Презентация к проекту "Формирование жизненных компетенций на уроках социально-бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО"
презентация к уроку (3 класс) на тему

Евсеева Татьяна Ивановна

Презентация к проекту "Формирование жизненных компетенций на уроках социально-бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt996 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Факультет психологии и специального образования Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО Евсеева Т.И. Смагина О.Н.

Слайд 2

Актуальность: Современная образовательная политика в РФ от педагога требует нового качества образования. С сентября 2016 года начинается претворение в жизнь Концепции СФГОС для детей с ОВЗ, в которых впервые выделяются два взаимодействующих компонента «академический» и «жизненные компетенции». Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для обучающихся с нарушением интеллекта, т. к. для ребёнка с НОДА и УО важно не только овладение академическими ЗУН, но и развитие жизненного опыта, возможности стать активным и независимым в реальной каждодневной жизни. Дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно освоить образцы социальных и бытовых задач. Эти задачи главным образом решаются на уроках по социально – бытовой ориентировки. Поэтому время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать обучающихся к реальной жизни.

Слайд 3

Цель исследования: Изучение особенностей становления жизненной компетенции у обучающихся с НОДА и УО ( овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни).

Слайд 4

Объект исследования: Процесс формирования жизненной компетенции обучающихся в ГБС(К)ОУ школе – интернат №113 г.о. Самара.

Слайд 5

Предмет изучения: Система работы по формированию жизненной компетенции обучающихся на уроках СБО и во внеурочное время в ГБС(К)ОУ школе-интернат №113 г.о. Самара.

Слайд 6

Гипотеза: Использование эффективных методов в организации системы работы по формированию жизненной компетенции позволит обучающимся начальных классов с НОДА и УО овладеть социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, успешно адаптироваться в социуме.

Слайд 7

Задачи: 1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме; 2. изучить психолого-педагогические особенности умственно-отсталых детей; 3. построить учебно-познавательную ситуацию так, что бы у школьника формировались устойчивые мотивы овладения социально- бытовыми умениями; 4. разработать и апробировать комплекс мероприятий по использованию в работе разнообразных методов и приёмов; 5. показать эффективность используемых методов; 6. обработать полученные данные.

Слайд 8

Методы исследования: - изучение научно-методической литературы по данной проблеме; - педагогическое наблюдение; - анкетирование; - опрос; - тестирование; - изучение педагогического опыта; - проведение экспериментальной работы (констатирующий и обучающий эксперименты); - сравнительный анализ результатов.

Слайд 9

Формирование жизненных компетенций знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода); умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений ( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта); экономико- бытовые умения; умение организовывать свой досуг; умение общения; представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта; эмоционально- положительное отношение к окружающим; развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

Слайд 10

Изучались показатели: 1. Социально-бытовые навыки: 1.1навыки личной гигиены; 1.2 знание своего «Я» (фамилия, имя, возраст, адрес); 1.3санитарно – гигиенические навыки (одевание, раздевание, шнуровка, застёгивание и расстегивание пуговиц, приём пищи); 1.4 навыки правильного поведения (во время приёма пищи, прогулки, игры, учёбы, совместной деятельности); 1.5 навыки бытового труда(уход за одеждой и обувью, заправка постели, уборка игрушек и принадлежностей, дежурство по столовой, вытирание пыли, влажная уборка).

Слайд 11

2. Коммуникативные навыки (вербальные, невербальные): 2.1 со взрослыми в учебно - воспитательном процессе; 2.2 со взрослыми в игровой деятельности, трудовой деятельности; 2.3 со взрослыми в повседневных школьных делах; 2.4 со сверстниками в учебном процессе: включаться в диалог, просить о помощи, обращаться с просьбой, предлагать свою помощь; 2.5 со сверстниками в игровой и трудовой деятельности под руководством взрослого; 2.6 со сверстниками в самостоятельно организованной деятельности.

Слайд 12

3. Самоконтроль, саморегуляция поведения: 3.1ориентировка в школе, на школьном участке; 3.2 ориентировка на улице, в ближайшем окружении; 3.3 навыки организации досуга; 3.4 ориентировка в магазине, в аптеке; 3.5 знание правил собственной безопасности. 3.6 навыки культуры поведения.

Слайд 13

Результаты диагностики на первом этапе:

Слайд 14

Наиболее сформированными оказались социально – бытовые навыки (навыки личной гигиены, санитарно –гигиенические навыки, навыки бытового труда) -62%, но всё же 38,9% убираются дома только после напоминания взрослых, не всегда прибирают свои вещи, летом забывают о соблюдении правил личной гигиены. Наименее сформированными оказались коммуникативные навыки – 37% и навыки самоконтроля и саморегуляции – 28%.

Слайд 16

Результаты диагностики после проведенной работы.

Слайд 17

Полученные результаты после проведённой работы и повторной диагностики показали, что уровень сформированности социально – бытовых навыков вырос с 62% до 71%; коммуникативные навыки с 37% до 44%; самоконтроль и саморегуляция с 28% до 34%.

Слайд 18

Вывод: Формирование жизненной компетенции у обучающихся с НОДА и УО - это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-бытовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения и насколько всё это интересует детей.

Слайд 19

Литература: 1.Приказ Министерства образования науки РФ об утверждении образовательных стандартов для детей с ОВЗ от 19.12.2014г. 2. Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата и умственной отсталостью. 3. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 – 9 классы под ред. В.В.Воронковой. Сборник №1. Москва, ВЛАДОС, 2011г.) 4. Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. (Москва, «Владос», 2012г.) 5.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. (Москва «Просвещение» 1997г.) 6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией Воронковой В.В. (Москва «Школа – Пресс» 1994г.) 7. Худенко Е.Д., Фёдорова Г.А. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс, 2 класс, 3класс. Москва «АРКТИ» 2007г. 8. Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. Москва «Просвещение» 1997г. 9. Львова С.А. Социально – бытовая ориентировка. Развёрнутое тематическое планирование 5 – 9 классы. Волгоград «Учитель» 2011г. 10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012г.; 11.Федеральный базисный учебный план «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» № 29/2065-п от 10. 04. 2002г.; 12. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования № 1015 от 30. 08. 2013г.; 13. http:// nsportal.ru/ 14. easyen.ru / load/ klassnye chasy / raznye / 15.prezentacii.com / istorii // obzh /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку социально - бытовая ориентировка тема"Экономика домашнего хозяйства", 8 специальный класс

данная презентация может использоваться на нескольких уроках по теме "экономика домашнего хозяйства2...

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ...

Урок социально-бытовой ориентировки "Зубы и уход за ними"

Данная разработка урока социально-бытовой ориентировки в 3 классе СКОШИ I вида (конспект и карточки) направлена на знакомство учащихся с с функциями зубов и их названиями; на формирование предст...

Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО

Формирование жизненных  компетенций  является главным приоритетом  для учащихся  школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило,  имеющего  ограничения контактов с м...

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...

Применение игровых технологий на уроках Социально-бытовой ориентировке

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ра...

урок "Социально - бытовая ориентировка"

Конспект урока предназначен для коррекционной школы 8 вида. Тема урока "По дороге в школу"....