Применение игровых технологий на уроках Социально-бытовой ориентировке
статья
Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии. Главная цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни. Это личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средства связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и рационально распределять и вести бюджет семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_2020.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение игровой деятельности в процессе обучения детей с ограниченными возможностями на уроках СБО
Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии. Главная цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни. Это личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средства связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и рационально распределять и вести бюджет семьи.
Целью специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы. Важнейший элемент этой системы – занятия по социально-бытовой ориентировке, и от того, в какой мере методика и организационные формы занятий соответствуют поставленной цели, зависит успех подготовки учащихся к жизни.
На уроках социально-бытовой ориентировки в ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, сопоставлять, тренироваться. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию окружающего мира. Приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевай!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?», «Не скажу!» и т. д.
Значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение,
осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить изучаемый материал, внести в урок элемент соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более чёткими, собранными, быстрыми. Многие упражнения можно строить на материале различной трудности. Это даёт возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
В ходе занятий на уроках социально-бытовой ориентировки ученикам необходим отдых и разрядка. Хорошим средством для их организации могут стать, загадки, ребусы считалки и стихи. Однако при использовании этого материала следует соблюдать меру.
Чрезмерная занимательность отвлекает учащихся от усвоения основной темы, постепенно формирует у них неверную установку на то, что все задания должны быть облечены в занимательную форму.
Включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлечённые игрою, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки по социально - бытовой ориентировке. На уроках социально-бытовой ориентировки игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате этого у детей появляется интерес к языку. Занятия социально-бытовой ориентировки не всегда вызывают у учащихся интерес. Пробудить интерес к уроку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Таким образом, использование дидактических игр на уроках социально- бытовой ориентировки помогает усвоить, закрепить и разнообразить учебный материал, предусмотренный программой.
Моделирование реальных ситуаций в сюжетно - ролевых играх применяются как один из ведущих методов обучения. Они проводятся как закрепление пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизведя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за грудным ребенком и др.) Умственно отсталые школьники даже в старших классах не владеют коммуникативными навыками: боятся обращаться к другим людям в стенах школы и тем более за ее пределами; не умеют сформулировать вопрос и обратится с ним к работникам учреждений (например, магазина, почты и др.). В организации и разыгрывании проблемных ситуаций в тренинге (сюжетно-ролевой ситуации) дети приобретают необходимые жизненно важные навыки общения, умения строить свои отношения с другими людьми. Предварительно с детьми разучивается отдельные роли или ставится инсценировка и позже самостоятельно разыгрывание учащимися проблемной ситуации :
- Что ты будешь делать, если ты сел не в тот автобус?
- К тебе кто-то пристал на улице. Твои действия.
- В магазине самообслуживания ты взял больше товара, а у тебя не хватило денег. Что ты будешь делать?
- Ты пришел на встречу с другом (подругой), а (он) она уже ушел (ушла)? Как ты себя будешь чувствовать? Как ты поступишь в этой ситуации?
Ролевые игры используются при прохождении тем: "Культура поведения" (например, ситуативные диалоги при встрече, расставании и за столом; "правила поведения в транспорте", "посещение театра", "поход в гости к...", "встреча молодых людей"); "Средства связи" ("разговор по телефону"); "Медицинская помощь" ("вызов врача", "оказание помощи при несчастном случае", "больной дома"); "Торговля" ("покупка продуктов в магазине") и др.
В ходе применения реальных ситуаций у учащихся развивается диалогическая речь, память, навыки общения. Содержание игр нередко требует совместных действий детей, помощи друг другу, сопереживания, что несомненно способствует воспитанию коллективизма. При систематическом обучении созданию реальных ситуаций учащиеся в процессе игр ведут себя свободнее, успешно применяют полученные сведения, общаются и искренне переживают успех и неудачи друг друга.
Почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Умственно отсталые школьники в силу недостатков развития познавательной деятельности операция планирования дается с трудом. На уроках СБО учащиеся учатся ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. Вначале учитель руководит деятельностью учащихся. Постепенно помощь учителя сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные действия. Это помогает учащимся в будущем лучше адаптироваться в социуме и быту.
Сюжетно-ролевая игра на уроках СБО как форма социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
«Инструментом» учителя при формировании навыков, способствующих социализации детей с нарушением интеллекта, может стать проведение специально разработанных занятий с использованием сюжетно-ролевых игр, направленных на создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия, на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладания с гневом и агрессией, на развитие позитивного самоотношения.
Сюжетно-ролевая игра - воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. В каждом разделе курса СБО есть темы уроков, на которых, для лучшего усвоения учебного материала необходимо проведение игр с распределение ролей между участниками, которые вступают в определённые отношения в различных ситуациях. По классификации сюжетно-ролевая игра относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который может решить исход игры.
И самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место. Использование сюжетно-ролевых игр применимо при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Поездка в автобусе», «Подарок», «Приём гостей», «В магазине», «На почте» Обучая детей правилам общения по телефону можно провести игру – инсценировку «Телефонный разговор». Перед разыгрыванием ситуаций общения по телефону учитель вспоминает с обучающимися некоторые правила разговора по телефону, далее детям могут быть предложены небольшие сценки:
-предупредите по телефону классного руководителя, что вы заболели;
-вы хотели позвонить своему товарищу, но ошиблись номером. Что вы будете говорить?
-Вы увидели, что у соседей из окон идёт густой дым, куда вы позвоните и что скажете?
-Вызвать «Скорую помощь» заболевшему человеку.
Сюжетно-ролевые игры позволяют не только закреплять и расширять знания обучающихся о различных сферах жизни и быта людей (например, о магазинах и их отделах, правилах покупки товаров в них, об услугах ремонтно-бытовых мастерских, о различных видах городского и междугородного транспорта, правилах поведения в транспорте и т.п.), но и накапливать практический опыт общения, уверенность в себе, предупреждать тревожность, настороженность у обучающихся и улучшать эмоциональное состояние детей.
Перебирая игровые ходы - варианты, ребёнок учится следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких, которые могут спровоцировать неправильные поступки.
Обучающий эффект данного метода зависит от того, насколько дети настроятся на игру, почувствуют себя участниками событий, а так как игры проходят в кабинете, то нужно создать иллюзию пребывания на улице, в магазине, в автобусе, дома и т.д.
Немаловажное значение для создания нужной обстановки имеет реквизит.
Положительный результат игры во многом зависит от действий учителя во время её проведения. Высказывания учителя должны быть достаточно эмоциональными и выразительными.
Результатом использования сюжетно-ролевой игры является:
-адекватное решение жизненных ситуаций обучающимися;
-повышение выразительности и эмоциональной окраски речи обучающихся:
-развитие коммуникативных навыков обучающихся с нарушением интеллекта, расширяющих возможности социализации учащихся.
Эти результаты указывают, что использование сюжетно-ролевой игры на уроках положительно влияет на развитие коммуникативных навыков, коррекцию эмоциональной сферы, повышают общую культуру речевой коммуникации обучающихся, способствуют решению проблемы социализации обучающихся с нарушением интеллекта.
По моим наблюдениям почти все обучающиеся выпускных классов без боязни посещают общественные места, могут осуществлять элементарные покупки в магазине, пользоваться общественным транспортом.
Сюжетно- ролевые игры – один из самых эффективных способов социализации, коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Наряду с этим этот метод является самым сложным методом обучения детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-за неумения учащихся выступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей.
В каждом разделе курса СБО есть темы уроков, на которых, для лучшего усвоения учебного материала необходимо проведение игр с распределение ролей между участниками, которые вступают в определённые отношения в различных ситуациях.
Модели реальных ситуаций, предлагаемые учащимся, должны различаться не только содержанием, но и степенью сложности. Сюжеты ситуаций берутся обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие партнёров повышает необходимость соблюдения этих правил. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, школьники в определенной мере приобретают навыки культуры общения, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях, и в частности тогда, когда обстановка может провоцировать неправильные поступки.
Использование на уроках социально-бытовой ориентировки сюжетно-ролевых игр открывает возможности для нового решения вопроса повышения эффективности формирования социальной компетентности у обучающихся с нарушением интеллекта. Социальная компетентность выпускников проявляется в умении устанавливать правильные личные и деловые контакты, уверенней чувствовать себя в общественных местах, соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, проявлять заботу о близких.
Участие школьников в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения. Основной характеристикой общения является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Для того чтобы человек обратился к другому с определённой целью, необходимо наличие у первого побудительных мотивов, умения сформулировать обращение, просьбу или вопрос.
Выполнение роли требует подчинения определённым правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие партнёров повышает необходимость соблюдения этих правил, следования определённой темы игры. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, школьники в определённой мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям, нормам поведения в различных ситуациях. Например, при изучении темы «Торговля» учащиеся в игровой форме учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. А во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях.
На уроках с помощью созданных учебно-игровых ситуаций создаются условия, в которых дети учатся диалоговой речи, усваивают обиходные слова, необходимые им на работе и в быту. Благодаря игровой деятельности ученик учится понимать ситуацию и с различных сторон в ней проявляться. Преимущество игры состоит в том, что ситуацию возможно проиграть несколько раз, увидев при этом отрицательные и положительные стороны того или иного разыгранного поступка. Повторение ситуации позволяет отработать ее по возможности в совершенстве. В ходе игры возможна постоянная активизация учеников системой поручений и указаний, требующих речевой коммуникации: «Скажи…», «Спроси…», «Ответь…», «Узнай…». Игра способствует развитию речи, познавательной деятельности, социально-бытовой адаптации и ориентировочной деятельности.
Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников. Например, при изучении темы «Торговля» в кабинете создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д. Учащиеся сначала на уроках в игровой форме учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. А во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые. В старших классах больше внимания уделяется деловой игре. Сценарии деловых игр разрабатывает учитель. Например, изучая тему «Профориентация и трудоустройство», учащиеся под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие занятия проходят с большим интересом у учащихся. Сначала одни выступают в роли работодателя, другие - в роли работника, затем меняются ролями. Учащиеся получают удовлетворение от успешного овладения знаниями, так как игровые моменты чередуются с упражнениями по формированию знаний, становятся более любознательными. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенность у учителя, что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.
Сюжетно-ролевые игры применяются при изучении различных разделов программы: «Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Торговля», «Учреждения и организации», «Экономика домашнего хозяйства», «Трудоустройство». По каждому разделу программы подбирается большое количество сюжетов. Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей, Например, о продовольственных и промтоварных магазинах, правилах покупки товаров в них, о приемных пунктах прачечных, о различных видах городского транспорта, правилах поведения в транспорте, условиях покупки железнодорожных и авиабилетов и т. д., накапливать практический опыт их использования.
Таким образом, можно сказать, что проведение урока в форме сюжетно-ролевой игры дает ребенку важные знания и навыки, которые пригодятся ему в будущей жизни.
Примерные сюжетно-игровые ситуации: «В магазине игрушек», «Посещение кинотеатра», «Поездка в автобусе» , «Беседа по телефону», Ролевая игра: «Отправка бандероли», Этюд «Обращение в справочное бюро», Этюд «Посадка в вагон», Этюд «Разговор с проводником», Этюд «Обмен местами в купе»
КРОССВОРДЫ НА УРОКАХ СБО
Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя он испытает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского- без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.
РЕБУСЫ НА УРОКАХ СБО
Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказываний зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.
ЗАГАДКИ НА УРОКАХ СБО
Использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами СБО, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.
Загадки можно использовать и при составлении кроссворда.
ФИЗМИНУТКИ НА УРОКАХ СБО
Физминутки представляют собой небольшой комплекс физических упражнений, которые проводятся на уроке как необходимый кратковременный отдых, смена деятельности после продолжительного сидения за партой. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей.
ИГРЫ
Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход может быть в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.
Практика показывает, что необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.
Дидактические игры
В дидактических играх на занятиях по СБО могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки (предметные и сюжетные), карточки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные в устном или письменном виде.
Игровые действия могут быть следующие:
-манипуляции с предметами, игрушками, моделями, картинками, табличками со словами, фразами: подбор, выбор;
-раскладывание по группам;
-соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями;
-узнавание на ощупь;
-поиск и показ (например: предметов, изображений, слов);
-хлопанье в ладоши, топанье ногой и прочее;
-называние предметов, действий, признаков.
Сюжетно-ролевые игры
Роли выполняются самими детьми. В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений.
Игровые- ситуации
В обучении умственно отсталых детей традиционно эффективно используется прием игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Игровые персонажи могут быть взяты из книг, мультфильмов (например: Буратино, Незнайка, домовой Нафаня), либо придуманы педагогом или детьми. Игровые ситуации, связанные с ними, могут быть самые разные. Например, игровой персонаж:
-чего-либо не знает, не умеет;
-просит помощи;
-утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, допуская ошибки;
-утверждает о ненужности выполнения какого-либо трудового процесса (например, стирки одежды, мытья -посуды) или соблюдения правил поведения;
-опоздал на занятие и не слышал, не видел, чему учились дети;
Задания - соревнования.
Нестандартный урок
-соревнования типа КВН
-игры
-экскурсии
-уроки-игры "Поле чудес"
CD НА УРОКАХ СБО
1.Использование CD в компьютерном классе:
2.Энциклопедия "Уход за собой"
3.Энциклопедия "Домоводство"
4.Энциклопедия "Здоровье и развитие ребенка"
5.Энциклопедия современной хозяйки
6.Энциклопедия "Ты самая красивая"
7."Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия"
8.Этикет для малышей
Работа на компьютере очень увлекает учащихся. Сейчас в магазинах можно подобрать различные CD или DVD, которые подходят для изучения многих тем по СБО - "Жилище", "Питание", "Культура поведения", "Одежда. Обувь" и т.п.
Составила учитель надомного обучения: Микишанова Е.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.
Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ...
Применение игровых технологий на уроках литературного чтения
Презентация на тему: "Применение игровых технологий на уроках литературного чтения"Цель: повысить интерес к литературному чтению у обучающихся и закрепить знания с помощью кроссвордов, ребусов, ...
«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Итоговый практико-значимый проект "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"...
Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)
Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...