ОПЫТ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
статья
Новые подходы к обучению и воспитанию обучающихся с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями и определяют необходимость совершенствования содержания образования, создания специальных условий для повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социальной адаптации учащихся. Задача школы дать детям с ограниченными возможностями прочные общеобразовательные и профессионально-трудовые знания, умения и навыки, компенсировать дефекты развития личности в такой степени, чтобы они могли легко адаптироваться в социуме и полноценно реализовать себя в личном и профессиональном плане. В статье описан опыт использования полифункционального оборудования, которое имеет штрокий спектр возможностей - используется комплексно и разными специалистами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book | 344.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Махова Нина Михайловна,
координатор коррекционно-развивающей работы,
учитель-логопед
ГКОУ КШ № 8 г. Арзамаса
ОПЫТ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Требования современного законодательства характеризуют новые подходы к обучению и воспитанию обучающихся с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями и определяют необходимость совершенствования содержания образования, создания специальных условий для повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социальной адаптации учащихся. Задача школы дать детям с ограниченными возможностями прочные общеобразовательные и профессионально-трудовые знания, умения и навыки, компенсировать дефекты развития личности в такой степени, чтобы они могли легко адаптироваться в социуме и полноценно реализовать себя в личном и профессиональном плане.
В рамках регионального проекта «Доброшкола» был оборудован модуль для коррекционной работы с целью коррекции психического и речевого развития, перцептивной и мнестической деятельности, высших психических функций, формирования коммуникативных навыков социальной направленности и проведения ранней профориентационной работы с учащимися. Использование современного оборудования усиливает эффект воздействий на речедвигательные, сенсорные и психические функции ребенка, удовлетворяет потребности в движениях, игре, творчестве; корректирует речевые, двигательные нарушения, улучшает память, внимание, восприятие; обогащает сенсорный опыт в знаниях ребенка об окружающем. Так как оборудование имеет широкий спектр возможностей, используется комплексно и разными специалистами, тем самым становится полифункциональным.
Целью использования полифункционального оборудования в ГКОУ КШ № 8 является включение во взаимодействие речевых, двигательных, моторных, сенсорных зон коры головного мозга, активизация всех анализаторных систем ребенка, развитие адаптационных механизмов личности и расширение его социального опыта.
Основными задачами использования полифункционального оборудования являются:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с умственной отсталостью с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, психофизических возможностей;
- формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, качество, пространственная ориентация);
- формирование гностических процессов (слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных);
- компенсация психических процессов ребенка (целостное восприятие; слуховая, зрительная, кинетическая, кинестетическая память; произвольность внимания; словесно-логическое мышление);
- формирование основных двигательных качеств: силы, точности, амплитуды, объема, темпа, ритмичности, плавности и переключаемости;
- формирование коммуникативных навыков социальной направленности, расширение социальных контактов учащихся, включение их в конструктивное взаимодействие с окружающими, формирование жизненной компетенции в процессе общения.
Считаем очень важным то, что коррекционно-развивающие задачи решаются не в условиях статических занятий, а в совместной игровой деятельности с применением оборудования, что соответствует требованиям образовательного стандарта.
Специально организованная среда включает полифункциональное оборудование, которое мы условно делим на два блока
I. Релаксационный блок - задачами, которого являются:
- опосредованный массаж и мышечная релаксация;
-растормаживание речевых зон коры головного мозга (речедвигательной, речеслуховой, речезрительной);
- преодоление личностных нарушений, характерных для детей с умственной отсталостью.
Оборудование следующего назначения:
- сухой бассейн осуществляет массажный эффект, мышечную релаксацию;
-интерактивные воздушно-пузырьковая колонна и светозвуковая панель, светящийся шар позволяют снять психоэмоциональное напряжение, стимулировать ослабленные сенсорные функции, развивать психические процессы (воображение, мышление, внимание);
- кресла-кубики, пуфики, разноцветные подушки, мягко набивной ковер предназначены для релаксации, обеспечивают отдых и создают комфортную атмосферу;
- фиброоптические волокна помогают расслабиться, снять напряжение, настроиться на положительные эмоции.
II. Активационный блок - задачами, которого являются:
- стимуляция речевых зон коры головного мозга;
- стимуляция двигательных функций;
- стимуляция психических процессов.
Оборудование следующего назначения:
- балансировочные доски используются для развития координации, баланса, когнитивных функций и пространственного восприятия у учащихся;
- декоративно-развивающие панели развивают мелкую моторику рук, тактильные ощущения, логику и пространственное мышление;
- коррекционно-развивающий комплекс и световой стол для рисования песком предназначены для развития воображения, памяти, мелкой моторики, творческих навыков;
- тактильный игровой замок и тактильные дорожка, следы, коврики предназначены для развития координации движения, внимания, пространственных представлений, профилактике плоскостопия и с целью массажа стоп;
- дидактический стол мозаика предназначен для сортировки фигур по цвету, форме, размеру, что способствует развитию мелкой моторики, воображения, внимания, наблюдательности, художественного вкуса и образного мышления;
- тренажер зрительной координации и внимания развивает внимательность и усидчивость, зрительную концентрацию;
- развивающие наборы методических материалов для развития и коррекции восприятия;
- тоннели, используемые с целью преодоления моторной неловкости, совершенствования координации движений и тренировке вестибулярного аппарата, активации движений в ходе подвижных игр;
- разные виды мячей способствуют снятию мышечного напряжения, развитию двигательных и речевых функций, позволяют осуществлять массаж биологически активных точек. Специально организованная среда представляет собой единый комплекс: цветовой, звуковой, кинестетический. Каждая из этих модальностей гармонически сочетается друг с другом. Всё это развивает сенсорные способности. Благодаря полифункциональному оборудованию осуществляется стимуляция базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.
Деятельность специалистов в учреждении была организована по следующим направлениям, что обеспечило сто процентную занятость оборудования.
Развитие высших психических функций – реализует данное направление учитель-дефектолог и решает следующие задачи:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них зрительных, слуховых, тактильно - двигательных восприятий;
- обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и выражать их в речи;
- формирование способности сохранять, перерабатывать, воспроизводить полученные знания и умения;
- развитие регулятивной, коммуникативной функции речи, обеспечивающей социализацию ребенка с умственной отсталостью;
- исправление недостатков развития общей и мелкой моторики, совершенствование зрительно - двигательной координации;
- формирование школьной мотивации.
Сенсорный тип оборудования помогает стимулировать все органы чувств учащихся. Оно активирует познавательную активность, все аспекты речи, корректирует поведение, формирует сенсорные эталоны. Опыт использования оборудования способствует стимуляции центральной нервной системы, в том числе речемыслительной деятельности.
Развитие речи - реализует данное направление учитель-логопед и решает следующие задачи:
- обучение опосредованному массажу и релаксации, что способствует общему расслаблению, растормаживанию речевых зон, снятию спазма пальцев рук при письме;
- совершенствование качественных характеристик движений (сила, точность, ловкость, координированность) при формировании артикуляционного, общего, мелкого праксиса;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие фонематических процессов;
- обогащение и активизация словаря;
- совершенствование грамматических категорий;
- развитие коммуникативных навыков социальной направленности.
Понятия, формируемые у учащихся на логопедических занятиях, закрепляются в играх с оборудованием, что позволяет осуществить перенос учебных навыков в любую ситуацию и использовать любые заместители.
Эмоционально-личностное развитие - реализует данное направление педагог-психолог и решает следующие задачи:
- расширение эмоционального опыта учащихся, знакомство с различными эмоциями и чувствами;
- формирование навыков понимания собственного и чужого эмоционального состояния;
- овладение способами самовыражения различных эмоциональных состояний;
- развитие способности адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях, навыков эмоциональной саморегуляции;
- повышение познавательной активности;
- формирование самоконтроля, произвольности деятельности;
- формирование личностно положительных качеств (доброжелательность, терпимость, аккуратность).
Оборудование в работе психолога способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения и тревоги, развитию эмоционально-волевой сферы, стимуляции работы всех органов чувств, активизации познавательной активности, коррекции поведения, связи между полушариями головного мозга, связи между реальностью и воображением.
Двигательное развитие - реализует данное направление учитель ритмики и решает следующие задачи:
- совершенствование качественных характеристик движений (сила, точность, выносливость, координация движений);
- автоматизация движений, создание динамического стереотипа;
- формирование пространственных представлений, процессов восприятия;
- развитие темпоритмической организации речи;
- развитие двигательного творчества;
- развитие командных качеств личности.
Очень важно формировать у учащихся качественные характеристики движений в игровой ситуации с ярким оборудованием. Игры используются таким образом, чтобы изначально включались в работу знакомые группы мышц, а затем последующее усложнение упражнений включает в работу группы мышц, используемых реже.
Педагогами учреждения разработано программно-методическое и дидактическое обеспечение с использованием современного игрового оборудования, в которое вошли как авторские методики, так и адаптированные под возможности умственно отсталых детей.
- Программа формирования высших психических функций и навыков учебного поведения
- Программа развития эмоционально-личностной сферы учащихся
- Программа по коррекции устной и письменной речи учащихся
- Программа психокоррекционных занятий
- Дидактические игры и упражнения с использованием полифункционального оборудования
- Рабочие тетради
- Рабочие альбомы
- Тематические презентации
Оценка эффективности коррекционных воздействий на базе использования полифункционального оборудования в работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями осуществляется на основе следующих критериев: развитие высших психических функций, развитие речи, эмоционально-личностное развитие, двигательное развитие.
Класс | Развитие высших психических функций | Развитие речи | Эмоционально-личностное развитие | Двигательное развитие |
1 | 23 % | 43 % | 48 % | 42 % |
2 | 42 % | 48 % | 42 % | 49 % |
3 | 57 % | 50 % | 64 % | 71 % |
4 | 61 % | 62 % | 41 % | 75 % |
Итого | 46 % | 51 % | 49 % | 59 % |
Кроме того, оценка эффективности коррекционных воздействий в данном направлении позволяет оценить прогнозируемые результаты через повышение уровня сформированности жизненных «гибких» компетенций учащихся, коммуникативных навыков, учебных и социальных норм поведения.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что были достигнуты положительные результаты по всем направлениям коррекционно-развивающей работы. Следует отметить определенные результаты для субъектов коррекционно-образовательного процесса, которые заключается в следующем:
Учащиеся - созданная в школе многофункциональна среда, позволяет учащимся с умственной отсталостью проявить свою моторную, сенсорную, манипулятивно-познавательную, игровую и творческую активность, так как побуждает их взаимодействовать с различными элементами среды. Разработанный программно-методический и дидактический материал зарекомендовал себя, как эффективное лечебно-коррекционное средство преодоления и предупреждения отклонений в развитии учащихся, а апробированная методика является здоровьесберегающей и позволяет изменить форму организации занятий.
Таким образом, у учащихся повышается познавательная активность, успешнее формируются и совершенствуются гностические процессы, поисковая активность, преодолеваются двигательные расстройства, эффективнее осуществляется развитие речи и творческие возможности. Это закладывает прочный фундамент для успешного обучения и освоения профессионально-трудовых знаний и умений.
Педагоги - накоплен огромный опыт по использованию современного игрового оборудования в коррекционно-образовательном процессе для обеспечения эффективной коррекции с сохранением психофизического здоровья учащихся. Содержание педагогической деятельности стало более разнообразным. Поиск современных коррекционно – развивающих технологий, методов и приемов обучения способствует успешному продвижению учащихся в развитии, эффективной коммуникации педагога и учащихся, а также активному взаимодействию между субъектами образования.
Родители – главная цель, искать новые формы взаимодействия с родителями, наполнять их актуальным содержанием и преподносить так, чтобы они были заинтересованы, захотели сотрудничать. Осознанное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс значительно повышает его эффективность и является стимулом к росту родительской компетентности.
Таким образом, коррекционно-развивающая работы с использованием полифункционального оборудования максимально повышает эффективность комплексной помощи учащимся с интеллектуальными нарушениями, испытывающим трудности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борщевская А.К. К созданию социальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида / А.К. Борщевская // Дефектология. - 2002. - № 2. - с. 31-38.
2. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-методическое пособие / Т В. Варенова. - М.: Форум, 2015. - 272 с.
3. Гудкова, Т.В. Психолого-педагогический опыт работы по использованию полифункциональной среды сенсорной комнаты в системе сопровождения ребенка с ОВЗ / Т.В. Гудкова // Педагогический профессионализм в образовании: сб. науч. трудов XI Международной научно - практической конференции (Новосибирск, февраль 2015г.) / под ред. Е.В. Андриенко. - Часть 1. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - с. 194-203.
4. Перечень оборудования и средств обучения для оснащения отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам ГКОУ КШ № 8 - участника реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (инфраструктурный лист)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современного высокотехнологичного оборудования в образовательном процессе
Каталог электронных образовательных ресурсов по теме "Таблица умножения"...
Конспект урока "Рифма"с использованием современного интерактивного оборудования.
На данном уроке окружающего мира учащиеся знакомятся со вторым правилом здорового образа жизни, а именно: здоровым полноценным питанием.В процессе усвоения учебного материала у учащихся формируется по...
Использование современного интерактивного оборудования.
Использование современной интерактивной доски (задания для 1 класса)....
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия с педагогом-психологом с использованием музыкотерапии и танцевально-двигательной терапии «Летал, летал воробей.....»
Данная разработка предназначена для учащихся с нарушениями слуха. Задачи: познакомить с народной песней «Летал, летал воробей.....», научить движениям танца и пе...
Коррекционно - развивающие занятия для детей ОВЗ с использованием приемов ТРИЗ технологии
Коррекционно - развивающие занятия с детьми ОВЗ, с использованием приемов инновационной технологии формирования универсальных учебных действий, способных повысить эффективность обучения – теории р...
"Развитие физической активности посредством использования современного игрового оборудования"
quot;Развитие физической активности посредством использования современного игрового оборудования"...
Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»
laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...