Отчет по самообразованию
учебно-методический материал
Отчет по самообразованию
по теме: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Самостоятельная работа студента
по дисциплине «Теоретические и прикладные аспекты работы учителя начальных классов»
Отчет по самообразованию
по теме: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников»
Выполнил:
студент 4 курса группы 44Н,
отделения «Преподавание в
начальных классах»
Колесник И.А.
Воронеж
2023
Тема: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников»»
Цель: развитие методических компетенций учителя для повышение уровня читательской самостоятельности младших школьников»
Задачи:
- Освоение методов и приемов для помощи обучающимся в развитии навыков самостоятельного выбора и анализа литературы
- Повышение профессиональных навыков в организации учебного процесса, направленного на развитие читательской самостоятельности у учеников
- Подбор актуальных методик мониторинга прогресса обучающихся в формировании читательской самостоятельности, адаптация методик под индивидуальные потребности
Проблема: Снижение интереса к чтению, замена письменного текста на видео и компьютерную информацию набирает обороты, становясь чрезвычайно острой проблемой для развития подрастающего поколения
Теория вопроса: Проблема подтверждается данными социологических исследований, которые гласят, что число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе.
Опираясь на ФГОС НОО, цель обучения чтению в начальной школе определена уровнем сформированности необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, от которой зависит степень его осознания себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. От достижения этой цели также зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе.
Сформировать сознательного читателя - сложная задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, научить работать с текстом, выработать соответствующие читательские умения.
Многие авторы (Л. С. Выготский, И. И.Тихомирова) считают, что для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения.
Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.
На развитие познавательного интереса к чтению влияет также и организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними.
Следовательно, для развития методических компетенций учителя в ходе самообразования по предложенной теме, я могу предложить следующие формы деятельности:
- Практические мастер-классы
- Участие в семинарах и вебинарах
- Использование онлайн-ресурсов (курсов), предоставляющих инновационные методики, в т.ч. с применением ИКТ-технологий
- Собрания и тренинги с коллегами, направленные на создание образовательных ресурсов
Результатом которых станут:
- Проведение мастер-классов (организация групповых чтений, например)
- Проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания обучающихся к книгам и чтению (книжные выставки, экскурсии в библиотеку и т.д.)
- Организация клуба/кружка чтения
- Организация чтений на свежем воздухе
- Приглашение литературных гостей (писателей, поэтов современности) в рамках внеурочной деятельности, или классных часов
- Разработка тематических проектов в рамках уроков литературного чтения / внеурочной деятельности
- Создание методических пособий / рекомендаций (для коллег)
Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически, с одной стороны - целенаправленная педагогическая деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.
В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарнымым навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.
Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана «Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».
Список использованных источников
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты третьего поколения / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2022. - 31 с.
- Антонова Н. А. Анализ сформированности читательской грамотности у
школьников [Текст] / Н.А. Антонова // PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ссоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва) [Электронное издание] / под общ. ред. О. А. Величенковой и А. В. Лагутиной. – Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. – С. 21-26.
- Артамошина, Е.Н. Дети и книга. Простые приемы привлечения к чтению / Е.Н. Артамошина // Школьная библиотека. – 2014. - №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»
Технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...
Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».
Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам»....
отчет по самообразованию
отчет на м/о по теме самообразования "Здоровьсберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе"...
Отчет по самообразованию
Отчет по самообразованию по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников как способ положительной мотивации учения"...
Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»
Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и нав...
Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год
С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам. Перед собой я поста...
Отчет по самообразованию
Эта тема мне была интересна....