статья из опыта работы исследовательской деятельности обучающихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Голушко Елена Анатольевна

 Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции обучающихся в учебном процессе. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения, где закладываются основы исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователиИх влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс метода проектов.

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

(из опыта работы)

        Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции обучающихся в учебном процессе.

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения, где закладываются основы исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователиИх влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс метода проектов.

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".

Японская мудрость

        Проектная деятельность – это творчество. Но обучающихся младших классов надо учить творить.

Особенностью проектно-исследовательской деятельности в начальной школе является то, что ею могут заниматься обучающиеся с разным уровнем познавательной активности.

        Конечно же, специфика проектно-исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

        Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

        В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

   -умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнёром;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:

- навыки делового партнёрского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;

Коммуникативные умения:

- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса;

Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

            Следует отметить, что метод проектов – это метод активных технологий и его можно применять не только в урочной, но и во внеурочной деятельности

Особенно детям нравятся групповые проекты. Они развивают все универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные и предметные.

         В течение жизни мы все познаём мир, делаем открытия, удивляемся, разочаровываемся, совершаем ошибки, исправляем их, приобретаем опыт общения. Но каждый из нас идёт путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга.

Как педагог в системе организую с обучающимися проектную деятельность.

Хочу представить вашему вниманию несколько исследовательских работ:

2010г. Бершак Александра, область знаний «Информатика», тема «Компьютерные игры вред или польза»

Цель влияние компьютерных игр на детей.

Гипотеза. Если играть в компьютерные игры рационально используя время, то игры полезны для детей.

В ходе исследования, выяснилось, что компьютерные игры могут приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры – это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. Составили рекомендации для родителей, потому что их контроль за детьми необходим для того, чтобы компьютер из друга не превратился во врага.

Участник межрегионального фестиваля «Открытие мира».

        2012 г. Петрунина Дарья, область «Культура и традиции», тема: «Будет хлеб будет и обед»

Цель: Выявление значимости хлеба и преимуществ выпечки хлеба в домашних условиях.

Задачи:

1. Определить отношение ребят к хлебу.

2. Выявить количество семей, выпекающих хлеб в домашних условиях, среди учащихся 2-4 классов и учителей начальной школы.

3. Сравнить вкусовые качества свежего домашнего хлеба и хлеба, купленного в магазине.

4. Взять интервью у пекаря городской хлебопекарни.

5. Узнать у диетолога о полезных свойствах хлеба.

6. Самостоятельно испечь хлеб в домашних условиях.  

7. Создать памятку о бережном отношении к хлебу.

Гипотеза: Если отношение людей к хлебу, как объекту культуры значимо, то достаточно ли знаний у детей о важности хлеба в питании и о процессе хлебной выпечки.

В ходе работы выяснили, что хлеб является одним из самых значимых продуктов на столе человека, что в нем содержится большое количество полезных для организма веществ, под руководством мамы и классного руководителя самостоятельно испекла хлеб в хлебопечи.

Гипотеза о взаимосвязи между уровнем знаний о пользе хлеба, об истории его прохождения от пшеничного поля к столу и отношении в обыденной жизни к хлебу получила свое подтверждение.

 Призёр межрегионального фестиваля «Открытие мира».

        2015г. Милявский Павел, область «Информатика», тема: «Компьютер или книга, мой выбор»

Цель исследования: выбор книги для чтения или поиск нужного произведения одним кликом мышкой.

 Гипотеза: Если сочетать работу с книгой и работу на компьютере, то что эффективнее поможет при подготовке к урокам.

В ходе работы провели анкетирование среди одноклассников, провели эксперимент, пришли к выводу, что что книга и компьютер являются источниками информации, которые необходимо сочетать. Значит, можно утверждать, что использование книги и компьютера для подготовки к уроку в одинаковой степени полезно и эффективно. Работа представлена на школьной научно-практической конференции.

        2017г. Урюмцева Елена, область «В мире животных», тема: «Как подружились человек и собака»

Цель работы – роль собаки в жизни человека и особенности взаимодействия человека и животного.

Актуальность работы – собаки с древних времен и до наших дней рядом с человеком. Они занимают в нашей жизни особое место. Изучение их особенностей помогает людям и собакам лучше взаимодействовать друг с другом.

Гипотеза – если собаку называют другом человека, то что помогает взаимодействовать с этими животными.

В ходе работы пришли к следующим выводам: что данная тема актуальна. Собаки с древних времен и до наших дней рядом с человеком. Они занимают в нашей жизни особое место. Изучение их особенностей помогает людям и собакам лучше взаимодействовать друг с другом.

Работа представлена на школьной научно-исследовательской конференции.

        2017г. Маркова Инесса, область «Техника и изобретательство», тема: «Волшебный мир лепки».

Цель работы: Создание композиции из разных видов лепки: глины, пластилина и теста;

Актуальность темы: Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества.

Гипотеза: Изучив материал и зная состав, можно самому приготовить в домашних условиях пластичные материалы такие как глина, пластилин и соленое тесто.

По итогам работы стала новая коллекция изделий из пластилина, глины и солёного теста, которую Инесса представила перед одноклассниками в качестве образца, которые мы можем использовать для игры. В настоящее время для развития способностей детей есть огромный выбор материалов для творчества, но они имеют высокую цену. Можно приготовить в домашних условиях пластичный материал, затратив на это минимум средств.

Работа представлена на школьной научно-исследовательской конференции.

2018г. Урюмцева Елена, область «В мире животных», тема: «Кто в доме хозяин?»  

Актуальность работы. Часто в домах собаководов живут и другие животные. Знание особенностей их отношений помогает всем питомцам лучше взаимодействовать друг с другом.

Цель: определение условий совместного проживания в домашних условиях собаки, попугая, хомяка и черепахи.

Гипотеза: изучив особенности отношений домашних питомцев, мы сможем создать условия для комфортного взаимодействия друг с другом. (школьный уровень)

Подводя итоги работы, гипотеза подтвердилась.

В данной работе раскрыты взаимоотношения собаки и других питомцев и изучены особенности их взаимодействия.

Составлены полезные советы, как подружить собаку и других питомцев друг с другом.

Взаимоотношения собаки, попугая, хомяка и черепахи в домашних условиях обитания складываются по-разному.

Если животные появляются в доме в маленьком возрасте, то, скорее всего, их взаимоотношения будут складываются по мере взросления более дружелюбно.

У животных, проживающих раздельно, которые познакомились друг с другом во взрослом возрасте нет взаимопонимания, так как они не понимают «языка» друг друга.

Чтобы подружить собаку с другими животными, нужно соблюдать определенные правила.

Поговорка «жить как кошка с собакой» чаще соответствует действительности и применяется в ситуациях крайне отрицательных взаимоотношений между людьми.

В ходе исследовательской работы были проведены наблюдения, изучена литература, выбран нужный материал, проведено анкетирование, сделаны выводы.

Работа представлена на школьной научно-исследовательской конференции.

        2018г. Глушкова Альвина, область «Спорт», тема: «Мой выбор – спортивная аэробика».

Гипотеза: если изучить особенности физических нагрузок младшего школьника и виды связок, то можно предположить, что занятия спортивной аэробикой, как одного из видов физической тренировки, подойдет любому младшему школьнику, и он без труда научится танцевать.

Цель исследования: привлечение внимания сверстников к здоровому образу жизни через занятия спортивной аэробикой.

В ходе исследования пришли к выводам, что спортивная аэробика, развивают в человеке скорость, силу, чувство ритма, гибкость. Занятия этим видом спорта не каждому по плечу. Лишь физически подготовленный, целеустремлённый человек сможет выдержать большие физические нагрузки во время тренировки и выступления. Изучив несколько видов связок, действительно можно самостоятельно научиться танцевать, как смогла убедиться на собственном опыте.  Анкетирование одноклассников показало, что все ребята стремятся к здоровому образу жизни, многие в классе физически развиты, а некоторые, а именно четверо из двадцати пяти человек профессионально занимаются спортом.

Работа представлена на школьной научно-исследовательской конференции.

2022 г Кокарева Мария, область Изобразительное искусство, тема: «К 50-летию Нижневартовска», Актуальность работы – город, в котором мы живём, славен не только нефтью и газом, но и людьми, которые вложили свои силы и здоровье, чтобы наш город стал красивым, процветающим. Гипотеза – если мы изучим историю города и соберём материал, то можно изобразить несколько рисунков для галереи и внести свой вклад в формирование знаний о достопримечательностях города. Цель работы – узнать историю города Нижневартовска, познакомить одноклассников с некоторыми достопримечательностями города и известными художниками и их работами. В ходе работы сделали выводы: По своим наблюдениям выполнила несколько рисунков известных мест нашего города. Из дровяной пристани «Нижневартовская» вырос красивый, современный уютный, динамично развивающийся город. В нем комфортно учиться, работать и отдыхать и детям, и старшим жителям. Большой вклад в развитие города внесли люди разных профессий. Наш город славен своими достопримечательностями. Город Нижневартовск отмечает свой 50-летний Юбилей. Для многих жителей этот город стал судьбой, главной страницей биографии, и накрепко породнил с собой. Мы ещё дети, но растём, учимся, и в дальнейшем будем работать в и прославлять свой город Нижневартовск.

2023 г Ишкулова Ксения, область Естествознание, тема: «Откуда в хлебе дырочки?» Цель исследовательской работы: Выяснить причины появления дырочек в хлебе. Гипотеза исследования основана на предположении, что в хлебе есть воздух, который образует поры, отчего и образуются дырочки. В ходе своей исследовательской работы пришли к выводу, что благодаря работе дрожжам в хлебе при выпекании появляется большое количество дырочек. Так как в хлебе без дрожжей дырочек практически нет. Чем больше дрожжей в тесте, тем больше пузырьков. От этого тесто поднимается, «подходит», как говорят хозяйки и пекари. А затем в жаркой печи при выпекании вместо пузырьков в хлебе остаются дырочки. Следует об этом помнить. И если забыть положить дрожжи при замесе теста, то хлеб не получится пышным. А еще сама девочка научилась выпекать вкусный хлеб.

        Темы детских исследовательских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для работы требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе утрачивается сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной работы. С этой целью проводятся специальные собрания-лекции, на которых разъясняется родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; описываются об основные этапы проектной деятельности и формы возможного участия родителей в ней. Разрабатываются "Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект".

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя и родителей — помочь детям в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.

Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...

Из опыта работы (исследовательская деятельность) «Возможности сказки в творческом развитии учащихся»

Сказки – это волшебный мир, куда попадает каждый ребенок, читая их. Уроки литературного чтения дают возможность ребёнку оказаться в этом волшебном мире, который  развивает у детей воображение, фа...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Представление опыта работы "Исследовательская деятельность младших школьников"

Исследовательская деятельность младших школьников (февраль 2016г)...

Статья из опыта работы. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.

Статья из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Павловской ООШ Волокитиной Н.В....

Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».

В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ оченьактуальным является формирование гуманных отношений между детьми.становятся непосредственными участниками учебного процесса.Проект &nda...