РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (для 1-4 классов)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа напрвлена на развитие знаний младших школьников по разным направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности младших школьников | 78.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
города Сафонова Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(для 1-4 классов)
Г. Сафоново
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе авторского курса программ «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Формы организации занятий:
- Библиотечные уроки;
- Деловые беседы;
- Мини-исследования, наблюдения и опыты;
- Практикумы
Учебный процесс обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Читательская грамотность(занятия 1-8): анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность(занятия 9-16): счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность(занятия 17-24):деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность(занятия 25-33): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 КЛАСС
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностныерезультаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Личностные результаты изучения курса «Функциональная грамотность» также связаны с реализацией рабочей программы воспитания, характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества;
- осознание себя как члена семьи, обществаигосударства.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
1 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
2 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
3 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
4 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
№ п/п | Тема | Предмет изучения | Формируемые умения (виды деятельности) | Форма занятия | ЦОР |
Блок «Читательская грамотность» (8 ч.) | |||||
1. | Виталий Бианки. Лис и мышонок | Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность. | – Определять жанр произведения; – называть героев сказки; – дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; – давать характеристику героям; – определять последовательность событий и рассказывать сказку; – составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; – различать научно-познавательный текст и художественный; – определять, чему учит сказка. | Библиотечный урок. Работа в парах | Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия) |
2. | Русская народная сказка. Мороз и заяц | Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство. | – Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; – отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; – давать характеристику героям сказки; – наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия); – делить текст на части в соответствии с предложенным планом; – объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); – сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста; – устанавливать истинность и ложность высказываний; – подбирать из текста слова на заданную тему; – определять, чему можно научиться у героя сказки; – строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Библиотечный урок. Самостоятельная работа с текстом сказки | |
3. | Владимир Сутеев. Живые грибы | Содержание сказки. Качество: трудолюбие. | – Давать характеристику героям; – дополнять предложения на основе сведений из текста; – определять последовательность событий и рассказывать сказку; – составлять вопросы по содержанию сказки; – на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. | Библиотечный урок. Работа в парах | |
4 | Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко | Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. | – Определять вид сказки; – называть героев сказки, находить среди них главного героя; – определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст); – определять последовательность событий сказки; – находить необходимую информацию в тексте; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; – соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку; – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей; – определять, чему учит сказка. | Беседа. Самостоятельная работа с текстом | |
5. | Михаил Пляцковский. Урок дружбы | Содержание сказки. Дружба, жадность. | – Определять лексическое значение слова; – анализировать содержание текста и составлять план; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – давать характеристику героям; – понимать, чему учит сказка; – составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; – фантазировать и придумывать продолжение сказки. | Творческая мастерская | |
6 | Грузинская сказка. Лев и заяц | Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. | – Определять жанр произведения; – называть героев сказки; – выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; – давать характеристику персонажам сказки; – наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу; – соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст; – отвечать на вопросы по содержанию сказки; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой. | Библиотечный урок. Работа в парах | |
7 | Русская народная сказка. Как лиса училась летать | Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. | – Давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту сказки; – объяснять главную мысль сказки; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. | Практикум | |
8 | Евгений Пермяк. Четыре брата | Содержание сказки. Семейные ценности. | – Определять жанр произведения; – называть героев сказки; – находить в тексте образные сравнения; – отвечать на вопросы по содержанию сказки; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему; – разгадывать ребусы; – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. | Творческая мастерская | |
Блок «Математическая грамотность» (8 ч.) | |||||
9 | Про курочку Рябу, золотые и простые яйца | Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники. | – Определять количество предметов при счёте; – составлять и решать выражения с ответом 5; – решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; – соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; – решать задачу в два действия. | Практикум | Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия) |
10 | Про козу, козлят и капусту | Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. | – Определять количество предметов при счёте; – образовывать число 8; – составлять и решать выражения с ответом 9; – решать задачу в два действия; – находить остаток числа; – соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную. | Практикум | |
11 | Про петушка и жерновцы | Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. | – Раскладывать число 9 на два слагаемых; – отвечать на вопросы на основе условия задачи; – анализировать данные и отвечать на вопросы; – анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; – работать в группе. | Парная и групповая работа | |
12 | Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки | Разложение числа 10 на два и три слагаемых. | – Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; – раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; – раскладывать число 10 на три слагаемых; – раскладывать число 10 на три чётных слагаемых. | Практикум | |
13 | Про наливные яблочки | Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20. | – Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; – находить недостающие данные при решении задач; – складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; – овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; – выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот; – определять истинность/ложность высказываний. | Практикум | |
14. | Про Машу и трёх медведей | Состав чисел 9, 10, 11. Задачи на нахождение суммы. | – Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; – решать задачи на нахождение суммы; – овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; – читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные; – устанавливать закономерности. | Практикум | |
15 | Про старика, старуху, волка и лисичку | Задачи на нахождение части. Состав числа 12. | – Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; – решать задачи на нахождение части числа: – читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; – практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы; – сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; – находить прямоугольники на рисунке. | Практикум | |
16 | Про медведя, лису и мишкин мёд | Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. | – Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; – читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; – раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; – читать простейшие чертежи. | Практикум | |
Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.) | |||||
17 | За покупками | Цена, товар, спрос. | – Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; – анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; – рассуждать об умении экономно тратить деньги. | Беседа | Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия) Анимированная презентация «Банки» https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#8 |
18 | Находчивый Колобок | Деньги, цена, услуги, товар. | – Наблюдать над понятиями: товар и услуга; – определять необходимые продукты и их цены; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; – работать в группе. | Практикум | |
19 | День рождения Мухи-Цокотухи | Цена, стоимость, сдача, сбережения. | – Наблюдать над различием цены и стоимости; – определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; – определять стоимость покупки; – анализировать информацию и делать соответствующие выводы; – объяснять смысл пословиц. | Практикум | |
20 | Буратино и карманные деньги | Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. | – Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; – выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; – анализировать информацию и делать соответствующие выводы; – рассуждать о правильности принятого решения; – проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. | Беседа. Самооценка | |
21 | Кот Василий продаёт молоко | Реклама. | – Наблюдать над понятием «реклама»; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; – анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; – делать выбор на основе предложенной информации; – называть различные виды рекламы. | Беседа, практикум | |
22 | Лесной банк | Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. | – Наблюдать над понятием «банк»; – объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне; – анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы: – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Беседа, практикум | |
23 | Как мужик и медведь прибыль делили | Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом. | – Наблюдать над понятием «сделка»; – объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; – понимать, почему оптом можно купить дешевле; – выбирать товары для покупки на определенную сумму; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Беседа, практикум | |
24 | Как мужик золото менял | Услуга, равноценный обмен, бартер. | – Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»; – объяснять, что такое бартер; – формулировать правила обмена; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | ||
Блок «Естественно-научная грамотность» (7 ч.) | |||||
25 | Как Иванушка хотел попить водицы | Вода, свойства воды. | – Наблюдать над свойством воды – прозрачность; – определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; – определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; – объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; – определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; – использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды; – делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. | Мини-исследования | Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия) |
26 | Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик | Воздушный шарик, воздух. | – Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; – показывать, что шарик можно наполнять водой; – объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; – рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды; – объяснять, почему шарик не тонет в воде; – рассказывать, в каком случае шарик может летать; – делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. | Мини-исследования, опыты | |
27 | Про репку и другие корнеплоды | Корнеплоды. | – Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; – осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; – контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | Планирования и самооценка | |
28 | Плывёт, плывёт кораблик | Плавучесть предметов. | – Определять плавучесть металлических предметов; – объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; – понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; – объяснять, почему случаются кораблекрушения; – объяснять, что такое ватерлиния; – определять направление ветра. | Мини-исследование, практикум | |
29 | Про Снегурочку и превращения воды | Три состояния воды. | – Объяснять, что такое снег и лёд; – объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; – наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; – наблюдать над формой и строением снежинок; – составлять кластер; – проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; – высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. | Наблюдения и опыты | |
30 | Как делили апельсин | Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. | – Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; – объяснять, почему не тонет кожура апельсина; – объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; – определять в каком из апельсинов больше сока; – познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; – проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов. | Беседа, опыты | |
31 | Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду | Зеркало, отражение, калейдоскоп. | – Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; – определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, – наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; – наблюдать многократность отражений; – проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Наблюдения, опыты | |
32 | Иванова соль | Соль, свойства соли. | – Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; – составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; – представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание; – анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; – проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Наблюдения, опыты | |
33 | Владимир Сутеев. Яблоко | Яблоко. | – Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; – доказывать, что существует сила притяжения; – пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; – соединять части текста и рисунки; – называть героев сказки; – отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий; – давать характеристику герою; определять стоимость части от целого; – придумывать рекламу-упаковку; – определять профессию рабочего банка; – объяснять, чему учит сказка. | Практикум |
2 КЛАСС
№ п/п | Тема | Предмет изучения | Формируемые умения (виды деятельности) | Форма занятия | ЦОР |
1. | Михаил Пришвин. Беличья память | Различия научно-познавательного и художественного текстов. | – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; – давать характеристику герою произведения; – различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия. | Библиотечный урок | Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 2 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия) |
2. | Про беличьи запасы | Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. | – Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные; – выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100; – объяснять графические модели при решении задач; – анализировать представленные данные, устанавливать закономерности; – строить ломаную линию. | Практикум | |
3. | Беличьи деньги | Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка. | – Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»; – понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»; – находить у монеты аверс и реверс; – выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение; – готовить небольшое сообщение на заданную тему. | Мультфильм «Смешарики. Уроки финансовой грамотности» | |
4 | Про белочку и погоду | Наблюдения за погодой. | – Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»; – объяснять, что такое «оттепель», «наст»; – работать с таблицами наблюдений за погодой; – высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений; – работать в парах. | Наблюдения. Работа в парах | |
5. | И. Соколов-Микитов. В берлоге | Содержание рассказа. Отличия художественного, научно-познавательного и газетного стилей. | Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него; – составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов; – определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация; – разгадывать ребусы; – устанавливать логические связи. | Практикум | |
6 | Медвежье потомство | Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. | – Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде; – дополнять недостающие на диаграмме данные; – отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме; – анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность; – выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; – решать логические задачи на практическое деление; – находить периметр треугольника; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. | Практикум | |
7 | Повреждённые и фальшивые деньги | Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. | – Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги; – знать правила использования поврежденных денег; – находить и показывать средства защиты на российских банкнотах; – находить необходимую информацию в тексте; – отвечать на вопросы на основе полученной информации. | Беседа, практикум | Мультфильм «Смешарики. Уроки финансовой грамотности»(серия «Фальшивый пиастр» https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/ |
8 | Лесные сладкоежки | Медонос, настоящий и искусственный мёд | – Проводить несложные опыты с мёдом; – определять последовательность действий при проведении опытов; – делать выводы по результатам опытов; – различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда; – анализировать данные таблицы; – строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи; – иметь представление о лечебных свойствах мёда. | Опыты, практические упражнения | |
9 | Лев Толстой. Зайцы | Содержание рассказа. Сравнение научно-познавательного и художественного текстов. | – Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста; – определение лексического значения слова; – находить необходимую информацию в тексте; – определять объект на рисунке с помощью подсказки; – определять последовательность действий, описанных в рассказе; – различать художественный и научно-познавательный текст; – сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения; – определять по высказываниям информацию, полученную из текста; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. | Библиотечный урок. Работа с текстами | |
10 | Про зайчат и зайчиху | Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. | – Определять количество часов в сутках; – находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; – подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел; – решать логические задачи по данному условию; – составлять элементарную диаграмму. | Практикум | |
11 | Банковская карта | Банковская карта. | – Давать характеристику наличным деньгам; – рассказывать о дебетовой банковской карте; – объяснять, что обозначают надписи на карте; – объяснять, как производить покупку в магазине; – объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты; – рассказывать о кредитной банковской карте. | Беседа, практикум | Анимированная презентация «Банковские карты» https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#3 |
12 | Про Зайчишку и овощи | Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста. | – Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи; – выделять среди овощей корнеплоды; – проводить опыт по проращиванию моркови; – определять цвет сока овощей опытным путём; – сравнивать свойства сырой и варёной моркови. | Мини-исследование | |
13 | Николай Сладков. Весёлая игра | Содержание рассказа | – Определять тип и тему текста, называть его персонажей; – понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста; – объяснять лексическое значение слов и выражений; – устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат; – составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме. | Практикум | |
14 | Лисьи забавы | Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. | – Определять дату по календарю; – находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; – записывать краткую запись и решение задач; – решать логические задачи с помощью таблицы; – анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные; – составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы; – читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи. | Практикум | |
15 | Безопасность денег на банковской карте | Правила безопасности при использовании банковских карт. | – Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение; – находить необходимую информацию в тексте задания; – формулировать правила безопасности при использовании банковских карт. | Беседа, практикум, работа с текстом | |
16 | Лисьи норы | Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. | – Иметь представление об устройстве лисьих нор; – проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы; – делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; – понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы. | ||
17 | Обыкновенные кроты | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять тип текста; – составлять описание крота на основе прочитанного текста; – разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации; – соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте; – объяснять значение слова; – составлять вопросы по предложенным предложениям; – находить синонимы к предложенному слову; – писать сочинение-рассуждение по заданной теме; – определять название раздела, в котором может быть размещён текст. | Практикум. Работа с текстом | |
18 | Про крота | Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. | – Решать задачи логического характера; – решать задачи с использованием данных таблицы; – решать задачи на основе данных диаграммы; – решать примеры на основе предложенной цепочки примеров; – определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний. | Практикум | |
19 | Про кредиты | Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. | – Объяснять, что такое «кредит»; – определять виды кредитов; – понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов; – определять сумму переплаты по кредиту; – определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты; – определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты. | Беседа, практикум | |
20 | Корень – часть растения | Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. | – Называть части цветочных растений; – объяснять, для чего растению корень; – доказывать, что рост растения начинается с корня; – называть виды корневых систем; – называть видоизменённые корни. | Беседа, работа с текстом, практикум | |
21 | Эдуард Шим. Тяжкий труд | Содержание художественного текста. | – Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст; – определение лексического значения слова; – находить необходимую информацию в тексте; – находить в тексте предложение по заданному вопросу; – разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами; – определять главную мысль текста; – определять, чему учит текст; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. | Библиотечный урок | |
22 | Про ежа | Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. | – Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого; – определять время с помощью скорости и расстояния; – определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму; – отвечать на вопросы на основе полученных данных; – определять последовательность маршрута на основе схемы; – записывать слова с помощью кода; – называть месяцы, сравнивать количество месяцев. | Практикум | |
23 | Про вклады | Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. | – Давать определение вклада; – называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования; – объяснять, что такое банковский процент по вкладам; – объяснять, как считают банковский процент по вкладам; – объяснять, почему банки выплачивают проценты. | Беседа, практикум | |
24 | Занимательные особенности яблока | Яблоко, свойства яблока. | – Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет; – объяснять, почему яблоко плавает; – объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита; – объяснять, почему неспелое яблоко кислое; – находить на срезе яблока рисунок звезды. | Мини-исследование | |
25 | Полевой хомяк | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять вид текста; – составлять описание хомяка на основе прочитанного текста; – дополнять описание хомяка на основе рисунка; – придумывать сравнения; – составлять вопросы по данным предложениям; – отвечать на вопросы на основе полученных сведений; – разгадывать ребусы и объяснять значение слова; – определять сведения, которые удивили; – составлять план при подготовке к сообщению. | Практикум, коллективное творчество | |
26 | Про полевого хомяка | Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. | – Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного; – строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных; – отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; – находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; – записывать именованные числа в порядке возрастания; – строить четырёхугольники по заданному условию. | Практикум | |
27 | Ловушки для денег | Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. | – Определять доходы, расходы и прибыль; – отличать желаемые покупки от необходимых; – рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара; – объяснять, что такое дефицит и профицит; – рассуждать, как не тратить напрасно деньги. | Практикум | |
28 | Про хомяка и его запасы | Горох, свойства прорастания гороха. | – Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка; – объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян; – объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах; – объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян; – объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян; – объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян; – определять правильную последовательность прорастания семян гороха. | Мини-исследование | |
29 | Про бобров | Содержание текста, текст-описание. | – Определять тип текста, его тему; – находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение; – находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного; – сравнивать тексты; – определять сведения, которые удивили; – составлять речевое высказывание в письменной форме. | Практикум. Работа с текстом | |
30 | Бобры-строители | Диаметр, длина окружности, решение практических задач. | – Иметь представление о диаметре окружности; – анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения; – находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности; – заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; – выбирать нужные для проведения измерений инструменты; – работать с чертежом; – решать логические задачи. | Практикум | |
31 | Такие разные деньги | Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. | – Иметь представление о валюте как национальной денежной единице; – находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям; – устанавливать принадлежность денежной единицы стране; – иметь представление о банковской операции «обмен валюты». | Беседа. Работа с текстом | |
32 | Материал для плотин | Строение древесины дерева, определение возраста дерева. | – Иметь представление о составе древесины – проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев; – делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; – понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев. | Наблюдения и опыты | |
33 | Позвоночные животные | Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. | – Называть группы позвоночных животных; – называть признаки пяти групп позвоночных животных; – определять название животного по описанию; – выбирать признаки земноводного животного; – выбирать утверждения, которые описывают признаки животного; – выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте; – составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного; – рассуждать об открытии, сделанном на занятии. | Практикум | |
34 | Встреча друзей | – Находить необходимую информацию в тексте задания; – понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»; – анализировать и дополнять недостающие в таблице данные; – выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000. | Практикум. Само- и взаимооценка |
3 КЛАСС
№ п/п | Тема | Предмет изучения | Формируемые умения (виды деятельности) | Форма занятия | ЦОР |
Блок «Читательская грамотность» (8 ч.) | |||||
1 | Про дождевого червяка | Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. | – Определять тип текста; – дополнять предложение словами из текста; – определять периоды развития дождевого червя на основе теста; – объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй; – определять на основе теста способ питания дождевых червей; – находить предложение, соответствующее рисунку; – выбирать утверждения, соответствующие тексту; – составлять вопрос по содержанию текста; – называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. | Практикум. Работа с текстом | Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 3 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия) |
3 | Кальций | Содержание научно-познавательного текста. | – Работать с кластером; – Дополнять предложение словами из текста; – определять, что такое минерал; – называть стройматериалы, содержащие кальций; – объяснять значение слова; – выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; – составлять предложения по рисунку; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. | Практикум. Работа с кластером. Работа с текстом | |
5 | Сколько весит облако? | Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. | Практикум. Работа с текстом | |
7 | Хлеб – всему голова | Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста | – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – записывать пословицы о хлебе; – записывать предложение, которое соответствует рисунку; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – работать с толкованием слова; – определять порядок следования предложений; – называть хлебобулочные изделия. | Практикум. Работа с текстом | |
9 | Про мел | Главная мысль текста. Содержание текста. | – Заполнять кластер о происхождении мела; – составлять вопрос по готовому ответу; – давать определение слова; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – соединять части предложений и определять их порядок; – составлять план текста в виде вопросов; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. | Практикум. Работа с текстом, со словарём | |
11 | Про мыло | Содержание научно-познавательного текста. | – Дополнять предложение; – давать определение слова; – работать с толковым словарём; – соединять части предложений и определять их порядок; – находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; – находить в тексте предложение по заданному условию; – дополнять текст по заданному условию; – определять даты принятия гербов. | Практикум. Работа с текстом | |
13 | История свечи | Содержание научно-познавательного текста. | – Давать определение слова; – записывать ответ на поставленный вопрос; – определять слово по его лексическому значению; – называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; – выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; – составлять вопросы и находить ответы в тексте; – соединять части предложений и определять их порядок; – заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; – называть правила безопасности при использовании свечей; – рассказывать о прочитанном произведении; – отвечать на поставленный вопрос. | Практикум. Работа с текстом | |
15 | Магнит | Содержание научно-познавательного текста. | – Давать определение слова; – дополнять предложение; – находить ответ на поставленный вопрос; – объяснять значение словосочетания; – с помощью текста находить отличия между предметами; – называть предметы, о которых говорится в тексте; – рассказывать о прочитанном произведении. | Беседа, практикум | |
Блок «Естественно-научная грамотность» (8 ч.) | |||||
2 | Дождевые черви | Дождевые черви | – Называть части тела дождевого червя; – объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; – рассказывать, чем питается дождевой червь; – объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; – наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву; – заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя. | Беседа, работа с текстом и рисунками | |
4 | Полезный кальций | Кальций | – Заполнять таблицу; – дополнять предложение; – определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; – составлять суточное меню с молочными продуктами; – дописывать вывод о необходимости кальция для организма. | Мини-исследование | |
6 | Про облака | Облака | – С помощью опыта показывать образование облаков; – объяснять, почему облака увеличиваются в размере; – называть явления природы; – называть виды облаков; – определять погоду по облакам. | Практикум, опыт | |
8 | Про хлеб и дрожжи | Дрожжи. Хлеб. | – Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; – описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; – определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях; – давать определение слову «дрожжи»; – проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; – проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; – проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; – проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. | Исследователь-ская деятельность | |
10 | Интересное вещество – мел | Мел. | – Определять внешние признаки мела; – доказывать, что мел не растворяется в воде; – называть, из чего состоит мел; – доказывать, что мел содержит карбонат кальция; – определять состав мела; – называть области применения мела. | Исследовательская деятельность | |
12 | Чем интересно мыло и как оно «работает» | Мыло | – Называть виды мыла; – исследовать мыло в сухом виде; – показывать, что при намокании мыла появляется пена; – проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла; – проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; – исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; – доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла. | Исследовательская деятельность | |
14 | Про свечи | Свеча | – Рассказывать о строении свечи; – рассказывать о зонах пламени свечи; – объяснять, почему гаснет свеча; – объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; – объяснять, почему происходит возгорание дыма. | Исследовательская деятельность | |
16 | Волшебный магнит | Магнит | – Называть виды магнитов; – определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; – доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; – показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы; – рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; – показывать с помощью опыта, как можно создать компас. | Наблюдения и опыты | |
Проверочная работа (1 ч.) | |||||
17 | Проверь себя | Материал, изученный в первом полугодии. | – Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии; – применять полученные знания в повседневной жизни; – работать самостоятельно; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. | Проверочная работа | |
Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.) | |||||
18 | Что такое «бюджет»? | Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит. | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»; – понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; – объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; – выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; – уметь слушать и слышать собеседника. | Беседа, практикум | Анимированная презентация «Что такое бюджет» https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#4 Анимированная презентация: «Виды доходов», https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#7 |
20 | Семейный бюджет | Семейный бюджет, доходы и расходы. | – Объяснять значение понятия «семейный бюджет»; – понимать, как в семье появляются доходы; – делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; – заполнять кластер; – формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. | Беседа, промотр и обсуждение презентации, практикум | |
22 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата | Понятие заработной платы, виды зарплаты. | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; – анализировать данные, представленные в виде графика; – приводить примеры различных профессий; – объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. | Беседа, практикум | |
24 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия | Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; – на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; – называть пособия, которые получают граждане нашей страны; – определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим. | Беседа, практикум | |
26 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | Наследство, вклад, выигрыш. | –– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; – понимать, что выигрыш облагается налогом; – иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; – понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; – называть предметы, которые человек может получить в наследство. | Беседа, практикум | |
28 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов | Классификация расходов по различным основаниям. | –– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы», – определять, к какой группе относятся те или иные расходы. | Просмотр и обсуждение презентации, практикум | Анимированная презентация: «Виды и периодичность расходов https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#6 |
30 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи | Виды обязательных платежей. | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; – объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; – на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа. | Беседа, практикум | |
32 | Как сэкономить семейные деньги? | Экономия семейного бюджета. | – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; – формулировать простые правила экономии семейного бюджета; – на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет. | Просмотр и обсуждение презентации, практикум | Анимированная презентация «Как и зачем сберегать» https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/#9 |
Блок «Математическая грамотность» (8 ч.) | |||||
19 | Расходы и доходы бюджета | Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. | – Определять дефицитный и профицитный бюджет; – анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; – выполнять вычисления по таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – составлять задачу по предложенному решению; – формулировать вопрос задачи. | Практикум | |
21 | Планируем семейный бюджет | Доходы и расходы в семейном бюджете. | – анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; – анализировать данные столбчатой диаграммы; – выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; – выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. | Практикум | |
23 | Подсчитываем семейный доход | Семейный доход в таблице, на диаграмме. | – Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; – выполнять сложение круглых многозначных чисел; – находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; – сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; – анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; – самостоятельно составлять круговую диаграмму. | Практикум | |
25 | Пенсии и пособия | Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. | – Анализировать данные, представленные в таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – анализировать данные, представленные в виде гистограммы; – вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; – заполнять таблицу на основе текстового материала; – подсчитывать доход семьи от детских пособий. | ||
27 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы | Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. | – Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; – подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; – под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. | Практикум | |
29 | Подсчитываем расходы | Обязательные и непредвиденные расходы. | – Анализировать данные инфографики; – находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; – подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; – подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. | Практикум | |
31 | Расходы на обязательные платежи | Обязательные платежи | – Определять, какие налоги должна платить семья; – анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; – подсчитывать ежемесячные обязательные расходы; – пользоваться калькулятором; – объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел. | Практикум | |
33 | Подсчитываем сэкономленные деньги | Экономия семейного бюджета. | – Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества сэкономленных денег; – объяснять, что такое «скидка в 25%»; – определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой; – находить часть от числа. | Практикум | |
Проверочная работа (1 ч.) | |||||
34 | Проверь себя | Материал, изученный во втором полугодии. | – Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии; – применять полученные знания в повседневной жизни; – работать самостоятельно; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. | Проверочная работа |
4 КЛАСС
№ п/п | Тема | Предмет изучения | Формируемые умения (виды деятельности) | Форма занятия | ЦОР |
Блок «Читательская грамотность» (8 ч.) | |||||
1 | Старинная женская одежда | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова; – озаглавливать текст; – определять тему; – определять главную мысль; – составлять план в виде вопросов; – с помощью текста определять название женской одежды; – с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; – объяснять значение слова; – приводить примеры современной женской одежды. | Практикум. Работа с текстом | Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 4 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 (электронная версия) |
2 | Старинные женские головные уборы | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова; –составлять план, используя слова из текста; – объяснять значения слов; – определять по описанию названия головных уборов; – приводить примеры современных головных уборов. | Практикум. Работа с текстом | |
3 | Старинная мужская одежда и головные уборы | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – отвечать на вопросы по тексту; – вписывать пропущенные слова в текст; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – оформлять план текста; – определять с помощью описания название предмета. | Практикум. Работа с текстом | |
4 | Жилище крестьянской семьи на Руси | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; – отвечать на вопросы по тексту; – рассуждать, давать определение слова; – называть элементы оформления избы. | Практикум. Работа с текстом и словарём | |
5-6 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – письменно отвечать на вопросы; – называть предметы печной утвари; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; – соотносить описание предметов с их рисунками; – описывать назначение предметов; – составлять обобщающий план. | Практикум. Работа с текстом | |
7 | История посуды на Руси | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – соотносить рисунок и его название; – работать с толковым словарём; – рассуждать и записывать ответ на вопрос; – записывать ответ на вопрос по его началу; – определять части предмета, называть их; – определять порядок предложений в тексте; – дополнять текст по заданному условию. | Практикум. Работа с текстом и словарём | |
8 | Какие деньги были раньше в России | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; – называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; – определять тему текста; – составлять план текста; – находить информацию в Интернете; – записывать названия монет в порядке их возрастания; – указывать названия современных денег. | Практикум. Работа с текстом | |
Блок «Естественно-научная грамотность» (8 ч.) | |||||
9 | Томат | Томат. | – Называть части растения; – объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; – определять горизонтальный и вертикальный срез; – указывать количество гнёзд; – объяснять, почему плоды у помидора – это ягода; – называть части плода помидора; – объяснять, что такое пасынок у помидора; – работать с таблицей. | Практикум. Работа с текстом | |
10 | Болгарский перец | Болгарский перец. | – Объяснять, что такое паприка; – называть части растения; – рассказывать о строении плода перца; – определять форму плода перца; – рассказывать о строении семени перца; – делать выводы на основе полученной информации. | Практикум. Работа с текстом | |
11 | Картофель | Картофель. | – Называть части растения; – объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; – объяснять, какой вывод сделали и почему; – объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; – объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; – объяснять, что такое крахмалистость; – определять срок созревания картофеля; – объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; – называть способы размножения картофеля. | Мини-исследование | |
12 | Баклажан. Семейство Паслёновые | Баклажан. | – Называть представителей семейства Паслёновые; – объяснять, что такое соланин; – называть благоприятные условия для прорастания семян; – определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; – определять глубину посева семян; – заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. | Мини-исследование | |
13 | Лук | Лук. | – Называть части лука; – называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; – называть этапы выращивания лука; – наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. | Мини-исследование | |
14 | Капуста | Капуста. | – Называть виды капусты; – отвечать на вопросы по содержанию текста; – называть части капусты; – исследовать капусту в разрезе; – рассказывать о размножении капусты; – проводить опыты с цветной капустой. | Мини-исследование | |
15 | Горох | Горох. | – Рассказывать о строении гороха; – рассказывать о строении семени гороха; – объяснять, почему горох обладает взрывной силой; – определять, что горох является холодостойким растением; – проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. | Мини-исследование | |
16 | Грибы | Грибы. | – Называть части гриба; – называть виды грибов; – рассказывать о плесневых грибах; – называть грибы-невидимки; – проводить опыт по выращиванию плесени; – называть грибы-паразиты. | Работа с текстом. Опыт | |
Творческая работа (1 ч.) | |||||
17 | Творческая работа | По выбору. | – Выбрать тему для творческой работы; – выполнять творческую работу; – представлять классу творческую работу. | Творческое занятие | |
Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.) | |||||
18 -19 | Потребительская корзина | Состав потребительской корзины. | – Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»; – понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; – объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; – объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина. | Беседа, практикум | |
20 | Прожиточный минимум | Назначение прожиточного минимума. | – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»; – объяснять, на что влияет прожиточный минимум; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. | Беседа, практикум | |
21 | Инфляция | Инфляция. | – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; – анализировать данные, представленные в виде гистограммы; – называть уровни инфляции; – понимать значение инфляции для экономики. | Беседа, практикум | |
22 - 23 | Распродажи, скидки, бонусы | Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. | – Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; – понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; – понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; – формировать навыки грамотного покупателя. | Беседа, практикум | |
24 | Благотворительность | Благотворительность. | – Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»; – называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; – объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. | Беседа, работа с текстом | |
25 | Страхование | Виды страхования. | – Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; – называть виды страхования; – называть различные страховые риски. | Беседа, работа с текстом | |
Блок «Математическая грамотность» (8 ч.) | |||||
26 | В бассейне | Расписание занятий, выгодная покупка. | – Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; – решать задачи на определение стоимости покупки; – определять, какая из двух покупок является более выгодной; – решать задачи на определение скорости плавания; – решать логические задачи. | Практикум | |
27-28 | Делаем ремонт | Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов. | – Понимать, что такое «смета»; – решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; – решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; – читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. | Практикум | |
29 | Праздничный торт | Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». | – Работать с таблицами; – подсчитывать стоимость продуктов для торта; – определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; – сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. | Практикум | |
30 | Обустраиваем участок | Расходы на обустройство участка, площадь и периметр | – Читать простой чертеж и определять его масштаб; – находить площадь и периметр участка и построек на нём; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. | Практикум | |
31-32 | Поход в кино | Расходы на поход в кино. | – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. | Практикум | |
33 | Отправляемся в путешествие | Расходы на путешествие. | – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. | Практикум | |
Творческая работа (1 ч.) | |||||
34 | Составляем словарик по финансовой грамотности | Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. | – Понимать значение и правильно использовать финансовые термины; – иллюстрировать изученные понятия; – составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами; – работать самостоятельно и в парах; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. | Творческая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация методического продукта. Рабочая программа внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ФГОС -2021
Презентация методического продукта. Программа "Функциональная грамотность"Задачи программы:•формировать умение читать тексты, совершенствовать культуру чтения;•находить и извлекать...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1-4 классы...
рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Структура программы соответствует Федеральному образовательному стандарту начального общего образования и включает:Пояснительную запискуСодержание учебного предметаПланируемые результаты освоения учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:развитие экономического образа мышления;воспитание ответственности и нравственного п...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 класс) поможет провести занятия интересно и познавательно....