Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности.
материал (3 класс)


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по окружающему миру в 3 классе

Тема: « В царстве грибов»

Подготовила

учитель начальных классов

Бархатова Елена Викторовна

Тема: « В царстве грибов»

Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Этот конспект направлен на формирование у детей общих представлений о царстве грибов, их строении, видах и значении в природе и для человека.

Цель: формирование у обучающихся представлений о царстве грибов в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи:
Дидактическая –ознакомление со строением гриба, группами грибов, а также с грибами, занесенными в красную книгу России.
Развивающая - развитие словесно-логическое мышления, памяти, внимания и коммуникативных способностей в процессе выполнения учебных заданий.
Воспитательная – осознание важности изучения царства грибов в процессе беседы с учителем.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): имеют представление о понятии «царство грибов», умеют рисовать схему строения грибов; знают о группах грибов – съедобные и несъедобные; отличают грибы-двойники; составляют правила сбора грибов; повторение понятий о живой и неживой природе, царства животных и царства растений.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с задачами, умеют вести диалог, активно работают в группах, проявляют инициативу и активность на уроке.
Познавательные: находят информацию в учебнике, проводят сравнение и осуществляют анализ объектов, обобщают и делают выводы.
Регулятивные: по названию темы формулируют проблему и цель, принимают учебную задачу и сохраняют её на протяжении всего урока, планируют учебную деятельность, контролируют и оценивают результаты своей работы по выбранным критериям.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): осознают важность взаимосвязи в живой природе, проявляют интерес к изучению новой темы.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал (задание для выполнения в группах, кружки зеленого, синего, красного цвета для рефлексии).

Тип урока: открытие нового знания

Формы: фронтальная, групповая

Методы, приемы: репродуктивный (повторение изученной темы урока), объяснительно-иллюстративный (показ презентации), частично-поисковый

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый утро, ребята! Меня зовут Елена Викторовна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

(слайд 1). Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.

#1040;ктуализация знаний. Повторение изученного материала.
- Сейчас я проведу с вами блиц опрос. Вы поднимаете спокойно руку. Главные условия – не кричать, отвечать быстро, но правильно.
- Давайте начнём.

- Что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
- Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, камни и д.р)
- А что относится к живой природе? (животные, растения, грибы, микроорганизмы и т.д)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
- Ребята, на какие царства учённые делят живую природу? ( Царство растений, царство животных, бактерий, грибов).

- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы.

-Вам необходимо по картинке сказать к какому царству она относится.

( слайд с картинками 2-7)

- На какие 2 группы вы их распределили? (растения и животные).

- По какому общему признаку вы отнесли растения к царству растений?

(Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами)

Назовите общие признаки, которые характерны для царства животных:

(Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению)

(слайд 8). -Что вы видите на этой картинке? (гриб)

-Можно ли отнести гриб к царству растений или царству животных? (нет)

-Почему? ( Потому, что по признакам грибы не подходят к этим царствам)

3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.

- Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке? (о грибах)

-Сформулируйте тему нашего урока….

- в царстве грибов. (слайд 9)

- Какую цель поставим перед собой (слайд 10) 2 раза щелкать

- Познакомиться… (с царством грибов)

- Какие задачи будем решать на уроке? (слайд 11) 4 раза щелкать.

Задачи:

-На уроке мы:

1. Узнаем… (строение гриба)

#1055;ознакомимся…(с видами грибов)

3. Определим… (значение грибов в природе)

4. Работа по теме урока

-Как вы думаете, грибы – это живая природа или неживая? (Живая)

- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают)

-Ребята, мы с вами выяснили, что грибы не относятся ни к царству растений, ни к царству животных.

-Так что же это такое – грибы?

-Совершенно верно. Грибы – это отдельное царство живой природы.

(слайд 12) -Ученые долго не могли решить, что это такое – грибы? К группам животных и растений они не подходят и мы с вами в этом убедились. Грибы настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали выделять их в специальное царство – ГРИБОВ.

(слайд 13) Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

5. Работа в группах.(слайд 14)

- Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей.

- Для проведения нашего исследования работаем в группах.

- У каждой группы есть вопросы

- Ваша задача с помощью учебника найти ответы.

- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.

- Открываем учебники на с.112-116 и приступаем.

-на выполнения я вам даю 5 минут.

- Прежде чем проверить ответы на ваши вопросы, предлагаю вам сделать зарядку. Встаем ребята.

6. Физминутка: (на слайде)

Разподняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

-А теперь проверим правильно ли вы выполнили задания.

7. Обмен информацией. Итак первый вопрос читает….

1. Вопросы для групп: Из каких частей состоит гриб?

что гриб имеет следующие части:ножка, грибница, шляпка. Посмотрите на доску. Вы видите гриб, кто сможет выйти к доске и соединить части гриба с рисунком.)

2. Вопрос: Что такое грибница? (Подземная часть гриба)

3. Вопрос: для чего она служит? ( она всасывает из почвы воду с растворенными минеральными солями)

4.Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? (Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества. Многие грибы тесно связаны с деревьями. Нити грибницы оплетают корни деревьев, срастаются с ними и помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли. Таким образом деревья и грибы помогают друг другу).

5. На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные

- Сейчас мы узнаем сможете ли вы их отличить.

-Предлагаю поиграть в игру. Мне нужно два человека. Один человек выбирает только съедобные, а другой несъедобные.

-А вы ребята внимательно следите правильно ли (имена детей) выполнили задания.

- Ребята у вас на столах лежат сигнальные карточки. Оцените ребят. Если вы считаете что задания выполнили правильно показываете красный кружок, если есть ошибки зеленый кружок.

- Вы хорошо поработали, молодцы!

-Теперь посмотрите на слайд и сделайте вывод: (слайд 15)

1. Имеет…. шляпку, ножку, грибницу.

2. Не могут сами вырабатывать…. питательные вещества.

3. Грибница всасывает из почвы…воду и минеральные соли

4. Грибы тесно связаны… с деревьями

#1043;рибы и деревья помогают…. друг другу.

6. Грибы бывают…. съедобные и несъедобные

-Идем дальше

8. Продолжение изучения нового материала

(слайд 16). -Ребята, перед вами пары грибов, а что необычного вы видите на сайде?

( Слайд с грибами двойниками)

- Вы знали, что многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи.

-Это грибы двойники

- Такие грибы еще называют ядовитые.

-С некоторыми мы сейчас познакомимся (слайд 17-19)

- Всё внимание на слайд.(слайд с грибами двойниками)

-Как же поступить ядовитыми грибами, ведь они могут навредить нашему здоровью.

Провокация – может их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (ответы детей)

-Ребята, а зачем тогда они нужны ядовитые грибы?

(Грибами питаются многие лесные звери. В них живут, их едят червячки, жучки. Даже ядовитые грибы нужны лесу, ведь ими питаются и лечатся

некоторые животные)

- А ещё в грибах живут мелкие насекомые, мелкие животные и птицы пьют воду которая собирается в шляпках грибов.

(слайд 20) - Ребята, вы видите грибы, которые вам вряд ли удастся встретить в лесу, так как это грибы, занесенны в Красную книгу.

-Все они довольно причудливой формы и яркой раскраски. Но это тоже грибы.

-Как вы думаете, почему они внесены в Красную книгу России? (они находятся на грани исчезновения и нуждаются в особой охране)

- Какой сделаем вывод:

(Грибы – это богатство природы. Относится к ним нужно бережно)

- Ребята, кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?

-Кто знает, как нужно правильно собирать грибы?

-«Все, что касается здоровья, подчинено определенным правилам!»

-Давайте мы тоже составим правила для сбора грибов.

-Правда правила перепутались, поэтому вам придётся найти правильные

(работаем в группах)

(Детям дается листок с правильными и неправильными ответами, их задача найти только правильные, показываем готовность группы).

- Обратите внимания на слайд. Проверьте кто сделал правильно, а кто допустил ошибки. (слайд 21)

Презентация на большом экране: - Правила сбора грибов появляются на большом экране:

1. Собирай только знакомые грибы.

2. Не разрывай мох и листву вокруг гриба.

3. Грибы лучше срезать ножом.

4. Нельзя собрать старые грибы.

#1053;ельзя собирать грибы возле дорог.

#1061;одить за грибами можно только с родителями.

Всегда соблюдайте эти правила.

-Чтобы вы о них помнили вот вам памятка.

- молодцы, ребята.

9. итог урока

-Наш урок подходит к концу

-Сегодня мы попытались разгадать тайну грибов. Теперь мы знаем, что грибы – это не только, то что, мы собираем в лукошко в лесу. Грибы - это уникальное творение природы.

Надеюсь, мне удалось приоткрыть дверь в самое загадочное царство на земле - царство грибов.

- Вернемся к началу урока (работа со слайдом)
- Ребята, была ли достигнута наша цель урока (слайд 22)

- А все ли задачи поставленные на уроке мы выполнили. (слайд 23)

- Давайте проверим.
- Какое строение у гриба…( . Имеет шляпку, ножку, грибницу.)
- Какие бывают грибы?... (Съедобные и несъедобные)

- А какое значение грибов в природе?

Вывод: Грибы играют большую роль в жизни леса. К ним нужно относится бережно. Они питают деревья, служат кормом для животных.

Главное, не забывать, что всё в природе взаимосвязано, уничтожая одно, вы наносите вред другому. Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли.
- Хорошо, Вы большие молодцы.

10. Домашнее задание на выбор.(слайд 24)

#1055;рочитать текст на с.112-116 и ответить на вопросы с.116

#1055;одготовить сообщение о грибах занесенных в красную книгу.

(слайд 25) 11. Рефлексия.

-Ребята, сейчас я предлагаю каждому из вас вспомнить, как он сегодня работал на уроке, и оценить свою работу.

Я всё понял, работал внимательно, без ошибок поднимите зеленый кружок.

Я всё понял, но допустил ошибку поднимите синий кружок.

Я не всё понял, мне нужно поработать еще над темой поднимите красный кружок.

покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли,

покажите красный.

-Урок закончен. Благодарю всех за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из глубокого колодца солнце медленно встаёт, Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся, Новый день оно начнёт.

Слайд 4

Царство растений

Слайд 7

Царство животных

Слайд 10

Цель урока: Познакомиться … с царством грибов

Слайд 11

Задачи урока 1.Узнаем … 2.Познакомимся … 3. Определим … строение гриба с видами грибов значение грибов в природе

Слайд 13

Очень интересные факты о грибах! Грибы – одни из самых удивительных живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях

Слайд 14

Учебник на стр.112-116

Слайд 15

ВЫВОД 1.Гриб имеет… 2.Не могут сами вырабатывать… 3.Грибница всасывает из почвы… 4.Грибы тесно связаны с… 5.Грибы и деревья помогают… 6.Грибы бывают…

Слайд 17

Белый гриб Шляпка снизу белая, на ножке рисунок в виде белой сеточки. Съедобный. Опасные двойники Желчный гриб Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки. Несъедобный.

Слайд 18

Шампиньон Шляпка снизу розовая или фиолетовая , внизу на ножке нет мешочка. Съедобный. Опасные двойники Бледная поганка Шляпка снизу белая , на ножке внизу разорванный мешочек. Несъедобный.

Слайд 19

Опята Шляпка снизу желтовато-белая, на ножке есть кольцо . Съедобный. Опасные двойники Ложные опята Шляпка снизу тёмная, на ножке нет кольца. Несъедобный.

Слайд 21

Правила сбора грибов Собирай только известные съедобные грибы! Не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох. Срезай грибы ножиком. Не бери старые грибы. Не собирай грибы вдоль шоссейных дорог, городских скверах, и промышленных предприятий.

Слайд 22

Цель урока: Познакомиться … с царством грибов

Слайд 23

Задачи урока 1.Узнаем … 2.Познакомимся … 3. Определим … строение гриба с видами грибов значение грибов в природе

Слайд 24

ПО ВЫБОРУ 1. Прочитать текст на с.112-116 и ответить на вопросы с.116. 2. Подготовить сообщение о грибах занесенных в красную книгу



Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме:


«Использование техник скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя

В.А. Сухомлинский

#1042;ступительная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Ярада представить вам свой мастер класс по теме: «Использование техники скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Цель: развитие техники чтения учащихся начальных классов, без принуждения, на основе развития интереса к чтению.

Задачи:

1. Обучать приемам быстрого и правильного чтения.

#1056;азвивать слуховую и зрительную память, навыки воображения, восприятия, внимания.

3. Формировать умения правильно и осознанно читать.

4. Развивать логическое мышление, речь.

#1060;ормировать устойчивый интерес к чтению.

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо, читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Навыки скорочтения полезны для школьников, ведь между скоростью чтения и успеваемостью есть прямая взаимосвязь. Школьная программа подразумевает освоение большого количества материала, не говоря уже о том, что ребенок, помимо школьных занятий, может посещать дополнительные кружки. Быстрое чтение не только помогает освоить внушительный объем информации за короткое время, но и повысить мотивацию к обучению

Что же такое скорочтение?

Скорочте́ние — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения.

Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видео информации – это очень ценно. Человек, который может немного быстрее своего соседа обрабатывать информацию, видеть тренды. Он и учится лучше, и работает лучше. Если ребёнку этот навык в детстве привить, то в жизни он станет более успешным.

Чему мы учимся в процессе освоения скорочтения?

  1. Расширению поля восприятия.
  2. Избавлению от регрессий - неосознанного возвращения глаз к уже прочитанному.
  3. Оттеснению артикуляции - проговариванию при чтении.
  4. Развитию скоростного понимания и быстрого анализа прочитанного.

Сейчас я вас познакомлю несколько упражнений, с помощью которых мы с ребятами осваиваем навык скорочтения.

Одна из техник развития навыка скорочтения –это таблицы Шульте-Горбова. Их довольно много, мы рассмотрим с вами только пару.

Первое упражнение таблицы Шульте -упражнения на развитие угла зрения

  1. 3х3, самая легкая, с чего начинают заниматься дети. Нужно смотреть в центр этого квадрата на цифру 4 и стараясь не двигать глазами, искать числа от 1 до 9.


3х3_1

#1042;торой уровень состоит из таблицы 5х 5, на этой таблице мы потренируемся. Смотрим на число 19. Глаза ваши будут пытаться двигаться, но нужно стараться удерживать их в центре и искать последовательно числа. Основной принцип концентрация внимания на центре — это упражнение делается с секундомером, результат фиксируется. И с каждым разом время ваше должно сокращаться при выполнении этого задания.

tab1

Данные упражнения позволяют:

#1059;пражнение «Красно черные цифры» Перед вами прямоугольник с числами. Ваша задача максимально быстро назвать числа от 1 до 25. Называем одно число красное и такое же черное.

1

Это упражнение очень хорошо развивает внимание.

#1059;пражнение «Алфавит» Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга.

Что нужно делать? Вы видите, что здесь две буквы. Одна сверху, другая снизу. Ваша задача называть верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана п- правую, л-левую, о- обе.

21939-2_2

5. Упражнение - «Струп-тест»

Это упражнение развивает внимание и умение концентрироваться в понимании прочитанного. Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова. Разделитесь на пары. Один читает, другой фиксирует количество ошибок. И на оборот.

c0-1445878418

Смысл этого упражнения при правильном выполнении визуальное восприятие конфликтует с аналитическим. Когда вы смотрите на слово, вам хочется назвать цвет, который написан, а не которым написано. Умение быстро решать эти конфликты, позволяет развить понимание текста. При чтении текстов он будет легче понимать прочитанное.

#1059;пражнение на адаптивность сознания. Вращающиеся буквы в словах, подобные тренировки – читать перевернутый текст, рассыпанные буквы и т.д. очень сильно содействуют развитию интуиции и мышления.

Подведение итогов

Есть еще много упражнений, направленных на развитие скорочтения. Это лишь малая часть, того с чем я вас познакомила. Систематически применяя технику скорочтения в своей работеполучила положительные результаты:

  • Дети понимают текст, могут его проанализировать, выделить самое главное и кратко пересказать прочитанное;
  • Улучшилась память;
  • Быстрее стали усваивать больший объём информации;
  • Развился навык грамотного письма;
  • Повысился интерес к учебе и сократилось время на выполнение учебных занятий;
  • Учащиеся стали увереннее в себе;
  • Увеличилась скорость чтения;

Результаты техники чтения и понимания прочитанного детьми представлены на слайде.

Гришина София с 85 слов до 145, понимание текста было 70 стало 100 %.

Ереско Арина с 70 слов до 110, понимание было 60% стало 90%.

Ундалова Александра с 50 слов до 90, понимание было 40%. Стало 80%

Бондарева Валерия с 75 слов 100, понимание текста 50%. Стало 100%.

Гончарова Виктория с 64 слова, 89 понимание текста 68%. Стало 90%

ДрюпинаВиолетта с 56слов, 80, понимание текста 40%. Стало 80

Рефлексия

-Проведём заключительную часть нашего мастер класса. Перед вами «Корзина Рефлексии». Наполните её плодами. Выразите своё отношение к работе нашего мастер класса.

- Яблоки - символизируют работу нашего мастер класса. Насколько для Вас была полезна эта работа? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.

- Закончить работу нашего мастер класса хотелось бы словами Бернарда Шоу

«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.

А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Использование техник скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе» Подготовила: учитель начальных классов Бархатова Елена Викторовна

Слайд 2

Цель: развитие техники чтения учащихся начальных классов, без принуждения, на основе развития интереса к чтению. Задачи : 1. Обучать приемам быстрого и правильного чтения. 2.Развивать слуховую и зрительную памяти, навыки воображения и восприятия, внимания. 3. Формировать умения правильно и осознанно читать. 4. Развивать логическое мышление, речь. 5.Формировать устойчивый интерес к чтению.

Слайд 3

Скорочте́ние — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Что такое скорочтение ?

Слайд 4

Подготовила: учитель начальных классов Бархатова Е лена Викторовна Чему мы учимся в процессе освоения скорочтения ? Расширению поля восприятия. Избавлению от регрессий - неосознанного возвращения глаз к уже прочитанному. Оттеснению артикуляции - проговаривания при чтении. Развитию скоростного понимания и быстрого анализа прочитанного .

Слайд 5

Техника развития навыка скорочтения Таблицы Шульте-Горбова . Данные упражнения позволяют: развить внимание и память; активизировать развитие мыслительных процессов; расширить угол зрения; активировать развитие мозга; развить быстроту реакции.

Слайд 6

Упражнение «Красно черные цифры » развивает внимание. Упражнение «Алфавит» направлено на синхронизацию полушарий головного мозга . Упражнение - «Струп-тест » развивает внимание и умение концентрироваться в понимании прочитанного

Слайд 7

В л е с у о с л а с о с н а . а м б ы л д у п л о . В д у п л е и л а б е л к а . б е л к и б ы л и д е и . н и м а л ы

Слайд 8

Результат работы: Дети понимают текст, могут его проанализировать, выделить самое главное и кратко пересказать прочитанное; Улучшилась память; Быстрее стали усваивать больший объём информации ; Развился навык грамотного письма; Повысился интерес к учебе и сократилось время на выполнение учебных занятий; Учащиеся стали увереннее в себе;

Слайд 9

Результат работы: №п Ф. И. учащихся Скорость чтения на начало года Скорость чтения на конец года Понимание текста на начало года Понимание текста на конец года 1 Гришина София 85 145 70 100 2 Ереско Арина 70 110 60 90 3 Ундалова Александра 50 90 40 80 4 Бондарева Валерия 75 100 50 100 5 Гончарова Виктория 64 89 68 90 6 Дрюпина Виолетта 56 80 40 80

Слайд 10

Желаю удачи !



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Второкаменская средняя общеобразовательная школа»

Методическая мастерская

Бархатовой Елены Викторовны

учителя начальных классов

Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников»

2019-2022 учебный год.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Бархатова Елена Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Второкаменская СОШ».

(Слайд 1).Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно, так писал академик Н.М. Амосов.

«Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц.

Все взрослые мечтают быть здоровыми. Дети, к сожалению, не понимают такой ценности, поэтому необходимо помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.

В наши дни сбережение здоровья ребёнка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменение во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

  • Объём информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество дисциплин в школе.
  • Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т. п.
  • Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
  • Вредные привычки.
  • Накапливание отрицательных эмоций.

Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому надо учить. Необходимо формировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.«Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы!» Н.К. Смирнов
(слайд 2.) Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников на уроках».

(слайд 3.)Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья во время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить

использовать полученные знания в повседневной жизни

(слайд 4). Задачи:

  • организация учебного процесса с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
  • создание условий ощущения у младших школьников радости в процессе обучения;
  • научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
  • воспитание культуры здорового образа жизни;
  • развитие творческих способностей младших школьников;
  • мотивация на здоровый образ жизни;
  • научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • внедрение инновационных педагогических технологий.
    (слайд 5). «Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.

(слайд 6). Начала я работу по теме самообразования с изучения основных факторов окружающей среды (классной комнаты) влияющие на здоровье. Для этого были созданы следующие гигиенические условия в учебном кабинете:.

  • чистота,
  • температура и свежесть воздуха,
  • рациональное освещение класса и доски,
  • отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки школьников.

(слайд 7). Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе:

  • оптимальная учебная нагрузка;
  • сбалансированное питание;
  • рациональный режим обучения;
  • рациональный двигательный режим;
  • использование технологии обучения, содействующие здоровью;
  • обучение в условиях, соответствующих СанПиНам;
  • оказание психологической и социальнойподдержки;
  • своевременные медицинские услуги;
  • охрана психического здоровья.

Работу по формированию здорового образа жизни у учащихся реализую через урок.

Разработала пути сохранения здоровья учеников в рамках урока:

(слайд 8)

  1. Комфортное начало урока

Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически.

  1. Творческий характер образовательного процесса т. к. это крайне необходимое условие здоровьесбережения. Обучение без творческого заряда-неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Включая ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, а это в свою очередь снижает наступление утомления. Этого ядостигаю путем использования:
  2. (слайд 9).
  • игровых ситуаций на уроках и разных форм уроков;
  • драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;
  • подвижных игр на переменах; (слайд 10).
  • занимательных упражнений на уроках;
  • заданий творческого характера, дифференциации домашнего задавания.
  • Все это будет способствовать развитию коммуникативных компетенций, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение и повышает интерес к урокам.

На уроке я включаю от 4 и более видов учебной деятельности. Использую различные методы обучения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, таких как:

  • метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор способа действия);
  • (слайд 11).
  • активные методы обучения (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);
  • методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Кроме данных методов включаю на уроках следующие физкультурные минутки:

  • упражнения по формированию осанки (слайд 12).
  • упражнения для ног
  • расслабление кисти
  • массаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика (слайд 13).
  • дыхательная гимнастика,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;(слайд 14).
  • предупреждение утомление глаз (слайд 15)
  • расслабляющая гимнастика (слайд 16)
  • психофизическая тренировка релаксация (слайд 17)
  • физминутка « Ухо, нос, хлопок, на развитие координации (слайд 18)

Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма младших школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

( слайд 19). Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий удаётся:

  • увеличить объём двигательной активности детей;
  • сформирован у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
  • активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Вывод: Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ведет к улучшению успеваемости. (слайд 20)

Успеваемость и качество знаний учащихся

(слайд 21) Снижению показателя заболеваемости детей

(слайд 22) Изменению отношения к здоровью

(слайд 23) Дети моих классов активные участники общешкольных мероприятий и праздников, связанных со спортом, мало болеют пропуски за 2021 -2022 учебный год составляют 50 уроков. Учащиеся ведут активный образ жизни.

Быть здоровым — это естественное желание каждого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

(слайд 24) Спасибо за внимание.










Предварительный просмотр:

Классный час «С детства дружбой дорожи!»

Цель: Способствовать расширению знаний детей о дружбе, формированию нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Задачи: (планируемые результаты):

Предметные:

  • Расширить знания детей о дружбе.
  • Формировать у детей знания о важности дружбы в их жизни.

Метапредметные:

Личностные:

  • Обогащать представления о базовых понятиях дружбы.

Регулятивные:

  • Учить определять тему мероприятия с помощью учителя.
  • Развивать умение отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные:

  • Учить отвечать на вопросы учителя.
  • Формулировать собственное мнение и учитывать мнение других.

Познавательные:

  • Развивать у детей мышление, внимание, память.
  • Учить выбирать правильный ответ из предложенных.

Оборудование: ТСО; презентация, кроссворд, карточки со словами пословиц, листы бумаги с фразой «Друг должен быть: добрым, справедливым…», конверты с описанием ситуаций, кружочки и лепестки для каждой команды, ладошки из цветной бумаги, заготовка для дерева дружбы, клей-карандаш, кружочки бумаги для рефлексии, песня о дружбе.

Добрый день, ребята. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то важном и интересным. А тему нашей беседы, я думаю, вам подскажет песня.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ КОНСТАНТИНА ТАРАБРИНА «ПЕСЕНКА О ДРУЖБЕ»

- Ребята, кто догадался, о чем же мы все – таки будем сегодня с вами беседовать?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Учитель: Правильно, сегодня наше мероприятие мы посвятим дружбе и называется оно «С детства дружбой дорожи!». Мыпоговоримо дружбе и о друзьях. Выполняя различные задания, мы с вами вспомним что такое дружба. Кого называют настоящимдругом? И какими качествами он должен обладать.

-С чего же начинается дружба?

(Ответы детей) -Дружба начинается с улыбки.

Правильно и я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться

тепло, открыто, дружелюбно….

-А теперь, я предлагаю вам, подарить друг другу свои улыбки.

Учитель:В большинстве случаев дружба начинается с улыбки. Улыбка ничего не стоит, но ценится очень дорого. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Хочешь завоевать друзей? Улыбайся!

Ребята, улыбнитесь друг другу

Оглянитесь вокруг, какие улыбки нас окружают! А, впрочем, какие бывают улыбки? Ваша задача – придумайте прилагательное к слову «улыбка». Например, «добрая», «весёлая»

- Молодцы хорошо справились с заданием!

Учитель:Ребята, как вы понимаете слово «дружба»?

Хорошо, вы правильно мыслите.

Настоящая дружба – это доверие и преданность к своему другу, это умение помогать, делиться чем-то просто так, переживать взлеты и падения.

Ребята, а как вы думаете, кто, по-вашему мнению, считается настоящим другом?

- Каким должен быть настоящий друг?

Примерные ответы детей:

  • Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
  • Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.
  • Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.
  • Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.
  • Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.
  • Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.

Учитель:Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок, вы также с ними знакомы, а насколько хорошо вы их помните, мы узнаем с помощью игры, которая называется «Продолжи пословицу».

Игра «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»
Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)

Не имей сто рублей, ………..(а имей сто друзей)

Один за всех и ………………(все за одного)

Человек без друзей,………….(что дерево без корней)

Дружба – как стекло:…………(разобьёшь – не сложишь)

Старый друг лучше …………(новых двух)

Друг познаётся……………….(в беде)

Один за всех………………….(и все за одного)

Без друга в жизни…………… (туго)

Друга ищи, а найдёшь ………….(береги).

Учитель:Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях. И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь».

«Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

–Книг о дружбемного. Читая эти книги, в

Сейчас мы проведем викторину «Кто с кем дружит?»

- И взрослые и дети все любят сказки. В сказочной стране живёт много

сказочных героев, которые дружат между собой. Я

буду называть сказочного персонажа, а вы, ребята хором называйте его друга. И

так начинаем… (на слайд вывести картинки)

-Белоснежка и …(Семь гномов)

- Винни-Пух и …(Пяточёк).

-Буратино и…(Пьеро, Мальвина)

- Бурундуки Чип и …(Дейл)

- крокодил Гена и …(Чебурашка)

- Золушка и …(Принц)

Учитель: Мы помогли найти сказочным героям своих друзей. А у вас есть друзья? А какой ваш друг, расскажите о нём.

Учитель: Послушайте стихотворение и скажите, можно ли назвать этого героя настоящим другом? Почему вы так считаете?

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра.

Карандаш он дал однажды,

Я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечет.

(Ответы детей)

Учитель: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, конфеты, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

Ребята, а вы знаете, какими качествами должен обладать настоящий друг?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

А давайте, поиграем в игру «Друзья». Играющие танцуют под музыку. Музыка заканчивается, на сигнал, «Ты не спи и не зевай, быстро друга выбирай!» встают парами.

Учитель:Быть другом нелегко. Умение думать прежде всего о друге, а потом о себе или о друге и себе нераздельно — это главный признак дружбы. У тех, кто не думает о других, бывают только приятели, но не друзья. Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете, кого можно считать настоящим другом. Работать будем в группах. Каждая группа получит кружок и лепестки, на которых написаны разные поступки. Вам необходимо выбрать только те лепестки, на которых описаны поступки настоящего друга, и приклеить их так, чтобы у вас получился семицветик дружбы.

В лицо говорит одно, а за спиной другое.

Всегда придет на помощь.

Отдаст последний кусочек хлеба.

Если болеешь, будет звонить и навещать тебя.

Если тебя кто-то бьет, будет стоять в стороне.

Если тебя кто-то бьет, всегда будет защищать тебя.

Если вы пошли в кино, и остался последний билет, всегда уступит место.

Если ты получил хорошую оценку, будет радоваться вместе с тобой.

Если ты получил хорошую оценку, будет завидовать.

Если у тебя какая-то неприятность, будет радоваться.

Если у тебя какая-то неприятность, выслушает тебя и постарается помочь.

Если ты не сделал домашнее задание, скажет об этом учителю.

Забудет поздравить тебя с Днём рождения.

Расскажет твоей маме, что ты получил двойку.

Пойдёт гулять с другими ребятами, не позвав тебя.

Ребята по каким законам должны жить друзья?

Учитель:Посмотрите, ребята на цветочную поляну дружбы, какая она красивая. А помните, что говорил кот Леопольд в мультфильме? Давайте мы все с вами встанем, возьмемся за руки, улыбнемся, друг другу и еще раз скажем слова добрейшего кота Леопольда: Ребята, давайте жить дружно! И предлагаю поиграть в игру

«ШЕЛ ПО КРЫШЕ ВОРОБЕЙ… »
Ведущий: Шел по крыше воробей!
Дети (хором) : Бей, бей, бей!
Ведущий: Собирал себе друзей!
Дети: Зей, зей, зей!
Ведущий: Много, много, много нас!
Дети: Нас, нас, нас!
Ведущий: Встанут … (называет любые имена) все сейчас!
Ребята, носящие названные имена, встают, раскланиваются.

Учитель:Спасибо, ребята за игру. Мы продолжаем. Поиграем в игру "Да-да-да, нет-нет-нет». Вам надо отвечать «Да» или «Нет».


- Будем крепко мы дружить?

-Да-да-да.
-Нашей дружбой дорожить?
-Да-да-да.
-Мы научимся играть?
-Да-да-да.
-Друг другу будем помогать?
-Да-да-да.
-Друга нужно разозлить?
-Нет-нет-нет.
-А улыбку подарить?
-Да-да-да.
-Друга стоит обижать?
-Нет-нет-нет.
-Чай с друзьями будем пить?
-Да-да-да.
-Будем крепко мы дружить?
-Да-да-да.

Учитель.Наше мероприятие Дружбы заканчивается.Мы очень надеемся, что он поможет вам стать настоящими друзьями! А дружба между вами пусть живет вечно!

Я очень надеюсь, что оно поможет вам стать настоящими друзьями! Чтобы быть настоящими друзьями должны соблюдать законы дружбы. Давайте их прочитаем.

Давайте в заключение нашего праздника и в честь настоящей дружбы, которая царит в нашем лагере проведём праздничный салют. На слово «красный» - хлопают все девочки. На слово «жёлтый» - хлопают мальчики. И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

В данном разделе находятся документы отражающие опыт транслирования в педагогических коллективах практических результатов своей профессиональной деятельности...

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

В данном разделе находятся документы отражающие опыт транслирования в педагогических коллективах практических результатов своей профессиональной деятельности...

3.5.Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

3.5.Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...

Критерий 4. Личный вклад в повышение качества образования,совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

4.1. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах4.2. Повышение квалификации4.3. Поощрения педагога4.4. Обобщение и распространение актуального педагогического оп...