Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"
рабочая программа (3 класс)

Ноговицына Марина Петровна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «История родного края» для учащихся 3-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по направлению «Проектно-исследовательская деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vud._istoriya_rodnogo_kraya.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

АОНО «Гуманитарный лицей»

Программа

внеурочной деятельности

«История родного края»

для учащихся 3-4 классов

Ноговицына М.П.,

учитель начальных классов

г. Якутск -2023

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «История родного края» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по направлению «Проектно-исследовательская деятельность».

Актуальность программы обусловлена наличием познавательного интереса младшего школьника, который определяется зоной его ближайшего окружения. Познание себя начинается с семьи, ее родословной, а затем с истории «малой Родины». В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом.

Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края.

Задачи курса:

- формирование умения работать с разными источниками информации;

-развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края;

- воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине».

Программа строится с учётом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации. При подготовке программы учитываются статус младшего школьника, его типологические психологические особенности и возможности, что гарантирует создание комфортных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

Форма организации – факультативное занятие.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Содержание программы

Программа направлена на формирование у 3-4 классов понятия «малая Родина», расширения представлений о понятиях «семья», «школа», «Родина», а также ценностного отношения к этим понятиям.

Тема 1: Введение (2 ч) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч) Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Московской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

Тема 3: Я и моя семья. (3 ч) Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс – «Старая фотография рассказала…» Моя родословная – нарисовать родословное древо.

Тема 4: Моя улица. (1 ч) Урок-экскурсия по улицам старого города Якутска. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего села».

Тема 5: Наша школа (1 ч) Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Тема 6: Природа нашего края. (21ч ) Полезные ископаемые Республики Саха (Якутия). Речная сеть области. Озера, их происхождение. Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений. Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон. Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы. Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история. Экологические проблемы региона и своего края.

Для реализации программы используются следующие методы работы:

- объяснительно-иллюстрационный;

- продуктивный;

- частично-поисковый.

Используются следующие формы проведения занятий:

- посещение школьного музея;

- просмотр видеофильмов и презентаций;

- игры, викторины;

- исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- практическая работа.

Результаты освоения программы

Личностные результаты :

- ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности ;

- формирование познавательного интереса к малой Родине.

Метапредметные результаты

-адекватно воспринимать окружающую действительность;- применять полученные знания при изучении предметов начального общего образования;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- отвечать на вопросы и задавать вопросы.

Предметные результаты

- находить нужную информацию по истории родного края в различных информационных источниках ( в библиотеке, в музее, в Интернет-ресурсах);

- наблюдать, сравнивать;

- делать сообщения о людях своего края, исторических памятниках и событиях.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экспонаты школьного музея.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п раздела

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

(план)

Дата

(факт )

1

Введение

2

Краеведение – наука о родном крае

1

Природа – наш второй дом

1

2

Мой край на карте Родины

6

Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России

1

Символ России – береза

1

Тюменская область – частица России. Символика края

1

Населенный пункт, в котором живем

1

Исторические корни нашего края. Легенды и предания

1

Знакомство с символикой Голышмановского городского округа

1

3

Я и моя семья

3

Профессия моих родителей

1

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

1

Моя родословная

1

4

Моя улица

1

Экскурсия по улицам села

1

5

Наша школа

1

Знакомство с историей, традициями своей школы

1

6

Природа нашего края

21

Полезные ископаемые

1

Что дает наш край стране

1

Климат. Сезонные изменения погоды

1

Реки и озера

1

Растительный мир. Лиственные и хвойные деревья региона.

1

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.

1

Лекарственные растения нашего края.

1

Викторина «Что это за листья?»

1

Правила поведения в лесу, в парковой зоне.

1

Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».

1

Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга.

1

Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

1

Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.

1

Животный мир области

1

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

1

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.

1

Викторина «В мире животных».

1

Птицы родного края

1

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

1

Народные промыслы.

1

Экскурсия в краеведческий музей. Повторение за год.

1

ИТОГО

34

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мой родной край"

Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...

Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...

рабочая программа по литературе родного края

Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...

рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...

Рабочая программа кружка "Экология родного края"

Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...