Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (2 класс)

Хураськина Ирина Борисовна

    В настоящее время, в век  информационных технологий и Интернета книги стали терять свою актуальность. С целью  приобщения  младших школьников   к чтению  была  разработана данная программа внеурочной деятельности. Чтение рассматривается как одна из технологий интеллектуального развития, оно является  посредником  в общении.

         Представляю на конкурс программу внеурочной деятельности,  который прошел апробацию  в прошлом учебном году.  Кружок  «Увлекательный мир книг» в рамках внеурочной деятельности веду в школе   несколько лет, ежегодно изменяя содержание программы, корректируя формы проведения занятий.  Программа разработана для учащихся 2-4 классов. Но несмотря на это, на занятия приходят учащиеся  и 1, 5, 6 классов.   Исходя из этого,   мы разработали  журнал учета  посещения  с «плавающим списком» (Приложение 2).  Когда учащиеся с занятий уходят довольные, воодушевленные, готовые поделиться полученной  информацией с друзьями, сверстниками, родителями и др., значит,  занятие прошло не ради «галочки». А это  для учителя – самая большая награда. Детям нравятся нестандартные занятия, где  царит атмосфера доверия, взаимопонимания, поиска, где их всегда поймут, поддержат, выслушают их  точку зрения...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochki_uvlekatelnyy_mir_knig.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование работы:

 Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Увлекательный мир книг”

Участник: Хураськина Ирина Борисовна, учитель начальных классов Квалификационная категория: высшая

Место работы: МБОУ “Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа” Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Аннотация:     В настоящее время, в век  информационных технологий и Интернета книги стали терять свою актуальность. С целью  приобщения  младших школьников   к чтению  была  разработана данная программа внеурочной деятельности. Чтение рассматривается как одна из технологий интеллектуального развития, оно является  посредником  в общении.

        Представляю на конкурс программу внеурочной деятельности,  который прошел апробацию  в прошлом учебном году.  Кружок  «Увлекательный мир книг» в рамках внеурочной деятельности веду в школе   несколько лет, ежегодно изменяя содержание программы, корректируя формы проведения занятий.  Программа разработана для учащихся 2-4 классов. Но несмотря на это, на занятия приходят учащиеся  и 1, 5, 6 классов.   Исходя из этого,   мы разработали  журнал учета  посещения  с «плавающим списком» (Приложение 2).  Когда учащиеся с занятий уходят довольные, воодушевленные, готовые поделиться полученной  информацией с друзьями, сверстниками, родителями и др., значит,  занятие прошло не ради «галочки». А это  для учителя – самая большая награда. Детям нравятся нестандартные занятия, где  царит атмосфера доверия, взаимопонимания, поиска, где их всегда поймут, поддержат, выслушают их  точку зрения...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Табар-Черкийская СОШ»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

      на заседании ШМО  

       протокол №_1 от  ___________г.

        Руководитель ШМО                                                                                                                                                                    

            _______ //                                                

                                                         

Заместитель директора по УВР

_________/ ________./                                                                                                                  

                 Директор школы        

_______/ __________./  

     Приказ  №_                                г.

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

 «Увлекательный мир книг»

(общеинтеллектуальное направление)

составитель:  Хураськина Ирина Борисовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

___________ учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательный мир книг» (далее – программа) составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785 (с изменениями и дополнениями);
  • Основной образовательной программы МБОУ «Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования.
  • Годового календарного учебного графика МБОУ «Табар-Черкийская СОШ»

Программа «Увлекательный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление, ориентировано на учащихся 2-4 классов. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению кругозора о силе, разнообразии  слова, читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию, повышению орфографической грамотности и обогащению читательского опыта  школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знатока природы и окружающего мира. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, навыками работы со словарями, справочниками, другими источниками  информации. В процессе общения с различными источниками информации (книги, словари, журналы, газеты, энциклопедии, справочники и др.) развиваются память, внимание, воображение.

Программа «Увлекательный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на различных предметах учебного плана для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет  школьнику общаться с  книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических и др).

Цели и задачи программы

-  создание на практике условий для развития грамотности,  читательских умений,  интереса к чтению книг и умений ориентироваться в различных словарях, энциклопедиях,  справочниках и др. источниках;

-   расширение литературно-образовательного пространства;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Внеурочные занятия способствуют решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа «Увлекательный мир книг» рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 7 -11 лет. Специфика организации занятий по программе «Увлекательный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и применения их в самостоятельной читательской, исследовательской  деятельности, отработки навыков работы со словом, читательских навыков, проведении практических наблюдений. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями, справочными материалами .

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят учащихся – юного читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа «Увлекательный мир книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме:  1 час в неделю во внеурочное время в объеме 35 часов в год. Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения  разделов программы в виде викторин, театрализованных представлений, различных мероприятий.

Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Увлекательный мир книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:

  • портретов писателей, поэтов;
  • различных энциклопедий, справочников;
  • словарей, атласов;
  •  репродукций картин в соответствии с содержанием программы занятий;
  •  художественных фотографий в соответствии с содержанием программы занятий;
  •  иллюстраций к литературным произведениям;
  • презентаций к произведениям;
  • видеороликов, мультфильмов и др

.

Формы организации занятий:

- литературные игры,

- конкурсы-кроссворды

- библиотечные уроки

- путешествия по страницам книг

- проекты, пркзентации

- уроки-спектакли

- практические занятия

-уроки- исследования

- групповые занятия.

Планируемые  результаты деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Предметные умения:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями, картами, атласами.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

 сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

- книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

- заданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- пользоваться аппаратом книги;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

При работе с книгой, другим источником информации ученик научится:

 - выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

- характеризовать книгу, источник информации в целом;

- сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

 - представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

 При  работе с текстом  отрабатываются следующие  умения:

-готовиться к восприятию нового произведения;

- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

 - составить рассказ о герое произведения;

- кратко передать события (сюжет);

- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Содержание программы

Организационное занятие (1 ч) 

 Интересные книги, прочитанные летом.  Секреты устной речи. Какова роль интонации в устной речи. Увлекательный мир книг.

Тайны: близкие и далекие.  (5 ч)

М.Гумилёвская. Колокольчик в пустыне.  Что такое эхо. Эоловый город.  Книги С.С.Гейченко. Аист в Михайловском.     Книги Тамсыйчука «Где живет единогорог?  Зоологические истории»: Учитель Александра Македонского. Книги Р.Кошурниковой. Можно ли гулять по Солнцу? Зачем ученые изучают Солнце? и др.

Загадочная вода и таинственный воздух (5 ч)

Книги С.Зигуненко. Почему капля круглая? Как падает дождевая капля?     Живая вода.     Книги В. Кривина, В.Чижикова, Ф. Льва:  Куда дует ветер? Откуда появляются смерчи? Загадки природы.Из чего состоит воздух? Круговорот в природе.

По секрету всему свету (3 ч)

Чудеса, рожденные лучом Солнца и каплей воды. Какая она, Арктика? Антарктида – страна чудес.  Блуждающие горы. Пустыня – это там, где пусто?. В тропическом лесу.

«Тайна страны невидимок…» (2 ч)

Какие они – бактерии? Где живут бактерии? Могут ли передвигаться бактерии? Чем питаются бактерии (По К Шарикову)

Тайны, похищенные у неба (4)

По произведениям Р.Кошурниковой,К.Уоллард, С Николаева,А.Волкова, А. Гурштейна, А Томилина, Е Левитана, П.Клушанцева. и др. Неразгаданная тайна природы. Солце: какой у него цвет?, Сколько звезд на небе?, Как велики Звезды?  Загадки звезд: почему днем звезды не видны на небе? Почему звезды кажутся нам крошечными? О т чего зависит цвет звезд?  Луна.  Загадочная Луна.Велика ли Луна? Есть ли вода в море дождей на Луне? Планеты солнечной системы. Венера- планета тайн. Есть ли жизнь на Марсе? Почему у Юпитера есть красное пятно?  Как образовались кольца у Сатурна? Может ли земля остановиться  или замедлить своё вращение? Дорога-орбита.

Словари, справочники, энциклопедии (4 ч)

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, орфоэпический, словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов, этимологический, картинный словарь. Выставка словарей. Работа со словарями. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках. Составление презентации «Чудо-словари» («Энциклопедии»).

Интересные страницы прошлого планеты Земля (5 ч)

По произведениям А.Членова, С Кордюковой, М Ильина, Е Сегал, Л.Багровой, Б. Дижур, С. Альтшулера. Как образовалась наша планета? Книга, со страницами из камня. Какими были первые растения на Земле? О чём рассказал каменный уголь ? Исчезнувшиеся чудовища. Архиоптерикс. Живая лестница.

Родные поэты (2 ч.)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине, природе Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.В.Никитина, А.А.Фета,  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Е.А.Баратынского, С.А. Есенина.    Конкурс чтецов «Стихи о родной природе».

Детские периодические и электронные издания (2 ч).

Детские газеты и журналы.

Обобщающее занятие  (2 ч.)  «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

Тематическое планирование внеурочного занятия  

«Увлекательный мир книг»

Тема занятия

Дата

проведения

Форма проведения

1

Организационное занятие 

 Интересные книги, прочитанные летом. Секреты устной речи. Для чего используют звуковые повторы в речи.  Какова роль интонации в устной речи.  

Книга- увлекательный мир.

Беседа, знакомство, выставки книг.

2

Тайны: близкие и далекие.  

М.Гумилёвская. Колокольчик в пустыне.  

Беседа, экскурсия в библиотеку. Выбор и чтение книг.

3

М.Гумилёвская.  Что такое эхо. Эоловый город.  

Поиск информации в библиотеке, в интернете

4

  Книги С.С.Гейченко.  Аист в Михайловском.    

Коллективная работа. Выбор книг в библиотеке, презентация.

5

   Книги Тамсыйчука «Где живет единогорог?  Зоологические истории»: Учитель Александра Македонского.

Практическая работа. Литературные игры

6

Книги Р.Кошурниковой. Можно ли гулять по Солнцу? Зачем ученые изучают Солнце? и др.

Конкурсы-кроссворды. Литературные игры

7

Загадочная вода и таинственный воздух )

Книги С.Зигуненко. Почему капля круглая?

Путешествия по страницам книг

8

Книги С.Зигуненко. Как падает дождевая капля?     Живая вода.

Ролевая игра. Инсценирование.

9

Книги В. Кривина, В.Чижикова, Ф. Льва:  Куда дует ветер?

Работа с книгой, поиск информации.

10

Книги В. Кривина, В.Чижикова, Ф. Льва:  Откуда появляются смерчи?

Поиск информации, работа с информацией.

11

Загадки природы.  Из чего состоит воздух? Круговорот в природе.

Работа с книгой, поиск информации. Анализ.

12

По секрету всему свету

Чудеса, рожденные лучом Солнца и каплей воды.

Коллективная работа. Свод правил- практическая работа

13

Какая она, Арктика? Антарктида – страна чудес.  

Работа с книгой, поиск информации.

14

Блуждающие горы. Пустыня – это там, где пусто?   В тропическом лесу.

Практическая работа. Коллективная работа. Путешествие по страницам книг

15

«Тайна страны невидимок…»

Какие они – бактерии? Где живут бактерии? Могут ли передвигаться бактерии? Чем питаются бактерии (По К Шарикову)

Практическое занятие с микроскопом. Просмотр презентации

16

Конкурс-кроссворд «Авторы произведений  о тайнах Земли, страны невидимок»

Библиотечные занятия.

Конкурсы-кроссворды

17

Тайны, похищенные у неба (4)

По произведениям Р.Кошурниковой, К.Уоллард, С Николаева,А.Волкова, А. Гурштейна, А Томилина, Е Левитана, П.Клушанцева. и др.

Неразгаданная тайна природы. Солнце: какой у неё цвет?  

Коллективная работа. Путешествие по страницам книг.

18

Сколько звезд на небе?, Как велики Звезды?  Загадки звезд: почему днем звезды не видны на небе? Почему звезды кажутся нам крошечными? О т чего зависит цвет звезд?

Чтение произведений, просмотр презентации

19

Луна.  Загадочная Луна. Велика ли Луна? Есть ли вода в море, дожди на Луне?

Работа с книгой, поиск информации. Анализ.

20

Планеты солнечной системы. Венера- планета тайн. Есть ли жизнь на Марсе? Почему у Юпитера есть красное пятно?  

Чтение произведений, просмотр видеоролика

21

Как образовались кольца у Сатурна? Может ли земля остановиться  или замедлить своё вращение? Дорога-орбита.

Коллективная работа.

22

 «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, орфоэпический, словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов, этимологический, картинный словарь. Выставка словарей. Работа со словарями. Игра-конкурс «Объясни слово». Игра-конкурс «Подбери антоним, синоним», «Загадочные омонимы»

Выставка- презентация.

Выставка словарей. Игры-конкурсы.

23

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках. Составление презентации «Чудо-словари» («Энциклопедии»).

Работа со справочными материалами.  Выбор и отбор материала. Тезисы. Групповая работа.

24

Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.

Литературная игра

25

Словари, энциклопедии, справочники, атласы - мои помощники

Составление презентации

26

Родные поэты. Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

Литературная гостиная. Просмотр картин, портретов, репродукций

27

Стихи о родной природе Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.В.Никитина, А.А.Фета,  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Е.А.Баратынского, С.А. Есенина.    

Конкурс чтецов

28

Любимые  стихи о родной природе

Инсценирование, чтение стихов.

29

Интересные страницы прошлого планеты Земля

По произведениям А.Членова, С Кордюковой, М Ильина, Е Сегал, Л.Багровой, Б. Дижур, С. Альтшулера. Как образовалась наша планета? Книга, со страницами из камня.

Работа с информацией.

Видеоролик, презентация.

30

Интересные страницы прошлого планеты Земля

По произведениям Л.Багровой, Б. Дижур, С. Альтшулера. Какими были первые растения на Земле? О чём рассказал каменный уголь?

Литературная гостиная Экскурсия в кабинет географии и биологии, встреча с учителями предметниками.

31

Интересные страницы прошлого планеты Земля. Исчезнувшиеся чудовища. Архиоптерикс. Живая лестница.

Работа с информацией Творческая работа

32

Детские газеты и журналы.

Работа с информацией Сбор, группировка, чтение,  анализ

33

Мой любимый журнал (газета)

Презентация издания

34

Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.

Путешествия по страницам книг

35

Итоговый урок «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

Урок- театр. Урок-спектакль.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Печатные пособия:

1. Произведения писателей и поэтов (по содержанию программы)

2. Г.В.Трафимова. Тайны близкие и далёкие.

3.Г.В. Трафимова.  Секреты и диковинки окружающего мира.

4. А.Н.Захлебный. Книга для чтения по охране природы

5.Словари (орфографический, толковый, орфоэпический, словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов, этимологический, картинный словарь  и др)

6. Энциклопедии, справочники, карты, таблицы, атласы, картины идр

Информационно-коммуникативные средства:

-   Электронные приложение  к  произведениям.

-   Интернет-ресурсы

-    Презентации

-    Видеоролики

Наглядные пособия:

- Наборы предметных (сюжетных) картинок.

- Детские книги разных типов из круга детского чтения.

-  Портреты поэтов и писателей.

- Гербарии, наборы камней, различные карты, атласы и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...