Выступление на тему: "Формирование читательской самостоятельности младших школьников"
материал

Мананникова Светлана Владимировна

"Формирование читательской самостоятельности младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

        Мананникова Светлана Владимировна учитель начальных классов в Гимназии им. Академика Н.Г. Басова при ВГУ

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, психологов и педагогов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии любого человека. Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.

Ребенок, который приходит в школу, любит сказки, рассказы, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Школа вооружает ребёнка навыком чтения, т.е. формирует чтеца. Но этого недостаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный текст, а детских книг без обсуждения не читают. В настоящее время многократно выросли требования к речевой деятельности и культуре речи человека.

Современный читатель в условиях распространения Интернета, телевидения, радио не должен потерять интерес к чтению книг, наоборот, через знания о жизни и окружающей среды следует развивать в детях навык читательской самостоятельности, а также развивать самостоятельность мышления. Значение чтения и книги как средства образования в воспитания и развития человека общеизвестно. Известные мыслители, учёные, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний думающего и умственно развитого человекa. Чтобы чтение было эффективным, важно научить обучающихся умению пользоваться книгой. «Уметь читать в широком смысле слова - значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл», - говорил великий педагог К.Д. Ушинский. - Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное". Сформировать сознательного читателя - сложная задача, стоящая перед начальной школой.

К настоящему времени в методике обучения чтению открыты и сформулированы три основных закона:

  1. Закон знания книг;
  2.  Закон деятельностного формирования читательской культуры;
  3. Закон провоцирования обучением нежелания читать.

Закон знания книг - это базовый закон формирования читателя любого возраста." Знание книг всегда и, безусловно, есть полноценная основа, надёжная гарантия и объективный показатель читательской самостоятельности". Закон знания книг утверждает, что если обучающийся знает книги, то у него обязательно присутствует читательская самостоятельность. И наоборот, если обучающийся обнаруживает читательскую самостоятельность, то он непременно знает книги из доступного круга чтения.

Закон деятельностного формирования читательской культуры, по определению Н.Н.Светловской, отражает устойчивые связи, которые определяют уровень эффективности организационно-методической сферы обучения чтению при разном соотношении включенных в неё вербальных и деятельностных средств. "Гарантированно основы читательской культуры формируются только путём непосредственной целенаправленной деятельности с книгой и среди книг".

Закон провоцирования обучением нежелания читать формирует ребёнка-читателя. "Нежелание читать есть объективное следствие обучения младших школьников отдельным читательским умениям без одновременной установки на побуждение и формирование у них читательской самостоятельности".

Сформировать сознательного читателя - сложная задача, стоящая перед начальной школой. В психологии существует термин "процесс развития", который обозначает: необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов; процесс качественной смены норм мышления и деятельности, переход от одних менее совершенных социокультурных форм к другим, более совершенным. Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, научить работать с текстом, выработать соответствующие читательские умения.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи), необходимость которых связана с формированием читательской деятельности школьников.

Для повышения эффективности уроков внеклассного чтения и формирования читательской самостоятельности, могут быть использованы следующие творческие виды работ:

  1. краткий пересказ, где ребенок должен отобрать главное, отсеять второстепенное: он выбирает из текста основное содержание, передает его связно, последовательно;
  2. пересказ с изменением лица рассказчика;
  3. пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, взглянуть на события его глазами;
  4. передача прочитанного по ролям;
  5. инсценировка;
  6. иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое).

Овладение младшими школьниками сторон читательской самостоятельности - сложный процесс, требующий специальной целенаправленной работы учителя.

Список используемой литературы:

1. Абдуллина, А. А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений [Текст] : Научно-методические материалы. Часть 1 / А. А. Абдуллина. – М. : Академия, 1997 – 256 с.

2. Алферов, А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000 – 384 с.

3. Белинский, B. Г. O детской литературе [Текст] / В. Г. Белинский. – M. : Детская литература, 1983 – 430 c.

4. Васильева, М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст] / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская. – М. : Педагогика, 1997 – 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: «Формирование компетентностного подхода у младших школьников»

Выступление  на круглом столе по теме:«Формирование компетентностного подхода у младших школьников»...

Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"

«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...

Выступление по теме: "Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Формирование логических  действий у  младших  школьников в урочной и внеурочной деятельности...

Выступление по теме "Формирование чувства патриотизма у младших школьников"

В статье говорится о патриотическом воспитании детей....

Выступление на тему "Формирование здорового образа жизни младших школьников"

В статье говорится о систематической работе классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья детей....

Выступление на тему: "Формирование читательской самостоятельности младших школьников"

В современном образовательном процессе формирование читательской самостоятельности младших школьников становится одной из ключевых задач, направленных на развитие их личностных и учебных компетенций. ...