Отчет по самообразованию
учебно-методический материал

Колесник Илья Александрович

Отчет по самообразованию

по теме: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Самостоятельная работа студента

по дисциплине «Теоретические и прикладные аспекты работы учителя начальных классов»

Отчет по самообразованию

по теме: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников»

Выполнил:

студент 4 курса группы 44Н,

отделения «Преподавание в

начальных классах»

Колесник И.А.

Воронеж

2023

Тема: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников»»

Цель: развитие методических компетенций учителя для повышение уровня читательской самостоятельности младших школьников»

Задачи:

  1. Освоение методов и приемов для помощи обучающимся в развитии навыков самостоятельного выбора и анализа литературы
  2. Повышение профессиональных навыков в организации учебного процесса, направленного на развитие читательской самостоятельности у учеников
  3. Подбор актуальных методик мониторинга прогресса обучающихся в формировании читательской самостоятельности, адаптация методик под индивидуальные потребности

Проблема: Снижение интереса к чтению, замена письменного текста на видео и компьютерную информацию набирает обороты, становясь чрезвычайно острой проблемой для развития подрастающего поколения

Теория вопроса: Проблема подтверждается данными социологических исследований, которые гласят, что число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе.

Опираясь на ФГОС НОО, цель обучения чтению в начальной школе определена уровнем сформированности необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, от которой зависит степень его осознания себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. От достижения этой цели также зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе.

Сформировать сознательного читателя - сложная задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, научить работать с текстом, выработать соответствующие читательские умения.

Многие авторы (Л. С. Выготский, И. И.Тихомирова) считают, что для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения.

Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.

На развитие познавательного интереса к чтению влияет также и организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними.

Следовательно, для развития методических компетенций учителя в ходе самообразования по предложенной теме, я могу предложить следующие формы деятельности:

  1. Практические мастер-классы
  2. Участие в семинарах и вебинарах
  3. Использование онлайн-ресурсов (курсов), предоставляющих инновационные методики, в т.ч. с применением ИКТ-технологий
  4. Собрания и тренинги с коллегами, направленные на создание образовательных ресурсов

Результатом которых станут:

  1. Проведение мастер-классов (организация групповых чтений, например)
  2. Проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания обучающихся к книгам и чтению (книжные выставки, экскурсии в библиотеку и т.д.)
  3. Организация клуба/кружка чтения
  4. Организация чтений на свежем воздухе
  5. Приглашение литературных гостей (писателей, поэтов современности) в рамках внеурочной деятельности, или классных часов
  6. Разработка тематических проектов в рамках уроков литературного чтения / внеурочной деятельности
  7. Создание методических пособий / рекомендаций (для коллег)

Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически, с одной стороны - целенаправленная педагогическая деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарнымым навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана «Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты третьего поколения / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2022. - 31 с.

  1. Антонова Н. А. Анализ сформированности читательской грамотности у

школьников [Текст] / Н.А. Антонова // PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ссоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва) [Электронное издание] / под общ. ред. О. А. Величенковой и А. В. Лагутиной. – Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. – С. 21-26.

  1. Артамошина, Е.Н. Дети и книга. Простые приемы привлечения к чтению / Е.Н. Артамошина // Школьная библиотека. – 2014. - №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»

Технологии  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам»....

отчет по самообразованию

отчет на м/о по теме самообразования  "Здоровьсберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе"...

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников как способ положительной мотивации учения"...

Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

Отчет по самообразованию

Эта тема мне была интересна....