Дидактические игры по русскому языку в начальной школе
картотека (3 класс)
Способствуют развитию логического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
40ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ
В начальной школе необходимо развивать у учащихся интерес к русскому языку .Игра- часть учебного процесса. Цель игры- помочь сделать урок русского языка занимательным и интересным для учащихся. Дидактические игры помогают пробудить интерес к познанию ,науке ,книге ,учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность повышается. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова ,активизирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. Использование игр в учёбе развивает активность ,логику, творческое воображение. В результате у детей появляется интерес к русскому языку.
1. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ?»
-Составьте из данных слогов слова и запишите их.
ВО РА КО КА МО СО
ЛА НА БЕЛ ТИК ПРО РЕ
ЛЕ ВА ВОЛ КИ СЕ ЛО
2. ИГРА « КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?»
- Выигрывает тот,кто быстрей найдёт соседей данных букв.
. Вв. Гг.ЕеЛл . Нн .Пп. Ээ . Яя . Тт .
3. ИГРА СО СЛОВАМИ
Вставьте в слова пропущенные буквы. Прочитайте слова.
Л..н у , о , ё
М..л а , и , е , ё , я
В..л о , ё , ы
Н..с о , ё, а
4. ИГРА « ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Из каждой группы слов исключите одно лишнее.
1/ Тетрадь, ручка, блокнот, писать.
2/ Играет, скачет, мальчик, лежит.
3/ Синий, ковёр, сладкий , резиновый.
5. ИГРА « ПОМОГИТЕ НЕЗНАЙКЕ»
Помогите Незнайке поселить каждое слово с нужный домик.
КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОЙ?
- Слон, шагает, злой , лось , спит , шар , большой , читал , высокий.
6. ИГРА « ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»
Представьте, что вы – составители толкового словаря. Внимательно прочитайте слова и объясните их значение.
Квакушка, медведь , Людмила , подснежник, улица , подберёзовик.
7. ИГРА « НЕ ОШИБИСЬ!»
- Выпишите слова русского языка.
Книга, підручник, парта, краски , олівець , школа , учень , учитель.
8. ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ?»
- С помощью данных слов составьте небольшой рассказ.
Пастух , лес , овцы , волк , Жучка , залаяла , спасены.
9. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ?»
Выиграет тот, кто запишет большее количество словосочетаний со словом мягкий в разных его значениях.
- Мягкий мох, мягкий воск , мягкий свет , мягкий характер , мягкий знак , мягкий согласный звук , мягкий вагон..
10. ИГРА « СЛОВА И ЗАГАДКИ»
- Из каждого слова выньте по одной букве так, чтобы из оставшихся букв получилось новое слово.
Краска/каска/,всласть/власть/,горсть/гость/,склон/слон/,полк/пол/,тепло
/тело/,беда/еда/,экран/кран/.
11. ИГРА « ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»
Дети делятся на пять групп.Каждой группе даётся слово : зуб, глаз, нос, уши,язык. Они должны назвать фразеологические обороты, в которых встречаются эти слова. Кто больше?
ЗУБ: зуб на зуб не попадает; говорить сквозь зубы; ни в зуб ногой; зубы заговаривать; око за око, зуб за зуб;положить зубы на полку;
ГЛАЗ: мозолить глаза;глазом не моргнуть; хоть глаз выколи;с глазу на глаз; пускать пыль в глаза;
НОС: задирать нос; водить за нос; клевать носом; оставаться с носом; вешать нос; зарубить на носу;
УШИ : краем уха; хлопать ушами; держать ухо востро; развешивать уши; ухо режет; за ушами трещит; ухом не ведёт;тащить за уши;навострить уши;
ЯЗЫК: прикусить язык; длинный язык; острый язычок; попадать на язык; проглотить язык.
12. ИГРА « ЗАКОНЧИ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ»
Пойди туда-не знаю куда…./принеси то, не знаю что./
Скоро сказка сказывается../да не скоро дело делается./
Это всё присказка../ сказка будет впереди./
Избушка на курьих../ножках./
Как иголка в стогу../сена/.
Ждать у моря../погоды/.
Ни жарко,ни../холодно/.
Еле-еле душа в ../теле./
Делу время и потехе../час./
А Васька слушает да../ест./
Как баран на новые../ворота/.
Биться как рыба об../лёд/.
Как белка в../колесе/.
Играть в кошки-../мышки/.
Соваться со своим../носом/.
Комар носа не../подточит/.
Плясать под чужую../дудку/.
По щучьему веленью, по моему../хотенью/.
Родиться под счастливой../звездой/.
Стань передо мной…/как лист перед травой/.
Не видать,как своих/ушей/.
13. ИГРА « ЛОГОГРИФ»
Добавьте к каждому слову по одной букве, чтобы получилось новое слово.
Роза/гроза/, рубка/трубка/, дар/дары/, стал/ствол/,клад/склад/,шар/шарф/, укус/уксус/;
14. ИГРА « ДОПИШИ СЛОВЕЧКО»
-Допишите второй слог так, чтобы согласный звук этого слова был мягкий.
Ло-..,Та-.., оч-.., На-.., А-.., бро-.., гу-.. .
/Лоси, Таня, очки, Надя, Аня, брови, гуси/
15. ИГРА « УЗНАЙ СЛОВО»
- Подумайте, что это за слова, запишите их.
С.ль, п.ль, с.ть, па..цы, па..ма, па..то, бук..,тет….,слов.
/Соль,пыль,сеть,пальцы,пальма,пальто,буква,тетрадь,слово./
16. ИГРА « НАЙДИ СПРЯТАВШИЕ СЛОВА»
Машина/шина/,душистый/уши/,вершина/ерши/,жираф/жир/,пружина
/ужин/.
17. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ СЛОВ»
Запись на доске:
Кто быстрее всех читает и слова запоминает:
ёлочка и белочка, тучка, щучка, стрелочка,
свечка, печка, строчка, булочка и точка-
ты теперь наверняка назовёшь слова с – ЧК.
18. ИГРА « КАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Детям раздаются листочки с текстом, но без знаков препинания. Они должны расставить знаки в конце предложений.
У меня зазвонил телефон
-Кто говорит
-Слон
-Откуда
-От верблюда
- Что вам надо
- Шоколада
- Для кого
- Для сына моего
- А много ли прислать
- До пудов эдак пять или шесть
Больше ему не съесть. Он у меня ещё маленький. /К.Чуковский/
19. ИГРА « КАК НАЗВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ»
Поиграем в группы слов, кто из вас играть готов?
Пёс, корова, кошка- ? /животные/
Кукла,мяч, гармошка-?/игрушки/
Лук, редиска, огурцы - ? / овощи/
Молоток, топор, щипцы - ? / инструменты/
Платье, юбка и рубашка - ? / одежда/
Бак, стакан, кастрюля, чашка - ? / посуда/
Василёк, ромашка, роза - ? / цветы/
Ветер, дождичек, морозы - ? /погода/
Подбери ещё названья овощей, одежды,тканей,
Фруктов, мебели, цветов,улиц, речек, городов!
20. ИГРА « ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ»
Учитель читает каждому игроку 4 слова с шипящей на конце. Игрок должен найти лишнее слово.
Плащ, плющ, помощь, лещ./Помощь/
Мышь, тишь, ёрш, тушь./Ёрш/
Луч , дочь , мяч , грач. / Дочь/
Рожь, чиж , нож , стриж. / Рожь/
21. ИГРА « УГАДАЙ СЛОВО»
Тебе кукла , а мне мячик. Ты девочка , а я / мальчик/.
В ночь мороз , с утра капель. Значит , на дворе / апрель/.
На столе у тёти Анны в вазе красные / тюльпаны/.
От зубастых щук таясь , стороной проплыл / карась/.
22. ИГРА « НАЗОВИ ПТИЦ и ЖИВОТНЫХ»/АНАГРАММЫ/
Колос / сокол/, норов/ ворон/, стаи / аист/,
Банка /кабан/, скала/ ласка/, пион / пони/.
23. ИГРА « ЭХО»
Произнесите слово так, как бы вам ответило эхо:
Смех/мех/, олень/лень/, град/рад/, снаряд/наряд/, экран/ кран/, клещ/лещ/, мель/ ель/, кремень/ ремень/.
24. ИГРА « РАССТАВЬТЕ ВАГОНЧИКИ ПРАВИЛЬНО»
--------------------------------- -------------------------------- ----------------------------------
колючий и смешной и принесли домой Пускай по кухне бегает
1 2 3
--------------------------------- ------------------------------- ------------------------------------
--------------------------------------------
Нашли мы ёжика в лесу
------------------------------------------- 4
25. ИГРА « УСЛЫШЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА»
Учитель читает текст, дети сигналят.
Наступила золотая осень. Часто идут дожди. Дуют холодные ветра. С деревьев опадают жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие нити паутины. Скоро наступит холодная зима.
26. ИГРА « УГАДАЙ ЖИВОТНОЕ»
- По признакам угадайте, о каком животном идёт речь.
Серый,хищный,жадный/волк/.
Рыжая, хитрая, ловкая/лиса/.
Косой, слабый, трусливый/заяц/.
Большой, косолапый/медведь/.
Маленький, колючий/ёжик/.
27. ИГРА В СЛОВА
«КВАКАЮЩИЕ СЛОВА»
- Назовите « квакающие» слова:
/Квадрат, квартал, акварель, квас, Москва, аквариум , тыква./
«КАРКАЮЩИЕ СЛОВА»
/Картофель ,карта , карета, каравай , карамель , макароны , пекарь , Макар./
СЛОВА « С НОСОМ»
/Носилки ,носок , носочек , переносить./
28. ИГРА « МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЛОВА»
Найти в словах музыкальные инструменты.
У | С | к | р | И | п | к | а | р | С |
Н | Р | а | о | Л | о | б | л | и | К |
Т | И | н | я | Ь | б | в | ы | ф | Б |
Б | У | т | л | И | р | а | ж | д | А |
Ю | Л | т | ь | Э | ф | н | а | х | Я |
Б | А | р | а | Б | а | н | ч | л | Н |
М | Т | у | б | У | д | и | л | ь | С |
Ш | У | б | а | Ф | б | д | о | к | И |
Х | Р | а | в | И | н | з | ц | о | Й |
/скрипка, рояль, арфа, труба,баян,барабан/
29. ИГРА « ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ «
- Что нужно сделать, чтобы из слова ДОМ получить ДЫМ? /О_Ы/
-Как слово СТУЛ превратить в слово СТОЛ?/у-о/
- Что находится между горой и лугом?/И/
- Что быстрее всех на свете?/мысль/.
- Какие буквы никогда не бывают большими в именах, фамилиях, кличках животных?/ъ, ь , ы/
- Чем оканчиваются день и ночь?/ь/
- Кто ходит с иголками всегда?//ёж/
- У кого рубашка всегда зелёная и колючая?/ У ёлки/
- Какое русское слово состоит из трёх слогов , а указывает на 33 буквы?/Азбука/
- Камень в море упал. Каким он стал ? / Мокрым/
- Какая буква стоит всегда под ударением? / в словах с буквой Ё/
- С какой частью речи предлоги не употребляются ? / с глаголами/
30. ИГРА « ДОБАВЬТЕ СЛОГ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ ИМЯ МАЛЬЧИКА ИЛИ ДЕВОЧКИ»
Шу-/ра/, Ти-/ма/, Зи-/на/, Ан-/на/, Во-/ва/, Ко-/ля/, Са- /ша/, Ва-/ля/.
31. ИГРА « ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО» «100 УДИВИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ»/используется для словарных диктантов/;
- Украшение в ушах / серёжки/.
- Часть стола или стула / ножка/.
- Твёрдая застёжка на поясе/пряжка/.
- Избушка, где живёт сторож/сторожка/.
- Крупный населённый пункт/город/.
- Инструмент для вскапывания земли/ лопата/.
- Огородное растение с корнеплодом оранжевого цвета / морковь/.
- Холод, стужа/мороз/.
- Футляр для хранения ручек/пенал/.
- Участок земли, где растут плодовые деревья/сад/.
- Помещение, в котором живут люди/квартира/.
- Человек, который поёт/певец/.
- Участок земли, где растут овощи/огород/.
- Ученик , который отлично учится/отличник/.
- Дом, в котором учатся дети/школа/.
- Предмет, которым пишут/ручка/.
- Посуда для хлеба/хлебница/.
- Речь ,способность говорить/язык/.
- Крупный оранжевый плод южного дерева/апельсин/.
- То, что одевают на тело/одежда/.
- Лекарство от царапин/йод/.
- Хвойное дерево/ёлка/.
- Любимая еда медведя/мёд/.
- Им открывают замок/ ключ/.
- Комната для занятий в школе/класс/.
- С помощью их катаются на катке/коньки/.
- Когда загораются звёзды?/ночью/
- Чем заставили комнату?/мебелью/
- Как заливается соловей?/трелью/
- Чем покрыт стол?/скатертью/
- Когда улетают лебеди?/осенью/
- Снежная буря / вьюга/.
- Ягоды, сваренные в сахаре/варенье/.
- Домики для пчёл/ульи/.
- Птица, которая в сказках приносит вести на хвосте/сорока/.
- Кто исполняет все желания князя Гвидона в сказке А.С.Пушкина?/лебедь/
- Кто помог Дюймовочке спастись от крота?/ласточка/
- Птица ,на которой летал Нилс?/гусь/
- Северный Ледовитый /океан/.
- Зимнее явление природы/гололёд/.
- Рассвет/утро/.
- Театральное представление/зрелище/.
- Зимой покрывается льдом/речка/.
- Они друг друга моют/руки/.
- Везение/удача/.
- Закрывает лицо/маска/.
- Мороженое/эскимо/.
- Струнный инструмент/скрипка/.
- Праздник проводов зимы/Масленица/.
- Звуковой сигнал , который слышит ученик/звонок/.
- Отличительная черта человека/разум/.
- Самая мелкая птица/колибри/.
- Первый месяц весны/март/.
- Ягода-родственница земляники/клубника/.
- Суп из рыбы/уха/.
- Плывут понебу/облака/.
- Красивый красный цветок из трёх букв/мак/.
- Маленькое насекомое/букашка/.
- Серый хищник/волк/.
- Быстро приготовленные макароны/мивина/.
- Антоним зимы/лето /.
- Зимний вид спорта /хоккей/.
- Ночная птица/сова/.
- Светящееся украшение на ёлке/гирлянда/.
- Холодное время года / зима/.
- Его лепят из снега/снеговик/.
- Цирковой манеж/арена/.
- Новогодняя красавица/ёлка/.
- Праздник в детском саду/утренник/.
- Спутница Деда Мороза / Снегурочка/.
- Зимний холод/мороз/.
- Праздничный пирог/торт/.
- Непослушный мальчик/озорник/.
- Столица России/Москва/.
- Плавучая глыба льда/айсберг/.
- Кусок бревна/полено/.
- Зубной врач/стоматолог/.
- Наметает много снега/метель/.
- Помещение для мыться/банька/.
- Человек , который сторожит/сторож/.
- Комната с обеденными столами/столовая/.
- Человек , который ухаживает за садом / садовник/.
- Сшитые листы чистой бумаги в обложке / тетрадь/.
- Кто потерял хрустальный башмачок?/Золушка/
- Весёлый деревянный человечек с длинным носом/Буратино/.
- Сестрица Иванушки / Алёнушка/.
- Фамилия кота из Простоквашино/ Матроскин/.
- Животное с самой длинной шеей/жираф/.
- Царь зверей, носит гриву/лев/.
- Словно ёлка, весь в иголках/ёж/.
- Чёрные,кривые , от рождения немые / буквы/.
- Звук, состоящий из голоса/гласный/.
- Какие звуки издаёт кошка, когда зовёт котёнка?/Мяу!/
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная Б?/Суббота/
- Имя девочки состоит из четырёх букв : две буквы А и удвоенная согласная. Как звать девочку?/Анна/
- Стоит на крыше всех труб выше./Антенна/
- В каком слове семь букв Я и один Ь разделительный?/Семья/
- Ученик, который следит за порядком в классе во время перемены/дежурный/.
- Замёрзшая и затвердевшая вода / лёд/.
- Сколько звуков в слове РЫСЬ? /3/
32. ИГРА « СОСТАВЬ СЛОВА»
- Переставьте буквы и прочитайте слова.
Одм ,ворд , варта , кута , сутк.
/Дом, двор , трава , утка , куст./
33. ИГРА « КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?»
На доске записаны конец и начало слов. Вместо точек нужно вставить подходящую букву.
..от/к,ж,р,п,ф/ со…/б,к,м,щ,р/
..ара /з,ж,ф,п,р/ сто../б,к,м,щ,р/
…арта /в,д,к,с,п/ поро…/г,х,с,б,ф/
34. ИГРА « СЛОВАРЬ – НАШ ДРУГ»
Каждый ученик получает карточку с буквой. Он должен найти в словаре слова , начинающиеся с данной буквы , и выписать 5 слов в тетрадь. Выиграет тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание и сумеет объяснить значение выписанных слов.
35.ИГРА « УГАДАЙ СЛОВО»
- Это слово состоит из трёх букв. Первая буква- 14 по алфавиту. Следующая буква – первая по алфавиту, а последняя- 12 по алфавиту./Мак./
- Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой Р, вторая-за буквой Д, третья за буквой М, четвёртая – за буквой С, пятая- за буквой Ю, шестая – за буквой А, седьмая- за буквой П, а последняя – за буквой Ы./Сентябрь/
- В этом слове 4 буквы. Первая буква слова- 10 буква алфавита, вторая- третья буква алфавита, третья – первая буква алфавита, а четвёртая-15 буква алфавита. /Иван./
36.ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ?»
Выиграет тот, кто быстрее выпишет слова . в которых бук больше , чем звуков.
Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дом.
37. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ?»
Выиграет тот, кто придумает и напишет как можно больше слов со звуками /д/,/ж/ за минуту.
38. ИГРА « ПОДБОР СЛОВ»
Подберите слова, которые будут отличаться от данных всего одним звуком.
Печка- речка, кошка-/мошка/, сучок/сумок/, мишка-/миска/,сор-/хор/, быть-/рыть/, рано/рана/ .
39.ИГРА « БОЛЕЛЬЩИКИ»
Вы пришли на стадион. Там проходят соревнования по лёгкой атлетике. Каждый ряд болеет за свою команду. Каждый ряд по очереди произносит по слогам имена болельщиком своей команды,выделяя хлопком в ладоши каждый слог.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Марина Никита Илюша
Костя Ваня Катя
Слава Юля Света
Глеб Наташа Вася
40. ИГРА « УГАДАЙ!»
/Записать слова – отгадки./
- Небольшой зверёк с длинными ушами, длинными задними лапами, коротким хвостом./Заяц/
- Тот, кто учит детей в школе./Учитель./
- Время года, которое наступает после лета./Осень./
- Небольшое укрытие, построенное из веток./Шалаш./
- Книга, по которой ученики в школе учатся читать./Букварь./
- Под деревом четыре льва. Один ушёл. Осталось….. /три/.
- Грамоты не знаю , а весь век пишу. /Ручка/
- В каждой книжке и тетрадке можно встретить эти грядки./Строчки/
- Чем кончается как день , так и ночь? /Мягким знаком/
- Одной рукой тебя встречает , другой рукою - провожает. /Дверь/
- На нашей крыше верхолаз ловит новости для нас. /Антенна/
- Быстро я лечу вперёд , серебристый режу лёд. /Коньки/
- Есть педали,руль и спицы ,он летит вперёд , как птица. /Велосипед/
- Она помогает нам чистыми стать, посуду помыть и бельё постирать. /Вода/
- Какое слово имеет пять О ? /Опять/
- Какое слово состоит из половины буквы ?/Пол К//Полк/
- Какое слово имеет семь букв Я? /Семья/
- Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? /Сено/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дидактические игры на уроках в начальной школе"
В презентации представлены дидактические игры и занимательные задания по математике для учащихся начальных классов....
Дидактические игры на уроках в начальной школе
Приведены в пример некоторые игры с уроков....
Дидактическая игра на уроках в начальной школе, как средство воспитания умственной активности детей.
В статье мне хотелось раскрыть роль игры в воспитании умственной активность детей, показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Помочь учителю методически верно использовать игро...
Дидактическая игра на уроках в начальной школе
В данной статье рассказывается об использовании дидактических игр на уроках в начальной школе с целью повышения эффективности обучения и активизации познавательной деятельности младшего школьника....
Статья "Дидактические игры на уроках в начальной школе"
Роль дидактической игры на уроках в начальной школе....
Статья на тему "Дидактическая игра на уроках в начальной школе"
"Дидактическая игра на уроках в начальной школе"...
Статья "Исследование возможности применения дидактической игры на уроках в начальной школе"
В статье данно описание понятия "дидактическая игра"; представлены результаты эмпирического исследования о возможности применения дидактической игры в начальной школе; представлено приложение со стать...