Знакомство с городом Санкт – Петербургом учащихся начальных классов в рамках внеурочной деятельности при использовании настольно – печатного дидактического материала и современных компьютерных технологий
методическая разработка (3 класс)
Мир истории, архитектуры, искусства Санкт – Петербурга – это бескрайнее море, где каждая новая волна – новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца.
К встрече с чудом учеников необходимо готовить, и обязательно тесно сотрудничать с родителями.
Наша школа расположена в областной части легендарного города, дети могут туда выезжать и узнавать город ближе в рамках экскурсий, и не только. Путь к познанию может проходить через использование настольно – печатного дидактического материала. В таком формате легче усваиваются понятия, закрепляются навыки и умения. Своего рода в процессе освоения печатного материала учащемуся легче и доступнее узнавать много интересного о городе, его истории, памятниках, достопримечательностях.
История города сохранилась и дошла до нас в стихах, фотографиях, картинах художников. Великие поэты и прозаики, скульпторы и архитекторы воспевают город в своих творениях.
Будет актуально если юному петербуржцу будут представлены интересные иллюстрированные книги, рассказы с заданиями и вопросами, изографы, разрезные мозаики – паззлы, лото, чистоговорки, стихи и загадки, альбомы для рассмотрения, разнообразные настольно – печатные дидактические материалы.
Есть настольно – печатные дидактические материал, с помощью которого учащиеся могут осваивать понятия, связанные с городом, знакомятся с основными достопримечательностями, развивают самостоятельность в придумывании сюжета на петербургскую тематику, воспитывают любовь к городу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий,
стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск
безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
А.С. Пушкин
Здравствуйте уважаемые коллеги, разрешите представить вам методическую тему: «Знакомство с городом Санкт – Петербургом учащихся начальных классов в рамках внеурочной деятельности при использовании настольно – печатного дидактического материала и современных компьютерных технологий»
Санкт – Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего они должны знать свой родной город, любить его. А ещё с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Их маленькому сознанию необходимо впитать не только желание беречь, но и любить свой родной город, чувствовать себя частицей петербуржского общества. Жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.
Объект: учащиеся начальных классов
Предмет: Процесс знакомства с городом Санкт – Петербургом учащихся начальных классов в рамках внеурочной деятельности при использовании настольно – печатного дидактического материала и современных компьютерных технологий.
Цель: Познакомить с историей, архитектурой, искусством, легендами Санкт – Петербурга учащихся начальных классов в рамках внеурочной деятельности при использовании настольно – печатного дидактического материала и современных компьютерных технологий.
Задачи:
- Рассмотреть информационные источники по истории, архитектуре, искусству, легендам возникновения Санкт – Петербурга.
- Подготовить подборку настольно – печатного дидактического материала и материала с использованием современных компьютерных технологий.
- Познакомить учащихся начальных классов с различными видами настольно – печатными дидактическими материалами, направленными на знакомство с городом Санкт – Петербургом.
- Познакомить учащихся начальных классов с различными видами современных компьютерных технологий, направленными на знакомство с городом Санкт – Петербургом.
- Использовать при знакомстве учащихся начальных классов с городом Санкт – Петербургом настольно – печатный дидактический материал и современные компьютерные технологии.
Мир истории, архитектуры, искусства Санкт – Петербурга – это бескрайнее море, где каждая новая волна – новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца.
К встрече с чудом учеников необходимо готовить, и обязательно тесно сотрудничать с родителями.
Наша школа расположена в областной части легендарного города, дети могут туда выезжать и узнавать город ближе в рамках экскурсий, и не только. Путь к познанию может проходить через использование настольно – печатного дидактического материала. В таком формате легче усваиваются понятия, закрепляются навыки и умения. Своего рода в процессе освоения печатного материала учащемуся легче и доступнее узнавать много интересного о городе, его истории, памятниках, достопримечательностях.
История города сохранилась и дошла до нас в стихах, фотографиях, картинах художников. Великие поэты и прозаики, скульпторы и архитекторы воспевают город в своих творениях.
Будет актуально если юному петербуржцу будут представлены интересные иллюстрированные книги, рассказы с заданиями и вопросами, изографы, разрезные мозаики – паззлы, лото, чистоговорки, стихи и загадки, альбомы для рассмотрения, разнообразные настольно – печатные дидактические материалы.
Есть настольно – печатные дидактические материал, с помощью которого учащиеся могут осваивать понятия, связанные с городом, знакомятся с основными достопримечательностями, развивают самостоятельность в придумывании сюжета на петербургскую тематику, воспитывают любовь к городу.
К этим настольно – печатным дидактическим материалам можно отнести разработанный мною «Альбом – ребусов. Мосты Санкт - Петербурга». В моём арсенале есть настольно печатный дидактический материал и видеоматериал по всем каналам и рекам города Санкт – Петербурга, название мостов, перекинутых через реки и каналы. Узнать историю, архитектурное значение, легенды мостов Санкт – Петербурга. Санкт – Петербург распложен на 44 островах, которые омываются реками и каналами.
Река – это природой, созданный водный поток с естественным течением.
Канал – это искусственно созданный водный поток, для соединения рек.
Нева – это главная река Санкт – Петербурга, в неё впадает множество рек и каналов, например: река Фонтанка, Мойка, Карповка, Охта, канал Грибоедова, Обводный канал и т.д.
Через реки и каналы перекинуты мосты. Санкт –Петербурга называют городом мостов. В городе 342 моста.
Есть транспортные, трамвайные, пешеходные, разводные. Я узнал, что один мост был построен в 1703 году – назван Петровский (совпадает с годом рождения самого города Санкт – Петербурга). Есть самый длинный мост – мост Александра Невского, ему не хватает 100 м до 1 км. Самый широкий мост – Синий мост, больше всего мостов на Обводном канале – их 23, есть цветные мосты – Красный, Зелёный мост.
Сделанная игра называться альбом ребусов «Мосты Санкт - Петербурга». В альбом ребусов входят кармашки с изображением реки, в кармашках иллюстрации мостов, которые есть на этой реке и информация о них, карточки с ребусами, в которых зашифрованы названия мостов, набор букв.
Как играть в альбом:
- изучаем карту реки;
- на карточках изучаем информацию о мостах;
- достаём карточку с ребусом и отгадываем название моста;
- выкладываем из букв название моста;
- Находим карточку с данным мостом среди иллюстраций;
- Вспоминаем интересные факты о мосте.
Игра – викторина «Мой любимый Петербург». Игра – викторина сюжет которой может познакомить с архитектурой и памятниками набережной по левой стороне реки Нева. В уникальной настольной игре – викторине вместе с главным персонажем волчком – неваляшкой, которого можно разрисовать своими руками в образе Императора Петра I или в образе императрицы Елизаветы, внучки Петра I, игроки отправляются в увлекательное путешествие по Санкт – Петербургу, познакомятся с достопримечательностями северной столицы и узнают много нового и интересного о городе на Неве. Это коллективная игра. Собрав паззл – игровое поле и установив в центре волчок, используем в игре два вида карточек. 12 штук - информационных, на одной стороне которых изображены достопримечательности Санкт – Петербурга, а на другой размещена информация о них. 12 штук – игровых карточек, лицевая часть с изображением достопримечательностей, оборот – с одинаковым рисунком (Рубашка). Информационный карточки раскладываются текстом вниз на каждый сектор игрового поля, игральные раздаются участникам. Правила игры: одновременно в игре могут участвовать от 2 до 4 игроков; правило первого хода предоставляется младшему (по возрасту, например) участнику; игрок крутит волчок. Если изображение с информационной карточки, на которую указал волчок, есть в руках у этого игрока, он может перевернуть карту на поле и зачитать информацию на обороте, поделившись знаниями с другими участниками игры (после зачитанной информации можно включить видеоматериал по информационной карточке). Если выпавшей карточки у игрока нет, право хода переходит к следующему игроку и так далее; сыгравшие карты убираются с поля. Если волчок указывает на пустой сектор, играет следующая карта (следите за стрелкой, она подскажет); побеждает тот, кто первым расскажет обо всех достопримечательностях, которые выпали ему в игральных картах; игра продолжается до тех пор, пока на поле не остаётся ни одной карточки.
Можно узнать исторический центр Санкт – Петербурга при помощи дидактической настольно – печатной игры ходилки «Дома на набережной». Настольная игра включает в себя игровое поле, игровой кубик, фишки. Играть могут от 2 до 10 игроков. Игру начинает то, кто выбросил кубик с самым большим числом. Игрок кидает кубик, на кубике выпадает определённое число, игрок делает столько шагов по игровому полю, какое число выпало на игровом кубике. Так делает каждый игрок, когда подходит к нему очередь. Например: на кубике выпало число пять (5) игрок перемещает игровую фишку к отметке пять, отметка пять, в данном случае, совпадает с таким архитектурным строением, как Дворец П.Г. Ольденбургского (левый берег Невы – Дворцовая наб. дом 2) – сегодня Санкт – Петербургский государственный институт культуры. Игрок читает название строения, далее находит в серии иллюстраций картинку под номером пять, далее на экран можно вывести видеоролик с познавательной информацией, потом следующий игрок кидает кубик и выпадает число, ему например выпало число семь (7), а это памятник Александру Суворову на левой стороне Невы, и игрокам предлагается собрать паззлы и т.д. Задания к выпавшим архитектурным строениям, памятникам культуры могут быть предложены любые (на данный момент настольно – печатный дидактический материал находится в стадии разработки информационного поля, знакомства с достопримечательностями).
Настольно – печатный дидактический материал «Ребусы анималисты Санкт - Петербурга. Техника уголёк». Наш город — это не только скульптуры именитым людям, но ещё и памятники животным, здания, где хозяевами являются животные. Ребусы анималисты Санкт – Петербурга, техника уголёк дают прекрасную возможность познакомить учащихся с художниками и скульпторами анималистами, познакомить с работами их руки, кисти, созданные ими скульптурами. Настольная игра включает в себя следующие задания:
- Первое задание:
Перед вами на столе лежит группа карточек, разделите их на две группы (участникам предлагаются не менее 15 фотографии 10*15 с изображением главных архитектурных строений Санкт – Петербурга и других городов). У участников игры спрашивают - по какому принципу, и на какие две группы вы поделили фотографии
(должно получиться группа архитектурных строений Санкт – Петербурга и архитектурных строений других городов).
К строительству нашего города приложи руки великие архитекторы, скульпторы и художники, и город наш знаменит не только величественными строениями, памятниками достойных памяти людей, но и многим другим.
- Задание второе связано с тем, что необходимо прочитать текст, который уже лежит на столе, и выделить из него самое незнакомое слово для вас.
Например: Николай Николаевич ТОЛСТОЙ цикл очерков «Охота на Кавказе».
«Кавказ, по множеству дичи, по разнообразию местности и климата, одна из интереснейших стран в свете для охотника. Начиная от степного дудака и сайгака до горного барана тура, от барса, медведя и до зайца, от лебедя до белки и перепелки, здесь водятся различные породы зверей и птиц; поэтому-то здесь и возможна охота почти круглый год, не за одним, так за другим родом дичи.
Самая глухая пора для охоты на Кавказе - лето. С половины апреля почти вся птица сидит на яйцах; жара наступает сильная; лес одевается; поляны зарастают камышом и бурьяном; вьющиеся растения покрывают лес; хмельник и плющ переплетаются около корней деревьев; дикий виноградник покрывает стволы их. Добравшись до самой вершины огромного дуба, он спускается оттуда длинными побегами. Развеваясь по ветру, побеги эти как будто стараются захватить в свои зеленые сети вершины фруктовых деревьев: яблонь, груш, которые выказывают свои курчавые головы из сплошной массы терновника, боярышника и орешника. Дорожки и тропинки зарастают новою порослью, и лес делается решительно непроходимым.
Все сказанное … это анималисты».
Ответ: анималисты, у игроков узнают знают ли они, кто такие анималисты. Если вы затрудняетесь в ответе, им предлагается заглянуть в толковые словари, и найти определение термину анималисты.
Анималисты – художники, скульптор, изображающие животный мир, уделяя внимание художественно – образной характеристике животного, его повадок, среды обитания.
2. Следующее задание, участникам игры демонстрируются иллюстрации, их задача хлопать, когда увидят работу руки анималиста.
3. Далее участникам предлагаются ребусы, их задача разгадать их, и узнать, руки каких художников – анималистов являются работы (М.Е.Рачёв, Д.В. Горлов, Е.И. Чарушин, В.А. Ватагин, Л. Гамбургер). Для участников включается презентация, в которой продемонстрированы фотографии художников и их работы, презентация сопровождается повествующим текстом, знакомящий с художниками – анималистами.
Текст может быть каким: Василий Алексеевич Ватагин проиллюстрировал около пятидесяти книг о животных, в том числе рассказы Д.Н.Мамина-Сибиряка, В.Л.Дурова, Э.Сетон-Томпсона, Ч.Робертса, Л.Н.Толстого, В.В.Бианки. Главная же книга среди них, наверное, "Маугли" Р.Киплинга (1922 год).
В зоопарке в 1933—34 годах Горлов делает большую серию рисунков на Площадке молодняка, которую организовала Вера Чаплина. Отдельные рисунки публикует в журнале «Мурзилка»[2], но основной материал собирает для книги Веры Чаплиной «Малыши с зеленой площадки» (1935). На материале площадки молодняка Чаплина и Горлов делают ещё две книжки для самых маленьких: «Медвежонок Рычик и его товарищи» (1936) и «Рычик и Ласка» (1947)[3]. Кроме того, «Малыши с зеленой площадки» вошли, как составная часть, в следующую большую книгу Чаплиной «Мои воспитанники» (1937), но многие свои рисунки Дмитрий Горлов переработал для нового издания, которое он иллюстрировал вместе с Георгием Никольским.
Художник-сказочник Рачёв Евгений Михайлович.
Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка — 18.02.1965, Ленинград) — российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров…
Гамбургер Леонид Эмильевич (1899-1984) - график, иллюстратор детских книг, театральный художник окончил Строгановское художественное училище и Тифлисскую Академию художеств. 10 лет, как лицо немецкой национальности, провел в ссылке в Караганде, вел изостудию, работал художником театра, рисовал карикатуры. С 1975 года жил и работал в Москве, сотрудничал с издательством «Малыш».
- Участникам игры предлагаем окунуться в мир фильмографии и посмотреть, где в нашем замечательном городе есть скульптуры работы руки скульпторов – анималистов.
Видеоролик сопровождается описательным текстом:
Гуляете вы по улицам Санкт – Петербурга, прогуливаетесь по набережной канала Грибоедова вы видите величие гордых грифонов, когда - то, они были белыми, без крыльев, вы идете дальше, к Храму Спас на Крови, его окружает Михайловский сад, в нем вы сможете увидеть памятник таксе, ваш путь лежит к Летнему саду, обратите внимание на Памятник баснописцу Крылову, там, среди множества героев его басен вы увидите ворону, дошли вы до Исаакиевского собора, загляните на улицу Якубовича, где есть памятник озорному котенку Фунтику, пройдите по святым местам Санкт – Петербурга и обязательно загляните в Александра Невскую Лавру, пройдите в двум львам мудрецам, ну и конечно Заячий остров, кто из вас знает, сколько там не сегодняшний день зайцев, пройдите и посчитайте.
5. Затем участники рисуют свой памятник - тигра, вороне, собаке, зайца.
Планируется создать мозаики – пазлы «Слоны Санкт - Петербурга» и многое другое.
Разработка и пополнение методического материала по теме планируется в течение всего периода работы. Реализовывать готовый материал планирую начать со своим классом в период 2023 – 2024 учебного года, в рамках внеурочной деятельности.
Знакомство с Санкт – Петербургом, его историей, культурой, архитектурой – это тот стержень, на который нанизано сообщение знаний, формирование навыков, умений тонкой нитью проходит через освоение настольно – печатного дидактического материала по данной тематике.
После занятий по внеурочной деятельности у учащихся повысится интерес, желание узнать о городе ещё больше, посетить музеи, совершить прогулки по интересным местам.
Нам есть чем гордиться: страданиями многих поколений на берегах Невы возведён один из самых красивых городов мира. Знакомство с городом начатое в школьные годы, будет поддерживаться в дальнейшем в течение всей жизни.
Составитель:
учитель начальных классов
Ульяновской школы № 1
Васильева Валентина Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия педагога-психолога с учащимися 1 класса в рамках внеурочной деятельности «С Леопольдом на прогулке.»
Занятие с учащимися 1 класса....
Конспект урока технологии, проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 24 октября 2014 г.
Тема. Урожай из пластилина.Цель: научить изготавливать муляжи овощей из пластилина.Задачи: 1. Предметные:- познакомить с элементами овощей;- совершенствовать умение работать с пластилином;- совершенст...
информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"
Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Результаты моей деятельности по формированию коммуника...
Развитие одарённости учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Работа для педагогов начальной школы....
доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»
Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...
Статья «Формирование навыков речевого этикета как компонента коммуникативной компетенции учащихся второго класса в процессе внеурочной деятельности с использованием игровых технологий»
Данная статья будет полезна учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования....
Методический и дидактический материал по современным педагогическим технологиям.
В данной работе представлены приёмы работы по современным педтехнологиям, применяемые на уроках, а также конспекты уроков, где прослеживаются эти приёмы....