Мои педагогические находки и идеи
методическая разработка

Попова Инна Викторовна

Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного мира. Изменения в обществе влекут за собой изменения в воспитании школьников, и это связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами учителя, такими, как: организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметный подход в начальной школе

Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного мира. Изменения в обществе влекут за собой изменения в воспитании школьников, и это связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами учителя, такими, как: организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. От профессионализма педагогов зависит и уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни.

– Мы все с вами учителя-практики, и каждый в своей области новатор.

– В первый класс приходят разные ученики. Но они, как «кусочек пластилина», и мы можем из них что-то «лепить». Помогает в этой деятельности нам метапредметный подход в обучении.

Я согласна со словами известного педагога В.В. Давыдова, что «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственные задатки...»

Нас часто, как и других учителей, волнует вопрос «Как сформировать у младшего школьника целостное представление об окружающем мире?»

Передо нами обозначаются проблемы:

1. Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении.

2. Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности.

Для себя мы определяю цели работы:

1. Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

2. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

3. Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Решение этих проблем и достижение поставленных целей возможно, осуществить именно в начальной школе, применяя метапредметный подход в обучении.

Во-первых, учителя начальной школы ведут большинство предметов сами и могут перейти к целостному обучению.

Во-вторых, у детей этого возраста большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. Они могут мыслить обобщенно, если этому их учить.

Именно учитель начальных классов как универсальный специалист способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников.

При взаимопосещении уроков учителя начальных классов отмечали создание проблемных ситуаций при объяснении нового материала, требование осознанности при ответах учащихся, вовлечение учащихся в рецензирование ответов одноклассников, применение оригинальных методов и приёмов обучения. Любой, даже незначительный фактор организации учебного процесса имел важное значение в обучении и достижении результативности в работе всех участников образовательного процесса.

Мы с учителями начальных классов стараемся один раз в полугодие проводить интегрированные уроки.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

  1. Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2-м классе

Тема:"Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100"

"Жизнь животных зимой"

(устный счет)

  1. Интегрированный урок в 4 классе

(литературное чтение + ИЗО)

Тема: Поэтическая тетрадь. А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

(Изображение осени в литературе, живописи и графике)

(о чем стих. Кто главные герои. Какие птицы и почему улетают на юг. О каком времени года идет речь в конце стихотворении. Рисуют осень )

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УРОК  

 ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ   И окружающему миру  в  3 классе.

Русский язык: «Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах»

Окружающий мир:  «Животные леса»

Интегрированный урок «Творчество С. Есенина» (музыка и литературное чтение)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД – это средство достижения метапредметного результата.

Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и качественное обновление педагогической деятельности, и повышение качества образования.

Новизна данного подхода в том, что он обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметный подход в обучении способствует уходу в прошлое практики, когда учитель работает фронтально с целым классом. При данном подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся начальной школы в условиях модернизации образования мною я использую разные образовательные педагогические технологии.

1.        Групповые технологии обучения

Здесь применяю такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.

Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, развивает самоуверенность.

2. Проблемное обучение на уроке осуществляю через решение проблемных задач, логических заданий, в которых сочетаются систематическая, групповая и самостоятельная поисковая деятельность учащихся.

3.        Технологии проектирования.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Совместную деятельность учителя и ученика в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.

Наша школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому для нас важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

- И вы, наверное, со мной согласитесь, что “Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как мы показали ему этот путь”.

-Чтобы все получилось, необходимо верить в успех, а будущее принадлежит тому, кто верит в успех. И я желаю вам успехов!



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учителя начальных классов

             Мой педагогический стаж 29 лет. Все эти годы я работаю  учителем начальных классов.  Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе.

       Цели моей профессиональной деятельности плавно вытекают и согласуются с целями деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю.

              Основными задачами в своей работе считаю формирование знаний, умений и навыков, которые формируют сознательную мотивацию к обучению,   самоорганизацию, саморазвитие,  саморегуляцию, самозащиту, самовоспитание и другие необходимые качества для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и культурой.  

Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Считаю, главное качество  современного учителя – это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам.  Значимыми  качествами  учителя считаю: ум, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта,  трудолюбие, увлеченность, креативность, любовь к детям, профессионализм.

Работаю по УМК «Школа России», основная идея которого - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках  – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков. Это - уроки- зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Так же регулярно  использую на своих уроках развивающее обучение. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное   мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Стараюсь совершенствовать методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

В своей деятельности создаю проблемные, поисковые  и исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения:  фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах. Так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские. Использую разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). У них  развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

При этом отдаю предпочтение использованию ИКТ, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса;

• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ).
      Наработанный материал учу применять не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил: повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся,  совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия.

          У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста.

   Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать.

           Во вновь набранном классе уровень сформированности  общеучебных умений и навыков, мыслительных процессов у учащихся невысок, познавательная активность низкая. Многие дети испытывают трудности в обучении. Я учитываю образовательные потребности детей. Задолго до того, как ребёнок переступит порог нашей школы и будет назван первоклассником, я знакомлюсь со своими будущими учениками. Посещаю занятия в дошкольной группе, присутствую на праздниках.        

 На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех творческой   деятельности ребёнка.  

            Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу.

        Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии, спортивные соревнования, содействие родителей в материально-техническом оснащении учебного кабинета.

        Наиболее активных родителей родительский комитет поощряет грамотами и благодарственными письмами.

        Большая часть родителей считает, что пока ребёнок в школе, они спокойны за него. Отношение родителей к школе позитивное.

Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство со стороны взрослых.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение  творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время. А так же наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"

Выступление победителя ПНП "Образование - 2011" на предметной секции учителей начальных классов...

Презентация к выступлению "Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"

Презентация победителя ПНП "Образование - 2011" к выступлению на предметной секции учителей начальных классов " Стандарты второго поколения замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение: М...

Педагогическая находка - мероприятие с детьми на тему: "Театрализация сказки "Теремок" на экологический лад"

 Конспект занятий в детском саду  Мероприятие призвано познакомить с произведением С.Я. Маршака «Теремок», учить выражать свое отношение к окружающей природе через те...

Эссе "Мои педагогические находки"

Эссе "Мои педагогические находки"...

Педагогическая находка

Опыт работы театра обряд народа ханты "Турам Тут"...