Внеурочное мероприятие по финансовой грамотности «Копейка к копейке – проживёт семейка»
план-конспект занятия (3, 4 класс)

В результате данного мероприятия дети ознакомились с такими понятиями, как "доход", "расход", "семейный бюджет"; у них появилось представление о планировании семейного бюджета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie.docx98.12 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие по финансовой грамотности

«Копейка к копейке – проживёт семейка»

Живорыкина Марина Васильевна

учитель начальных классов

Байловского филиала МБОУ «Пичаевская СОШ»

«Копейка к копейке – проживёт семейка»

Живорыкина М.В.

учитель начальных классов

Цель занятия: формирование понятия «семейный бюджет», источники дохода семьи,  расхода семьи; правильное формирование семейного бюджета.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения денег;
  • через представление конкретной ситуации сформулировать понятие «семейный бюджет»;
  • организовать работу в группах при выполнении практических заданий.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Познавательные:

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные: 

  • понимание цели своих действий;
  • составление простых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  •  готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация.

Демонстрационный материал: презентация, видеоматериалы.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Пусть сегодняшний урок

Всем ребятам будет впрок.

Пусть вас порадуют интересные задания и новые знания! А помощниками вам будут внимание, старание и смекалка!

II. Мотивация деятельности учащихся

  Ребята, посмотрите сказку. (Муха Цокотуха)

https://www.youtube.com/watch?v=3HuO3zB3EtQ

III. Актуализация знаний

– Кто автор этой сказки?

–  Вспомните первые строки этого произведения:

Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар.

– Каким образом Муха приобрела самовар?

– Чем расплатилась она за самовар?

IV. Самоопределение к деятельности

– Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии?

– Что такое деньги?

– Всегда ли и везде деньги выглядели одинаково?

V. Открытие новых знаний

1. Учитель: несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Этот обмен получил название «бартер».

Но обменивать товар было сложно, потому что ценность вещей и продуктов разная. Кроме того, такой обмен не всегда мог удовлетворить потребности людей. Поэтому появились товары-посредники.

Товар-посредник – это товар, заменяющий деньги. В качестве таких товаров – посредников в разных странах мира использовались самые разнообразные предметы.

– Чтобы познакомиться с разнообразием товаров-посредников, мы отправимся в кругосветное путешествие.

1 ученик: Европа. Исландия.

В Исландии в качестве денег использовалась высушенная рыба. Лошадиная подкова стоила одну рыбку, цена пары обуви равнялась трём рыбкам. Бочонок масла стоил целых 120 рыбок!

2 ученик: Европа. Греция.

В некоторых регионах Греции коровы использовались в качестве денег вплоть до начала XX века. Коровы выдавались даже в виде компенсации раненым. Величину раны измеряли ячменными зёрнами. За каждое ячменное зёрнышко раненый получал по корове.

3 ученик: Европа. Германия. Италия.

Во время Второй мировой войны узники военных лагерей в Германии и Италии создавали свою экономику, в которой деньгами служили сигареты. За сигареты узники покупали шоколад, джем, сахар, печенье, которые они получали в посылках из дома или по линии Красного креста.

4 ученик: Африка. Сенегал. Эфиопия. Нигерия.

В Сенегале, Нигерии и Эфиопии в качестве денег использовали соль. Соль формовали кубиками, чтобы её было удобно хранить, переносить и считать.

5 ученик: Европа. Азия. Россия.

В России во время правления государя Петра Великого в качестве денег широко использовались меха. Мех называли «мягким золотом». Русский мех ценился очень высоко не только в России, но и за границей. Налоги в государственную казну взимались тоже мехами. Рубль – это национальная валюта России, которая имеет долгую историю. Своим названием рубль обязан своему происхождению- старорусскому денежному знаку «рубити», что означает «резать». Слово «рубль» происходит от древнерусского глагола «рубить», что символизирует процесс разделения серебра на монеты. Именно серебро было основным материалом для производства рублёвых монет в течение многих веков.

2. Учитель:  Для чего нужны деньги? Всё ли мы можем купить за деньги?

Почему мы не можем купить всё, что хотим?

Всегда ли родители покупают вам всё, что вы хотите? Почему?

–   Ребята, сегодня я принесла вам вот такие предметы. (разные копилки.)

– Что это такое? У кого из вас есть копилки? От какого слова образовалось название этого предмета? - Для чего же нужна копилка?

–  Ребята, а какие деньги можно положить в копилку?

–  Много ли денег может уместиться в копилке?

–  Удобно ли хранить деньги в копилке?

–  Почему неудобно?

–  Где ещё можно хранить деньги?

–  Учитель показывает  банковскую карту.

–  Как вы думаете, что это?

–  Для чего она нужна?

–  Верно. Деньги могут храниться на пластиковой карте.

– Как вы думаете, что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или безналичные (пластиковые карты)?

–   А в чем неудобство пластиковой карты?

–   Где можно приобрести пластиковую карту?

3. Учитель: Обратимся к тётушке Сове за помощью.

https://yandex.ru/video/preview/8455828720593886431

4. Учитель: Откуда в вашей семье берутся деньги? (ответы детей)

Путешествия, походы,

Зонтик для плохой погоды,

И билеты на концерт,

 И для бабушки букет,

 Автомойка и бензин,

И покупка новых шин,

Туфли новые, толстовка,

Свёкла, огурец, морковка,

Йогурт и медовый торт –

Это всё семьи ________ (расход) [3].

– Из чего складывается семейный бюджет?

– Из чего складывается доход семьи?

(Зарплата родителей, пенсии бабушек и дедушек, стипендия, детское пособие, доход от домашнего хозяйства)

– Что мы называем расходами?

– На что расходуются деньги?

VI. Физкультминутка «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).

5. Практическая работа (рабочая тетрадь 3 Е.Л.Рутковская)

А) Подчеркните зелёным карандашом доходы семьи, а красным карандашом -  расходы семьи.

Зарплата

Продукты питания

Электричество

Пенсия

Бензин

Лекарства

Стипендия

Выигрыш в лотерею

Одежда

Прибыль от своего дела [4].

Б) «Экскурсия классом».

«Мама, папа! Весь класс едет на экскурсию в другой город, я бы тоже хотела»,- сказала Люся в день получения родителям зарплаты. «Хорошо»,- сказала мама. – Мы с папой как раз рассчитываем наши траты на предстоящий месяц. Твою экскурсию мы не запланировали. Однако было бы совсем неплохо, если бы ты съездила. Может быть, ты найдёшь, на чём можно сэкономить. Вот посмотри список наших трат на следующий месяц». И мама протянула Люсе блокнот, в котором были записаны предстоящие расходы.

Задание: помогите Люсе: поставьте восклицательный знак рядом с теми расходами, которые не являются обязательными, и от них можно отказаться, чтобы Люся смогла поехать на экскурсию.

Список расходов

1)Квартирная плата.

2)Тёплые ботинки младшему брату.

3)Посещение аквапарка.

4)Оплата электричества, воды, телефона.

5)Покупка компьютерной игры.

6)Расходы на транспорт.

7)Питание.

8)Совместный поход в кафе [4].

Вывод: надо обдумывать каждую покупку, осознавать необходимость приобретения данной вещи.

В) Работа в группе.

Задание: помогите семье составить бюджет на месяц. Запишите в соответствующие колонки.

Питание – 33 тыс. рублей.

Прибыль от бизнеса мамы и папы – 50 тыс.рублей.

Товары для дома – 6 тыс. рублей.

Оплата коммунальных услуг (свет, вода, электричество) – 7 тыс. рублей.

Пенсия дедушки- 12 тыс. рублей.

Телефон, Интернет – 1 тыс. рублей.

Уроки английского языка младшей сестры – 4 тыс. рублей.

Стипендия старшего брата – 2 тыс. рублей.

Транспорт - 3 тыс. рублей.

Доходы

Расходы

Задание: семья планирует отложить в качестве сбережений 10 тыс. рублей. Смогут ли они это сделать [4]?

Вывод: доходы должны превышать расходы.

Г) Задание: недавно Зайчик и Белочка поспорили. «Мы ещё маленькие, - заявил Зайчик.  – Мы не получаем зарплату или стипендию. Поэтому мы не участвуем в доходах семьи». «Это не значит, что мы ничего не можем сделать для наших родных», - возразила Белочка. Рассмотрите картинки и расскажите, что делает Белочка для сохранения и увеличения доходов своей семьи.

Рассмотрите картинки и расскажите, что делает Белочка для сохранения и увеличения доходов своей семьи [3].

Как вы помогаете родителям пополнить бюджет семьи?

VII. Итог занятия

– Что вы узнали об истории возникновения денег?

Из чего состоит семейный бюджет?

– Почему важно планировать семейный бюджет?

VIII. Рефлексия

А) Игра «Да-нет»

Бартер – это обмен предметами (Да)

Обменивать товар было легко (Нет)

Товар- посредник – это товар, заменяющий деньги (Да)

Рубль – это национальная валюта Америки (Нет)

Рубль от слова рубить (Да)

Всё ли мы можем купить за деньги (Нет)

Банк – это супермаркет (Нет)

Семейный бюджет – это только расходы семьи (Нет)

Б) Ребятам предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

«Сегодня я узнал…».

«Мне было трудно...»

«Мне было интересно, потому что…».

«Теперь я знаю…».

«Теперь я буду…».

«Больше всего мне понравилось…».

«Я могу похвалить себя за то, что …».

Литература

  1. Ермолина М.П. Формирование финансовой грамотности учащихся начальной школы  // Управление образованием в XXI веке, 2015.
  2. Морозова Т.А. Формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста с использованием методов игровой деятельности // Образовательный модуль «Дошкольная и начальная школа», 2017.
  3. Рутковская Е.Л. Введение в финансовую грамотность // Практикум к учебному пособию для начальной школы. – Интеллект-Центр, 2020.
  4. Рутковская Е.Л. Введение в финансовую грамотность // Рабочая тетрадь 3 для начальной школы. – Интеллект-Центр, 2020.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности: "Как взрослые!".

Знакомство учащихся 3,4 классов с составом заработной платы взрослых, с планированием семейного бюджета....

Методическая разработка внеклассного мероприятия " Страна финансовой грамотности в РМИД"

Указом Президента РФ №1101 от 19.08.2011г. в России 8 сентября отмечается День финансиста. Праздник этот приурочен к дате 8.09.1802г. Именно в этот день Александром 1 было учреждено Министерство финан...

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности "Дружу с финансами"

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности "Дружу с финансами"...

Статья и разработка мероприятия "Как организовать занятие в рамках внеурочной деятельности по финансовой грамотности по теме «Наличные и безналичные деньги».

Одной из важнейших задач современного образования является формирование финансовой грамотности школьников, способность активно мыслить, преодолевать трудности  в решении финансовых проблем. Финан...

Технологическая картка внеклассного мероприятия по финансовой грамотности "Как появились деньги" - 1 класс

laquo;Как появились деньги» Название курса: «Финансовая грамотность»Направленность внеурочной деятельности: социальное Класс / возраст детей: 1 класс / 6-7 летТема: Как по...

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности " Деньги разных стран"

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности...