина любви, подвиг очищения и отречения от зла.

Работа в четверке.

Покаяние  

(развивающий) 

25.

Покаяние

Покаяние и любовь. Притча (рассказ со скрытым смыслом)

Путь Покаяния .Ступени

Покаяния. Прощеное воскресение.

Работа в четверке.

На пути покаяния

(развивающий)

26.

Обобща ющий

урок по теме

Вера. Надежда. Любовь.

Взращивание сада добродетелей в душе человека – нелегкий, но благородный труд и подвиг.

Работа в четверке.

Сад добродетелей.

(оценивающий)

Раздел «София» (8ч) 

27.

Ум да разум

Ум. Разум.

Ум хранит, наблюдает, постигает. Разум смысл постигает. Ум без разума беда.

Работа в четверке.

Ум да разум

(развивающий)

28.

Ум да разум

Ум да разум. Святые Кирилл и Мефодий.

Ум в ладу  с сердцем – большая радость. Ум сердечный слышит голос совести.

Р.К.

Святые Кирилл и Мефодий.  

(развивающий)

29.

Истина

Истина. Истина в слове.

Истина – подлинное, неложное знание. Истина живет в мудром ученом, священном слове.

Работа в четверке.

Истина в деле

(развивающий)

30.

Истина

Истина. Истина в образе. Истина в деле.

Истина в художественном образе, символе, условном рисунке, цвете, жесте, святом образе. Истовое дело.

Работа в четверке.

Истина в слове

(развивающий) 

31.

Знание и мудрость

Знания. Верные знания. Мудрость, знание в слове.

Знание – плод учения.

Грамотность – второе рождение человека. Мудрость – плод любви и сердца

Р.К.

Как предмет “Истоки” помогает постигать истину (развивающий)

32.

Знание и мудрость

Знание в образе, символе.

Знание в деле.

Мудрость.

Отрасли в науке. Предназначение их в общем деле обустройства земли и человеческом сообществе.

София – высшая мудрость.

Работа в четверке.

Мудрые советы

Владимира

Мономаха

(оценивающий)

33.

Почему Вера, надежда и любовь – родные сестры

Истоки веры, надежды, любви.

Вечное устремление человека к доброму исходу своих дел. Доверие к опыту предыдущих поколений.

Работа в четверке.

Истоки победителя

(развивающий) Работа в четверке. Что помогает идти тебе по дороге веры, надежды, любви? (оценивающий)

34.

Обобщающ ий урок за год

Вера, Надежда, Любовь – истоки Мудрости.

Никакие соблазны не в силах сокрушить Веру. Никакие угрозы не устрашают Надежду. Все испытания преодолеет любовь.

Их никогда не оставит сердце.

Премудрость Божия.

Р.К.

Чему ты научился на уроках по предмету Истоки?

(Итоговый )

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. класс

п/п 

Название разделов, тем 

Кол-во всего часов

Дата проведения

План

Факт

1 

Раздел  «Вера» 

 

 

1.Водный урок.

1

 

2. Вера

 1

 

3. Вера

 1

 

4. Верность

 1

 

5. Верность

 1

 

6. Правда

 1

 

7. Правда

 1

 

8. Честь

 1

 

9.Обобщающий урок

 1

2 

Раздел  «Надежда» 

 

 

1.Надежда

 1

 

2.Надежда

 1

 

3.Согласие

 1

 

4.Согласие

 1

 

5.Терпение

 1

 

6.Терпение

 1

 

7.Послушание

 1

 

8.Обобщающий урок.

 1

3 

Тема «Любовь» 

 

 

1.Любовь

 1

 

2.Любовь

 1

 

3.Милосердие

 1

 

4.Милосердие

 1

 

5.Доброта

 1

 

6.Доброта

 1

 

7.Раскаяние

 1

 

8.Раскаяние

 1

 

9. Обобщающий урок

 1

4 

Раздел «София» 

 

 

1.Ум да разум

 1

 

2. Ум да разум

 1

 

3.Размышлять и вразумлять

 1

 

4. Размышлять и вразумлять

 1

 

5.Истина

 1

 

6.Истина

 1

 

7.Знания и мудрость

 1

 

8. Обобщающий урок

 1

 

Итого: 

34ч 

 

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

Методическое обеспечение занятий: 

Программа  включает: 

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); 
  • рекомендации по проведению практических работ обучаемых; 
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы.  

Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование:  

  1. Репродукции картин, фотографии скульптур, CD-диски с изображением картин великих мастеров;
  2. Литература по искусству;
  3. Аудиозаписи музыкальных произведений;
  4. Натурный фонд;
  5. Материалы для художественного творчества;  
  6. Компьютер;
  7. Магнитофон;
  8. Проектор или телевизор;
  9. Парты, стулья.

 

Художественные произведения мировой культуры: 

  • Слайды и книги с изображением (Чарушин, Бианки );  
  • Схемы и рисунки орнаментов;  
  • иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок;  
  • слайды  известных архитектурных построек;  
  • дизайнерские проекты;  
  • произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова;  
  • репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля,

И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлѐниса, В.Борисова-Мусатова,

С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова;  

  • фотографии произведений известных народных художественных промыслов;  
  • фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев;  
  • деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи;  
  • видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;  
  • слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.

 

Музыкальные произведения: 

  • «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева,  
  • «Песня жаворонка» П.И.Чайковского,  
  • прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена,  
  • «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси;  
  • «К Элизе» Л. Ван Бетховена;  
  • произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.

 

Поэтические литературные произведения: 

  Произведения  А.А.Фета, И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева, Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.

 

Художественные материалы: 

  Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок;  карандаши цветные и графические, пастель или восковые мелки; пластические материалы (глина, пластилин, тесто); природные материалы; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, цветная тушь, фломастеры. Оборудование кабинета:

 Столы и стулья, баночки для воды ,раковина и наличие водопровода, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов, фильмов и слайдов.

Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым, и соответствовать нормам кабинета дополнительного образования по художественно – эстетическому профилю.

 Система контроля за знаниями и умениями: предусмотрена с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.  

 

  1. класс

Автор, издание

1

И.А. Кузьмин «Истоки» 3 класс. Учебное пособие. Учебное пособие

2

Н.В.Котельникова, Н.Ю.Твардовская  Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях3 класс. Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина

 

Литература  

  • Давыдова Е. Ю., Кузьмин И. А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. 1 кл.- М., 2004.

Гриф «Рекомендовано департаментом образования» 

  • Камкин А. В., Истоки. – М.: TBS, 2000. Гриф «Допущено Министерством образования РФ» (2-6 класс), «Рекомендовано департаментом образования»(7-8 класс). 
  • Бандяк О. А., Котельникова Н. В. Истоки: Дидактический материал: В 2-х частях. – М.: TBS, 2001.  
  • Твардовская Н. Ю., Котельникова Н. В. Истоки. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М.: TBS, 2001.
  • Смирнова Т. Н., Ергина В. Д. Истоки: рабочая тетрадь. – М.: Изд. Дом «Истоки», 2003  Бандяк О. А. Методика преподавания предмета «Истоки» // Истоковедение. – Т.1. – М.: TBS, 2001
  • Бандяк О. А. Истоки. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. – Т.1. – М.: TBS, 2001
  • Твардовская Н. Ю. Истоки. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М.: TBS, 2000
  • Смирнова Т. Н., Ергина В. Д. Истоки. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М.: Изд. дом  «Истоки», 2003
  • Истоковедение / Под ред. И. А. Кузьмина, Л. П. Сильвестровой: В 8 томах. – М.: TBS, 2001
  • Бандяк О. А. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы обучения

(системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. – Т.1. – М.: TBS, 2001

  • Паина Т. Д. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы обучения

(системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. – Т. 2, 3. - М.: TBS, 2001

  • Давыдова Е. Ю.Азбука Истоков. Прописи. Тетрадь по чтению. Методическое пособие. –

М.: Изд. дом «Истоки», 2005

  • Дудкина М. Ю. Педагогический опыт реализации программы «Воспитание на социокультурном уровне. 1-4 кл.». – М.: Изд. дом «Истоки», 2005
  • Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном  опыте». Дошкольное образование / Под ред. И. А. Кузьмина // Истоковедение. – Т.5. – М.: Изд. дом «Истоки», 2005. Гриф «Допущено департаментом образования (по согласованию с родителями)»
  • Сказочное слово. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) / Под ред И. А. Кузьмина. – М.: Изд. дом «Истоки», 2006
  • Напутственное слово. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) / Под ред И. А. Кузьмина. – М.: Изд. дом «Истоки», 2006
  • Светлый образ. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) / Под ред И. А. Кузьмина. – М.: Изд. дом «Истоки», 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КТП по курсу внеурочной деятельности "Истоки"...

Рабочая программа внеурочного курса "Истоки"

Рабочая программа внеурочного курса духовно-нравственной направленности "Истоки" для  3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки".  1 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки". Духовно-нравственное направление....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки нравственности» 4 класс 2018 – 2019 учебный год

Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников. З...