Внеурочное занятие по курсу: «финансовая грамотность». с обучающимися 3 класса
план-конспект занятия (3 класс)
Внеурочное занятие рассчитано для детей начального звена в возрасте 8-10 лет. На занятии обучающиеся раскроют роль денег в нашей жизни, научатся различать понятия "бартер, монета, купюра, рассчёт, услуга, товар" и выстраивать логическую связь между этими понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по курсу: «финансовая грамотность».
с обучающимися 3 класса
Тема: «Роль денег в нашей жизни».
Маркова Алена Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ ИРМО Никольская СОШ
2023 с.Никольск.
Технологическая карта урока.
Образовательная область: функциональная грамотность.
Предмет: финансовая грамотность
Тема: «Роль денег в нашей жизни»
Образовательная программа: «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: раскрыть роль денег в нашей жизни
Прогнозируемые результаты:
обучающиеся научатся различать понятия «бартер», «монета», «купюра», «расчёт», «услуга», «товар»;
выстраивать логическую связь между этими понятиями.
Личностные УУД: научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни;
строить общения в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
РегулятивныеУУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Основные понятия: деньги,купюра, расчёт, потребность, услуга, товар.
Время: 40 минут
Дидактическое обеспечение: карточки с напечатанными задачами урока, купюры номиналом 100 рублей, словарь С.И.Ожегова, карточки с заданием для групповой работы, коробка с ручками, ластиками, со скрепками и конфетами.
Методическое обеспечение:
1. презентация
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, магнитная доска.
Этапы урока/время | Содержание педагогического взаимодействия | Прогнозируемый результат | Учебно-методическое обеспечение | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | 1. Приветствие и эмоциональный настрой на продуктивную работу на уроке - Послушайте изречение немецкого писателя Бертольда Ауэрбаха: «Накопить много денег-храбрость. Сохранить их-мудрость. А умно расходовать-искусство». - Кто сможет предсказать название нашего урока? -Сегодня я проведу у вас урок финансовой грамотности. -Садитесь. | Приветствуют учителя Высказывают свои предположения, | Регулятивные: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
Актуализация знаний и мотивация (6-8 мин) | #1055;росмотр видеофрагмента. -Ребята, я сейчас предлагаю посмотреть видеофрагмент, который содержит историю возникновения денег. -Будьте внимательны, после просмотра я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны будете ответить. -Итак, внимание на экран. - Сформулируем тему нашего урока: «Роль денег в нашей жизни». -Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы: #1063;то такое бартер? #1050;акие предметы в древности заменяли современные деньги? 3. Где создали первый монетный двор? 4. Где впервые выпущены бумажные деньги? 5. Какие виды расчёта вы знаете? - Скажите, а какую роль деньги играют в жизни человека? - Цель урока: раскрыть роль денег в жизни человека. -Наши задачи на урок: - мы познакомимся с понятиями о деньгах - совершим сделки с деньгами - узнаем о культуре поведения с деньгами - ответим на главный вопрос урока. | Просмотр видеофильма Формулируют тему урока Отвечают на вопросы (Обмен Ракушки, песок, шкурки Рим и Греция В Японии Наличный и безналичный) Формулируют ответы и цель урока | Предметные: Знать: определение слов: деньги, бартер, монета, купюра. Уметь: анилизировать полученную информацию Метапредметные: связывать экономические понятия с математикой, умение вести счёт купюр Регулятивные: самоконтроль деятельности Предметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: допускать возможность существования у одноклассников и учителя различных точек зрения | Проектор, ноутбук. Видео.[2] запись на доске Задачи урока напечатаны на карточках (приложение №1) |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Мозговой штурм -Сейчас я предлагаю сыграть вам в игру. Для этого вам необходимо работать в паре. За каждый правильный ответ пара сможет заработать по 100 рублей. -Я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны будите ответить. #1063;то делает с рублем копейка? #1063;то известная пословица предлагает взамен ста рублей? #1054; каком любимом продукте детьми экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене целого килограмма»? 4. Как называются деньги, которые родители выделяют своим детям? -Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Смогли заработать. Они вам ещё пригодятся. | Работа в парах Бережет 100 друзей Чипсы Карманные | Предметные: Знать: понятия «рубль и копейка» Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Купюры номиналом 100 рублей (Приложение №2) |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | 1. Работа со словарём -Познакомимся с понятием «деньги». Откроем словарь С.И.Ожегова и найдём определение этого слова: «Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления». - Первая задача решена. Познакомились с понятием. #1057;казочная викторина, «Какой обмен совершается?» - С этими видами обмена мы встречаемся не только в повседневной жизни, но и на страницах знакомых сказок. - Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается, и подпишите внизу на свободной строке. За каждый правильный ответ 100 рублей. Слайд 1. «Гуси – Лебеди» – Речка–матушка, спрячь меня! – Съешь моего киселя! Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”. (Бартер) Слайд 2. «Муха – Цокотуха» Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла Пошла Муха на базар И купила самовар: (Купля – продажа) Слайд 3. «По щучьему велению» Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: — Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется: — На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка. Щука взмолилась опять: — Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. — Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает: — Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь? — Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... (Бартер). - Вторая задача решена. Мы разобрались, что такое сделка и какие виды сделок существуют. Узнали, что не только можно покупать, но и вести обмен. | Знакомятся с понятием, записывают в тетрадь Участвуют в сделке За участие все получают по 100 купюре | • Предметные: Знать: понятие «деньги», Уметь: самостоятельно формулировать определения изученных понятий. • Метапредметные: Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; К: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Словарь С.И.Ожегова Презентация. [1] Проектор и ноутбук. Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 100 рублёвые купюры |
Первичное закрепление (5-7 мин) | - Вы умеете обращаться с деньгами? - А сейчас мы поговорим о культуре обращения с деньгами. Каждой подгруппе я даю карточку с ситуацией, вы должны обсудить и прокомментировать их. На это я вам даю 3 мин. Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но... Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска. Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата-первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но... - Подведём небольшой итог. В разных ситуациях деньги мальчики получили от родителей и захотели на этом подзаработать, но не усвоили правил. Помогите сформулировать эти правила обращения с деньгами. 1 правило: не играть на деньги 2 правило: следить за подсчётом 3 правило: планировать расходы 4 правило: учиться зарабатывать самим и честно - Запишите их в тетрадь. - Мы решили третью задачу нашего урока. Усвоили правила обращения с деньгами. | Делятся своим опытом Делятся на две подгруппы Получают карточки Комментируют ответы Формулируют правила, записывают в тетрадь | Предметные: Уметь: Знать: • Метапредметные: Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; К: формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в парах • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Карточки. (приложение 3) Запись на доске |
Включение в систему знаний, повторение (5-6 мин) | -Я предлагаю вам сыграть в игру «Продай это» -У меня есть коробочка с необычными предметами. Ваша задача – не глядя в коробочку выбрать предмет из коробочки и попытаться придумать для него интересную, оригинальную рекламу и продать его. У вас есть по 100 рублей, можете смело потратить их на товар. - Сегодня вы участвовали в сделках, покупали и продавали товар, разрешали некоторые ситуации по обращению с деньгами. | Играют в игру по желанию. Выкупают товар. | • Предметные: Уметь: применять полученные знания на практике Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; | Коробка. В коробке ручки, скрепки, ластики, конфеты. |
Подведение итога (2 ми) | -Что нового узнали, что вспомнили? - Сможем ли мы сегодня ответить на главный вопрос нашего урока. Какова роль денег в нашей жизни? | Отвечают на вопросы | • Предметные: Уметь: применять полученные знания в жизни • Метапредметные: Р: оценивать результат деятельности П: строить речевое высказывание в устной форме; • Личностные : осознавать нужность полученных знаний | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | - Возьмите смайлик. Я вам предлагаю самим нарисовать эмоции этого смайлика от нашего урока. Начните с фразы сегодня на уроке я… - Выскажите своё отношение от полученного урока. - Деньги занимают очень важную роль в жизни человека, но советую: - Не забывай, мой юный друг Всё золото мира бессильно, Потому что нельзя купить: Здоровье, счастье, семью и улыбку И умение общаться, творить и дружить. -Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы | • Предметные: Уметь: анализировать собственную деятельность; • Метапредметные: Р: оценивать результат деятельности П: строить речевое высказывание в устной форме; • Личностные : осознавать личностный смысл учения. | Пустые смайлики (приложение 4) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
Занятие по курсу внеурочной деятельности по финансовой грамотности «Что такое деньги и какими они бывают» 2 класс
Занятие содействовует усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о функциях денег в жизни человека....
Программа внеурочной деятельности курса "Финансовая грамотность"
Курс «Финансовая грамотность» основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Рабочая прогр...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 1-4 классов
Целями изучения курса « Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;• воспитание ответственного и ...
Конспект внеурочного занятия "Кто такие финансовые мошенники?" (Курс: "Финансовая грамотность", 2 класс)
Планируемые результаты: научатсяЛичностные: понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансами.Познавательные: владеть основными понятиями «финансовое ...
Внеурочное занятие по финансовой грамотности для 3 класса
Внеурочное занятие по финансовой грамотностиТема «Бюджет семьи или как накопить на мечту» (3 класс).Данный конспект предназначен для проведения внеурочного занятия в 3 классе по основам фи...
Гусарова Н.В. Внеурочное занятие по финансовой грамотности в 3 классе по теме «Полезный кальций».
Занятие курса внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...