Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «История родного края» для учащихся 3-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по направлению «Проектно-исследовательская деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vud._istoriya_rodnogo_kraya.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
АОНО «Гуманитарный лицей»
Программа
внеурочной деятельности
«История родного края»
для учащихся 3-4 классов
Ноговицына М.П.,
учитель начальных классов
г. Якутск -2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «История родного края» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по направлению «Проектно-исследовательская деятельность».
Актуальность программы обусловлена наличием познавательного интереса младшего школьника, который определяется зоной его ближайшего окружения. Познание себя начинается с семьи, ее родословной, а затем с истории «малой Родины». В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом.
Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края.
Задачи курса:
- формирование умения работать с разными источниками информации;
-развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края;
- воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине».
Программа строится с учётом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации. При подготовке программы учитываются статус младшего школьника, его типологические психологические особенности и возможности, что гарантирует создание комфортных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
Форма организации – факультативное занятие.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Содержание программы
Программа направлена на формирование у 3-4 классов понятия «малая Родина», расширения представлений о понятиях «семья», «школа», «Родина», а также ценностного отношения к этим понятиям.
Тема 1: Введение (2 ч) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч) Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Московской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч) Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс – «Старая фотография рассказала…» Моя родословная – нарисовать родословное древо.
Тема 4: Моя улица. (1 ч) Урок-экскурсия по улицам старого города Якутска. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего села».
Тема 5: Наша школа (1 ч) Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Тема 6: Природа нашего края. (21ч ) Полезные ископаемые Республики Саха (Якутия). Речная сеть области. Озера, их происхождение. Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений. Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон. Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы. Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история. Экологические проблемы региона и своего края.
Для реализации программы используются следующие методы работы:
- объяснительно-иллюстрационный;
- продуктивный;
- частично-поисковый.
Используются следующие формы проведения занятий:
- посещение школьного музея;
- просмотр видеофильмов и презентаций;
- игры, викторины;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- практическая работа.
Результаты освоения программы
Личностные результаты :
- ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности ;
- формирование познавательного интереса к малой Родине.
Метапредметные результаты
-адекватно воспринимать окружающую действительность;- применять полученные знания при изучении предметов начального общего образования;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы.
Предметные результаты
- находить нужную информацию по истории родного края в различных информационных источниках ( в библиотеке, в музее, в Интернет-ресурсах);
- наблюдать, сравнивать;
- делать сообщения о людях своего края, исторических памятниках и событиях.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экспонаты школьного музея.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п раздела | Название раздела, темы | Количество часов | |
Дата (план) | Дата (факт ) | ||
1 | Введение | 2 | |
Краеведение – наука о родном крае | 1 | ||
Природа – наш второй дом | 1 | ||
2 | Мой край на карте Родины | 6 | |
Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России | 1 | ||
Символ России – береза | 1 | ||
Тюменская область – частица России. Символика края | 1 | ||
Населенный пункт, в котором живем | 1 | ||
Исторические корни нашего края. Легенды и предания | 1 | ||
Знакомство с символикой Голышмановского городского округа | 1 | ||
3 | Я и моя семья | 3 | |
Профессия моих родителей | 1 | ||
Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | 1 | ||
Моя родословная | 1 | ||
4 | Моя улица | 1 | |
Экскурсия по улицам села | 1 | ||
5 | Наша школа | 1 | |
Знакомство с историей, традициями своей школы | 1 | ||
6 | Природа нашего края | 21 | |
Полезные ископаемые | 1 | ||
Что дает наш край стране | 1 | ||
Климат. Сезонные изменения погоды | 1 | ||
Реки и озера | 1 | ||
Растительный мир. Лиственные и хвойные деревья региона. | 1 | ||
Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | 1 | ||
Лекарственные растения нашего края. | 1 | ||
Викторина «Что это за листья?» | 1 | ||
Правила поведения в лесу, в парковой зоне. | 1 | ||
Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе». | 1 | ||
Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. | 1 | ||
Викторина «Зелёный мир вокруг нас». | 1 | ||
Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. | 1 | ||
Животный мир области | 1 | ||
Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | ||
Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | 1 | ||
Викторина «В мире животных». | 1 | ||
Птицы родного края | 1 | ||
Географические названия населенных пунктов нашей местности. | 1 | ||
Народные промыслы. | 1 | ||
Экскурсия в краеведческий музей. Повторение за год. | 1 | ||
ИТОГО | 34 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Мой родной край"
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...
Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...
рабочая программа по литературе родного края
Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...
рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс
Программа содержит календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа кружка "Экология родного края"
Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...