Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических рузультатов профессиональной деятельности
материал

Михайлова Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

 

«Использование  проектной  технологии для  обеспечения качества образования»

 Михайлова Марина Николаевна,

учитель начальных классов

 Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат   Проект представляет собой совокупность компонентов «пять П»: Проблема – Планирование - поиск информации – продукт -презентация. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет прикладные значения и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Проект – это возможность максимального раскрытия детьми своего творческого потенциала.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

По количеству участников

По продолжительности

По типу деятельности

По количеству предметов

парный, индивидуальный, групповой

краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, мини-проект

творческий, исследовательский, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный

монопроект, межпредметный

  •  исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации. Так при проведении предметной недели по русскому языку и литературному чтению каждому классу давалось задание: создать стенгазету о каком-нибудь писателе. Нужно было найти информацию о писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа создавались стенгазеты.
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).  Часто на уроках литературного чтения детям предлагаю инсценировать сказку или сценку из произведения; можно инсценировать сказку.
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);  
  • творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. 

         Метод проектов имеет надпредметную связь, так как «выходит» за пределы одного предмета.

Создать тот или иной продукт проектной деятельности предлагают учебные пособия по «Окружающему миру», «Литературному чтению», «Математике», «Русскому языку», «Технологии». Авторами учебников (1-4 класс) содержание расширено за счет включения рубрики «Наши проекты», в которой предполагается сбор и обработка информации.

          Опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках в начальных классах не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться. На мой взгляд, проектная деятельность в современном обществе - это будущее нашей педагогики в целом. Она способствует развитию личности, как детей, так и взрослых. Дети сами выбирают пути решения поставленной, выбранной ими проблемы, сами собирают информацию, сами реализуют проект. Педагог и родители только помогают и направляют. 

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное повышает качество образования.

Проекты моих учеников показались мне интересными, и я бы хотела поделиться опытом с другими учителями.

 

Проект «Моя семья» (тема урока «Как живёт семья») 1 класс

Проект был индивидуальный, т.е. дети сами, с помощью родителей, учителя, находили нужный материал в книгах, энциклопедиях и в сети Интернет. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир.

 Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Цели проекта:

поставленные перед учащимися: осознать роль семьи в жизни человека; изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье; подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом.

Педагогические цели: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; прививать навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. Заинтересовать родителей школьной жизнью детей.

Задачи проекта:

Формировать умение собирать материал по определенной теме.

Развивать речь через использование выразительных средств языка.

Прививать интерес к истории своего рода, фамилии, свой семье.

Прививать уважительное отношение к членам своей семьи.

Работу над проектом вели по следующей схеме:

  • Технология организации проектной деятельности детей.
  • Возникновение необходимости создания данного проекта.
  • Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта.
  • Разработка эскиза и продумывание последовательности изготовления проекта.
  • Выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов.
  • Распределение обязанностей между участниками проектной деятельности.
  • Поиск и сбор материалов и инструментов.
  • Изготовление проекта.
  • Представление готового проекта.
  • Использование проекта на уроке.
  • Подведение итогов работы.

После того, как проекты были выполнены, проходила защита данных проектов – на уроке окружающего мира.

Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи в жизни человека; практическим воплощением результата становится фотоальбом и рассказ о своей семье.

Проект «Кормушка».

Во внеурочное время ребята решили исследовать жизнь птиц, которые остались зимовать у нас. Возникла тема проекта, а затем и проблема –накормить птиц. Были обсуждены методы- изготовить кормушки. После этого готовые кормушки развесили на школьном дворе, насыпали корм и убедились, что птицы склевали корм и прилетали на это место в поисках пищи. Таким образом результат проекта был достигнут. Были сделаны выводы и дальше подкармливать птиц.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций.

Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.

Памятка для учителя.

  1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и  систематичной.
  2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
  4. Создать психологический комфорт:
  5. а) дети не должны бояться совершить ошибку;
  6. б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;
  7. в) дать возможность раскрыться,  поверить в себя каждому ученику.
  8. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
  9. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
  10. В начальной школе  должен преобладать индивидуальный проект, когда  ребенок преодолевает все ступени сам.

Памятка для родителей.

  1. Покажите  пример детям в своем стремлении к  новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
  2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
  3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
  4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
  5. Меньше наставлений, прямых инструкций.
  6. Не сдерживайте инициативу.
  7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
  8. Не раздражайтесь.
  9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
  10. Учите доводить дело до конца.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной  деятельности – презентация (защита) проекта.

Правила презентации для ученика:

  1. Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
  2. Найди удобное положение тела и место для рук.
  3. Спокойно посмотри на слушателей.
  4. Назови тему.
  5. Заинтересуй слушателей выступлением.
  6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
  7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
  8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли  осмыслить то, что услышали.
  9. Логично закончи свое выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации.

  1. Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
  2. Почему начали работу над проектом?
  3. Решили ли вы проблему?
  4. Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
  5. Что не доделано, а может быть можно изменить.
  6. Помогите оценить процесс проектирования.
  7. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
  8. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
  9. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
  10. Не следует превращать презентацию проектов в  соревнование. Лучше выделить номинации.



Предварительный просмотр:

Индивидуальные карточки для детей с ОВЗ и слабоуспевающих на уроках русского и математики

Русский язык.

Тема: Гласные звуки и буквы.

Правило.  Гласные звуки состоят из голоса.

При произношении гласного звука воздух через рот проходит свободно, без преград ( зубы, губы, язык).

Гласный звук образует слог.

Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Задание 1. Найди и подчеркни только гласные буквы.

А,  в,  о,  л,  и,  ы,  к,  у,  щ,  я,  э.  ю, с.

Задание 2. Вставь пропущенные буквы в словарные слова. Подчеркни в ловах гласные буквы.

(а,о) ..гурец,  к(а,о)ртоф(е,и)ль, к(а,о)пуста, ср(е,и)да, вос(е,и)мь, ч(е,и)тыр(е,и) , ч(ё,о)рный, тракт(а,о)р, р(а,о)кета.

Запиши слова - ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------                          

Задание 3.  Вставь правильно в слова гласные звуки. Вспомни правило о сочетаниях.  ЖИ– ШИ  пиши с буквой  - И.  ЧА – ЩА пиши с буквой – А.

ЧУ – ЩУ  пиши с буквой  - У.

Ч…шка, рощ… , щ...вель,  ш…рокий,  ж…тели,  ч…лки, щ…ка,  ч…гун, хорош… ,  ч…йники,  ч…йка, ш…шки.

Задание 4.  Прочитай предложения. Вставь пропущенные слова в предложения.

 Над синим морем летела белая ……………………. ( ворона, сорока, чайка).

На высокой сосне белка грызёт спелые …………………….. ( жёлуди, шишки, орехи).

Тестовая работа. Заполни таблицу. (+, -)

До начала работы

Я умею

После окончания работы

Писать письменные строчные буквы

Писать заглавные письменные буквы

Писать слоги с верхним и нижним соединением

Списывать с письменного текста

Списывать с печатного текста

  1. Переведи печатные буквы в письменные заглавные и строчные. Раздели  на группы эти буквы, по какому признаку ты их разделишь. Отличие покажи разными цветными карандашами.

О,  л,   ы,  н,  г,   а,  и,  м,  у,  ш.__________________________________

  1. Выбери и запиши сначала слоги с верхним соединением, а затем с нижним соединением.

Ва,  ли,  ля,  му,  ол, ум, ко,  ну, ка,  са,  ус,  яс. Подчеркни гласные буквы красным цветом, а согласные синим. Составь и запиши несколько слов используя эти слоги._________________________

___________________________________________________________________________________________

  1. Спиши предложения с печатного текста. Зелёным цветом подчеркни слова стоящие в единственном числе, а синим цветом слова стоящие во множественном числе.

Наступила осень. Птицы улетели в тёплые края.__________________

_________________________________________________________

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Помогла мама с заданием №

Хочу ещё выполнить задание №

  1. Распредели слова по группам.

Существительное отвечает на вопросы кто? что? , прилагательное: какой? Какое? Какие? Какая? Глагол: Что делал? Что делает? Что сделал?

Снежки, малина, грохот, белый, белизна, работает, работа, шумит, шум, грохочет, малиновый, снежный, белеет, рабочий, шумный, моет, мойка, цветной.

         

существительное

прилагательное

глагол

  1. Вставь в предложение подходящие по смыслу глаголы.

Рано утром дети _______________ в зоопарк.  Из окна автобуса они ______________ за цветущими кустами роз. В зоопарке ребята _________________ смешных обезьян. После обеда малыши ______________

домой.

  1. От существительного образуй глагол. Образец: работа (это что?) – работает  (что делает?).   Стук – (молотком  что делают?)  стучат, стучит.

Гром - ______________________________

Шум - _______________Ветер что делает?

Прыжок - _______________________ Заяц что делает?

 Бег - ___________________________Мальчик  что делает?

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Обратился за помощью к заданиям №

Хочу ещё выполнить задание №

Тема: Безударные гласные.  Вспомни правило: «Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово так, чтобы безударный стал ударным».  Например: ходить – ходит.

  1. Игра «Найди пару». Проставь в словах ударение, найди безударную опасную гласную, подбери проверочное слово. Соедини стрелочками слова  (проверяемое и проверочное).

волна

осенний

далёкий

боксёр

 бойцы

танцевать

хлопушка

варенье

голова

волны

бой

даль

хлопать

бокс

варят

танец

осень

головы, головка

  1. Пронаблюдай за словами, определи, где проверяемое слово, а где проверочное.  Вспомни правило, сделай вывод и вставь пропущенные буквы, проверь себя.

Травы – тр(а,о)..ва, стены – ст(е,и)..на, земли – з(е,и)..мля, край – кр(а,о)..я, садик, сад – с(а,о)..ды, тропы – тр(а,о)..па, стол, столик – ст(а,о)..лы.

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Обратился за помощью к заданиям №

Хочу ещё выполнить задание №

Карточка по теме «Предложение».

Повтори правило по теме «Предложение».

  Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. В каждом предложении о ком-то или о чём - то говорится.  Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

Задание №1.

Пронаблюдай за записями и найди, в какой строке записано предложение.

  1. Дети красиво.
  2. Корова траву.
  3. На улице выпал.
  4. В саду поспели вкусные яблоки.
  5. Мама купила дочке.

Прочитай и сравни слова в левом и правом столбиках. (Сравнить – это значит понять. Чем отличаются или чем похожи слова)

выросла, пруда, ива, возле, большая.      Возле пруда выросла большая ива.

Задание №2. Составь из слов предложения и запиши. Проверь себя.

лугу, на, пасутся, козы, куклу, Маше, мама, новую, купила.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Могу выполнить

Задание №

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Обратился за помощью к заданиям №

Хочу ещё выполнить задание №

Предлоги.

  1. Вспомни правило о предлогах.

Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Предлоги употребляются в речи вместе с существительными. Перед глаголами предлогов не бывает.

  1. Предлоги построились паровозиком, найди знакомые предлоги и запиши их.

Напопередвозлеизсквпроприподчерезоколо.

  1. Вставь пропущенные предлоги, смотри на рисунок, это тебе поможет.

Описание: Описание: http://playing-field.ru/img/2015/052218/3215430летит ….цветком, Описание: Описание: http://fotohomka.ru/images/Jan/08/380070a7fdd4175cd9245832fdd65e8a/micro_1.jpgсидит …….листе, Описание: Описание: http://sarapulmama.ru/wp-content/uploads/2013/02/Nasekomyie-Gusenitsa.jpgползёт …..стеблю,

Описание: Описание: http://butter-fly.ru/gallery/data/Junonia_coenia5.jpg раскрыла крылья … цветами, Описание: Описание: http://deti-mama.com/wp-content/uploads/2014/05/Zanyatiya-v-detskom-sadu.jpg отдыхает ….листком,

Описание: Описание: https://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=37cdd38bd47d042d&mb=imgdb_preview_69 ползёт … улиткой, Описание: Описание: http://festival.1september.ru/articles/411940/img12.jpg ромашка …. цветка.

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Помогла мама с заданием №

Хочу ещё выполнить задание №

Запиши предложение ___________________________________________________________________

  1. Пронаблюдай внимательно. Каких предлогов не бывает. Зачеркни их.

Над, около, пра, за, са, из, чез, в, через, со, про, зо.

Могу выполнить

Задание №

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Обратился за помощью к заданиям №

Хочу ещё выполнить задание №

Имя существительное.

  1. Прочитай правило. Имена существительные изменяются по числам: Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов.Стол - столы, дом - дома, река - реки. При изменении числа имени существительного меняется его форма.

Найди и соедини пары слов (единственное число и множественное число).

Земля, дерево, книга, земли, руки, деревья, книги, рука.

2.Расмотри картинки, найди предметы, о которых можно сказать, что их  много и найди предметы, когда можно сказать один предмет. Запиши названия этих предметов.

                           

Много    

один

Описание: Описание: >Обобщения - Школьные принадлежности.

3.Подбери к единственному числу множественное число.

Кот - ___________дуб - _________сумка - _________стул - ______________

4.Подбери к множественному числу единственное число.

Страны - __________, узелки - __________, пузыри - ________

Могу выполнить

Задание №

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Обратился за помощью к заданиям №

Хочу ещё выполнить задание №

Собственные имена существительные.

Прочитай правило: Имена, отчества, фамилии людей и клички животных – это собственные имена существительные. Имена собственные пишутся с большой буквы.

  1. Придумай собственные имена существительные к героям на картинках.

Описание: Описание: http://kartinki-dlya-detej.ru/content/gallery_photo/1800/6371843125.jpg Утёнок ___________,Описание: Описание: http://gamelika.com/imaginator/uploads/871.jpg девочка____________,Описание: Описание: http://playing-field.ru/img/2015/051721/1543660мальчик___________,Описание: Описание: http://shewoman.ru/uploads/posts/2016-04/1460820273_6.jpgсестрёнка _______

,Описание: Описание: http://mamapapadetki.ru/wp-content/uploads/2014/11/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC-5-%D0%BB%D0%B5%D1%822.gifльвица _____________,Описание: Описание: https://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=75cd38a5b0d139f6&mb=imgdb_preview_1996слонёнок _____________.

  1. Прочитай вопросы, запиши ответы. Ответами будут собственные имена существительные.

Как зовут твою маму? Мою маму зовут ____________ .

Какое имя твоего папы? Имя папы __________ .

Кто твой друг? Мой друг ___________ .

  1. Найди ошибки и исправь их.

Во дворе гуляет Кот пушок. С тополей летит пушок. Пёс барбос лает во дворе. У маши живёт Пёс Барбос.

Могу выполнить

Задание №

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Обратился за помощью к заданиям №

Хочу ещё выполнить задание №

Безударные гласные. Прочитай правило. Чтобы проверить безударную гласную надо изменить слово так, чтобы безударный стал ударным, например: б..жит – бег, бежит.

  1. Игра «Найди пару». Соедини стрелочками слова, проверяемое и проверочное. о или а

волна

осенний

далёкий

боксёр

 бойцы

танцевать

хлопушка

варенье

голова

волны

бой

даль

хлопать

бокс

варят

танец

осень

головы, головка

2. е, иили я

Д__нёк - день св__сток- свист, сн__жок - снег, с__мья- семьи, гр__да - грядка,ч__сло - числа, п__нёк -пень, л__нейка – линия, св__тить - свет, пл__совая - пляска.

3. Напиши проверочные слова:

  Зв__зда -   ________________, зм__я - ____________, з__л__неть -_______________, п__тно- ____________, т__нистый - _______________, св__стеть - ___________________, сп__шит - ________________ь, сп__сать - _______________, кр__чать - ______________________, л__нять- __________________

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Помогла мама с заданием №

Хочу ещё выполнить задание №

Парные согласные. Прочитай правило. Для того, чтобы проверить парный согласный на конце слова или в середине, надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный, например: дуб – дубы, сказка – сказочка.

  1. Найди пару.

дуб

глаз

ножки

столбик

столб

кружка

дубы

морж

моржи

столбы

дубовый

кружечка

глазик

ножечки

глаза

дубок

  1. Заполни таблицу.

Проверяемое слово

Проверочное слово

шишка

Шишек (много)

рубашка

рубашечка

грибной

трубка

юбочка

серёжки

матрёшечка

  1. Подбери проверочное слово и вставь пропущенную парную согласную.

Сне.. - __________________ (г,к)

Гвоз..ь - __________________ (д,т)

Сле.. - ____________________ (д,т)

Ме..ки - _____________________ (ж,ш)

Пры..ки - ________________________(ж,ш)

Ло..ка - ____________________________(ж,ш)

Ло..ка - ________________________(д,т)

Ве..ка - __________________________(т,д)

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Помогла мама с заданием №

Хочу ещё выполнить задание №

Тема: Глагол.

  1. Прочитай правило. Глагол это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что сделал? Что будет делать? Что делает? Что сделают?

Пронаблюдай: рисовать (что делать), думает (что делает?), забежит (что сделает?) это глаголы.

 Девочка рисует дерево. Говорится в предложении о девочке, которая (что делает?) рисует. Слово рисует это глагол, обозначает действие, которое выполняет девочка.

  1. Выполни задание. Подбери к рисунку слова глаголы. Посмотри какое действие выполняют насекомые на картинке.

Описание: Описание: http://fotohomka.ru/images/Jan/08/380070a7fdd4175cd9245832fdd65e8a/micro_1.jpg_Что делает?____________ , Описание: Описание: http://deti-mama.com/wp-content/uploads/2014/05/Zanyatiya-v-detskom-sadu.jpg_Что делает?__________________ ,

Описание: Описание: https://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=37cdd38bd47d042d&mb=imgdb_preview_69__Что делают?________________.

  1. Посмотри, что делают дети, напиши.

Описание: Описание: http://shewoman.ru/uploads/posts/2016-04/1460820273_6.jpg____________ , Описание: Описание: http://playing-field.ru/img/2015/051721/1543660_____________,Описание: Описание: http://gamelika.com/imaginator/uploads/871.jpg_________-

  1. Составь предложение с любым словом.

Описание: Описание: http://mamapapadetki.ru/wp-content/uploads/2014/11/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC-5-%D0%BB%D0%B5%D1%822.gif_______________________________________________

  1. Проверь свою работу.

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Помогла мама с заданием №

Хочу ещё выполнить задание №

  1. Найди слова обозначающие живые существа. Подчеркни эти слова.

Кошка, муха, дверь,  пенал, лошадь,  человек, книга, муравей, провода. Эти слова должны отвечать на вопрос – кто?

  1. Найди слова, отвечающие на вопрос – кто? Выпиши эти слова.

Картофель, тетрадь, портфель, лисица, капуста, люди, линейка, карандаш, паук, медведь, помидоры.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпиши слова обозначающие овощи.________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпиши слова обозначающие зверей.

______________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши свою фамилию_________________________________________________________

Самост-но справился с заданиями №

Трудности при выполнении заданий №

Легкие задания №

Нужна помощь при выполнении заданий №

Могу сам и хочу выполнить ещё задания №

Моё настроение после работы

В ноябре пох(о,а)лодало. Ст(а,о)ит сырая погода. Весь месяц льют д(о,а)жди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.   С берёз и осин л(е,и)ства давно опала. З(и,е)мля покрыта  к(о,а)вром  из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья.  Т(е,и)шина в л(и, е)су.  Вдруг дон(и,е)слась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки с(е, и)дела птичка. Это запела синичка. 

  1. Проверка умения подбирать вопрос к слову. Определения части речи.

П  - Запиши  слова, отвечающие на вопросы: 

трава,  весенний, прыгали, думала, яркое. зимняя, паук,  карандаш, земляника, воробей, грубый, мокрое.
Кто?___________________________________________ 
Что?__________________________________________ 
Какое?________________________________________ 
Какие?____________________________________________ 
Какая?________________________________________ 
Какой?__________________________________________ 
Какую?_________________________________________ 

Задание 1.  Вставь правильно в слова знакомые приставки. Вспомни правило о приставках.  Приставка-это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Подумай, изменилось ли значение слова, если поменяли приставку с слове?

(раз,     под, у,    пере,    на, про,    с   , вы,  в

……..нёс,  ……… нёс, ……..нёс, ……нес.

……ход,   ……ход,  ……ход, ……..ход, ……..ход  .

…….воз, ……..воз, …….воз, ………воз, ………..воз.

……….бег,  ……..бег, …………бег.

Задание 2.  Прочитай слова. Постарайся найти приставки в словах. Выдели их. Забегала, прокричала, спрыгнула, выходила, перенесла, увозила.

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Хочу ещё выполнить задание №

Контрольная работа. Русский язык.

Составь из слов предложения, запиши их. Выдели грамматическую основу. Выпиши из предложений слова, отвечающие на вопрос – что? и кто? В один столбик, а в другой слова, отвечающие на вопрос – какой?.  какие?. какое?

  1. Медленно, в, снежинки, воздухе, лёгкие, кружились.
  2. Весело, на, чирикал, ветке, воробей, серый.
  3. Деревней, коровы, за, пасутся, на, поле, зелёном.

Подчеркни в словах безударные гласные.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово.

Сру(п,б) - ________________

Сторо(ж,ш)кА - __________________

Хлопу(ш,ж)кА - ____________________

Пры(ш,ж)ки - __________________

Ре(д,т)кий - _____________

Лову(ш,ж)ка - _____________

Ло(д,т)ка - _________________

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Хочу ещё выполнить задание №

Тест. «Части речи».

С  - Прочитай предложение. 

 За окном дует сильный ветер. На ветке весело чирикает воробей.
•Найди и выпиши слова, отвечающие на вопросы: 
кто?_____________________________________ 
что?________________________________________
какое?________________________________________
какая?_______________________________как?_______________________________________

С -  Прочитай слова, поставь в словах ударение. Подчеркни безударную гласную в корне слова.

Светил, мороз, трещал, варили, носить,  пробегали.

Тест. «Парные согласные».

С -  прочитай слова, найди парный согласный в слове, запиши проверочное слово.

Мороз - ___________ , травка - ___________, снег - _______ , снежки - _____,

ветка - ___________, дуб - ________.

Гри(б,п) ___________,  варе(ж,ш)ки - ________, стол(б,п) - __________ ,

берё(з,с)ка - ____________, мор(ж,ш) - ___________ .

1.Прочитай условие задачи:

На полянке сидело 5 зайцев, к ним пришли ещё 4 зайца.

Прочитай вопрос задачи:

Сколько всего зайцев стало на поляне?

2.Обведи красным карандашом условие задачи, а синим вопрос задачи.

3.Выполни краткую запись:

Было –

Пришло –

Стало -

4.Запиши решение задачи.  Подумай, если ёщё пришло 4 зайца, то стало больше или меньше зайцев. Выбери действие, знак и запиши решение. (сложение (+), вычитание (-).

________________________________

5.Запиши ответ задачи

Ответ:________________________

Прочитай и реши задачу.

На ветке сидело 3 воробья, к ним прилетело ещё 6 воробьёв. Сколько всего стало воробьёв на ветке?

6.Обведи красным карандашом условие задачи, а синим вопрос задачи.

7.Выполни краткую запись.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Ответ:______________________________________________________________________

Самост-но справился с заданиями №

Трудности при выполнении заданий №

Легкие задания №

Нужна помощь при выполнении заданий №

Могу сам и хочу выполнить ещё задания №

Моё настроение после работы

2.Контрольная работа. Решение  задач.

  1. Реши задачу. В вазе стояло 5 красных роз и 4 белые розы. Эти розы раздали 3 девочкам поровну. По сколько роз получила каждая девочка? Сначала ответь на вопрос: Сколько всего роз было в вазе? Затем сделай рисунок к задаче. И реши её.

        Описание: http://risuemtut.ru/wp-content/uploads/2014/02/risuem-rose-legko-08.jpgОписание: http://risuemtut.ru/wp-content/uploads/2014/02/risuem-rose-legko-08.jpgОписание: http://risuemtut.ru/wp-content/uploads/2014/02/risuem-rose-legko-08.jpgОписание: http://risuemtut.ru/wp-content/uploads/2014/02/risuem-rose-legko-08.jpgОписание: http://risuemtut.ru/wp-content/uploads/2014/02/risuem-rose-legko-08.jpg

        

  1. Пользуясь таблицей умножения, реши выражения.

        4        

2  +   2х2= 6  

Смотри на образец. Не забывай порядок действий.Действия в числовых выражениях выполняют в следующем порядке: 1) Умножение и деление; 2) Сложение и вычитание.

8 : 2 + 1 =         6 Х 2 – 2 =           18 : 2 +2 =              4 Х 3 + 4 =

5 Х 2 =        2 Х 9 =        3 + 9 =

10 : 2 =        14 : 2 =        27 – 26 =

Лёгкое задание №

Трудное задание №

Справился сам с заданием №

Хочу ещё выполнить задание №

                                             



Предварительный просмотр:

Карта развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы)

Раздел 1.  АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ УЧАЩЕГОСЯ

Фамилия______________________________________________________________________
Имя__________________________________________________________________________
Отчество _____________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Год поступления_______________________________________________________________
В какой класс прибыл __________________________________________________________
Сведения о первичном обучении_________________________________________________
Домашний адрес, телефон (по прописке)___________________________________________
Фактический адрес места жительства _____________________________________________
Мать/опекун/(Имя, Отчество)____________________________________________________
Возраст, образование___________________________________________________________
Место работы_________________________________________________________________
Отец/опекун/(Имя, Отчество)____________________________________________________
Возраст, образование___________________________________________________________
Место работы_________________________________________________________________
Другие лица, проживающие с учащимися__________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение ТПМПК __________________________________________________________

Рекомендации по работе с учащимся: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА

Фамилия, Имя________________________________________________________

 №

Параметры
характеристики школьника

1 кл
1 чет

1 кл
4 чет

2 кл
1 чет

2 кл
4 чет

3 кл
1 чет

3 кл
4 чет

4 кл
1 чет

4 кл
4 чет

1.

Особенности учебной деятельности
1. Последовательно выполняет поставленную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понимает требования учителя и старается их выполнять

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. На уроке самостоятельно способен показать имеющиеся знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Способен отделять существенные свойства предмета от несущественных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Может рассказать о событиях своей жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Ориентируется в понятиях времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Понимает и выполняет указания учителя на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Может осуществить простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Может пересказывать содержание текста или рассказа учителя своими словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Имеет достаточный словарный запас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Способен работать в одном темпе со всем классом

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Особенности поведения и общения:
1. Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнёров для игр и занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьёт первым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Имеет постоянных приятелей в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Может обратиться с просьбой к учителю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Уважительно относится к учителю, соблюдает дистанцию в общении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Поддерживает опрятный вид в течение дня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Не списывает у других, старается работать самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Соблюдает принятые правила поведения и общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. При ответе у доски контролирует движения тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Достаточно активен на уроках, стремится показать свои знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Самостоятельно может добраться до школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Умеет себя вести в школьной столовой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Способен справляться с дежурством по классу

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Отношение к учебной деятельности:
1. Пропускает занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проявляет заинтересованность в хорошей оценке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Имеет все необходимые школьные принадлежности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Усваивает школьную программу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направленность познавательных интересов (напротив нужного поставить + ):

  • Гуманитарный цикл
  • Математический цикл
  • Технологический цикл

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ ПО 5 БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ:

5 баллов - всегда
4 балла - часто
3 балла - иногда
2 балла - редко
0 баллов - никогда

Учитель: _________/ ______________________________________
             Фамилия, Имя, Отчество

Раздел 3. ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ

Здесь отражены успехи учащегося по предметам школьного цикла (участие в контрольных работ, в специальных олимпиадах и т.д.). По результатам срезов возможно построение диаграмм и графиков.

Лист индивидуальных достижений

Ученик ___________________

Формируемые навыки и умения

Старт

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Март

Май

Итог

Навыки чтения

( техника чтения)

чтение слогов

 чтение слов

ударение

чтение предложений

чтение текстов

безошибочность

выразительность

- количество слов в минуту

Понимание прочитанного

ответ на прямой вопрос по прочитанному тексту

восстановление пропущенного слова

составление «устной картинки»

сопоставление прочитанного текста и иллюстративного ряда

- построение плана текста с помощью иллюстраций

Пересказ

- с помощью

- без помощи

Чтение наизусть

Составление собственного рассказа

Навыки письма

большая буква в начале предложения

- знаки препинания в конце предложения.

написание гласных после шипящих

большая буква в именах собственных

 

- написание слов без пропусков, искажений букв

- соблюдение правил каллиграфии

Вычислительные навыки

Решение примеров на сложение и вычитание

Решение примеров на умножение и деление

Решение простых задач

Решение составных задач

Решение геометрических заданий

Решение заданий логического характера

Раздел 4.  УЧАСТИЕ ВО ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

0 БАЛЛОВ - ребенок не принимал участия в мероприятии
1 БАЛЛ - ребёнок присутствовал на мероприятии, но не проявлял никакой активности
2 БАЛЛА - ребенок принимает участие в мероприятии, ведёт себя хорошо, проявляет заинтересованность
3 БАЛЛА - ребенок выступает на мероприятии индивидуально (читает стих, исполняет песню, представляет рисунок и т.д.)
4 БАЛЛА - ребенок занимает призовое место в классе
5 БАЛЛОВ - ребёнок принимает участие в общешкольном мероприятии, занимает призовое место
6 БАЛЛОВ - ребёнок принимает участие в  городском и т.д. мероприятии, занимает призовое место

Название проводимого мероприятия

Дата

Форма участия

Результат

Баллы

1.

Конкурс рисунков

индивидуальная

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. МОНИТОРИНГ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ

Здесь представляются основные ЗУНы по предметам, в соответствии с программой обучения и основные достижения ребёнка (в баллах, для наиболее оптимального последующего анализа и показа динамики)

Чтение: 
- темп чтения
- способ чтения
- понимание прочитанного
- навыки работы с текстом
- характерные ошибки

Начало года
Результат

ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ

Конец года
Результат

ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ

 

  • Знает все буквы алфавита
  • Знает часть букв алфавита
  • Не знает ни одной буквы
  • Буквенное,
  • послоговое,
  • целыми словами
  • Перестановка слогов
  • Замена букв
  • Пропуск слогов, звуков
  • Недочитывание окончаний
  • Понимание прочитанного:
    А) понимает, Б) не понимает
    В) Искажает смысл

 

  • Знает все буквы алфавита
  • Знает часть букв алфавита
  • Не знает ни одной буквы
  • Буквенное,
  • послоговое,
  • целыми словами
  • Перестановка слогов
  • Замена букв
  • Пропуск слогов, звуков
  • Недочитывание окончаний
  • Понимание прочитанного:
    А) понимает, Б) не понимает
    В) Искажает смысл

Раздел 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

В данном разделе представлены материалы (результаты психологических исследований, психологический паспорт учащегося, план индивидуальной работы психолога с учащимся,коррекционно-развивающая карта, творческие работы, выполненные на занятиях по психокоррекции) педагога - психолога по психолого-педагогическому сопровождению учащихся

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ_______________________

_____________________________________________________________________________

Психолого-педагогическая карта

Фамилия, имя, отчество учащегося ___________________________________

Дата рождения______________________________________

                                           Познавательная сфера.

Уровень

развития

           Мышление

            Внимание

              Память

выше

среднего

Средний

ниже

среднего

Низкий

1-й

кл.

2-й

кл.

3-й кл.

4-й

кл.

1-й

кл.

2-й

кл.

3-й

кл.

4-й

кл.

1-й

кл.

2-й

кл.

3-й

кл.

4-й

кл.

                                                        Речевое развитие.

Уровень

развития

                              Устная речь

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

    1-й класс

    2 класс

       3-й класс

       4-й класс

                                                   

                                                              Учебная мотивация.

     Класс обучения

   Характер мотивационной направленности на учение

   отрицательная

   нейтральная

положительная

 1-й класс

 2-й класс

 3-й класс

 4-й класс

Раздел 7. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Фамилия, имя ____________________________________________________________
Дата рождения________________

 

1 кл
1 чет

1 кл
4 чет

2 кл
1 чет

2 кл
4 чет

3 кл
1 чет

3 кл
4 чет

4 кл
1 чет

4кл
4

чет

1.Звукопроизношение

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Фонематическое восприятие:
Ба-па _____ па-ба______
Са-ша _____ ша-са _____
Ба-па-ба______па-ба-па_____
Та-да-та______да-та-да_____
Ша-са-ша______са-ша-са_____
Ра-ла-ра _____ла-ра-ла_____

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Фонематический анализ и синтез:
Определение места звука в слове
Определение количества звуков в слове
Определение количества слов в предложении
Поиск слов на заданный звук
Определение количества слогов в слове

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Слоговая структура слова

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Словарь:
Существительные:
Название предметов
Обобщающие слова
Части тела
Временные представления
Глаголы:
Действия предметов
Прилагательные:
Антонимы
Геометрические фигуры
Цвет
Свойства предметов
Притяжательные прилагательные
Относительные прилагательные
Порядковые и качественные числительные
Наречия
Местоимения

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Грамматический строй речи:
Выполнение инструкции-из одного задания
Выполнение инструкции-из двух заданий
Причинно-следственные связи:
Пространственные отношения:
Лево-право_______ верх-низ_______
Понимание предлогов
Словоизменение:
По падежам
По числам
По родам
По временам
Словообразование:
Образование приставочных глаголов
Образование глаголов с противоположным значением
Образование уменьшительно-ласкательных слов
Образование прилагательных от существительных
Образование глаголов от прилагательных
Подбор родственных слов

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Связная речь:
Составление рассказа по картине, по серии картин
Составление рассказа на заданную тему:
Пересказ текста

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Письменная речь:
Чтение
Письмо

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Заикание

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Данные педагогических наблюдений:

  • во время обследования
  • во время занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 8. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ

Ф.И.О. ______________________________________________________________
ДАТА РОЖДЕНИЯ ___________________________________________________

ДОМАШНИЙ АДРЕС___________________________________________________
ТЕЛЕФОНЫ (сотовый, домашний) ________________________________________

ДАННЫЕ О РОДИТЕЛЯХ:______________________________________________
Мать: (Ф.И.О.)__________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Образование____________________________________________________________
Место работы, должность:_________________________________________________
Отец: (Ф.И.О.)__________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Образование_____________________________________________________________
Место работы, должность:__________________________________________________
Достаток в семье: низкий, средний, высокий (нужное подчеркнуть

С КЕМ ПРОЖИВАЕТ УЧАЩИЙСЯ:

  • С родителями
  • С матерью
  • С отцом
  • С другими родственниками (или лицами)

СВЕДЕНИЯ О ДРУГИХ ДЕТЯХ В СЕМЬЕ_________________________________________________________

БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ УЧАЩЕГОСЯ______________________________

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ С РОДИТЕЛЯМИ И ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ:

  • Атмосфера в семье тёплая, дружелюбная;
  • Отношения близкие, доверительные;
  • Отношения отчуждённые;
  • Взаимопонимание ребёнка с родителями;
  • Часто бывают конфликты;

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ:

  • Строгий контроль за поведения ребёнка (авторитарный)
  • Большая самостоятельность ребёнка (либерально-попустительский);
  • Родители постоянно сотрудничают с учителями (демократический);
  • Конфликтные отношения родителей с учителями;
  • Родители не принимают участия в воспитании ребёнка, ребёнок предоставлен самому себе.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ: (развод, смерть близкого родственника, беженцы и т. д.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩЕМСЯ И ЕГО СЕМЬЕ:_________________________________________________________________________________________--______________________________________________________________

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА ВНЕ ДОМА (нарушает ли правила поведения в школе):_________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОСТОИТ ЛИ УЧАЩИЙСЯ НА УЧЁТЕ:
ВШУ, ОДН, КДН (подчеркнуть). С какого периода_____________________________

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ С РЕБЁНКОМ И ЕГО СЕМЬЕЙ ПО ПРОБЛЕМАМ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

Конструирование макета
«Технологическая карта деятельностного урока»

Вариант №1

Тема урока

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

(Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов)

Деятельность обучающихся

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в инновационных условиях; формирование умения задавать вопросы;

  • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
  • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Проведение АКТУАЛИЗАЦИИ: Что мы уже знаем по этой проблеме?  - диалог в виде мозгового штурма или выполнение ряда заданий по изученному материалу

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Здесь и везде используются:

  • Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
  • Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики)
  • Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения
  • Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
  • Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

С затруднением

  • Вот вам задание! (например, по новой теме – невыполнимое без инновационных знаний, еще отсутствующих у учеников)
  • Не получается выполнить?
  • В чем затруднение? Каких знаний не хватает? (добиться осознания нехватки знаний и формулирования этого)
  • Следовательно, какова цель нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться? (добиться формулирования ПРОБЛЕМЫ урока в виде темы или цели)

С удивлением

  • Вот вам один факт/или мнение/или предположение (обозначение в одном углу доски)
  • Вот вам другой факт/ или мнение/или факт, опровергающий предположение (обозначение в другом углу доски)
  • Сравните имеющиеся у нас два факта/или мнения/или предположения – совпадают они или противоречат друг другу? Что вас удивляет? (добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать удивление)
  • Удивляет? Какой у вас возникает вопрос? (получить от учеников их формулировку ПРОБЛЕМЫ урока в виде вопроса)

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

  • Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения
  • Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!
  • Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).
  • Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений
  • Какое вы заметили противоречие? Что удивило? // Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? - Что нужно узнать для решения проблемы?

Деятельность обучающихся

  • Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

  • овладение обобщенными способами приобретения инновационных знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и инновационных компонентов;
  • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.

Деятельность учителя

Предоставляя "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

  • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Составление ПЛАНА:

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

  • Диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

Деятельность обучающихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании (Изучение новой темы)

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

  • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
  • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
  • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Деятельность обучающихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

  1. Сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия) к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами. (примечания: а) вывод может отличатся от учебника; б) на уроке ученики могут прийти к неожиданному для учителя, но тоже верному выводу)
  2. Выбрать такие источники получения учениками необходимых инновационных сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание.

Работа с текстом (в т.ч. с таблицей, схемой, рисунком с подписями), из которого можно логически вывести – признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п.

  1. Построить диалог по поиску решения проблемы на основе наблюдения ситуации или осмысления текста.
  1. Составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.д.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление)

Выбрать задания для ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.п.).

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

  • Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:  
  • Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)
  • Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме

Деятельность обучающихся

  • Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша.»
  • Выполняют задания на новый материал (всем классом)
  • Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

Принципиально важно при этом:

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что….. во-первых…, во вторых…».

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои инновационные знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок, схема и т.п.)

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить инновационные знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

8 ЭТАП Домашнее задание.  Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.

Технологическая карта урока

Вариант №2

Тема урока: _______________________________

Предмет: ____________________________________

Урок разработан для учащихся _______________

Ключевые слова: __________________________

Тип урока: _______________________________

Цель: _____________________________

Задачи:

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: __________________

Регулятивные УУД: ____________________.

Коммуникативные УУД: ________________________________

Методы обучения:

Межпредметные связи: _____________________

Ресурсы: ___________________________________________

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

I этап. Организационный момент.

С целью мотивации детей к учебной деятельности на уроке организуется _________________________

2

II этап

Вызов. Актуализация опорных знаний

С целью актуализации учебного содержания и активизации мыслительных операций _____________

3

III этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

С целью   организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия и его фиксации, целесообразно ________________

4

IV этап. Первичное закрепление

С целью    фиксирования и отработки полученных знаний, считаю целесообразным провести ________________________________

5

V этап. Обобщение и систематизация знаний.

С целью     закрепление навыков новых знаний, целесообразно на данном этапе провести работу ____________________________________

6

VI этап. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

С целью зафиксировать полученные знания и умения, затруднения, которые остались, и способы их преодоления, считаю целесообразно выполнить самостоятельную работу в виде домашнего задания. Оценить собственную деятельность на уроке; дать качественную оценку всего класса поможет проведенная на уроке рефлексия.

Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности. (см. альбом "приказы")

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе.Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период...

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

В данном разделе находятся документы отражающие опыт транслирования в педагогических коллективах практических результатов своей профессиональной деятельности...

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

В данном разделе находятся документы отражающие опыт транслирования в педагогических коллективах практических результатов своей профессиональной деятельности...

Форма 3 «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности»

Результаты трансляции опыта практических результатов профессиональной деятельности (п. 3.1)Результаты участия педагогического работника в экспертной и организационно-методической деятельности по разли...

3.5.Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

3.5.Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности.

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности...