Программа внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа «Тропинка в профессию» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению профориентационная работа в 1-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_v_professiyu.doc | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА
ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Принята на заседании» «Утверждаю»
Педагогического совета Директор
МБОУ Вязьма-Брянской СОШ
Вяземского района
Смоленской области
Данкова Елена Владимировна
Протокол № Приказ № от
От «____» ________ 20 __ года «____» ________ 20 __ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ»
Направление: профориентационная работа
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года (135 часов)
Автор//Составитель:
ФИО: Докучаева Л. И.,
учитель начальных классов
село Вязьма-Брянская, 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Тропинка в профессию» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению профориентационная работа.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника; на основании рабочей программы воспитания МБОУ Вязьма - Брянской СОШ Вяземского района Смоленской области;
Перечень учебников и пособий, которые используются для обеспечения реализации программы:
- Цифровые образовательные ресурсы.
Актуальность. Рабочая программа «Тропинка в профессию» ориентирована обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся в вопросе профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитательном процессе, развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.
Цель программы: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.
Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений о профессии среди младших школьников.
Цели II и III этапов профориентации учащихся - диагностика и определение предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с потребностью рынка труда и, наконец, профессиональная проба, и психологическая готовность к самоопределению
Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном) режиме с использованием ЭО и ДОТ.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа «Разговоры о важном» информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности рассчитана в 1 классе на 33 учебных часа (1 час в неделю; 33 учебные недели).
Результаты обучения
Личностные результаты:
В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
-когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;
-мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
-поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Тропинка в профессию » - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
-Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | «Все работы хороши» | 2 | 2 | |
2 | «Кому, что нужно» | 1 | 1 | 2 |
3 | «Оденем куклу на работу, едем на работу» | 1 | 1 | 2 |
4 | «Мы строители» | 1 | 1 | 2 |
5 | «Магазин» | 2 | 2 | |
6 | «Мы идем в магазин» | 1,5 | 0,5 | 2 |
7 | «Аптека» | 2 | 2 | |
8 | «Больница» | 1,5 | 0,5 | 2 |
9 | «Какие бывают профессии» | 1 | 1 | 2 |
10 | С.Михалков «Дядя Степа» | 2 | 2 | |
11 | «Дядя Степа-милиционер» | 2,5 | 0,5 | 3 |
12 | В.Маяковский «Кем быть?» | 1 | 1 | 2 |
13 | К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | 1 | 2 |
14 | Уход за цветами | 1,5 | 0,5 | 2 |
15 | Профессия повар | 1,5 | 0,5 | 2 |
16 | «Поварята» | 1,5 | 0,5 | 2 |
Итого: | 24 | 9 | 33 |
Содержание программы
1 класс
(1 час в неделю; 33 часа)
Модуль I «Играем в профессии» (33 часа)
Все работы хороши (2 часа). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в составлении целой из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея).Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбока), без дела жить -…(только небо коптить).Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
Кому что нужно (2 часа). Дидактическая игра.
Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу (2 часа). Дидактическая игра.
Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец).
Идём на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку, подходящую для работы.
Мы строители (2 часа). Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических фигур, конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Магазин (2 часа).Ролевая игра.
Мы идем в магазин (2ч.). Беседа с игровыми элементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Анализ стихотворений. Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Заведующая, продавец, товаровед, охранник, администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине?
Аптека (2 часа).Ролевая игра.
Организационный момент. Игра. Построение из геометрических фигур здания аптеки. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Больница (2 часа). Ролевая игра
Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»). Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель скорой помощи. Итог. Что нужно знать, чтобы стать доктором. Какую пользу приносят наши знания.
Какие бывают профессии (2 часа).Игровой час.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…» (например, «Без труда.. ( не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2 часа).Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия..Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы.
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3 часа).Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил ты в данной ситуациях. Словарная работа.
В.Маяковский «Кем быть?» (2 часа). Чтение текста.
Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер.
К.Чуковский «Доктор Айболит» (2 часа).
Игра-демонстрация, викторина.
Уход за цветами. (2 часа). Практическое занятие.
Профессия «Повар» (2 часа). Экскурсия.
Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.
Поварята. (2 часа). Конкурс-игра.
1 класс
(1 час в неделю; 33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата факт. | Дата коррект. |
Модуль I «Играем в профессии» | ||||
1 | «Все работы хороши» | 1 | ||
2 | «Все работы хороши» | 1 | ||
3 | «Кому, что нужно» | 1 | ||
4 | «Кому, что нужно» | 1 | ||
5 | «Оденем куклу на работу, едем на работу» | 1 | ||
6 | «Оденем куклу на работу, едем на работу» | 1 | ||
7 | «Мы строители» | 1 | ||
8 | «Мы строители» | 1 | ||
9 | «Магазин» | 1 | ||
10 | «Магазин» | 1 | ||
11 | «Мы идем в магазин» | 1 | ||
12 | «Мы идем в магазин» | 1 | ||
13 | «Аптека» | 1 | ||
14 | «Аптека» | 1 | ||
15 | «Больница» | 1 | ||
16 | «Больница | 1 | ||
17 | «Какие бывают профессии» | 1 | ||
18 | «Какие бывают профессии» | 1 | ||
19 | С.Михалков «Дядя Степа» | 1 | ||
20 | С.Михалков «Дядя Степа» | 1 | ||
21 | «Дядя Степа-милиционер» | 1 | ||
22 | «Дядя Степа-милиционер» | 1 | ||
23 | «Дядя Степа-милиционер» | 1 | ||
24 | В.Маяковский «Кем быть?» | 1 | ||
25 | В.Маяковский «Кем быть?» | 1 | ||
26 | К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | ||
27 | К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | ||
28 | Уход за цветами | 1 | ||
29 | Уход за цветами | 1 | ||
30 | Профессия повар | 1 | ||
31 | Профессия повар | 1 | ||
32 | «Поварята» | 1 | ||
33 | «Поварята» | 1 | ||
33 часа |
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа «Разговоры о важном» информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности рассчитана во 2 классе на 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).
Результаты обучения
Личностные результаты:
В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
-когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;
-мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
-поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Тропинка в профессию » - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
-Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»)
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Мастерская удивительных профессий «Все работы хороши» | 2 | 2 | |
2 | «Разные дома» | 1 | 1 | 2 |
3 | «Дачный домик» | 1 | 1 | 2 |
4 | «Моя профессия» | 1 | 1 | 2 |
5 | «Профессия «Врач» | 2,5 | 0,5 | 3 |
6 | «Больница» | 2 | 2 | |
7 | Доктор «Айболит» | 2 | 2 | |
8 | «Кто нас лечит» | 1 | 1 | 2 |
9 | «Добрый доктор Айболит» | 1,5 | 0,5 | 2 |
10 | «Парикмахерская» | 3 | 3 | |
11 | «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | 1 | 1 | 2 |
12 | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | 1 | 1 | 2 |
13 | Профессия «Строитель» | 2 | 1 | 3 |
14 | Строительный поединок | 1,5 | 1,5 | 3 |
15 | «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» | 0,5 | 1,5 | 2 |
Итого: | 23 | 11 | 34 |
Содержание программы
2 класс
(1 час в неделю; 34 часа)
Модуль I I «Путешествие в мир профессий» (34 часа)
Мастерская удивительных профессий (2 часа). Дидактическая игра.
Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга - тех же цветов).
Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место работы. Определить профессии, результат труда человека.
Разные дома (2 часа). Практическое занятие.
Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Игра-соревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение.
Дачный домик (2 часа). Практическое занятие.
Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.
Моя профессия (2 часа). Игра-викторина.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Итог.
Профессия «Врач» (3 часа). Дидактическая игра.
«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.
Больница (2 часа). Сюжетно-ролевая игра.
Доктор «Айболит» (2 часа). Игра
«Кто нас лечит» (2 часа). Экскурсия в кабинет врача.
Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Итог.
«Добрый доктор Айболит» (2 часа).
«Парикмахерская» (3 часа). Сюжетно-ролевая игра.
Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (2 часа). Игры.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий.
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 часа). Инсценировка.
Профессия «Строитель» (3 часа). Дидактическая игра.
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например: штукатур-мастерок, машина-шофер.
Строительный поединок (3 часа). Игра-соревнование.
Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (2 часа) Классный час.
Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа (профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.
2 класс
(1 час в неделю; 34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата факт. | Дата коррект. |
Модуль II «Путешествие в мир профессий» | ||||
1 | Мастерская удивительных профессий «Все работы хороши» | 1 | ||
2 | Мастерская удивительных профессий «Все работы хороши» | 1 | ||
3 | «Разные дома» | 1 | ||
4 | «Разные дома» | 1 | ||
5 | «Дачный домик» | 1 | ||
6 | «Дачный домик» | 1 | ||
7 | «Моя профессия» | 1 | ||
8 | «Моя профессия» | 1 | ||
9 | «Профессия «Врач» | 1 | ||
10 | «Профессия «Врач» | 1 | ||
11 | «Профессия «Врач» | 1 | ||
12 | «Больница» | 1 | ||
13 | «Больница» | 1 | ||
14 | Доктор «Айболит» | 1 | ||
15 | Доктор «Айболит» | 1 | ||
16 | «Кто нас лечит» | 1 | ||
17 | «Кто нас лечит» | 1 | ||
18 | «Добрый доктор Айболит» | 1 | ||
19 | «Добрый доктор Айболит» | 1 | ||
20 | «Парикмахерская» | 1 | ||
21 | «Парикмахерская» | 1 | ||
22 | «Парикмахерская» | 1 | ||
23 | «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | 1 | ||
24 | «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | 1 | ||
25 | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | 1 | ||
26 | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | 1 | ||
27 | Профессия «Строитель» | 1 | ||
28 | Профессия «Строитель» | 1 | ||
29 | Профессия «Строитель» | 1 | ||
30 | Строительный поединок | 1 | ||
31 | Строительный поединок | 1 | ||
32 | Строительный поединок | 1 | ||
33 | «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» | 1 | ||
34 | «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» | 1 | ||
34 часа |
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа «Разговоры о важном» информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности рассчитана в 3 классе на 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).
Результаты обучения
Личностные результаты:
В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
-когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;
-мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
-поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Тропинка в профессию » - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
-Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»)
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | «Что такое профессия» | 2 | 2 | |
2 | «У кого мастерок, у кого молоток» | 1 | 1 | 2 |
3 | «Истоки трудолюбия» | 1 | 1 | 2 |
4 | «Домашний помощник» | 1 | 1 | 2 |
5 | «Мир профессии» | 2 | 2 | |
6 | «Угадай профессии» | 1,5 | 0,5 | 2 |
7 | «Какие бывают профессии» | 2 | 2 | |
8 | «Куда уходят поезда» | 1,5 | 0,5 | 2 |
9 | «Моя профессия» | 1 | 1 | 2 |
10 | «Наши друзья-книги» | 2 | 2 | |
11 | «Откуда сахар пришел» | 2 | 2 | |
12 | «Турнир профессионалов» | 1 | 1 | 2 |
13 | «Все профессии нужны, все профессии важны» | 1,5 | 1,5 | 3 |
14 | «Строим дом» | 1,5 | 0,5 | 2 |
15 | Операция « Трудовой десант» | 1 | 1 | |
16 | «Уход за цветами» | 0,5 | 1,5 | 2 |
17 | «Кулинарный поединок» | 0,5 | 1,5 | 2 |
Итого: | 23 | 11 | 34 |
Содержание программы
3 класс
(1 час в неделю; 34 часа)
Модуль III «У меня растут года…» (34 часа)
Что такое профессия (2 часа). Игровая программа.
Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами (например, «Труд кормит человека, а лень портит..»). Закончить пословицу: «Кто не работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию (например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).
У кого мастерок, у кого молоток (2 часа). Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне - например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.
Истоки трудолюбия (2 часа). Игровой час.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Домашний помощник (2 часа). Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь».
Мир профессий (2 часа). Викторина.
Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях.
Загадки о профессиях.
Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.
Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог награждение лучших игроков.
Угадай профессию (2 часа). Занятие с элементами игры.
Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например: хлеб-хлебороб, одежда-портной. Чёрный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов.
Какие бывают профессии (2 часа). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог.
Куда уходят поезда (2 часа). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали.
Моя профессия (2 часа). КВН.
Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры). Разминка (назвать инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог. Награждение команд.
Наши друзья - книги (2 часа). Беседа с элементами игры. Экскурсия в сельскую библиотеку.
Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).
Откуда сахар пришел (2 часа). Беседа.
Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита).
«Турнир профессионалов» (2 часа). Конкурс-игра.
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию, например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов.
Все профессии нужны, все профессии важны (3 часа). Устный журнал.
Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?») Художественная (просмотр мультимедиа о людях разных профессий). Игра. Дискуссия «Объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана».
Стройка (2 часа). Экскурсия.
Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.
Операция «Трудовой десант» (1 час). Практикум.
Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Подведение итогов. Поощрение.
Уход за цветами (2 часа). Практика.
Кулинарный поединок (2 часа). Шоу-программа.
Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудо-повара». Конкурс-эстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и т.д.). Итоги конкурса, награждения команд.
3 класс
(1 час в неделю; 34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата факт. | Дата коррект. |
Модуль III « У меня растут года…» | ||||
1 | «Что такое профессия» | 1 | ||
2 | «Что такое профессия» | 1 | ||
3 | «У кого мастерок, у кого молоток» | 1 | ||
4 | «У кого мастерок, у кого молоток» | 1 | ||
5 | «Истоки трудолюбия» | 1 | ||
6 | «Истоки трудолюбия» | 1 | ||
7 | «Домашний помощник» | 1 | ||
8 | «Домашний помощник» | 1 | ||
9 | «Мир профессии» | 1 | ||
10 | «Мир профессии» | 1 | ||
11 | «Угадай профессии» | 1 | ||
12 | «Угадай профессии» | 1 | ||
13 | «Какие бывают профессии» | 1 | ||
14 | «Какие бывают профессии» | 1 | ||
15 | «Куда уходят поезда» | 1 | ||
16 | «Куда уходят поезда» | 1 | ||
17 | «Моя профессия» | 1 | ||
18 | «Моя профессия» | 1 | ||
19 | «Наши друзья-книги» | 1 | ||
20 | «Наши друзья-книги» | 1 | ||
21 | «Откуда сахар пришел» | 1 | ||
22 | «Откуда сахар пришел» | 1 | ||
23 | «Турнир профессионалов» | 1 | ||
24 | «Турнир профессионалов» | 1 | ||
25 | «Все профессии нужны, все профессии важны» | 1 | ||
26 | «Все профессии нужны, все профессии важны» | 1 | ||
27 | «Все профессии нужны, все профессии важны» | 1 | ||
28 | «Строим дом» | 1 | ||
29 | «Строим дом» | 1 | ||
30 | Операция « Трудовой десант» | 1 | ||
31 | «Уход за цветами» | 1 | ||
32 | «Уход за цветами» | 1 | ||
33 | «Кулинарный поединок» | 1 | ||
34 | «Кулинарный поединок» | 1 | ||
34 часа |
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа «Разговоры о важном» информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности рассчитана в 4 классе на 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).
Результаты обучения
Личностные результаты:
В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
-когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;
-мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
-поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Тропинка в профессию » - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
-Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | «Любое дело - моё счастье в будущем» | 2 | 2 | |
2 | «По дорогам идут машины» | 1 | 1 | 2 |
3 | «Все работы хороши» | 1 | 1 | 2 |
4 | «О профессии продавца» | 1 | 1 | 2 |
5 | «О профессии библиотекаря» | 1,5 | 0,5 | 2 |
6 | «Праздник в городе Мастеров» | 1,5 | 0,5 | 2 |
7 | «Работники издательства и типографии» | 2 | 2 | |
8 | «Как приходят вести» | 1,5 | 0,5 | 2 |
9 | «Веселые мастерские» | 1 | 1 | 2 |
10 | «Путешествие в Город Мастеров» | 2 | 2 | |
11 | «Строительные специальности» | 2 | 2 | |
12 | «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» | 1 | 1 | 2 |
13 | «Знакомство с промышленными профессиями» | 1 | 1 | 2 |
14 | «Человек трудом красен» | 1,5 | 0,5 | 2 |
15 | «Успеешь сам - научи другого» | 1,5 | 0,5 | 2 |
16 | «Чей участок лучше» | 1,5 | 0,5 | 2 |
17 | «Кулинарный поединок» | 2 | 2 | |
Итого: | 23 | 11 | 34 |
Содержание программы
4 класс
(1 час в неделю; 34 часа)
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой» (34 часа)
Любимое дело мое - счастье в будущем (2 часа). Классный час, презентация.
Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.
По дорогам идут машины (2 часа). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация «Улица».
Все работы хороши (2 часа). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.
О профессии продавца (2 часа). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».
О профессии библиотекаря (2 часа). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.
Праздник в Городе Мастеров (2 часа). КВН.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии (2 часа). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.
Как проходят вести (2 часа). Экскурсия на почту.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
Веселые мастерские (2 часа). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие в Город Мастеров (2 часа). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек - человек, человек - техника, человек -природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный Дровосек.
Строительные специальности (2 часа). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2 часа). Игровой вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.
Знакомство с профессиями прошлого (2 часа). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
«Человек трудом прекрасен» (2 часа). Игра-соревнование.
«Умеешь сам - научи другого» (2 часа). Практикум.
«Чей участок лучше?» (2 часа). Практикум.
4 класс
(1 час в неделю; 34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата факт. | Дата коррект. |
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой» | ||||
1 | «Любое дело - моё счастье в будущем» | 1 | ||
2 | «Любое дело - моё счастье в будущем» | 1 | ||
3 | «По дорогам идут машины» | 1 | ||
4 | «По дорогам идут машины» | 1 | ||
5 | «Все работы хороши» | 1 | ||
6 | «Все работы хороши» | 1 | ||
7 | «О профессии продавца» | 1 | ||
8 | «О профессии продавца» | 1 | ||
9 | «О профессии библиотекаря» | 1 | ||
10 | «О профессии библиотекаря» | 1 | ||
11 | «Праздник в городе Мастеров» | 1 | ||
12 | «Праздник в городе Мастеров» | 1 | ||
13 | «Работники издательства и типографии» | 1 | ||
14 | «Работники издательства и типографии» | 1 | ||
15 | «Как приходят вести» | 1 | ||
16 | «Как приходят вести» | 1 | ||
17 | «Веселые мастерские» | 1 | ||
18 | «Веселые мастерские» | 1 | ||
19 | «Путешествие в Город Мастеров» | 1 | ||
20 | «Путешествие в Город Мастеров» | 1 | ||
21 | «Строительные специальности» | 1 | ||
22 | «Строительные специальности» | 1 | ||
23 | «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» | 1 | ||
24 | «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» | 1 | ||
25 | «Знакомство с промышленными профессиями» | 1 | ||
26 | «Знакомство с промышленными профессиями» | 1 | ||
27 | «Человек трудом красен» | 1 | ||
28 | «Человек трудом красен» | 1 | ||
29 | «Успеешь сам - научи другого» | 1 | ||
30 | «Успеешь сам - научи другого» | 1 | ||
31 | «Чей участок лучше» | 1 | ||
32 | «Чей участок лучше» | 1 | ||
33 | «Кулинарный поединок» | 1 | ||
34 | «Кулинарный поединок» | 1 | ||
34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс
Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...
Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"
Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...
Программа внеурочного курса "Все профессии важны"
Данная программа была составлена для учащихся 3 класса общеобразовательной школы с целью ознакомления с различными профессиями....
Программа внеурочной деятельности " Мир профессий"
Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств....
Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий»
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, учитывая интересы обучающихся, была разработана программа внеурочной деятельности научно-познава...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» 4 КЛАСС
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» 4 КЛАСС 2018-2019
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...