Учебная ситуация моделирования на уроках социально-бытовой ориентировки.
статья (4 класс)
На занятиях по социально-бытовой подготовке эффективным является применение вид учебной ситуации моделирования.
Цель учебной ситуации состоит в создании такой среды, которая бы позволила бы ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_situatsiya_modelirovaniya_na_urokah_sotsialno-bytovoy_orientirovki.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»
Выступление на Педагогическом совете №2
Учебная ситуация моделирования на уроках социально-бытовой ориентировки.
Подготовила: учитель надомного обучения Е.В.Фирсова
Смоленск 2021г
Учебная ситуация моделирования на уроках социально-бытовой ориентировки.
На занятиях по социально-бытовой подготовке эффективным является применение вид учебной ситуации моделирования.
Цель учебной ситуации состоит в создании такой среды, которая бы позволила бы ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
Моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности. Как правило, дети с нарушением интеллекта не имеют постоянных домашних обязанностей. У большинства из них в семье обстановка не способствует для развития самостоятельности: это гиперопека, ограждение от общения. Бывая дома, дети не имеют возможности наблюдать, обращаться, практиковаться в пользовании теми или иными услугами учреждений общественного пользования. Следовательно, они мало имеют возможности для приобретения социального опыта.
Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на занятиях по СБО, учащиеся в некоторой мере расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения, развивают навыков общения.
Модели реальных ситуаций, предлагаемые учащимся
могут быть различными:
- По содержанию: соответствовать любой формируемой культурной норме отношения, поведения, общения.
- По характеру демонстрируемых действий и реплик персонажей: действующие лица поступают правильно; демонстрируются верные и неверные типы поведения, общения людей; моделируются определенные обстоятельства: предложены действующие лица, но определить их действия и реплики должны дети-зрители, т. е. ситуации типа «Как поступить персонажам?».
1.По характеру ситуаций: типичные; нестандартные, где в ответ на действие или реплику человек получает неожиданный ответ, дети оказываются перед необходимостью искать выход из создавшегося положения: «Что же теперь делать?».
2.По количеству вариантов поведения, предложенных в ситуации: простые: (с одним вариантом их разрешения (правильным либо неправильным)); сложные (с двумя вариантами их решения (правильным и неправильным)).
3.По количеству участников сюжета: с участием одного человека, когда демонстрируется отношение к определенным объектам окружающего мира (например, показано, как мальчик, придя из школы, швыряет свой портфель либо книги, одежду и т. п.). Ситуации могут быть простые и сложные; с участием двух человек: отрабатываются модели поведения, общения между людьми, формулы речевого этикета (например: в магазине покупатель обращается к продавцу: «Покажите мне, пожалуйста, вот эту фоторамку». - «Пожалуйста». - «Спасибо»).
4.По количеству выполняемых участниками действий: одно-два простых действия; из трех и более действий.
5.По количеству произносимых участниками реплик: «безречевые», отражающие лишь действия, поведение, отношения людей (например: «В автобус одновременно зашли дедушка и мальчик. Свободное место только одно. Мальчик сел»); с небольшими по объему репликами (например, при уступании места: «Садитесь, пожалуйста». - «Спасибо». - «Пожалуйста»); которые можно условно назвать «вербальными», требующими от участников произнесения реплик.
Это разнообразие видов ситуаций и отдельных ролей позволяет задействовать в качестве актеров всех без исключения детей класса, включая неговорящих либо плохо говорящих детей. Наличие возможности участия наравне с другими в разыгрывании сюжетов важно для воспитания в этих детях уверенности в себе, в свои силы.
Дети с умственной отсталостью нередко боятся обращаться к посторонним людям не только в незнакомой обстановке вне стен центра, но и в центре. Например, зная, о чем нужно спросить у работника почты, многие не могут правильно сформулировать вопрос, робеют, пытаются уйти от выполнения задания. Участие в разыгрывании ситуаций, выполнение определенной роли, произнесение реплик, не может, конечно, заменить полностью реального общения в жизни, но позволяет сформировать у подростков некоторый опыт общения.
Выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталонам для играющего (правила покупки товаров в различных магазинах, пользование городским и междугородним транспортом, общение по телефону, вызов врача, отправление писем и т.д.).
Наличие партнеров повышает необходимость соблюдения этих правил, следования определенной теме игры. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, учащиеся в определенной мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких, которые могут спровоцировать неправильные поступки. Кроме того, замечено, что периодическое исполнение детьми с трудностями в поведении положительных ролей оказывает некоторое влияние на изменение их поведения в лучшую сторону. Содержание игр нередко требует совместных действий детей, помощи друг другу, сопереживание, что, несомненно, способствует воспитанию таких черт характера, как коллективизм. Овладение знаниями и умениями повышает самостоятельность учащихся в жизни.
Метод моделирования реальных ситуаций применим практически к каждому разделу программы. По многим темам может быть подобрано большое количество сюжетов. Тематика их диктуется содержанием программы, общими задачами и конкретными для каждого занятия. Например, по разделу «Транспорт» можно предложить следующие темы для разыгрывания: переход дороги в определённом месте, выход из транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая) и переход дороги, покупка билетов в железнодорожной кассе.
При покупке билетов в железнодорожной кассе можно создать множество ситуаций, например:
1) предварительно купить билет в купейный или плацкартный вагон;
2) сдать билет на дальнее время и купить на сегодня;
3) пассажир опоздал на поезд, как поступить?
Как видно, ситуации могут потребовать от учащихся не только применения полученных знаний, но и поиск верного решения данной проблемы.
Следует учитывать такие требования, как реальность сюжета, частота подобных случаев в жизни, охват разных сфер жизни, доступность для понимания школьников и разыгрывания, постепенное повышение сложности сюжетов и задач, стоящих перед детьми, направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений (например при изучении темы «трудоустройство»).
Положительный результат игры во многом зависит от действий учителя во время ее проведения. Учитель выступает в роли ведущего. Он должен настроить детей на игру, дать им почувствовать себя участниками событий. Переживая вместе с детьми ту ситуацию, которая разыгрывается, учитель своими репликами привлекает их внимание к главному, организовывает участников игры, в случае затруднений помогает им, но не подсказывает, а подводит к выбору правильного решения.
Обучающихся необходимо целенаправленно и последовательно учить моделировать ситуации. Обучение начинается с простых ситуаций и включает в себя два момента: обучение участию в моделировании ситуации; обучение анализу ситуации.
Последовательность обучения может быть следующей:
1.Педагог, подготовив ситуацию, сам демонстрирует ее, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей.
2.Педагог участвует в разыгрывании ситуации, но играет уже вспомогательную роль. Учащиеся выполняют основные роли.
3.Ситуация, в которой все роли играют дети. По необходимости педагог лишь руководит действиями актеров.
4.Самостоятельное моделирование детьми ситуации. Педагог называет тему сюжета. Дети определяют, какие действующие лица должны быть участниками ситуации, распределяют роли и проигрывают ситуацию.
Проигрывая различные ситуации, дети тем самым закрепляют определенные представления, знания, умения, приобретают некоторый опыт поведения и общения, что подготавливает их к практическому апробированию, применению опыта в реальной жизни. Ситуации, связанные с общением, способствуют развитию речи детей - умениям правильно формулировать просьбы, вопросы, грамотно строить ответы, внимательно выслушивать собеседника. Участие в этой, деятельности делает детей более раскованными, свободными, уверенными, они лучше запоминают и успешнее применяют полученные сведения.
После разыгрывания ситуации проводится ее анализ. Учитель предлагает детям оценить, правильно ли поступали, общались действующие лица; дается оценка поведению каждого. Вначале оценка ситуации, действий отдельных ее участников производится по вопросам педагога, затем - с постепенно возрастающей самостоятельностью детей и уменьшающейся помощью педагога. Постепенно при анализе моделей проигранных ситуаций можно вводить и использовать метод аналогий, например: «Приятно было бы тебе услышать такое обращение?», «Как ты бы хотел, чтобы к тебе обратились?» Это способствует не только закреплению знаний о правильном выполнении каких-либо действий, обращений, но и формированию осознанного отношения к ним, убеждения в необходимости поступать, относиться, действовать именно так, а не иначе, по принципу: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
При систематическом обучении созданию реальных ситуаций учащиеся в процессе игр ведут себя свободнее, общаются друг с другом, вносят свои дополнения, вполне соответствующие содержанию, успешно применяют полученные сведения и лучше запоминают их, искренне переживают успех и неудачи партнеров. Самостоятельно разыгрывать сценку на данную учителем тему им труднее, но все же действуют они правильно, могут применить имеющиеся у них знания адекватно ситуации.
Данный метод является наиболее действенным методом обучения школьников с интеллектуальными нарушениями.
Метод моделирования реальных ситуаций, оказывает комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу учащихся, а также на развитие мышления, оценивая ситуацию с разных точек зрения и нахождение верного решения.
Результатом использования метода реальных ситуаций является: адекватное решение жизненных ситуаций обучающимися; повышение выразительности и эмоциональной окраски речи обучающихся: развитие коммуникативных навыков обучающихся с нарушением интеллекта, расширяющих возможности социализации учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку социально - бытовая ориентировка тема"Экономика домашнего хозяйства", 8 специальный класс
данная презентация может использоваться на нескольких уроках по теме "экономика домашнего хозяйства2...
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.
Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ...
Урок социально-бытовой ориентировки "Зубы и уход за ними"
Данная разработка урока социально-бытовой ориентировки в 3 классе СКОШИ I вида (конспект и карточки) направлена на знакомство учащихся с с функциями зубов и их названиями; на формирование предст...
Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО
Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для учащихся школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с м...
Презентация к проекту "Формирование жизненных компетенций на уроках социально-бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО"
Презентация к проекту "Формирование жизненных компетенций на уроках социально-бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО"...
Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»
Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...
Применение игровых технологий на уроках Социально-бытовой ориентировке
Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ра...