Выступление на тему "Формирование здорового образа жизни младших школьников"
статья
В статье говорится о систематической работе классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ КР ОО «Кривчиковская СОШ»
Выступление на тему
«Формирование здорового образа жизни младших школьников»
подготовила
классный руководитель
3 класса
Сыромятникова Е. И.
2021 г.
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в современном мире.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 15 % – от наследственных факторов, на 25 % от экологии, на 50 % – от самого человека.
Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. Поэтому очень важно, заложить знания о культуре ЗОЖ уже в раннем возрасте. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
Мы живём в век информатизации. И обучая детей сегодня, мы стараемся идти в ногу со временем, используя в своей работе информационные технологии, т.к. эти методы обучения более близки нынешнему поколению. Но, вкладывая в учащихся как можно больше знаний, мы не должны забывать, что здоровье – это самое главное в жизни каждого человека, и только здоровый человек сможет в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире.
Поэтому в своей работе учителя начальных классов приоритетной и главной задачей считают сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, которое складывается из физического, психологического и социального здоровья. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни.
Для решения этой задачи при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям наши учителя ставят следующие цели:
- формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;
- использовать на уроках и во внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности;
- формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности;
- систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни.
Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.
Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Условия «здоровьесбережения» в учебном процессе состоят в следующем:
- Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.
- Использование методов групповой работы.
- Использование интерактивных методов.
- Создание положительной психологической атмосферы.
- Активность каждого участника.
- Использование учебного материала для формирования осознания ценности здоровья.
- Дозировка объема учебного материала.
- Физкультурные занятия, физкультурные минутки, упражнения для глаз.
- Осуществление личностно-ориентированного подхода к ребенку.
На уроках и внеклассных мероприятиях учителя ведут систематическую работу, способствующую сохранению и укреплению здоровья учащихся. Она заключается в следующих моментах:
- Утренняя зарядка.
Используются различные комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики, с использованием музыкального и видео сопровождения. Данные упражнения способствуют преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание.
- Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, учителя использую различные психологические установки, в виде стихотворений.
- Во время уроков проводятся физкультминутки и физкультпаузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
- Использование групповых методов работы, которые позволяют сменить позу ребенка на уроке, вести себя более раскрепощенно.
- Рациональное питание. Задача каждого классного руководителя убедить родителей в необходимости горячего питания ребенка в школе. С этой задачей нам удается справляться.
- Информационные и тематические классные часы на тему здорового и безопасного образа жизни. Учителя систематически проводят с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья. Например, беседы (“Береги свою жизнь”, «Для чего нужна зарядка”, “Осторожно на дорогах!”, “Если хочешь быть здоров”; классные часы (“Мои увлечения”, “Мои любимые игры”, “Мой режим дня – мой друг и помощник”; игры (“В гостях у Айболита”, “Здоров будешь – всё добудешь”, “Мы – ловкие, смелые, умелые”, «Лекция профессора Знайки о правильном питании»).
- С первого года обучения во многих классах работают группы ребят, сформированные на основе взаимной симпатии. Каждая группа выполняет определённое поручение целую неделю:
– дежурные по классу (следят за санитарным состоянием комнаты, проветривают её);
– ответственные за проведение физкультурных разминок (проводят ритмические переменки, музыкальные паузы, упражнения на развитие различных частей тела);
– санитары (контролируют наличие у детей предметов личной гигиены, следят за внешним видом);
– цветоводы (ухаживают за комнатными растениями, находящимися в классе).
- Консультации и родительские собрания, на которых рекомендуют родителям упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям спортом.
- Внеурочные занятия по спортивному направлению: «Подвижные игры», «Общая физическая подготовка», «Здоровейка». На занятиях «Здоровейка» ребята получают начальные навыки здорового образа жизни – о режиме дня, о витаминах, о правильном питании и т.п.
- Внеурочные занятия «Азбука дорожной безопасности», на которых ребята закрепляют знания ПДД.
- Организация экскурсий и прогулок, с целью оздоровления младших школьников.
- Методические недели (например,
- «По страницам Азбуки дорожного движения»), целью которой было:
- Формировать у учащихся системные знания о правилах поведения на дороге;
- Совершенствовать культуру поведения на улице;
- Формировать умения самостоятельно выбирать безопасные и опасные места на дороге
- Развивать познавательный интерес к изучению ПДД;
- «Здоровым быть здорово!», целью которой было:
- Формировать у учащихся системные знания о здоровом образе жизни;
- Развивать культуру здорового образа жизни;
- Формировать умения самостоятельно соблюдать правила гигиены, здорового питания, активного образа жизни;
- Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
Таким образом, в работе, направленной на формирование ЗОЖ у младших школьников, все методы работы с детьми важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Эффективность формирования ЗОЖ в значимой степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....
Формирование здорового образа жизни младших школьников
В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....
Культура здорового образа жизни младшего школьника.
Культура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - по существу одна из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней при...
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»
Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....
«Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
Опыт работы по фгос в начальной школе....
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».
Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио здоровья как средство формирования культуры здорового образ...
Опыт формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля/А. Шопенгауэр Здоровье подрастающего поколения и разраб...